«Приличные варианты смели». Что происходит с ценами на подержанные машины
На фоне острого дефицита новых машин в России перед желающими купить новый автомобиль фактически встал выбор: параллельный импорт либо вторичный рынок. С помощью экспертов разбираемся, какие варианты есть на рынке подержанных автомобилей, сколько они стоят и что будет с ценами в дальнейшем.
Автомобилисты отказываются продавать машины: на эти деньги уже ничего не купить
В январе 2023 года продажи машин на вторичке начали расти по сравнению с прошлым годом. Аналитическое агентство «Автостат» утверждает, что своих владельцев в минувшем месяце сменили 361 тыс. машин (+7%). Их коллеги из «Автостат-Инфо» приводят другую, но близкую цифру — 359,3 проданных авто (+15,4%). Как объяснил эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, на данный момент вторичный авторынок разделился на две части. В первом случае речь идет о так называемом внутреннем рынке: о машинах, которые были куплены новыми непосредственно в России. Причем, по словам эксперта, ситуация тут близка к катастрофической. «Тот, у кого автомобиль находится в нормальном состоянии, сейчас на продажу его выставлять не будет. Причина объективна: за вырученные деньги купить что-то приличное на данный момент практически нереально. В результате в продаже появляются машины, которые буквально уже не могут ездить. Во-первых, это бывший каршеринг и такси, у таких машин уже почти не осталось ресурса. Такие модели могут стоить недорого, однако гораздо больше средств новый хозяин вложит, чтобы поддерживать такой автомобиль на ходу. Также в наличии множество «затоталенных» машин, распиленных и сваренных из множества половинок других автомобилей», — рассказал Чернов. Эксперт подчеркнул, что интерес к такой части вторички стремительно падает. По словам Чернова, спрос и предложение на машины, которые стоят на учете в России, находятся в критической стадии. «Такая вторичка уже никому не нужна. Продавцы и покупатели на данный момент осознали, что ловить там нечего», — считает он. Похожего мнения придерживается основатель сервиса по покупке автомобилей Сarintrade и автор YouTube-канала Павел Карин. По его словам, на данный момент есть все предпосылки к тому, что продажи на вторичном рынке замедлятся.
Фото: АвтоГермес
«Чаще всего, продавая машину, человек хочет приобрести что-то взамен. А сейчас как раз выбора взамен и нет. К примеру, машина, купленная несколько лет назад за 3 млн руб., сейчас новая уже стоит 6 млн руб. То есть на вырученные средства водитель купить себе машину того же уровня не сможет. Поэтому стоит ожидать, что срок владения машинами тоже должен увеличиться», — заметил эксперт.
Качественная вторичка из-за границы теперь тоже редкость
Вторая половина вторичного рынка — это машины, которые завозят в Россию из других стран. По мнению Кирилла Чернова, число предложений тут со временем будет только увеличиваться, потому что больше «свежих» машин в хорошем состоянии и по адекватным ценам находить становится все труднее. Чаще всего автомобили везут в нашу страну из Кореи, Германии, ОАЭ, а также США (хотя и в значительно меньших объемах). В свою очередь, Павел Карин считает, что пока машины, привезенные из других стран, не могут удовлетворить спрос на рынке. По его словам, сейчас в Сети действительно очень много информации о таких автомобилях, однако в абсолютных числах «это пока не сильно впечатляюще». В крупной подмосковной компании, которая занимается продажей автомобилей (в том числе б/у), рассказали о высоком спросе на привезенные машины. При этом в автосалоне признали, что полностью удовлетворить спрос такими моделями пока нельзя. По его словам, после того как новые автомобили в России стали дефицитом, а цены на них взлетели, клиенты переключились на вторичный рынок. Многие дилеры оказались к этому вообще не готовы.
«Раньше все сидели спокойно и пополняли свои запасы б/у машин через trade-in. Теперь эта схема перестала работать и в поисках машин придется побегать. Мы, к примеру, начали возить автомобили из-за рубежа. Цены тут во многом зависят о курса. В 2022 году купить машины можно было очень выгодно. Сейчас курс рубля просел, что, разумеется, сразу отразилось на стоимости автомобилей. Поэтому, что касается стоимости, в будущем будет зависеть от устойчивости рубля. Но полностью покрыть спрос нынешними объемами машин из-за рубежа пока нереально. Что касается внутреннего рынка, то найти что-то интересное там сейчас очень сложно», — поделился опытом менеджер. Кирилл Чернов также предупредил о привязке цен на привезенные машины к актуальному курсу валют. Именно этим он объяснил разницу в стоимости машин между 2023-м и прошлым годом. По его словам, по сравнению с минувшим летом цены на привозных «корейцев» выросли примерно на 200–300 тыс. руб.
Фото: Autonews.ru
«Курс был 55 руб., плюс в этой стране было очень много выгодных предложений. Соответственно, купить автомобиль из Кореи тогда было очень привлекательным вариантом. В результате те цены пошли, что называется, в легенды, и именно за такие деньги многие сейчас пытаются купить автомобили. Однако из-за нынешнего курса это сделать уже нереально. Кроме этого, почти все доступные и интересные позиции сейчас с корейского рынка фактически выгребли», — отметил он.
Какие машины выбирают россияне: за 300 тыс. и 700 тыс. руб.
По данным «Автостата», в январе нынешнего года самыми популярными автомобилями на вторичке стали Lada. Так, в первом месяце 2023 года своих владельцев сменили 79,4 тыс. таких машин. На втором месте автомобили марки Toyota (42,9 тыс. шт.). Далее следуют модели корейских марок Hyundai и Kia. На российском вторичном рынке за месяц было продано 20,7 тыс. и 20,4 тыс. таких машин соответственно. Замыкает топ-5 японский Nissan (18,3 тыс. шт.). Кирилл Чернов отметил, что предпочтения россиян на рынке б/у автомобилей постепенно меняются. По его словам, клиенты сейчас «решили отказаться от экспериментов». «Раньше покупатель был вполне готов потратить 4–5 млн руб. на что-то интересное, например на редкую модель или «заряженную» машину с мощным двигателем. Однако сейчас политика клиентов в этом вопросе стала более прагматичной и консервативной», — пояснил эксперт. По его словам, сейчас одним из самых популярных запросов на вторичке является немецкий кроссовер BMW X3. Он подчеркнул, что такие машины, привезенные из других стран, сейчас разлетаются за секунды. Причем это касается даже кроссоверов с недостатками и большим пробегом. «Самое интересное, что если привезти и выставить за те же деньги «трешку» или «пятерку» BMW, то эти автомобили вряд ли купят. Пусть даже это будет машина в очень хорошей комплектации», — рассказывает Кирилл Чернов.
Фото: Autonews.ru
Член Союза автоэкспертов и оценщиков Виталий Пуняков рассказал о росте числа запросов на автомобили понятным техническим состоянием и прозрачными возможностями для обслуживания. Он отметил, что в регионах сейчас самый популярный бюджет — 300 тыс. руб. Однако, по словам Пунякова, за недавнее время даже «четверки» и Lada Priora прибавили в цене минимум треть, поэтому что-то подобрать за эти деньги сейчас на вторичке нелегко. Следующий популярный бюджет — 700 тыс. руб. Как рассказал эксперт, с прошлого года планка автомобиля за эти деньги сильно упала. По его словам, если раньше это был крепкий Ford Focus третьего поколения, то теперь это аналогичная модель второй генерации. «Желание купить то, что хочется, никуда не делось. Буквально недавно я закрыл подбор Chevrolet Tahoe. Это огромный американский внедорожник, который постоянно просит немалых вложений. Однако людей это не всегда останавливает», — резюмировал эксперт.
Параллельный импорт или вторичка
В условиях острой нехватки «официальных» машин в автосалонах, помимо вторички, россияне начали обращать внимание на новые автомобили, которые дилеры привозят по схеме параллельного импорта в частном порядке. Однако тут есть нюансы. Главный из них — отсутствие гарантии. Хотя, в Роспотребнадзоре уже заявили, что дилер в любом случае несет ответственность за проданную машину согласно российскому законодательству, продавцы все равно пытаются убедить водителей в обратном. «Есть популярные новые «корейцы», их везут из Казахстана. Однако на такие машины официальная гарантия не работает. Получается, что этот важный бонус при покупке нового автомобиля для потенциального клиента нивелируется. Например, есть привезенный дилером в частном порядке Hyundai Tucson за 3,5 млн руб. в простенькой комплектации. Клиент понимает, что гарантии все равно нет, а примерно за такие же деньги он может взять трехлетний BMW X3. Как итог — он покупает немецкую модель, потому что она все же поинтереснее», — объяснил Чернов.
Фото: Autonews.ru
В одном их крупных автосалонов Москвы также скептически относятся к схеме параллельного импорта. Менеджер компании отметил отсутствие гарантии, а также подчеркнул, что дилеры зачастую везут к нам в страну машины в старших комплектациях, цены на которые крайне высоки. «Посмотрите на все эти условно доступные седаны и кроссоверы, которые привозят. За эти деньги вы у нас вполне можете найти BMW или Mercedes-Benz, которые хоть и с пробегом, но в ресурсе ничем не уступят новым машинам. Плюс на вторичке машины явно интереснее в плане опций и комплектаций будут. Мы ничего против параллельного импорта не имеем. Думаю, в будущем он, безусловно, поможет насытить рынок подержанных машин», — рассказал продавец.
Цены на вторичном рынке растут
Средняя стоимость автомобилей на вторичке в январе 2023 года составила 1,3 млн руб. Эта цифра на 35% больше показателей за аналогичный период прошлого года, говорится в исследовании «Авто.ру» (имеется в распоряжении Autonews.ru). Причем сильнее всего, по данным аналитиков, прибавили в цене машины российского производства. «Мы проанализировали объявления о продаже автомобилей с пробегом разных возрастов и увидели, что наиболее значительный рост в цене показали «свежие» машины, которым не больше пяти лет. Этот сегмент сильно востребован и обычно зависит от новых автомобилей, которые резко подорожали за последний год. Также на рынке возник дефицит некоторых моделей, которые теперь почти невозможно найти среди новых, а вот среди подержанных — реально», — заявил руководитель группы исследований и клиентской аналитики «Авто.ру» Алексей Муханов. Виталий Пуняков согласился, что отсутствие новых автомобилей взвинтило стоимость на оставшиеся на складах у дилеров машины. В свою очередь, цены на вторичном рынке подросли вслед за первичным. «Чем старше машина и чем ниже ее качество, тем медленнее она дорожает. Люди помнят прошлогодние цены: раньше эти цифры были верхом рынка, а теперь это дно. Из-за этого у потенциальных клиентов искажается восприятие цены. Вроде бы ничего не поменялось, однако состояние машин за эти деньги никак не укладывается в ожидания», — объяснил эксперт.
Фото: Авилон
- «С таким курсом предложений станет больше». Что будет с ценами на б/у авто
- Как подорожали машины с пробегом в России с начала года: цены и графики
- Все проблемы б/у машин предложили указывать в договоре: реакция дилеров
Рынок автомобилей с пробегом. Итоги I полугодия 2022 года
Эксперты АВТОСТАТ провели 29 июля очередную “оперативку”, на которой рассказали о текущей ситуации на рынке подержанных автомобилей и сделали интересные выводы. В этой статье мы выделили ключевые вопросы. Полная видеозапись — в конце статьи.
Вконтакте Facebook Telegram Одноклассники
Динамика рынка легковых автомобилей с пробегом
За шесть месяцев текущего года рынок подержанных автомобилей потерял 22% (см. рисунок 1). Тут ситуация чуть лучше, чем в сегменте новых автомобилей, который за этот же период потерял 52%.
В январе и феврале объемы продаж авто с пробегом немного снизились по отношению к тому же периоду прошлого года, но в целом эксперты считают результаты неплохими. Однако весной рынок рухнул: в марте — минус 11%, в апреле — минус 36%, в мае — минус 30%, в июне — минус 32%.
Эксперты отметили уменьшение на рынке доли автомобилей в сегменте “до 7 лет”. Главная причина: цены на новые автомобили растут, люди отменяют покупки и продолжают эксплуатировать свои, относительно новые, машины.
Рис. 1. Динамика рынка легковых автомобилей. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Динамика рынка в массовом и премиальном сегментах
Массовый сегмент. За полгода рынок упал на 22% (см. рисунок 2).
Снизились обороты всех марок автомобилей, кроме китайских Chery (+27%) и Geely (+32%). Эксперты связывают положительный результат “китайцев” с увеличением доли этих автомобилей в автопарке России в последние годы.
В количественном отношении лидером продаж остается LADA, так как этих автомобилей больше всего на дорогах страны.
Эксперты говорят, что в последние месяцы сформировалась безумная разница стоимости автомобилей в России и за рубежом. Этим воспользовались физические лица. Они стали стали активно ввозить автомобили в страну, и таким образом сгладили падение оборотов корейских и японских марок — Toyota, Hyundai, Nissan и KIA, которые вошли в первую пятерку рейтинга.
Премиальный сегмент. За полгода рынок упал на 18%.
Выросли продажи только автомобилей Tesla (+275%). Эксперты говорят, что в конце прошлого года, перед отменой льготных пошлин, в страну ввезли много “электричек”, и сейчас они постепенно выходят на рынок. Обороты прочих марок упали.
В количественном отношении лидерами продаж стали Mercede-Benz, BMW, Audi, Lexus, Volvo.
Рис. 2. Структура рынка легковых автомобилей по сегментам. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Продажи автомобилей с пробегом через официальных дилеров
В предыдущие годы дилеры активно стимулировали продажи автомобилей с пробегом через свои центры по системе Trade-in.
В 2021 продажи подержанных автомобилей через дилеров выросли на 21%. Однако в 2022 году ситуация поменялась. Новые автомобили закончились, и дилеры перестали стимулировать новых авто в обмен на старые. За шесть месяцев текущего года направление “провалилось” на 31% к 2020 году и на 43% к 2021 году.
Рис. 3. Продажи автомобилей с пробегом через официальных дилеров. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Продажи сертифицированных автомобилей с пробегом
Падение не обошло стороной сегмент подержанных автомобилей с гарантией дилера.
В 2021 году рост продаж в этом сегменте составил 33%. Однако за первую половину текущего года продажи упали на 34% к 2021 году и на 12% к 2020 году. Причины те же: автосалоны свернули программы Trade-in.
Рис. 4. Продажи сертифицированных автомобилей с пробегом. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Динамика цен на легковые автомобили с пробегом
На рисунке 5 представлена динамика цен на автомобили с пробегом с 2014 года. За этот период средневзвешенная цена автомобиля выросла на 169% и составила 1.172.303 рубля. В сегменте автомобилей “до 7 лет” средневзвешенная цена выросла на 255% и составила 2.224.144 рубля.
Цены на подержанные автомобили стали активно расти во второй половине 2020 года вслед за удорожанием новых автомобилей. В текущем полугодии в сравнении с тем же периодом прошлого года, средневзвешенная цена автомобиля с пробегом выросла на 61%, в сегменте “до 7 лет” — на 51%.
Цены достигли максимума в конце марта, затем медленно пошли вниз. Эксперты полагают, что цены сильно не упадут.
Рис. 5. Динамика цен на легковые автомобили с пробегом. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Изменение цен популярных автомобилей в возрасте до 3 лет
По отношению к 2019 году трехлетние автомобили подорожали в два раза (см. рисунки 6 и 7).
Рис. 6. Изменение цен популярных автомобилей до 3 лет. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Рис. 7. Изменение цен популярных автомобилей до 3 лет. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Выдача автокредитов на легковые автомобили с пробегом
В январе и феврале текущего года было выдано больше автокредитов, чем за тот период 2021 года. В числу выданных кредитов рост составил 13% и 12% соответственно. По общему объему выданных кредитов — плюс 61% и 64% (см. рисунок 8).
В начале марта рынок автокредитов рухнул и к середине месяца достиг дна. В конце марта, когда руководители ЦБ понизили ключевую ставку, автокредитование перезапустилось и начался активный рост выдачи автокредитов. В июне количество выданных автокредитов вышло на уровень 2021 года. В деньгах кредитов выдали на 31% больше, по отношению к прошлому году.
Рис. 8. Выдача автокредитов на легковые автомобили с пробегом. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Прогноз развития рынка легковых автомобилей с пробегом на 2022 год
Эксперты полагают, что по итогам года объем проданных автомобилей с пробегом снизится на 23%.
Полная видеозапись трансляции
Рынок подержанных авто бьёт рекорды и даёт шанс разбогатеть на перепродаже
Рынок подержанных автомобилей уверенно обогнал рынок новых. На покупку машин с пробегом россияне потратили в 2022 году рекордную сумму. При этом в количественном выражении рынок падает, что говорит о росте стоимости машин и на вторичке. Времена, когда авто с пробегом можно продать дороже, чем купил, пока не уходят в прошлое.
Ажиотажный год
В 2022 году жители нашей страны потратили на покупку легковых автомобилей с пробегом 4,3 трлн рублей, подсчитали в аналитическом агентстве «Автостат». Этот показатель непрерывно рос последние 7 лет, но в 2022–м достиг абсолютного исторического рекорда даже вопреки снижению продаж подержанных машин в штуках. Их в свою очередь купили около 4,9 млн штук — на 19% меньше, чем годом ранее. «Рост финансовой ёмкости вторичного рынка во многом объясняется увеличением цен на машины с пробегом. Так, по нашей оценке, они в прошлом году подорожали более чем на 30%», — подсчитали эксперты агентства.
В региональном разрезе рост рынка машин с пробегом сохранился только в Чечне: он увеличился на 0,7% — до 79,1 тыс. автомобилей. Во всех остальных субъектах страны этот показатель падал, причём в подавляющем большинстве — с двузначными показателями. В число таких регионов попали Москва (–12,4%), Подмосковье (–18%) и Санкт–Петербург (–13,2%). Сильнее же всего вторичный рынок упал на Чукотке (–37,9%). Хотя при этом столичная агломерация осталась в лидерах рынка по объёму: суммарно ей принадлежит более 12% всех купленных подержанных автомобилей в стране. Санкт–Петербург в этом рейтинге занимает четвёртое место (после Краснодарского края): долю города аналитики оценивают примерно в 4%.
Читайте также:
«Китайцы рулят»: сервисы каршеринга и такси пересели на авто из КНР и РФ
Для сравнения отметим, что денежный объём рынка новых легковых автомобилей в нашей стране в 2022 году оценивается в 1,5 трлн рублей. Этот результат вдвое ниже оценки уровня годичной давности и наименьший за последние 12 лет. По оценкам аналитиков, падение финансовой ёмкости произошло из–за резкого сокращения продаж. Всего в прошлом году россияне купили 626,3 тыс. новых легковых автомобилей: в 2,5 раза меньше, чем в 2021–м.
Рост цен на ажиотаже
Аналогичную статистику по росту стоимости автомобилей дают и автодилеры. Так, по оценкам автогруппы «Прагматика», средняя цена машин с пробегом в Санкт–Петербурге в прошлом году увеличилась на 29% и достигла 870 тыс. рублей. Основной рост пришёлся на первую половину 2022 года.
При этом в структуре продаж значительно выросла доля «свежих» машин в возрасте до 3 лет. Если в 2021 году она составляла в городе около 5%, то в 2022–м достигла 21% — и это тоже повлияло на рост стоимости в целом. «На рынке новых автомобилей образовался дефицит марок, принявших решение уйти из России, который покупатели компенсировали “свежими” машинами с пробегом этих же брендов», — рассказывает директор направления «Автомобили с пробегом» группы «Прагматика» Александр Сурков. По его данным, в прошлом году также вырос срок владения автомобилем, поэтому доля трейд–ина в общем числе сделок снизилась. В свою очередь доля кредитных сделок выросла до 24,5% (против 19,7% годом ранее). Основной причиной такой тенденции стал рост стоимости машин.
Предпосылки к восстановлению
В 2023 году продолжает развиваться канал параллельного импорта для поставок машин с небольшим пробегом, говорит Александр Сурков. По его мнению, на этом рынке также начнёт расти доля китайских брендов. «Не исключено, что по итогам года она достигнет 7–10% с текущих 3%», — предполагает эксперт.
На январь 2023 года средняя стоимость подержанного авто в Санкт–Петербурге по–прежнему составляет 800–900 тыс. рублей. За эти деньги можно купить, например, Volvo S60 2012–2013 годов выпуска (с пробегом более 120 тыс. км), VW Passat, Jetta или Tiguan тех же годов и чуть моложе, а также китайские автомобили Chery Tiggo 3 и 5 2015–2017 годов выпуска (с пробегом 50–150 тыс. км). В эту «вилку» уложатся и модели массового сегмента с меньшим пробегом (50–100 тыс. км). В их числе VW Polo, Skoda Rapid, Hyundai Solaris, KIA Rio, Renault Logan, Sandero и Duster 2016–2019 годов, а также автомобили Lada 2018–2022 годов.
Тренд, когда легковой автомобиль с пробегом можно было продать дороже, чем когда–то купленный новый, был особенно актуален в первой половине 2022 года. Тогда начались скачки цен на первичном рынке, а вторичка начала расти за счёт смещения спроса, говорит автоэксперт Денис Гаврилов. По его оценке, заработать на продаже машины в возрасте 2–4 лет реально можно было около 20% по сравнению с её первоначальной ценой, а то и больше. Во втором полугодии цены перестали сильно расти, а спрос на машины с пробегом несколько ослаб. Стали наполняться склады китайских дилеров, появились новые бренды, такие как Omoda, начал работать АвтоВАЗ, добавляет он.
«На данный момент цены машин с пробегом уже скорректировались, но интерес не ослабевает на автомобили в возрасте до 3 лет. В зависимости от марки и состояния такой машины её по–прежнему можно продать чуть дороже, чем она стоила новая пару лет назад», — резюмирует он.
По оценкам участников рынка, в 2023 году основной спрос будет приходиться на максимально «свежие» машины с небольшим пробегом, включая те, что ввезут в Россию из–за рубежа. Не исключено, что средняя цена на них продолжит расти. Предпосылок к восстановлению рынка новых легковых автомобилей пока нет, ожидается снижение предложения. При этом, как писал ранее «ДП», цена на новый легковой автомобиль в России остаётся высокой и на данный момент начинается примерно с 2 млн рублей.
Эти прогнозы автодилеров уже частично подтверждаются данными комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Согласно им, январь 2023 года ознаменовался снижением уровня продаж новых легковых автомобилей на 63,1% — до 32 499 штук (по сравнению с январём 2021–го).
Как следует из опубликованных данных, лидерство на отечественном рынке новых машин удерживает Lada, продажи которой снизились на 3% и составили почти 17,5 тыс. авто. Вторую строчку рейтинга занимает китайский Haval: его продажи в России за месяц выросли на 43% и превысили 4,5 тыс. штук. Замыкает тройку лидеров китайский Geely: дилеры реализовали 3,5 тыс. машин, что на 88% больше, чем в январе 2021–го. Отметим, что в январе в России не продали ни одного нового автомобиля 16 иностранных брендов, включая Jaguar, Land Rover, Infiniti, Mitsubishi, Nissan, Renault и Volvo, говорится в отчёте АЕБ. Напомним: весной 2022 года ряд иностранных автоконцернов объявили об уходе с российского рынка.
Источник https://www.autonews.ru/news/63ecf90c9a794795cb255dd0
Источник https://avtomoika.com/journal/rynok-avtomobiley-s-probegom-itogi-i-polugodiya-2022-goda/
Источник https://www.dp.ru/a/2023/02/08/Neobichnie_rekordi