Безопасность при ремонте автомобиля

Содержание

Безопасность при ремонте автомобиля

Техника безопасности при техническом обслуживании автомобиля.

За последние 10-15 лет автомобили стали в техническом плане намного сложнее, это факт, от которого уже не уйдешь. К бодьшому сожалению все новые и современные автотранспортные средства сегодня стало ремонтировать и обслуживать на много тяжелей. Но это не означает то, что в современном мире стало меньшее число людей, которые готовы на постоянной основе самостоятельно проводить такое техническое обслуживание своих автомобилей или их ремонтировать. Так же в нашей стране всвязи с существенным ростом автопарка, повсюду стали появляться как грибы различные автосервисные конторы, начиная например от простых гаражных сервисов и заканчивая самыми крупными автостанциями техобслуживания.

Но вот что интересно, в нашей стране к большому конечно сожалению, мало кто знает правила безопасности обслуживания автомобилей, которые должны соблюдаться при авторемонте. Спросите любого автослесаря, который допустим еще недавно приступил к работе по ркмонту машин в автомастерской и, он обязательно приведет вам пару примеров о случаях связанных с травмами, полученными гражданами при обслуживании своего автомобиля. Но каждый из этих автослесарей или владельцев автомобилей предпочитающих ремонтировать свою машину самостоятельно, может естественным образом избежать такой опасности получения непредвиденых травм, если он начнет соблюдать и выполнять простые и общие правила техники безопасности при ремонте автомашины.

Наше издание 1GAI.RU предлагает каждому из вас уникальный и поучительный сборник простых советов и правил, которые, мы надеемся помогут вам (каждому автолюбителю) соблюдать технику безопасности при ремонте автотранспортных средств.

Как мы многие знаем из той же практики, существует огромное количество опасностей при техническом обслуживании автомобилей, которые многим из нас (вас) могут показаться довольно пугающими на первый их взгляд. И неважно, кто вы, автомастер, работающий на большом автосервисе или непосредственно сам владелец автомобиля, который предпочитает лично, без посторонней помощи проводить техническое обслуживание или ремонт своей машины, вы должны каждый раз перед работами с автотранспортным средством знать заранее, а именно, что вам необходимо сделать при работе с автомобилем в самую первую очередь, также, обязаны для себя выяснить, как именно и каким образом при ремонте вы хотите достичь этой вашей цели и еще, должны четко знать (наизусть по памяти), какие именно инструменты вы будете использовать при ремонте машины, а если таковые отсутствуют (не имеются) в наличии, то обязательно их приобрести не тратя при этом слишком много денег.

Конечно на фоне всего нами перечисленного вопросы о вашей безопасности при ремонте машины, безусловно все только усложняют. Но соблюдать технику безопасности при авторемонте считаем, надо обязательно, если конечно вы сами не желаете, чтобы такое техническое обслуживание машины для вас стало опасным. Но соблюдая наши советы, собраные для вас в одну общую статью, вы сможете сделать сам процесс ремонта автомобилей для себя таким же безопасным, как любое свое хобби.

Какие детали автомобиля наиболее опасны?

Прежде чем мы с вами перейдем к фактическим советам по технике безопасности, давайте сначала поговорим об опасных в той или иной мере авточастях содержащихся (находящихся) в автомобиле, то есть о тех вещах и автомобильных частях, на которые следует ориентироваться и обращать свое внимание во время авторемонта.

Наиболее явная и подстерегающая каждого автовладельца опасность при работе с машиной, непосредственно связана с поднятием определенных тяжелых ее компонентов. Почему? Отвечаем. Во-первых, при поднятии всего автомобиля на подъемнике существует определенный риск его падения. Не удивительно, что когда вы находитесь во время ремонта под самой машиной, то нужно быть всегда очень осторожным, так как в приподнятом состоянии любой автомобиль становится действительно опасен.

Также, вы обязательно должны знать и помнить, что большинство автомашин (особенно старых) изготовленны из стальных деталей, которые могут быть гораздо тяжелее, чем они на самом деле выглядят. Поэтому помните, что откручивая под машиной какие-либо детали, вы должны быть максимум предельно осторожными, так как при падении такой стальной запчасти вы можете получить довольно тяжелую травму.

Также, существуют и опасные сами по себе детали, которые двигаются. Вот например, тот же вентилятор под капотом машины, который вращается вместе с двигателем. Как вы понимаете его лопасти уже представляют серьезную опасность для человека, как опасного режущего инструмента. Не стоит забывать и о цепи ГРМ, которая может зацепить рукав вашей рубашки и превратить вашу руку в сплошной фарш.

Кроме вскго прочего, в машине есть энергоаккумулирующие детали, например такие, как пружины подвески или работающие под давлением емкости (шланги, трубки и т. п. детали), которые могут для вас (автолюбителя) представлять серьезную опасность.

Не стоит также забывать и о том, что в любом автомобиле существует множество металлических острых частей (деталей) о которые можно пораниться. А это уже не шутка. Ведь таким именно образом можно занести себе в кровь нежелательную инфекцию (например, как столбняк). А дело тут как раз в том, что многие автодетали машины в процессе своей эксплуатации подвергаются агрессивному воздействию от внешней среды (ржавчина, дорожные реагенты, грязь, песок и т.п.) и соответственно далеко не стерильны.

Ну и естественно не стоит забывать и о самих жидкостях содержащихся в автомобиле, которые возможно представляют еще большую опасность лля человека, чем большие автометаллические детали. Например, сегодня точно доказано, что отработанное масло является сильнейшим канцерогеном, которое следует держать от вашей кожи (от кожи человека) как можно дальше. Этиленгликоль (антифриз) и тормозная жидкость тоже являются опасными ядами, которые вызывают (могут вызвать) у человека почечную недостаточность, когда таковые попадают (попадут) непосредственно в желудок. Не стоит забывать и об омывающей жидкости лобового стекла (так называемая незамерзайка). Особенно в том случае если учитывать, что 80 процентов всей незамерзающей жидкости в нашей стране производится с нарушением всех правил технологий, где недобросовестные производители жидкости используют запрещенный во всем мире — метанол, который может вызвать серьезные проблемы со здоровьем у человека даже при одном лишь попадании паров этой жидкости в дыхательные пути как водителя, так и его пассажиров (начиная от нервных заболеваний и заканчивая диабетом).

Надо помнить и не забывать еще об одном опасном веществе, как об окиси углерода, который содержится в выхлопных газах вашего двигателя, а также о самом бензине (легко воспламеняющаяся жидкость) и об хладагенте находящегося в кондиционере, который при своей утечке может вызвать серьезное повреждение как самих легких, так и мозга.

Плюс ко всему надо помнить и о серной кислоте содержащейся в аккумуляторе вашей машины, которая не должна ни при каких обстоятельствах попадать на вашу кожу или глаза, иначе вы рискуете получить очень опасный ожег.

Таким образом получается, узнав о том, что любой автомобиль может вас просто раздавить или обрезать, отравить или сжечь а вместе с тем задушить и обездвижеть (т.д. и т.п.), многие новички ремонтники (особенно те, которые только начали учиться на автослесарей) будут от этого просто в шоке.

Но это еще не все уважаемые наши читатели. А знаете ли вы о том, что сам автомобиль может ударить вас током? Нет, не знаете? Это печально. Да, конечно многим из вас понятно, что из-за высокого сопротивления вашего (человеческого) тела прикасаясь даже влажными руками к металлическим деталям машины, вы естественно будете в безопасности и вас не ударит током. Но это все не означает, что 12-вольтовая батарея в автомобиле совсем уж безопасна ( т.е не опасна).

Надо все равно помните, что любой из автомобилей является потенциальным и существенным источником напряжения.

Как обеспечить свою безопасность

И так, прочитав в статье обо всем этом вы подумали (наверное) о том, что вам необходимо носить шлем и быть в бронированной защите, чтобы при ремонте ваш любимый автомобиль вас не повредил. Но на самом же деле все не так, оставаться в безопасности при ремонте своего и любого автомобиля довольно просто.

Теперь вы уже знаете на какие вещи при авторемонте нужно обращать внимание. Предлагаем вам некоторые советы и рекомендации, которые непременно помогут вам держать себя в безопасности во время проведения ремонтных работ с автомобилем. Имейте здесь в виду, что это не исчерпывающий перечень (список) таких рекомендаций, а лишь малая их часть, которая поможет вам оставаться в безопасности при техническом обслуживании автотранспортного средства. Особенно такие советы помогут тем, кто только начинает приобретать свой первый опыт в ремонте автотранспортных средств передвижения.

Читать статью  Дипломные работы на тему безопасность дорожного движения

Надевайте перчатки с длинными рукавами или раструбами и, не одевайте свободную и свисающую спец.одежду

Самый простой способ защитить себя от попадания на кожу масла, охлаждающей жидкости или топлива, это надеть перчатки. Для этого подходят одноразовые латексные перчатки. Но такие перчатки подходят только для замены жидкостей, они не защитят вас от порезов или от ушибов. Вот почему нужно использовать нейлоновые или кожаные перчатки, которые хотя и не полностью водонепроницаемы, но все равно легко помогают защитить руки человека (ремонтника) от автомобильных жидкостей и от повреждений (от травм).

Также, необходимо использовать специальный комбинезон, который задержит жидкость от попадания на кожу, будет хорошо защищать все тело и при этом сохранит в чистоте одежду.

Обращаем ваше внимание, что при ремонте машины носить свободную одежду крайне рискованно, поскольку она в любой может зацепиться за детали самого автомобиля (например, об звено цепи ГРМ или за другую движущуюся часть машины). Поэтой причине старайтесь надевать на себя одежду, которая не будет свисать.

Всегда используйте Джек-стенды

Ваш кузов машины наверняка оснащен специальным гнездом для домкрата, которое необходимо для того, чтобы автомобиль надежно держался на подъемном механизме. Но если посмотреть, то можно увидеть следующее, во всем мире ежедневно происходит немало несчастных случаев связанных с тем, когда автомобиль соскакивает с домкрата и повреждает самого мастера. Для более надежного удержания машины на весу необходимо использовать компактные Джек-стенды. Правда прежде чем устанавливать подобные устройства вы должны убедиться, что таковые способны выдерживать вес машины.

Также, для дополнительной уверенности в том, что автомобиль не упадет можно вместе с джек-стендами использовать еще и домкрат, который послужит в качестве вторичной меры безопасности. Он будет дополнительной гарантией, что автомобиль не опрокинется и не упадет прямо на вас.

Дайте машине остыть перед ремонтом или перед обслуживанием

Одна из самых распространенных классических ошибок по безопасности ремонтных работ у неопытных или у совсем юных мастеров заключена в следующем, например, в откручивании крышки-клапана радиатора на горячем двигателе. Помните, что это очень опасно. После выключения двигателя вы должны изначально и прежде всего избавиться от основного источника тепла, дождавшись тем самым пока мотор остынет. Надо помнить о том, пока двигатель горячий то и охлаждающая жидкость в нем тоже остается горячей, что она еще длительное время может представлять для вас определенную опасность.

Дело здесь вот в чем, сама система охлаждения двигателя пока он в горячем состоянии все еще находится под высоким давлением, и будет находиться до тех пор, пока сам силовой агрегат полностью не остынет. Если вы в горячем состоянии откроете крышку радиатора или расширительного бачка, то антифриз моментально может выстрелить под существующем давлением, что причинит вам серьезный вред. Горячая охлаждающая жидкость может вызвать у вас сильнейший ожог кожи и глаз.

Также, не забывайте пожалуйста и о том, что при горячем двигателе нельзя проводить любые ремонтные работы и под капотом и под самой машиной, так как кроме двигателя обычно сильно нагреваются еще и многие компоненты автомобиля, например, начиная от каталитического нейтрализатора и заканчивая той самой коробкой передач.

Поэтому надо помнить, если даже вам и не терпится поскорее начать ремонт машины, то лучше все-же потерпеть и выждать какое-то определенное время до того момента, пока автомобиль не остынет и не сравняется с температурой вашего гаечного ключа.

Отсоедините отрицательный ( минусовой) кабель аккумулятора при проведении работ под капотом

Мы уже выше вас предупреждали, что сам по себе автомобиль является опасным источником высокого напряжения. Поэтому, во избежании любого замыкания или электрического разряда перед началом работ под капотом необходимо, обязательно отсоединить отрицательную (минусовую) клемму от самого аккумулятора.

Это позволит вам в дальнейшем не опасаться за то, что вы получите разряд током, который, взаимодействуя с вашим например обручальным кольцом или печаткой (пкрстнем) надетым на руку, может вызвать ожог пальцев.

Если вам нужна помощь, то проконсультируйтесь с опытными мастерами

Если вы собираетесь откручивать тяжелые детали на втомобиле, то должны себе представлять, сколько они конкретно весят. Если вы не знаете, сколько весит деталь, то найдите подобную информацию на форумах в сети. Иначе вы не дооцените вес данной детали, которая неожиданно может упасть и свалиться прямо на вас, то это может быть для вас опасным и может привести к тяжёлой травме. Например, не редко случается такое, когда снимается с автомобиля стартер и сам мастер залезет под машину. Вы должны знать и помнить, что в большинстве случаев этот стартер весит не мало и поэтому, перед тем, как залезть под машину вы должны быть уже готовы к тому, что стартер может неожиданно свалиться и упасть, что ваша голова должна находиться в этот момент в стороне. Во всяеом случае на многих форумах сегодня об этом предупреждают. Так же используйте и Интернет, чтобы не допустить в будующем и многих других ошибок. С умом используйте знания других людей (автослесарей, автомобилистов). Но лучше всего при таком демонтаже или установке тяжелых деталей машины использовать конечно помощника. Это главное и основное правило безопасности при ремонте автомашины. Никогда не отказывайтесь от такой помощи, особенно, если она вам крайне необходима. Не стесняйтесь попросить других вам помочь, поскольку от этого зависит ваша безопасность и в первую очередь здоровье.

Надевайте защитные очки

Если вам приходится работать под машиной, никогда не забывайте одеть защиту для глаз. И не имеет значения, какой автомобиль вы в данный момент ремонтируете (старый или новый). Даже в том случае, если под автомобилем отсутствует и не обнаруживается ржавчина, грязь или копоть, то все равно при демонтаже какой-нибудь детали эта грязь или частицы металла могут случайно попасть вам прямо в глаза.

Нельзя также работать без очков, когда вы используете электроинструмент, особенно такой инструмент, который режет или шлифует металл, в этом случае вся эта грязь (отходы) будут разлетаться везде в округе. Всегда помните, что попадание даже этих мелких частиц грязи вам в глаза, может в дальнейшем привести к непоправимому вреду вашему здоровью .

И еще помните, в любом случае при работе под машиной вы часто будете использовать (применять) различные химические очистители, которые могут по неосторожности попасть вам в глаза и причинить резкую боль. Да, это понятно, что можно конечно после этого сразу промыть свои глаза, но, зачем рисковать, лучше заранее одеть защитные очки и тем самым избежать в дальнейшем подобных проблем.

Используйте специальные длинные ключи

Перчатки являются отличным (хорошим) способом, чтобы сохранить ваши руки от травм. Но лучше всего используйте при ремонтных работах длинные ключи-рычаги, которые позволяют откручивать любые соединения не напрягаясь и без какого-то особого риска для себя получить травму.

Как вы наверное знаете, чтобы открутить любой болт для этого требуется сила и достаточный крутящий момент. И естественно, чем короче ваш инструмент, тем больше усилий вам необходимо приложить, чтобы открутить болт. Но если ваш инструмент будет в достаточной степени длинным, то вы затратите уже куда меньше на это усилий и без каких-либо проблем открутите нужные крепежные элементы.

Наведите порядок в гараже

Помните пожалуйста что захламленный гараж это главный путь (рецепт) к катастрофе. Ведь может так случиться, что в самый неподходящий момент под рукой не окажется нужного инструмента, или например, при съеме той же головки блока которая весит немало вы можете просто нечаянно подскользнуться на том же оставленном на полу ключе и что тогда. (?)

Вы должны держать свои инструменты всегда в доступном для вас месте. Эти инструменты обязательно должны быть сгруппированны друг с другом в нужном порядке. Во время работы не кладите пожалуйста инструмент на крышу автомобиля или не оставляйте его под капотом, иначе, если вы забудете про инструмент при проведении работ под машиной, один из ключей может просто упасть и свалиться вам на голову.

Используйте упоры для колес

Вы всегда должны быть уверены в том, что ваш автомобиль во время проведения ремонта не скатится с места. Если вы думаете, что машина, стоящая на стояночном тормозе (ручнике) не может ни при каких обстоятельствах сдвинуться с места, то в данном случае вы можете ошибаться и, если автомобиль имеет задний привод то единственным, что сможет удержать ее на месте от движения с места, будут являться его задние колеса и все. И если вдруг, в этот самый момент вы поднимите домкратом ее задние колеса , то машина легко может начать скатываться со своего места. Особенно это может произойти тогда, когда вы проиводите ремонтные работы на неровной и наклонной поверхности.

Чтобы предотвратить такое скатывания автомобиля используйте упоры для передних колес (можно использовать обычные деревянные бруски).

Возьмите себе за правило, при проведении технических работ с автомобилем всегда подкладывать под колеса упоры.

Комплектуйте ваш гараж аварийным оборудованием

Если вы только учитесь ремонту автомобилей вы обязательно должны знать, что ваше место работы должно быть оборудовано противопожарным оборудованием (песок, огнетушитель и т.п.). Дело в том, что место ремонта автомобилей не самое безопасное от пожаров место. Время от времени в нашей стране полностью сгорают целые автосервисы, которые пренебрегали мерами противопожарной безопасности.

Так что надо помнить, если вы являетесь даже простым автолюбитель, который только учиться автослесарной науке для своих личных целей, то все равно в таком обязательном случае надо оборудовать свой гараж всем первым необходимым для подавления пожара оборудованием.

Так же советуем начинающим ремонтникам купить прибор, которым вы будете замерять уровень угарного газа в помещении. Помните, что во время ремонтных работ вы частенько будете вынуждены заводить мотор машины прямо в гараже, что обязательно вызовет накопление угарного газа в помещении гаража. Надо помнить, что даже если вы и выведите из данного гаража на улицу специальную трубу, которая будет отводить газы из выхлопной системы, то всегда может произойти какая-то утечка, а это уже станет очень опасным. Поэтому мы вам и советуем в данном случае приобрести для себя этот самый сигнализатор уровня угарных газов.

Читать статью  Детский сад д. Томашовка

Кроме всего этого на рабочем месте вы должны иметь еще и аптечку с необходимыми медикаментами, по оказанию первой мкдицинской помощи нуждающемуся. Вы спросите, зачем это? Отвечаем на ваш вопрос своим вопросом: «А зачем вы держите подобный набор медикаментов у себя дома? Ведь дома наверное намного безопаснее, чем в том же гараже». Это просто необходимо сделать, именно на тот всякий непредвиденный случай.

Будьте осторожны с огнем и топливом

Если вы проводите ремонтные работы в машине с топливной системой, то будьте внимательны и очень осторожны. Всегда помните, что топливо является легковоспламеняющимся веществом, которое может загореться м воспламениться даже от самой мелкой и незначительной искры.

Если вы проводите работы рядом с баком и хотите что-либо выбить при помощи металлического инструмента, то запомните, что любая сталь может с легкостью создать мелкую искру, которая по неосторожности может попасть в топливный бак автомобиля. Вы сами должны понимать, что данная искра с взаимодействием с топливом моментально приведет к возгоранию.

Если вы проводите работы с газовой горелкой или с автогеном, то держите источник огня подальше от бензина, от моторного масла, от тормозной жидкости и тем более от той же трансмиссионной жидкости. Не все эти жидкости конечно так уж взрывоопасны, но все равно могут легко привести к возгоранию.

И ради бога и пожалуйста никогда не курите рядом с автомобилем.

Будьте осторожны с некоторыми (определенными) проводами в машине

Если вам приходится работать с гибридным или полностью электрическим автомобилем то, будьте всегда предельно осторожны с оранжевого цвета трубопроводами и с соединительными линиями высокого напряжения. Старайтесь держаться от них подальше, так как сила тока в них может просто легко вас убить.

Также надо запомнить и быть всегда осторожными с желтого цвета трубопроводами, которые питают электричеством подушки безопасности в самом автомобиле. Вы же наверное не хотите (не желаете), чтобы в салоне вашей машины случайным образом отключились подушки безопасности.(?)

Используйте респиратор и хорошо проветривайте помещение гаража

Никогда не распыляйте различные жидкости а также специальные средства внутри закрытого гаража. Помните, что пары химических веществ поднимаются как правило с низу в верх. Эти самые пары как раз могут стать причиной вашего отравления. Даже если вы захотели обработать ржавую гайку средством WD-40, мы советуем вам делать это только в хорошо проектируемом помещении.

Если же вы планируете работать с автомобильными красками, растворителями и т.п. амульгаторами, ну а также проводить еще работы и по металлу, то всегда используйте для таких работ респиратор, который защитит вашу дыхательную систему от попадания в нее агрессивных веществ.

Оставьте некоторые работы экспертам и специалистам

Есть некоторые и определенные вещи, которые вы при любых обстоятельствах во время ремонта автомобиля и тем-более если вы чего-то не знаете или в чем-то не уверенны, никогда и ни вкоем случае не должны производить и делать сами. И особенно тогда, когда вам не хватает определенного оборудования для самостоятельного ремонта. Самое главное не переживайте, если чего-то не сможете сделать самостоятельно.

Хорошим примером для всех автомобилистов и ремонтников являются работы с высоковольтными проводами в гибридных автомобилях, или те же работы проводящиеся с системой подушек безопасности. Также еще и многие дизельные автомобили имеют на сегодня такую топливную систему, которая находится под очень высоким давлением, и в случае ее повреждения вас может серьезно ранить.

Таким образом просто запомните, если вы недостаточно опытны, то вам для более опасных и сложных работ необходимо пригласить (позвать) лучше профессионала, либо отогнать машину в специализированный технический автоцентр.

Самый важный совет: понять, как все это работает

Самый лучший способ содержать себя во время проведения ремонта и технического обслуживания автомобиля в безопасности, это изначально понять, как ваш автомобиль все-таки работает. То есть, заранее понять все его основные процессы, которые происходят тогда, когда автомобиль заведен и движется по дороге.

Не пугайтесь пожалуйста, если вы пока не знаете и полностью не понимаете, как все работает в машине. Изучить основные знания по устройству автомобиля довольно не простое занятие. Для этого потребуется время. Но если вы будете изучать все последовательно и закреплять эти знания на практике, то вы в самые кратчайшие сроки обязательно поймете и запомните, как именно устроен автомобиль и как в нем все работает.

Очень важно, чтобы вы на этапе изучения для себя запонимали, как в машине все между собой взаимосвязано. Вы должны знать, что может произойти, если например вы не закрутите последний болт в самой подвеске. Или следующее, если вы забудете например подсоединить какой-нибудь провод. Зная устройство автомобиля и все происходящие процессы во время работы двигателя, вы точно будете знать, к чему может привести та или иная ошибка в ремонте. Это в будущем обязательно поможет вам быстро и легко диагностировать автомобиль и находить причину его неисправности.

И кроме всего этого необходимо еще понимание того, как конкретно работают и взаимодействуют друг с другом все компоненты автомобиля, что поможет вам в дальнейшем лучшим образом и несомненно при необходимости держаться во время ремонта транспортного автосредства подальше от тех же неприятностей.

Этот (данный) список советов безопасности по ремонту автомобилей не является окончательным и исчерпывающим. По факту все советы в этой нашей статье предназначены для тех мастеров и автолюбителей, которые используют в своей работе в основном ручной инструмент.

В мире существует еще масса рекомендаций, различных правил и советов по автослесарным работам, которые непосредственно связаны с использованием того же электроинструмента, того же сварочного аппарата, того же компрессора ну и другого похожего специального оборудования.

Не стесняйтесь предлагать нам в своих комментариях различные и меры этой безопасности, которые должны выполняться во время проведения работ по ремонту автотранспортных средств.

Безопасность на СТО

Одна из важных задач предпринимателя — обеспечить безопасные условия для работы сотрудников СТО. За безопасность персонала на предприятии отвечает охрана труда — комплекс правил и мероприятий, формирующих систему сохранения здоровья сотрудников.

Несоблюдение правил по охране труда повышает риск травматизма на станции технического обслуживания, а также влечет за собой штрафы или уголовную ответственность для предприятия. Определим, какие инструкции по технике безопасности должны быть в автомастерской и как организовать работу предприятия, чтобы предупредить травматизм и сократить риск негативных социально-экономических последствий.

Требования охраны труда при ремонте и обслуживании автомобилей

Правила по охране труда на СТО регламентируются Роспотребнадзором, СЭС, МЧС и Пожарной инспекцией. Дополнительно мероприятия по охране труда могут требовать согласования архитекторов города, ГИБДД и экологов — обычно если затрагивается перепланировка зданий СТО или прилегающей территории к автосервису.

Правовая система, формирующая охрану труда на предприятии

Охрана труда на станциях технического обслуживания начинается с проработки правовой системы, регламентирующей стандарты по организации безопасных и здоровых условий труда для персонала. Система разрабатывается на основе законов Конституции РФ, с учетом требований СЭС и МЧС, а также внутренних актов предприятия. В правовой системе прописываются мероприятия по охране труда в автомастерских, формирующих безопасные условия для работы сотрудников. Дополнительно составляется перечень должностных инструкций, регламентирующих работу с инструментами и оборудованием, а также система допусков в зависимости от квалификации персонала. Сформированная правовая система регулярно проверяется надзорными органами — отклонение от стандартов СНиП, ГОСТ и законов РФ наказуемо административной или уголовной ответственностью для предпринимателя.

Санитарно-технические требования к работе на СТО

  • Вентиляция — для помещений от 50 м2 регламентирована установка приточно-вытяжной системы вентиляции с дополнительным забором воздуха из смотровых ям. Для крупных цехов в автомастерских также требуется установка системы индивидуального забора выхлопных газов от автомобилей и стружкоотсосов рабочего оборудования. В среднем для классического СТО с площадью ремонтной зоны в 100 м2 требуется установка приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивающей 20—40-кратный обмен воздуха. Температура атмосферного воздуха, подаваемого к вентиляции, должна составлять от 16 до 24 °C, в противном случае проводится его нагрев или охлаждение системой кондиционирования.
  • Система очистки воздуха — для крупных СТО дополнительно накладываются требования, контролирующие чистоту атмосферного воздуха на предприятии. При работах с токсичными материалами или при больших объемах металлообработки регламентирована установка систем очистки воздуха от тяжелых частиц и отравляющих газов.
  • Освещение — требования к освещению жестко регламентированы в СНиП. В рабочей зоне автосервиса обязательно наличие локального и общего освещения, рассчитанного с учетом коэффициента рассеивания света от облицовочных покрытий. Для установки в ремонтной зоне допускаются только светодиодные или галогенные светильники с мощностью 75 Лк в смотровых камерах и 300 Лк — на поверхности верстаков и станков.
  • Водоснабжение — правила охраны труда в автомастерской требуют наличие душевых кабин и моечных камер с технической водой, у которой химический и биологический составы не превышают нормы ПДК. Также регламентированы поставки свежей питьевой воды для сотрудников СТО в зону отдыха — для этого здание подключается к скважине, устанавливается система очистки водопроводной воды или кулеры.
  • Отопление — здание автосервиса должно иметь центральное отопление или собственную котельную. Надзорными органами регламентирована поддержка плюсовой температуры в здании СТО без строгих требований. Для комфортной работы рекомендован прогрев помещения до отметки в +18 °C.

Дополнительно Минприроды и СЭС предъявляют повышенные требования к хранению и утилизации твердых бытовых отходов и технических жидкостей на СТО. Все отходы должны храниться в закрытых тарах вдали от клиентской и ремонтной зоны автомастерской, а также утилизироваться согласно установленным правилам.

Организационно-гигиенические требования по охране труда

  • Медицинский контроль — для всех работников автосервиса регламентирован ежегодный профосмотр. Также медицинский осмотр проводится при приеме сотрудника на работу — требования к состоянию здоровья работников автосервиса прописаны в СНиП и СанПиНу.
  • Наличие зоны для отдыха персонала — для территории СТО требуется размещение гардеробных и комнаты для приема пищи. Сотрудники автосервиса должны иметь возможность отдохнуть во время обеденного перерыва в комфортных условиях. Минимальная площадь гардеробных и зоны отдыха для СТО составляет 3 м2, место для хранения личных вещей сотрудников — не менее 0,03 м2.
  • Уровень шума на предприятии — допустимая громкость шума в ремонтной зоне СТО составляет 85 дБ. При работе с оборудованием, превышающим допустимый звуковой порог, сотрудникам автосервиса выдаются защитные наушники, а в помещениях клиентской зоны и комнаты отдыха дополнительно проводится звукоизоляция.
Читать статью  Техническое обслуживание ходовой части автомобиля

Сотрудникам автосервиса выдается полный комплект средств индивидуальной защиты с учетом их специфики работы. В перечень обязательного оснащения включаются дыхательные маски и респираторы для работы в окрасочных камерах или металлообработки, рабочие комбинезоны и защитные перчатки для всех сотрудников ремонтной зоны. Для сварщиков и при работе с электроинструментом выдаются средства для защиты глаз — ударопрочные щитки, сварочные маски или защитные очки.

Пожарная безопасность и охрана труда

В надзорных органах согласовываются план помещения и прилегающей территории к СТО, расположение инженерных коммуникаций. Параллельно к требованиям охраны труда уделяется внимание пожарной безопасности автомастерской. Владелец СТО должен создать все условия для безопасного труда с минимальными рисками травматизма — проработать маршруты эвакуации, оборудовать места для курения, определить порядок обесточивания электроинструмента при возникновении пожара.

В охрану труда включается комплекс мероприятий по обучению сотрудников пожарной безопасности. В рамках программы освещаются правила пользования огнетушителями и пожароопасным оборудованием, отрабатываются действия персонала при пожаре на территории СТО.

Отдельное внимание уделяется пожарным требованиям на СТО — владельцу автосервиса требуется контролировать состояние системы пожаротушения и пожарной сигнализации, а также вести учет средств пожаротушения и график по инструктажу сотрудников.

Правила безопасности в автосервисе

Техника безопасности в автомастерской необходима для предотвращения травматизма сотрудников при работе. Рассмотрим основные правила безопасности, которые должны соблюдаться на СТО.

Инструкция по приемке и диагностике автомобилей

  • Диагностика автомобиля производится только после полной фиксации машины на подъемнике или смотровой яме. При использовании домкратов обязательно используются дополнительные стойки и противооткатные упоры.
  • Запуск двигателя на автомобиле, поднятом на домкратах или подъемнике, запрещен. Для проверки работоспособности транспортное средство должно быть спущено на пол и зафиксировано противооткатными упорами.
  • При использовании подъемника гидравлический плунжер должен фиксироваться стальным упором или ограничителем, исключающим самопроизвольное опускание автомобиля.
  • Мойка автомобиля или демонтированного оборудования производится только в моющих камерах. При этом сотрудник должен находиться во влагонепроницаемом костюме.

После инспекции автомобиля диагност вносит все данные в диагностический лист и передает документ на согласование клиенту СТО. Использование диагностического листа упрощает фиксацию неисправностей на автомобиле и исключает задействование дополнительных операций при диагностике, что сокращает риск травматизма.

Правила безопасности СТО при ремонте авто

  • Следы технических жидкостей засыпаются влаговпитывающим порошком с абразивной крошкой и сразу убираются с рабочей поверхности или пола автосервиса.
  • При длительном обслуживании автомобиля с заведенным двигателем выхлопная система транспортного средства должна быть подключена к системе забора воздуха.
  • Любые слесарные, сварочные работы, ремонт топливной системы или электроники автомобиля производятся только после обесточивания бортовой сети транспортного средства.
  • Для демонтажа закисших деталей на автомобиле запрещается работа с газовыми или бензиновыми горелками. Весь крепеж на машине подготавливается к демонтажу только с помощью индукционных нагревателей.
  • При подъеме навесного оборудования лебедкой или при работе стапеля не допускается присутствие работников в зоне отбора троса.

Для безопасной работы сотрудников на складе все запчасти и расходники должны быть приведены к единой номенклатуре и храниться на закрепленных в каталоге местах. Для повышения удобства и безопасности при складской работе формируется единая база данных с комплектующими и отслеживаются дубли для организации порядка на складе.

Маркетинг в соцсетях (SMM)

  • Экспертный контент и грамотные креативы могут завируситься в сети и принести дополнительный трафик и охват для бренда.
  • Большой охват и умеренная конкуренция между брендами в соцсетях гарантирует низкую стоимость привлечения клиентов.
  • Социальный маркетинг работает эффективнее чем прямая реклама — прямой контакт с аудиторией и живое общение повышает лояльность к бренду, благодаря чему рекламный контент в SMM более результативный.

Контакт через социальные сети позволяет быстро наладить взаимопонимание с клиентами СТО, уведомить аудиторию об акциях или выходе новой услуги, а также отработать негативные отзывы. SMM редко используется как единственный инструмент для продвижения бренда в сети, однако позволяет укрепить результат от SEO и сформировать положительный имидж у компании на рынке.

Правила при работе со специнструментом

  • Сварочные работы производятся после обесточивания бортовой сети автомобиля, а также локального отключения топливопроводов при необходимости.
  • Работа с горелками и автогенами допускается только при полностью исправном состоянии редукторов и магистралей газовых баллонов.
  • Для корректной и безопасной работы все станки на СТО должны калиброваться перед началом работы и очищаться по ее завершению. Работа на станках, загрязненных шламовой крошкой или абразивной пылью недопустима.
  • Персонал должен находиться в стороне от направления движения вращающегося круга УШМ или заточного станка. Запуск УШМ с кругом на себя недопустим по требованиям правил безопасности.
  • Работа на заточных, фрезерных и токарных станках допускается только при наличии защитной экипировки. Перед запуском станков стационарные защитные щитки должны быть переведены в рабочее состояние.

Ремонт автомобиля регламентируется нормами времени, которые рассчитывают продолжительность работы с учетом требования безопасности на СТО. Не допускается игнорирование или сокращение норм для ускорения работы — для безопасного ремонта можно использовать готовые нормы TecRMI.

В зависимости от должностных полномочий для безопасности персонала СТО разрабатываются дополнительные инструкции и правила. В рамках мероприятий по охране труда обязательно проводятся инструктажи и обучение сотрудников обращению с оборудованием и специнструментом, а допуск к работе возможен только после сдачи экзаменов по безопасности.

Техника безопасности на СТО

Не только движение автомобильного транспорта по дорогам, но и нахождение в гараже или СТО на ремонте должно подчиняться правилам безопасности. Нормативные акты, регулирующие этот вопрос, помогают сохранить жизнь и здоровье сотрудников сервиса, а также целостность автомобиля. Подчиняться требованиям данных документов должны абсолютно все, кто участвует, так или иначе, в процессе обслуживания: механики, практиканты, водители легковых и грузовых машин.

Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов

При проведении диагностики:

  • Перед началом нужно проверить состояние рычага коробки: он должен быть в нейтральном положении.
  • При прослушивании различных узлов конструкции нужно быть осторожными.
  • Система диагностики устанавливается только специалистом.
  • Тормоза нужно проверять в месте, где нет других ТС и людей.

Работа сотрудника автосервиса

Правила техники безопасности при самостоятельном проведении ТО

Если принято решение отремонтировать авто самостоятельно:

  • Нужно проверить инструменты, если они были получены на СТО.
  • Клемма «-» должна быть отключена при работе с электроникой. Это касается также мотоциклов и тракторов.
  • Если требуется запуск двигателя, нужно подсоединить выхлоп к вытяжке.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Важно! При работе должна выполняться техника безопасности на СТО.

  • Запрещено проводить работы или просто находиться под поднятыми объектами.
  • Для сохранения здоровья глаз не стоит смотреть на дугу сварки без специальных очков или маски сварщика.
  • На месте проведения работ должен быть порядок. Не допускается нахождение инструментов и материалов на путях движения.
  • Запрещено нарушение правил безопасности даже ради ускорения рабочего процесса.
  • При необходимости использования платформы для подъёма, прежде всего, нужно убедиться в горизонтальном расположении поверхности и исправности подъемного механизма. Если масса транспортного средства больше, нежели максимально разрешенная масса, указанная в паспорте подъемника, то пользование им запрещено.
  • Загонять машину на смотровую яму должен водитель или специалист, назначенный на эту должность. При этом нужно выдерживать малое число оборотов двигателя на пониженной передаче, прибегая к помощи автомеханика.
  • Для снижения риска скатывания автомобиля требуется применять стояночную тормозную систему и специальные башмаки под колеса.
  • Переходить смотровую яму можно только по специальным настилам.
  • Масляные загрязнения следует засыпать опилками, которые убираются после каждой рабочей смены.
  • Большую роль играет на СТО пожарная безопасность: обязательно нахождение на всей территории пожарной сигнализации, запрещено применение открытого пламени.
  • В помещении должно быть хорошее освещение.
  • Все действия по ремонту и обслуживанию автомобиля нужно проводить с выключенным двигателем кроме тех операций, которые этого требуют.
  • Конец выхлопной трубы при работе с двигателем нужно подсоединить к вытяжке.
  • При разборке из колес нужно убрать избыточное давление.
  • При проведении заправки маслом и бензином при их пролитии нужно сразу же удалить пятна.
  • Почему окончания работ нужно убрать инструмент, отключить оборудование и станки от сети, а затем съехать с места стоянки, предварительно убедившись в отсутствии поблизости других сотрудников.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Важно! Перед проведением техобслуживания необходимо помыть автомобиль.

При этом также стоит соблюдать определенные правила:

  • Автомобиль запрещено поливать из шланга, если поблизости находится электропроводка, электродвигатели и прочие электрические приборы.
  • Перед началом мойки нужно убедиться, что рядом с авто и в кабине отсутствуют люди.
  • Сотрудник мойки не имеет права отлучаться о пульта при работе моечного аппарата.
  • Мойщик обязан иметь водонепроницаемый костюм и средства индивидуальной защиты.
  • Заходить в помещение, где расположены приводы моечной машины, а также к пульту управления имеет право лишь сотрудник, который в приказном порядке наделен этими полномочиями.
  • Нельзя подходить к транспортному средству во время мойки, в особенности при обдуве поверхности воздухом, так как при этом можно травмироваться отлетающими кусочками грязи.

Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей

Важно! Сотрудника сервиса должны также выполнять правила охраны труда на СТО.

  • К рабочему процессу разрешается допускать только работников с соответствующей квалификацией в данной сфере.
  • Все сотрудники должны быть проинструктированы по правилам работы и обеспечению безопасности на рабочем месте.
  • Организация обязана обеспечить условия труда в соответствии с принятыми нормами.
  • Ответственность за выполнение правил и норм безопасности несет руководитель, на его же плечи ложится обеспечение безопасности труда на производственном участке СТО.
  • Несовершеннолетние, а также беременные и кормящие матери не имеют права проводить работы с химическими веществами, сваркой, электроинструментами и пневматикой, а также под подъёмными устройствами.
  • Заниматься ремонтом и обслуживанием можно только в специальной одежде нужного размера и средствах защиты при необходимости.

Важно! Волосы обязательно должны быть спрятаны под головной убор, как у мужчин, так и у женщин.

Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

Охрана труда в автосервисе регламентирует несколько этапов работ: поднятие и проведение ремонта под машиной, ремонт отдельных узлов конструкции, правила при использовании инструмента.

Техника безопасности при работе под автомобилем

Проведение работ под дном автомобиля выполняется по такому алгоритму:

  1. Убедиться в надежности подъемного устройства: канатов и цепей либо домкрата (нескольких домкратов).
  2. Поднять машину на нужную высоту.
  3. Установить специальные подставки в дополнение к подъемникам.
  4. Приступить к монтажным или ремонтным работам.

Техника безопасности при ремонте автомобиля

При ремонте отдельных частей особенно нужно соблюдать ТБ:

  • При ремонте ходовой нужно поставить рычаг на пониженную передачу.
  • При замене системы охлаждения нужно избегать попадания антифриза на руки.
  • При съеме коробки передач нельзя находиться под ней в яме.

Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями

При работе с ручным (столярным) инструментом нужно:

  • Использовать его по назначению.
  • Не применять несправный инструмент.
  • В начале работы проверить его состояние.

Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых не нашлось, то нужно выбрать максимально подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случаях, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.

Поднятие авто с помощью домкрата

Законодательство и РД

Работа в автосервисах регламентируется в основном локальными актами:

  • Инструкции, основанные на правилах эксплуатации отдельных агрегатов и оборудования.
  • Правилами пожарной безопасности на производстве.
  • Приказами о назначении ответственных за соблюдение ТБ.

Ремонт автомобиля — ответственное мероприятие, требующее строгого соблюдения правил безопасности. Это поможет избежать нанесения вреда здоровью сотрудников, но и сохранить состояние автомобиля.

Источник https://1gai.ru/baza-znaniy/sovety/516920-bezopasnost-pri-remonte-avtomobilya.html

Источник https://spark.ru/startup/avtodiler/blog/82756/bezopasnost-na-sto

Источник https://ohranatryda.ru/tehnika-bezopasnosti/na-sto.html