Нужна ли водителям классификация автомобильных шин

Содержание

Нужна ли водителям классификация автомобильных шин

Шины – наиболее часто востребованная деталь в автомобилях, именно они встречаются с сопротивлением дорожного полотна в любом его состоянии, при транспортировании пассажиров и грузов. Описание свойств и характеристик шины в кратком виде содержит маркировка покрышки, расположенная на боковине. Для поиска шины для конкретного автомобиля созданы классификации по признаку или параметру, благодаря чему легче выбрать покрышки с нужными характеристиками.

Большинство классификаций не регламентируются и часто пересекаются между собой, некоторые унифицированы и имеют всеобщее употребление, как, например, классификация резины по типоразмерам, индексам скорости и нагрузки и т.п. Далее мы рассмотрим различные классификации по видам, классам и категориям шин.

Резину какой ценовой категории покупаете?
до 3000 руб.
от 3 000 до 5 000 руб.
от 5 000 до 8 000 руб.
от 8 000 до 13 000 руб.
от 13 000 до 20 000 руб.
более 20 000 руб
Показать результаты
Проголосовало: 3057

Разные виды автомобильных шин

Шиной называется мягкая оболочка колеса, предназначенная для смягчения движения при ударах о неровности дорожной поверхности. С развитием технологий для конструкторов появились возможности разработки различных видов резины, которые используются в современном автомобильном транспорте, или будут работать в машинах будущего.

  1. Сплошная шина – целиком состоит из резины. Первоначально устанавливались на всех автомобилях, со временем стали производиться с внутренними воздушными полостями для облегчения веса. Сейчас используются в крупногабаритных производственно-бытовых устройствах и детских велосипедах. Применяются для спортивных автомобилей.
  2. Пневматическая шина – резина с герметической полостью, наполняемой сжатым воздухом или другим газом до показателя, обеспечивающая комфортное движение и надежную управляемость автомобиля. Пневматические шины получили массовое распространение, в настоящее время они используются в двух вариантах:
  3. Камерная шина. Состоит из двух элементов – внутренней камеры, наполненной воздухом, и внешней покрышки. Камера создана из прорезиненного текстиля, герметически закрывается ниппелем, через который происходит подкачка давления. Маркируется как tube type.
  4. Бескамерная шина герметически охватывает колесный диск и накачивается воздухом до необходимого, рекомендованного производителем, давления. Маркируется как tubeless.
  5. Безопасная шина – конструкция покрышки нового типа, которая обеспечивает безопасность движения при проколе или другом повреждении. Инженерные решения по безопасным шинам развиваются в двух направлениях:
  6. Базирующиеся на пневматической конструкции покрышки, читайте подробнее в наших статьях типа Runflat или Flowforming.
  7. Новое поколение покрышек, безвоздушной конструкции. О них также мы писали, подробнее вот здесь.

Уже более сотни лет наиболее распространены в автотранспорте пневматические шины как наиболее легкие, способные выдерживать значительные нагрузки, поддерживать управляемость автомобиля, устойчивые к износу и долговечные, пригодные к многочисленным ремонтам.

По типоразмерам

Это самая необходимая и наиболее популярная классификация шин, она присутствует на всех покрышках и называется маркировкой. Основными типоразмерами колес являются габаритные размеры, в сочетании с основными показателями нагрузки и скорости, принятые производителями во всем мире как стандартные для всех марок и видов автотранспорта. Типоразмер имеет вид 185/70 R14 C 102 Q, наносится на боковину автопокрышки производителем во время отливки. В данной маркировке цифры обозначают следующие размеры:

185 — ширина беговой дорожки; 70 — серия шины; R – радиальная; 14 – диаметр обода в дюймах;

82 — индекс или коэффициент нагрузки; Т — индекс скорости.

Серия шины это процентное соотношение ширины и высоты профиля. Если серия не указана, это значит, что шина полнопрофильная, то есть соотношение равно 80 % или более.

В некоторых типоразмерах имеются дополнительные буквенные обозначения: 185 R14 C 102 Q, индексом С обозначаются так называемые «усиленные» шины с большим коэффициентом нагрузки.

Кроме типоразмера, на боковине покрышки обязательно указывается наименование производителя и модели покрышки, например, NRT2. Встречаются и другие надписи, например, сезонность или дата производства. Дата указана четырьмя цифрами, две из которых обозначают номер недели, две других – год производства шины. Более подробно читайте о маркировке шин у нас.

Опустили цены ниже нижнего Получите дополнительную скидку 3% по промокоду «блог» и покупайте шины и диски по самому низу

Sailun Atrezzo Elite

3 200Р Выгода 1157Р

Sailun Atrezzo Eco

Sailun Atrezzo Eco

2 790Р Выгода 830Р

Arivo Premio Arzero

Arivo Premio Arzero

2 590Р Выгода 760Р

По размерам профиля

Профилем шины называется вид ее поперечного сечения.

Габаритные размеры покрышки напрямую влияют на управляемость автомобиля и комфорт движения. Ширина покрышки обеспечивает ее устойчивость на дорожном полотне, высота способствует управляемости автомобилем и комфорту езды. Ширина профиля – это расстояние между боковыми частями покрышки в накачанном состоянии, без учета дополнительных выпуклостей, набивок маркировки и тп. Если размер профиля точно не определен, принимают среднее оптимальное значение ширины примерно равным трети от обода колеса. По этому размеру определяют профили шины:

  • крупногабаритные – ширина от 14 дюймов (350 мм) и больше, независимо от посадочного диаметра;
  • среднегабаритные – шириной от 7 до14 дюймов (200 мм – 350 мм) и посадочным диаметром не менее 18 дюймов (457 мм);
  • малогабаритные – шириной до 10 дюймов (260 мм) и посадочным диаметром не более 18 дюймов (457 мм).

Нужна ли водителям классификация автомобильных шин

Значение высоты профиля шины важно для управляемости автомобиля и комфорта движения. Шины с высоким профилем принимают большую часть механических ударных нагрузок, делая движение плавным и снижая нагрузку на подвеску.

С повышением значения высоты снижается управляемость автомобилем, хуже выполняется маневрирование на скорости. Поэтому скоростные и спортивные модели стремятся к снижению высоты профиля покрышки, в ущерб комфорту и плавности.

Впрочем, для гоночных и болидов используют специальные гладкие трассы без неровностей и ям.

Классификация шин по высоте профиля в цифрах описывается соотношением высоты к ширине и принимается:

  • обычный профиль, при отношении высоты профиля (H) к его ширине (B) более 0,89;
  • широкопрофильные -H/B = 0,6 — 0,9;
  • низкопрофильные — H/B = 0,7 — 0,88;
  • сверхнизкопрофильные — H/B = < 0,7;
  • арочные — H/B = 0,39 — 0,5;
  • пневмокатки — H/B = 0,25 — 0,39.

Два последних вида профиля покрышек применяются для специального транспорта, в условиях работы на лесозаготовках, карьерах, сельскохозяйственных угодьях, объектах и т.п.

По расположению корда

Способ укладки нитей корда в каркасе и соединения с брекером важный параметр в конструкции шины, поскольку они влияют на основные рабочие способности покрышки. Есть два вида шин, по способам перекрещивания корда в каркасе – радиальные и диагональные.

Радиальные шины

В радиальной конструкции нити корда расположены от борта к борту и не перекрещиваются в смежных слоях. Нити корда повышают прочность резины в части беговой дорожки, защищают каркас от повреждений, ограничивают распространение трещин в резине протектора. Радиальные шины выпускаются с кордом из синтетических волокон, и с металлическими или текстильными нитями брекера. Металлический корд более прочный, чем текстильный, обладает меньшим удлинением, более устойчив к тепловому износу и лучшей теплопроводностью.

Нужна ли водителям классификация автомобильных шин

Диагональные шины

В диагональных конструкциях нити корда от борта к борту расположены по диагонали, они перекрещиваются в смежных слоях каркаса, поэтому общее количество слоев должно быть четным. Угол расположения нитей в рядовой диагональной резине равен от 30 0 до 40 0 к осевой плоскости колеса, опоясывающей диагональной шине угол равен до 60 0 . К преимуществам диагональных конструкций можно отнести:

  • простое диагональное строение конструкции удешевляет ее производство и последующие ремонты
  • высокая прочность боковых стенок покрышек
  • смягчение ударных воздействий на автомобиль улучшает комфорт и передаваемые на подвеску нагрузки.

Эксплуатационные свойства диагональных шин значительно уступают радиальным. Это происходит из-за деформации корда под влиянием нагрузок, что приводит к смятию протектора и нарушению его рабочих свойств.

По этой причине диагональные способы укладки нитей практически не применяются для большинства автомобильной техники. Их выпускают только для грузового транспорта или специальных машин.

Виды рисунка протектора

Протектор является частью автомобильной шины, ответственный за контакт с дорожным полотном при любых дорожных обстоятельствах, известный под названием беговой дорожки колеса. Одновременно с сопротивлением силам дорожного покрытия конструкция протектора принимает со стороны массы автомобиля силовые нагрузки, передаваемые на колеса подвеской.

Эффективная работа протектора по выполнению этих задач обеспечена конструкцией силового каркаса и составом резины, а также рисунком протектора шины. Над созданием эффективного рисунка протектора шины, обеспечивающего курсовую устойчивость автомобиля и безопасность движения по заданному маршруту, работают конструкторы и дизайнеры.

При всем многообразии дизайна функциональность протектора успешно воплощается в использовании одного из трех типов рисунка:

  1. Ненаправленный рисунок, или симметричный относительно продольной (радиальной) плоскости колеса. Этот тип рисунка универсальный и подходит для всех вариантов движения, установка колеса с симметричным узором всегда будет правильной. Ненаправленный рисунок хорошо работает на сухой асфальтовой поверхности, хуже отводит воду на мокром полотне, на зимних дорогах рисунок забивается снегом, за счет чего и снижается управляемость автомобилем.
  2. Направленный рисунок, симметричен относительно поперечной (центральной) плоскости вращения. Такой рисунок обеспечивает хорошее сцепление с одновременным отводом воды на мокрой дороге, обладает пониженным уровнем шума. При установке необходимо обращать внимание на направление движения, указанное на шине стрелкой. При использовании направленного рисунка на запасном колесе оно будет правильно работать лишь по одной стороне автомобиля. Установка на «неправильную» противоположную движению сторону при необходимости может применяться при езде на сниженной скорости.
  3. Асимметричный рисунок, хорошо работает для совмещения разных функциональных потребностей в одной шине, часто внутренняя сторона предназначена для работы на мокром дорожном полотне, а внешняя для сухой дороги.

Нужна ли водителям классификация автомобильных шин

Понимая особенности рисунка протектора, можно выбрать автомобильную шину, не зная ее назначения и маркировки. Канавки и ламели на резине протектора позволяют отводить воду или снег с пятна контакта, продольные ребра жесткости удерживают курсовую устойчивость на трассах, поперечные канавки оптимизируют путь торможения в городских дорогах с интенсивным трафиком. Боковые грунтозацепы и крупные блоки центральной части создают условия для езды по мягкому грунту или бездорожью.

Для летних, зимних и всесезонных шин рисунок протектора также различается глубиной канавок и ламелей, наличию, количеству и расположению ребер жесткости, крупных или мелких квадратных блоков. В сочетании с составом резины и структурой корда рисунок протектора формирует чрезвычайно надежную беговую дорожку автомобиля.

По рабочему давлению

Давление воздуха в колесе является динамическим показателем, влияющим на качество движения, безопасность управления автомобилем и эксплуатационные свойства покрышки.

Внутреннее давление в колесе является рекомендованной производителем величиной, величина указана в инструкции к эксплуатации шины. В основных видах автомобильных шин используется нерегулируемое постоянное давление. По величине абсолютных значений шины разделяются на:

  • сверхнизкого давления, внутреннее давление воздуха около 0,05—0,08 Мпа
  • низкого давления, внутреннее давление воздуха около 0,1—0,4 Мпа
  • среднего давления, внутреннее давление воздуха около 0,4—0,6 Мпа
  • высокого давления, внутреннее давление воздуха около 0,6—0,7 Мпа и выше.

Шина регулируемого давления предполагает управляемое изменение показателя давления, в зависимости от условий эксплуатации. Например, применяется в широкопрофильных шинах, работающих на мягких грунтовых поверхностях, или шина с установленным на ниппеле специальным индикатором давления.

Классификация шин по индексам грузоподъемности и скорости

Грузоподъемность – один из ключевых показателей эффективности автомобиля, особенно в коммерческом транспорте. В зависимости от видов перевозимых объектов, автотранспорт разделяется по грузоподъемности:

  • легковой и пассажирский транспорт, предназначен для перевозки людей в индивидуальном автомобиле (такси) или маршрутном режиме (автобусы, троллейбусы)
  • легкогрузовой транспорт – микроавтобусы и грузовые машины малой грузоподъемности, до 3,5 тонн, для перевозок грузов
  • грузовые автомобили служат для перевозок любых видов грузов
  • специальная техника, для выполнения погрузо-разгрузочных операций, работ по подъему на высоту людей и грузов, и т.п.

Примерно по таким же категориям разделены и шины. Индексы грузоподъемности шины обозначаются коэффициентами от 0 до 279, каждому значению соответствует максимальная нагрузка на шину в килограммах.

Таблицы для определения грузоподъёмности едины для всех видов транспорта, коэффициенту 0 соответствует максимальная нагрузка на колесо до 45 кг, для коэффициента 279 максимальная нагрузка на колесо равна 136 000 кг. Где-то между крайними значениями находятся нагрузки для всех марок автомобилей и моделей шин.

Зависимым от индекса нагрузки является индекс скорости – значение максимальной скорости данной шины при заданном коэффициенте грузоподъёмности. Буквенные значения индексов скорости размещены рядом с нагрузкой в маркировке шины, абсолютные значения максимальной скорости определяются по таблицам.

Между индексами грузоподъемности и скорости существует обратно пропорциональная зависимость, несущая способность колеса может увеличиться, если скорость движущегося под нагрузкой автомобиля будет меньше.

Виды шин по климату и сезонности

Разнообразие климатических условий на Земле вынуждает производителей изготавливать шины для легковых и грузовых автомобилей с разделением по климатическим зонам. Типоразмеры и маркировка шины едины для всех, для работы в разных климатических зонах создают различную по составу и свойствам резину.

Поскольку диапазон температур находится в разбросе от -45 С° до +55 С°, сезонные шины выпускаются в среднем, тропическом и северном вариантах, так как понятие лета или зимы на северных широтах значительно отличается от экваториальных. В инструкции производителя указан климатический пояс, для которого подходят характеристики данной шины. Для более точного соответствия климатическим условиям отличаются также по рисункам протектора шин в сезонном и межсезонном исполнении:

  • летние шины отличаются глубиной продольных канавок для отвода воды, неглубоким поперечным рисунком, плавным переходом от протектора к боковинам, жесткой, устойчивой к износу, резиной.
  • зимние шины обладают сложным рельефом, крупным блочным рисунком протектора с глубокими поперечными канавками, рабочими боковыми поверхностями. Зимние шины северных районов могут быть оснащены шипами для усиления сцепления с ледяной или заснеженной трассой. Рисунок протектора часто имеет направленный характер для улучшения управляемости автомобилем.
  • всесезонные шины часто представляют собой комбинацию летнего и зимнего проектора с усредненными качествами резины. Они подходят для езды в умеренном климате на протяжении года, но лучше всего работают в межсезонье. Маркируются All Seasons, M+S и т.п.
  • универсальные шины подходят для 60-80% отечественных дорог по климату и качеству полотна, у них глубокий рисунок проектора с заметным поперечным разветвлением.
Читать статью  Какая резина должна стоять на автомобиле по новым правилам на легковом автомобиле

Сезонность всех видов шин, за исключением летних, указана в маркировке на боковине буквенными или символьными обозначениями. Летние шины в свою очередь, классифицируются по продуктивности на классы UHP, H/P, S/T, M/T, A/T – высокопроизводительные шины для автомобилей премиум класса, гоночных и спортивных машин, езды по шоссейным дорогам, бездорожью и грязи. Важно применять шины в соответствии с их назначением и проектными характеристиками, только в естественных для себя условиях их рабочий ресурс будет полностью направлен на полезную работу.

Классы шин и требования ЕС

Стандартная маркировка шин не является консервативной, она постоянно изменяется и дополняется. Кроме конструктивной и технической составляющей, классификация шин происходит по уровню комфорта и экономичности использования. Информация по этим показателям расположена на утвержденных этикетках автомобильных шин, экспортируемых из ЕС. В самые горячие, только введенные в действие в 2021 году стандарты этикеток автомобильных шин Евросоюза включены такие показатели:

  • Внешний уровень шума качения оценивается тремя классами, от «A» (самый низкий уровень) до «C» (самый высокий уровень)
  • Уменьшено количество классов в экономии топлива и сцепления на мокрой дороге теперь 5 уровней от «A» до «E»
  • На маркировке указывается новый символ снежной поверхности, если шина подходит для езды по сильно заснеженной поверхности
  • На маркировке указывается новый символ сцепления с ледяной поверхностью, для шины C1 (шина для легковых автомобилей)
  • Уникальный идентификатор каждой шины и наименование производителя шины
  • QR-код, сканированием которого можно получить доступа к информации о продукте.

Классы резины по уровню шума

Комфортность определяется уровнем внешнего шума от качения автомобиля по дороге. В зависимости от качества дорожного покрытия и материала шины, классификация резины по уровням обозначается от А до С:

  • уровень А шумность до 65 дБ
  • уровень В шумность от 67 до 71 дБ
  • уровень С шумность от 72 дБ

В измерениях шумности не арифметическая, а логарифмическая зависимость, то есть уровень шума на 1дБ равен трехкратному возрастанию шумности.

Классы шин по экономичности потребления топлива

В этом показателе автомобильные шины разделены на 7 классов от А до Е, шаг между которыми составляет 0,1 л на 100 км топлива.

Помимо непосредственного снижения расхода топлива, более экономичные модели шин способствуют снижению выбросов CO2 в окружающую среду.

Если от выбора класса шины по этому показателю расход топлива снижается до 20%, стоит задуматься над своим осознанным выбором и как минимум просчитать все «за» и «против».

Этикетки не вводят новой классификации резины, но делают публичными данные о топливной эффективности, экологии, основных экологических характеристиках. Это дает покупателю более широкие возможности сделать точный осознанный выбор модели.

Класс опасности шин

Еще одно свойство, сопровождающее жизнь шины, и относящее ее к классу опасности – утилизация. Израсходовавшие рабочий ресурс шины принадлежат к отходам IV класса опасности и должны быть утилизированы экологически безопасным способом. История непростая, но задача выполнима и давно ожидает практического решения в России, как она давно решена в других странах мира.

Приведенные в статье виды, типы и классы резины не исчерпывающий перечень. В разных странах существуют внутренние стандарты изготовления покрышек и некоторые из них настолько престижные, что имеют международный авторитет – как, например, справочник безопасности шин DOT Департамента Транспорта в США или сертификат качества VIA в Японии.


Часто задаваемые вопросы
Какую пользу могут получить автовладельцы от классификации автомобильных шин?

Классификация автомобильных шин помогает автовладельцам выбрать наиболее подходящие шины для своих автомобилей, опираясь на различные параметры, такие как климатические условия, тип дороги, скорость, нагрузка и т.д. Также классификация позволяет производителям шин более точно определять их характеристики и соответствовать стандартам качества.

Каковы преимущества использования классификации автомобильных шин?

Преимущества использования классификации автомобильных шин заключаются в том, что она помогает автовладельцам выбирать наиболее подходящие шины для своих автомобилей, учитывая условия эксплуатации. Классификация также помогает производителям шин разрабатывать более качественные и безопасные шины.

Какие категории шин существуют в классификации, и как они различаются друг от друга?

Существует несколько категорий шин в классификации, включая летние, зимние, всесезонные, спортивные, внедорожные и т.д. Они различаются по своим характеристикам, таким как состав резины, протектор, ширина, высота, диаметр, индекс нагрузки и индекс скорости.

Как выбрать подходящие шины, опираясь на классификацию?

Чтобы выбрать подходящие шины, нужно учитывать различные параметры, такие как климатические условия, тип дороги, скорость, нагрузка и т.д. Опираясь на классификацию, можно выбрать шины, которые соответствуют данным параметрам. Например, для зимнего периода следует выбирать зимние шины, а для летнего — летние.

Какие параметры нужно учитывать при выборе шин, и как это связано с их классификацией?

Параметры, которые нужно учитывать при выборе шин, включают климатические условия, тип дороги, скорость, нагрузку и другие факторы. Классификация шин определяет их характеристики, такие как состав резины, протектор, ширина, высота, диаметр, индекс нагрузки и индекс скорости, что позволяет выбирать шины, соответствующие заданным параметрам.

Каковы основные требования к шинам различных категорий, например, зимних или летних?

Основные требования к шинам различных категорий связаны с условиями эксплуатации. Например, зимние шины должны иметь более мягкую резину и широкие канавки для обеспечения хорошего сцепления с ледяной и снежной поверхностью. Летние шины должны иметь твердую резину и протектор с узором, который обеспечивает отличное сцепление с асфальтом на высоких скоростях.

Могут ли шины различных категорий быть установлены на один и тот же автомобиль?

Да, некоторые автомобили могут использовать шины различных категорий. Однако, рекомендуется использовать шины, соответствующие условиям эксплуатации, чтобы обеспечить максимальную безопасность и комфорт вождения.

Как часто необходимо менять шины, и как это зависит от их классификации?

Частота замены шин зависит от условий эксплуатации, типа шин и других факторов. В среднем, рекомендуется менять зимние шины каждые 5-7 тысяч километров, а летние — каждые 10-15 тысяч километров. Однако, необходимо следить за состоянием шин и заменять их при необходимости.

Как выбрать шины для спортивного автомобиля, и какие характеристики наиболее важны?

Для спортивного автомобиля необходимо выбирать шины с высокой устойчивостью и отличным сцеплением с дорогой. Важными характеристиками являются ширина, высота, диаметр, состав резины, индекс нагрузки и скорости. Также необходимо учитывать тип дороги и климатические условия.

Как влияет классификация шин на их стоимость, и насколько важно выбирать шины по цене?

Классификация шин может влиять на их стоимость, так как определенные характеристики, такие как ширина, диаметр, протектор и состав резины, могут быть более дорогими в производстве. Однако, выбор шин по цене не всегда является правильным решением. Важно выбирать шины, соответствующие заданным параметрам и условиям эксплуатации, чтобы обеспечить безопасность и комфорт вождения.

ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН

Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных — под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.

Шины 1-0.jpg

1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора

Покрышка имеет следующие составные части:
каркас — главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
брекер — внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
протектор — наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
боковина — слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
борт покрышки — жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных — под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.

Об­щие све­де­ния

Ши­ны по ис­пол­не­нию мо­гут быть ка­мер­ные и бес­ка­мер­ные, а по кон­ст­рук­ции ра­ди­аль­ные и ди­а­го­наль­ные. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния и ус­ло­вий экс­плу­а­та­ции ши­ны под­раз­де­ля­ют­ся на:
до­рож­ные (в оби­хо­де на­зы­ва­е­мые лет­ни­ми), пред­на­зна­че­ны для при­ме­не­ния при по­ло­жи­тель­ных тем­пе­ра­ту­рах на шос­сей­ных до­ро­гах. Ши­ны это­го ти­па обес­пе­чи­ва­ют наи­луч­шее сце­п­ле­ние с су­хой и мок­рой до­ро­гой, об­ла­да­ют ма­к­си­маль­ной из­но­со­стой­ко­стью и наи­луч­шим об­ра­зом при­спо­соб­ле­ны для ско­ро­ст­ной ез­ды. Для дви­же­ния по грун­то­вым до­ро­гам (осо­бен­но мок­рым) и зи­мой они ма­ло­при­год­ны.
зим­ние, ис­поль­зу­е­мые на об­ле­де­не­лых и за­сне­жен­ных до­ро­гах, сцеп­ные ка­че­ст­ва по­кры­тия ко­то­рых мо­гут из­ме­нять­ся в за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции, от ми­ни­маль­ных (глад­кий лед или ка­ша из сне­га и во­ды) до не­боль­ших (ука­тан­ный снег на мо­ро­зе). Они об­ла­да­ют не­пло­хи­ми до­рож­ны­ми свой­ст­ва­ми, не­сколь­ко ус­ту­пая лет­ней “ре­зи­не”. Мно­гие зим­ние ши­ны по­з­во­ля­ют ус­та­на­в­ли­вать ши­пы про­ти­во­сколь­же­ния или име­ют их.
все­се­зон­ные яв­ля­ют­ся ком­про­мисс­ным ва­ри­ан­том ме­ж­ду лет­ни­ми и зим­ни­ми ши­на­ми, по­э­то­му ус­ту­па­ют по обес­пе­че­нию сце­п­ле­ния и пер­вым и вто­рым в со­от­вет­ст­ву­ю­щих се­зо­ну ус­ло­ви­ях. Они по­з­во­ля­ют круг­ло­го­дич­но экс­плу­а­ти­ро­вать ав­то­мо­биль на од­ном ком­п­ле­к­те шин.
уни­вер­саль­ные об­ла­да­ют свой­ст­ва­ми, по­з­во­ля­ю­щи­ми экс­плу­а­ти­ро­вать их как на шос­сей­ных, так и на грун­то­вых до­ро­гах. Их це­ле­со­об­раз­но при­ме­нять для все­до­рож­ни­ков, ко­то­рые со­вер­ша­ют при­мер­но рав­ные про­бе­ги по шос­се и до­ро­гам. Чет­кую гра­ни­цу ме­ж­ду ни­ми и все­се­зон­ны­ми ши­на­ми про­ве­с­ти бы­ва­ет до­воль­но тру­д­но.
по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти рас­счи­та­ны для без­до­ро­жья и мяг­ких грун­тов. Ис­поль­зо­вать та­кие ши­ны же­ла­тель­но толь­ко при ред­ком дви­же­нии по шос­се. В про­тив­ном слу­чае они бу­дут бы­ст­рее из­на­ши­вать­ся и со­з­да­вать вы­со­кий уро­вень шу­ма.

Ос­нов­ные раз­ме­ры шин:

по­са­доч­ный диа­метр (d) на обод ко­ле­са, обо­зна­ча­ет­ся в дюй­мах;
ши­ри­на про­фи­ля (s) смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки, обо­зна­ча­ет­ся в мил­ли­мет­рах или дюй­мах. Этот раз­мер дол­жен со­от­вет­ст­во­вать по­са­доч­ной ши­ри­не обо­да (табл. 1, 2, 3);
се­рия (h) — от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах. Ес­ли се­рия от­сут­ст­ву­ет в мар­ки­ров­ке, зна­чит, это от­но­ше­ние 80% или бо­лее;
на­руж­ный диа­метр (D) — диа­метр смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки. Указывается в каталогах;
вы­со­та про­фи­ля (H) — раз­ни­ца ме­ж­ду на­руж­ным и по­са­доч­ным диа­мет­ра­ми. В обо­зна­че­нии шин не при­во­дит­ся.

Шины табл 1.jpg

Шины табл 2.jpg

Шины табл 3.jpg

Шины 2.jpg

Ри­сун­ки про­те­к­то­ра шин:

не­на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото а) — сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но ра­ди­аль­ной пло­с­ко­сти ко­ле­са, про­хо­дя­щей че­рез его ось вра­ще­ния. Яв­ля­ет­ся наи­бо­лее уни­вер­саль­ным, по­э­то­му боль­шая часть шин вы­пу­с­ка­ет­ся с та­ким ри­сун­ком;
на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото б) — сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но пло­с­ко­сти, про­хо­дя­щей че­рез се­ре­ди­ну про­те­к­то­ра. Он об­ла­да­ет улуч­шен­ной спо­соб­но­стью от­во­да во­ды из пят­на кон­та­к­та с до­ро­гой и по­ни­жен­ной шум­но­стью;
асим­мет­рич­ный ри­су­нок (фото в) — не сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но цен­т­раль­ной пло­с­ко­сти вра­ще­ния ко­ле­са. Его ис­поль­зу­ют для ре­а­ли­за­ции раз­ных свойств в од­ной ши­не. На­при­мер, на­руж­ная сто­ро­на ши­ны луч­ше ра­бо­та­ет на су­хой до­ро­ге, а вну­т­рен­няя — на мок­рой.

Шины 2 1.jpg

Шины 1.jpg

Обозначения шин:

Со­дер­жит ин­фор­ма­цию о раз­ме­рах, кон­ст­рук­ции ши­ны, ин­де­к­сах ско­ро­сти и гру­зо­подъ­ем­но­сти. В со­от­вет­ст­вии с дей­ст­ву­ю­щи­ми стан­дар­та­ми обо­зна­че­ние размеров мо­жет быть мил­ли­мет­ро­вым, дюй­мо­вым или сме­шан­ным.
1 — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 — обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE»;
3 — количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 — товарный знак завода-изготовителя;
5 — ширина профиля;
6 — серия;
7, 15 — обозначение радиальной шины;
8 — обозначение бескамерной шины;
9 — посадочный диаметр;
10 — индекс грузоподъемности;
11 — индекс скорости;
12 — обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 — дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года — трехзначное число);
14 — знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 — наименование модели.

При­ме­ры обо­зна­че­ния шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Циф­ры и бу­к­вы оз­на­ча­ют:
185; 215; 5,90 — ши­ри­на про­фи­ля в мм или дюй­мах;
70; 90 — се­рия (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах;
R — обо­зна­че­ние ра­ди­аль­ной ши­ны (в обо­зна­че­нии ди­а­го­наль­ной ши­ны бу­к­ву “D” не ука­зы­ва­ют);
14; 15; 13 — по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах;
С — ин­декс, обо­зна­ча­ю­щий, что по­крыш­ка пред­на­зна­че­на для лег­ких гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей и ав­то­бу­сов осо­бо ма­лой вме­сти­мо­сти.

Читать статью  Что такое разболтовка колесных дисков и как ее измерять

В об­ра­ще­нии встречаются ши­ны с ины­ми обо­зна­че­ни­я­ми, на­при­мер:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 — ши­ри­на про­фи­ля в дюй­мах и мил­ли­мет­рах;
13 — по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах.
Бу­к­вы R нет, зна­чит ши­на ди­а­го­наль­ная. По­с­коль­ку не ука­за­но зна­че­ние вы­со­ты про­фи­ля, оно пре­вы­ша­ет 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин все­до­рож­ни­ков, все раз­ме­ры в дюй­мах)
31 — на­руж­ный диа­метр;
10,5 — ши­ри­на про­фи­ля;
R — ра­ди­аль­ная ши­на;
15 — по­са­доч­ный диа­метр.

Шины табл 4.jpg

Мар­ки­ров­ка шин оте­че­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва

В со­от­вет­ст­вии с ГОСТ 4754-97 на по­крыш­ку на­но­сят­ся сле­ду­ю­щие обя­за­тель­ные над­пи­си:
то­вар­ный знак и (или) на­име­но­ва­ние из­го­то­ви­те­ля;
на­и­ме­но­ва­ние стра­ны — из­го­то­ви­те­ля на ан­г­лий­ском язы­ке — “Made in…”;
обо­зна­че­ние ши­ны;
тор­го­вая мар­ка (мо­дель ши­ны);
ин­декс не­су­щей спо­соб­но­сти (гру­зо­подъ­ем­но­сти);
ин­декс ка­те­го­рии ско­ро­сти (табл.4);
“Tubeless” — для бес­ка­мер­ных шин;
“Reinforced” — для уси­лен­ных шин;
“M+S” или “M.S” — для зим­них шин;
“All seasons” — для все­се­зон­ных шин;
да­ту из­го­то­в­ле­ния, со­сто­я­щую из трех цифр, пер­вые две обо­зна­ча­ют не­де­лю из­го­то­в­ле­ния, по­с­лед­няя — год;
“PSI” — ин­декс да­в­ле­ния от 20 до 85 (толь­ко для шин с ин­де­к­сом “С”);
“Regroovable” — в слу­чае воз­мож­но­сти уг­луб­ле­ния ри­сун­ка про­те­к­то­ра ме­то­дом на­рез­ки;
знак офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния “E” с ука­за­ни­ем но­ме­ров офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния и стра­ны, вы­дав­шей сер­ти­фи­кат;
“ГОСТ 4754”;
на­ци­о­наль­ный знак со­от­вет­ст­вия ГО­С­Ту (до­пу­с­ка­ет­ся на­но­сить толь­ко в со­про­во­ди­тель­ной до­ку­мен­та­ции);
по­ряд­ко­вый но­мер ши­ны;
знак на­пра­в­ле­ния вра­ще­ния (в слу­чае на­пра­в­лен­но­го ри­сун­ка про­те­к­то­ра);
“TWI” — место рас­по­ло­же­ния ин­ди­ка­то­ров из­но­са;
ба­лан­си­ро­воч­ная мет­ка (кро­ме шин 6,50-16С и 215/90-15С, по­ста­в­ля­е­мых в экс­плу­а­та­цию);
штамп тех­ни­че­ско­го кон­т­ро­ля.

Мар­ки­ров­ка зарубежных шин

На них мо­гут быть не­ко­то­рые дру­гие обо­зна­че­ния:
“Тous terrain” — все­се­зон­ная;
“R+W” (Road + Winter) — до­рож­ная + зим­няя (универсальная);
“Retread” — вос­ста­но­в­лен­ная;
“Inside” — вну­т­рен­няя сто­ро­на;
“Outside” — на­руж­ная сто­ро­на;
“Rotation” — на­пра­в­ле­ние вра­ще­ния (для шин с на­пра­в­лен­ным ри­сун­ком);
“Side facing inwards” — сто­ро­на, об­ра­щен­ная внутрь;
“Side facing outwards” — сто­ро­на, об­ра­щен­ная на­ру­жу (для асим­мет­рич­ных шин);
“Steel” — обо­зна­че­ние на­ли­чия ме­тал­ло­кор­да;
“TL” — бес­ка­мер­ная ши­на;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” — ка­мер­ная ши­на.

Ре­ко­мен­да­ции

Же­ла­тель­но, что­бы все ши­ны, ус­та­но­в­лен­ные на ав­то­мо­биль, бы­ли не толь­ко од­но­го раз­ме­ра и кон­ст­рук­ции, но и од­ной мо­де­ли и по воз­мож­но­сти од­но­го про­из­во­ди­те­ля. Не­с­мо­т­ря на внеш­нее сход­ст­во не­ко­то­рых ри­сун­ков про­те­к­то­ра, ка­ж­дая мо­дель шин об­ла­да­ет ком­п­ле­к­сом свойств, при­су­щих толь­ко ей. При ус­та­нов­ке на раз­ные оси ав­то­мо­би­ля шин с от­ли­ча­ю­щим­ся, хо­тя и очень по­хо­жим ри­сун­ком (это до­пу­с­ка­ет­ся Пра­ви­ла­ми до­рож­но­го дви­же­ния), сцеп­ные свой­ст­ва не­из­беж­но бу­дут от­ли­чать­ся, что мо­жет па­губ­но ска­зать­ся на уп­ра­в­ля­е­мо­сти в кри­ти­че­ских си­ту­а­ци­ях. В слу­чае вы­ну­ж­ден­ной ус­та­нов­ки не оди­на­ко­вых шин не­об­хо­ди­мо по воз­мож­но­сти из­бе­гать сле­ду­ю­щих со­че­та­ний:
низ­ко­про­филь­ная “ре­зи­на” впе­ре­ди и вы­со­ко­про­филь­ная сза­ди;
на ве­ду­щей оси пе­ред­не­при­вод­но­го ав­то­мо­би­ля ус­та­но­в­ле­ны ши­по­ван­ные ши­ны, а сза­ди без ши­пов;
впе­ре­ди ус­та­но­в­ле­ны но­вые ши­ны, а сза­ди пол­но­стью из­но­шен­ные или на­обо­рот и т.д.
Осо­бен­но опас­ны два по­с­лед­них ва­ри­ан­та, так как на влаж­ном или об­ле­де­не­лом ас­фаль­те сце­п­ле­ние зад­них шин с до­ро­гой зна­чи­тель­но сни­жа­ет­ся, что мо­жет при­ве­с­ти к за­но­су и ДТП.
Все ши­ны, да­же в пре­де­лах од­но­го ти­па, раз­ли­ча­ют­ся по хи­ми­че­ско­му со­ста­ву ре­зи­ны, вну­т­рен­ней кон­ст­рук­ции и ри­сун­ку про­те­к­то­ра. Это свя­за­но с тем, что сде­лать “иде­аль­ную” ши­ну, ко­то­рая бы обес­пе­чи­ва­ла ма­к­си­маль­ную ре­а­ли­за­цию ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля при всех до­рож­ных ус­ло­ви­ях, не­воз­мож­но. По­э­то­му про­из­во­ди­те­ли вы­пу­с­ка­ют ши­ны:
с оп­ре­де­лен­ной спе­ци­а­ли­за­ци­ей, ко­гда наи­бо­лее раз­ви­ты од­но (или два) свой­ст­ва (как пра­ви­ло, в не­боль­шой ущерб дру­гим). На­при­мер, ши­на для ком­форт­но­го дви­же­ния по шос­се, об­ла­дая низ­кой шум­но­стью и хо­ро­шей плав­но­стью хо­да, мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шую ус­той­чи­вость и уп­ра­в­ля­е­мость на вы­со­ких ско­ро­стях. Или ши­на име­ет по­вы­шен­ный ре­сурс и обес­пе­чи­ва­ет сни­же­ние рас­хо­да то­п­ли­ва (по срав­не­нию с дру­ги­ми мо­де­ля­ми) за счет низ­ко­го со­про­ти­в­ле­ния ка­че­нию, но мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шей ком­форт­но­сти, ус­той­чи­во­сти и уп­ра­в­ля­е­мо­сти. Как пра­ви­ло, все круп­ные про­из­во­ди­те­ли (к со­жа­ле­нию, по­ка в ос­нов­ном за­ру­беж­ные) ука­зы­ва­ют в ре­к­лам­ных про­спе­к­тах, ка­ки­ми имен­но наи­луч­ши­ми свой­ст­ва­ми об­ла­да­ет дан­ная мо­дель ши­ны. Прав­да, при этом умал­чи­ва­ют, ка­ки­ми свой­ст­ва­ми “по­жер­т­во­ва­ли”;
с ус­ред­нен­ны­ми, при­мер­но оди­на­ко­вы­ми по ве­ли­чи­не, свой­ст­ва­ми, для обес­пе­че­ния при­е­м­ле­мой ре­а­ли­за­ции ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля в ши­ро­ком ди­а­па­зо­не до­рож­ных ус­ло­вий.
По­э­то­му пе­ред вы­бо­ром шин не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить:
ка­кие свой­ст­ва шин, по­ми­мо на­деж­но­го сце­п­ле­ния, вам наи­бо­лее важ­ны — “спор­тив­ность”, ком­форт­ность, эко­но­мич­ность и т.п.
ус­ло­вия, в ко­то­рых бу­дет боль­шее вре­мя экс­плу­а­ти­ро­вать­ся ав­то­мо­биль;
ма­к­си­маль­ные гру­зо­подъ­ем­ность и ско­рость, га­ба­рит­ные раз­ме­ры ши­ны, ко­то­рые долж­ны со­от­вет­ст­во­вать ав­то­мо­би­лю.
При пе­ре­хо­де на дру­гую раз­мер­ность же­ла­тель­но, что­бы не из­ме­нил­ся на­руж­ный диа­метр ши­ны, ко­то­рый мож­но рас­счи­тать по фор­му­ле: D = 25,4d+2sh,
где d — по­са­доч­ный диа­метр ко­ле­са (дюй­мы), s — ши­ри­на про­фи­ля ши­ны (мм), h — серия шины (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля ши­ны к ее ши­ри­не в %). Рекомендуемые ва­ри­ан­ты за­ме­ны при­ве­де­ны в табл. 5.
Не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать, что экс­плу­а­та­ция шин на пре­дель­ных ско­ро­стях и на­груз­ке зна­чи­тель­но сни­жа­ет их ре­сурс.

Шины табл 5.jpg

Тонкости шинной МАРКИРОВКИ

Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса — шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина — жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин — «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:

Обозначения шин категории Run-Flat

Производитель шин маркировка Производитель шин маркировка
Bridgestone RFT (Run-Flat Tyre) Michelin ZP (Zero Pressure)
Continental SSR (Self Supporting Run-Flat) Pirelli [email protected] или RF
Goodyear EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat Nokian Run Flat или RF
Kumho RF Yokohama RF

Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице:.

Маркировка Что означает Примечание
All season или Tous terrain Всесезонная
R+W (Road+winter) Дорожная +зимняя (всесезонная)
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) Грязь и снег
XL (extra load) Повышенной грузоподъемности Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности
R или Radial Радиальная конструкция шины
Reinforced Усиленная
Retread Восстановленная
Regroovable Возможна нарезка/ углубление канавок
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) Направление вращения шины Только для шин с направленным типом протектора
Inside или Side facing inwards Внутренняя сторона боковины Только для шин с асимметричным типом протектора
Outside или Side facing outwards Внешняя сторона боковины Только для шин с асимметричным типом протектора
С (commercial) Для легких грузовиков и микроавтобусов Обычно расположена в конце маркировки размерности шины
P (passenger) Легковая На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины.
LT (light truck) Для легких грузовиков и автобусов На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины.
SUV Для вседорожников
Steel или Steel belted Металлокордный брекер
Tubeless или TL Бескамерная
Tube type или TT С камерой
TWI (Tread wear indication) Индикатор износа глубины протектора
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата.
Maximum load … Максимально допустимая нагрузка на шину по стандарту США Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности
Maximum Pressure … Максимально допустимое давление в шине по стандарту США
ETRO Европейская техническая организация по шинам и дискам
ECE Европейская комиссия по экономике
DOT Министерство транспорта США
FMVSS Федеральный стандарт безопасности транспортных средств

Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:

Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:

Дополнительная маркировка автопроизводитель
* BMW
A Renault Espace 4
B Audi, Bentley
C1 Chrysler Viper GTS (1999-2000)
G1 Автомобили комплектации G1
J Jaguar
K1 Ferrari
M0 Mercedes
M3 BMW M3
N0, N1, N2, N3 Porsche
R01 Audi quattro

Примечание: Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.

Шины без подобной маркировки — среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.

О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.

Тату на плечах

Шины 3.jpg

1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.

2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin. А Nokian и Pirelli – рельефные листочки

Шины 2-3.jpg

3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»

Шины 4-0.jpg

4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)

5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.

6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам. Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.

Читать статью  Эффективное хранение шин. Оптимизация пространства и продление срока службы

В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин

Назад

Если Вы обнаружили ошибку или хотите дополнить статью, выделите ту часть текста статьи, которая нуждается в редакции, и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте простой инструкции.

Полезная информация о шинах — для чайников и не только

Автошины помимо своего подразделения на летние и зимние, легковые и грузовые подразделяются еще по нескольким признакам. Любые шины бывают с направленным, ассиметричным и ненаправленным рисунком протектора.

Рисунок протектора шин

Летние шины бывают с ориентацией на асфальт или же на бездорожье, что применяется обычно у шин для внедорожников и проявляется агрессивным зубастым рисунком протектора. Многие ошибочно считают такие шины всесезонными, хотя некую всесезонность эти покрышки могут проявлять только на рыхлом снегу за счет мощных грунтозацепов. На льду же или укатанном снегу такие колеса будут абсолютно беспомощными из-за твердой жесткой резины, рассчитанной на высокие летние температуры, и отсутствием ламелей (мелких прорезей на каждой шашке протектора), позволяющих шине цепляться за лед или укатанный снег несравненно большим количеством граней при разгоне и торможении.

Что же касается преимуществ рисунка протектора, то шины с направленным рисунком служат для лучшего отвода воды из пятна контакта с дорогой, асимметричные шины имеют большую жесткость внешней части покрышки, позволяющей проходить на большей скорости повороты. Недостатками таких покрышек являются неудобства при монтаже.

Направленные шины нужно собирать для эксплуатации на левой или правой стороны автомобиля, а затем при сезонной замене не забывать обращать внимание на правильность установки колес на автомобиле, чтобы избежать ситуаций, когда бы колеса, собранные для левой стороны а/м, оказались на правой, и наоборот. Направление вращения данных колес указывается производителем стрелочкой на каждой боковине колеса и часто сопровождается надписью “rotation”. В принципе, ничего очень страшного и критичного в такой ошибке нет, но на той же самой луже такое колесо начнет вслывать (аквапланировать) на скорости на десяток-другой километров раньше, что сведет к нулю (или даже ниже) весь смысл покупки направленных шин.

Колеса с ассиметричными шинами можно ставить на машину, не задумываясь о расположении их на ней, но шиномонтажникам следует быть внимательным при сборке колес данного типа – у каждой покрышки есть наружная и внутренняя сторона. Обычно наружная сторона маркируется производителем надписями “outer”, “outside”, а внутренняя соответственно “inner”, “inside”.

Большим достоинством ненаправленных шин является отсутствие необходимости напрягать мозг как собирать на диск ту или иную покрышку, и куда ставить то или иное колесо, поэтому на большей части автомобилей, особенно недорогих, на заводе устанавливают ненаправленные симметричные шины . На первый взгляд проблема правильности устновки и сборки направленных покрышек представляется смешной, но на самом деле неудивительно, что в последние годы все автопроизводители отказались от применения направленных шин при первичной комплектации авто.

Конструкция типа корда обозначается на боковине покрышки буквой “R”, которую многие автолюбители ошибочно принимают за первую букву слова «радиус», ведь сразу после этой буквы указывается посадочный диаметр колеса в дюймах (1 дюйм равен 2,54 см). Посадочный означает, что это не внешний полный диаметр колеса, а диаметр диска, на который можно смонтировать данную шину. То есть на диск диаметром 17 дюймов можно надеть шину только диаметром 17 дюймов – шины хоть и резиновые изделия, но натянуть на больший диск меньшую шину не получится именно благодаря корду;))

К слову сказать, в написании типоразмера все производители используют дюймы только для указания диаметра и ширины диска , ширину же шины все указывают в миллиметрах (это первая цифра в типоразмере шины). Высота профиля шины (вторая цифра в типоразмере колеса), то есть расстояние от колесного диска до дорожного полотна, всеми производителями указывается в процентах от ширины покрышки, а не в миллиметрах, как считают многие автолюбители. Таким образом, например, шины размерностей 225/40 R18 и 255/35 R18 имеют одинаковую высоту профиля, а шина 285/65 R17 имеет почти в 2 раза большую высоту профиля, чем покрышка 155/65 R13, так как 65% от 155 мм это около 101 мм, а 65% от 285 мм составляет 185 мм.

Маркировка шин — скоростной индекс

Самым важным показателем летней (как, впрочем, и зимней) шины является ее скоростной индекс, который идет в обозначении шины сразу после типоразмера и нагрузочного индекса. Скоростной индекс обозначается заглавной латинской буквой Q(160 км/час), R(170 км/час – редкий индекс), S(180 км/час – очень редкий индекс), T(190 км/час), H(210 км/час), V(240 км/час), W(270 км/час), Y(300 км/час) и условно означает максимально допустимую скорость.

Но главное, это то, что шины с высокими скоростными индексами имеют более технологичный и дорогой состав протектора, позволяющий быстрее остановиться с одной и той же скорости. И нет ничего удивительного, что в тесте «Авторевю» за весну 2008 года (АР №6, 2008) , лучшие показатели по торможению на асфальте показали шины корейских производителей, которым по рангу положено занимать третьи места после ведущих шинных брендов и секондбрендов ведущих производителей, опережая только отечественного, турецкого и китайского производителей.

Таким образом, шины с разным скоростным индексом одной и той же модели – это, по сути, разные шины. Куда правильнее будет сравнивать (да так и происходит обычно в тестах авторитетных изданий, включая «Авторевю»), что сравнивают шины Michelin Pilot Sport 2, Pirelli P Zero, Goodyear Eagle F1 Asymmetric, Continental ContiSportContact 3, Vredestein Ultrac Sessanta размерности 245/40 R18 c индексом скорости Y отдельно; Bridgestone Turanza ER300, Michelin Pilot Exalto, Continental ContiPremiumContact 2, Goodyear HydraGrip и Pirelli P7, Yokohama C.drive, Dunlop FastResponse, Vredestein Sportrac 3, Nokian Hakka V, Barum Bravirus размерности 205/55 R16 с индексом скорости V тоже отдельно. Даже в означенном выше тесте все остальные шины имели индекс 210 км/час, а корейские шины имели больший скоростной индекс, вероятно, чтобы наглядно доказать, что по общему набору свойств, включая аквапланирование, торможение на влажном покрытии, прохождение поворота на мокром асфальте, расходу топлива, ресурсу шины и шумовому коэффициенту, даже шины более высокого класса не могут одержать победу над более чем столетним опытом и высокими технологиями именитых производителей.

  • Маркировка шин — расшифровка
  • Индекс скорости шин — таблица
  • Индекс нагрузки шин — таблица

Корейские и китайские аналоги ведущих производителей шин

Кстати, почти каждый ведущий производитель шин, помимо основного бренда имеет один или даже несколько секондбрендов, которые были куплены им, вместе с выпускающими их заводами, в эпоху глобализации. Так у немцев Continental это Barum (чешские заводы) и Gislaved (шведский бренд, по зимним шинам даже более популярный чем хозяин), у французов Michelin – это BFGoodrich (американский бренд более чем со столетней историей) и Kleber, у финов Nokian – финский же Nordman, у японцев Bridgestone – американский Firestone, но самые именитые и прославленные сателлиты немецкого происхождения у богатых американцев Good Year – это Dunlop (основатель этого бренда изобрел пневматические шины во второй половине 19го века) и одноименная с рекой и городом в центре Германии знаменитая Fulda. Справедливости ради надо заметить, что японские заводы фирмы Dunlop достались во владение японской компании, известной выпуском своих шин Falken. И только итальянцы Pirelli (входящие в пятерку шинных компаний с самым большим оборотом в мире) и японцы Yokohama и Toyo пока не обзавелись такого рода филиалами и довольствуются собственным выпуском шин.

Кстати, компания Pirelli с 2009го года наконец-то решила принять участие в чемпионате мира по ралли, для поддержания своего спортивного имиджа. Долгое время останавливало ее именно то, что одержать победу она может всего лишь над секондбрендом BFGoodrich, а сражаться то придется на самом деле с опытным и небедным Michelin. А французы такому положению вещей рады, их спортивные успехи еще не забыты, когда в один год на их шинах взяли и Формулу 1, и 24 часа Ле Мана, и мото Гран При. А BFGoodrich – непревзойденный хозяин Даккара и прочих загородных прогулок. Корейские же производители пока не могут сравниться по качеству своих шин с ведущими шинными гигантами из-за недостатка опыта, знаний и отсутствия колоссального бюджета для различных испытаний, а главное исследований.

Да и нет смысла пока корейским производителям делать шины, не уступающие Continental или Michelin , ведь и стоить такие шины будут практически столько же. А к такому повороту событий покупатель еще не готов. Так же, как 20 лет назад корейская бытовая техника и электроника в любом случае стоила дешевле японской или европейской… И скорее всего через 20 лет с шинами из Кореи произойдет тоже, что и с мониторами для компьютеров в наши дни. В любом случае, на данный момент эти покрышки стоят своих денег и очень неплохо смотрятся в отношении цена – качество.

Китайские производители шин тоже очень стараются, но очень сильно отстают от своих соседей по Желтому морю. К тому же количество предприятий шинной промышленности в Китае сейчас пока еще так велико, а стремление сэкономить хоть на качестве материалов, хоть на знаниях специалистов, хоть на технологических процессах так велико, что использование их шин пока просто опасно. Опасностей много, начиная от расслоения шины при минимальном пробеге, отслоения корда, до элементарной невозможности остановиться на данных колесах в дождь. А все свои технологии шинники держат в строжайшем секрете. Узнать их можно, только купив какую-нибудь шинную компанию, как и поступил отечественный Amtel с голландским Vredestein, который хоть и не являлся лидером мировой шинной индустрии, но шёл на 2-3 шага впереди отечественного производителя.

Тормозная система автомобиля — советы по уходу и эксплуатации

Ещё один аспект – влияют ли на способность автомобиля еще какие-то факторы, кроме шин? Да влияют. Это и тормоза машины, и состояние амортизаторов, и даже сход-развал. Плохие амортизаторы увеличивают тормозной путь и не обеспечивают идеального контакта в повороте. Тормоза очень важны для скорейшей остановки автомобиля 🙂 Если в тормозных трубках, подводящих тормозную жидкость к колесам, присутствует воздух, это будет очень плохо сказываться на управлении автомобилем: машину без АБС будет просто разворачивать, а а/м с данной системой при экстренном торможении будет тяжелее остановиться. Ведь когда колесо без воздуха в трубопроводе уже будет на грани блокировки, другие колеса с воздухом в магистралях будут тормозить только в полсилы. Рекомендуется в экстренных ситуациях, когда стрекочет АБС, давить на тормоз еще сильнее, чтобы продавить и возможно завоздушенные колеса. Но вообще, раз в два года необходимо заменять тормозную жидкость из-за ее способности впитывать влагу из воздуха (гигроскопичность).
Можно заказать прокачку тормозов и как отдельную операцию.

Некоторые водители (особенно на ВАЗах) ставят на автомобили усиленные тормозные суппорта и диски увеличенного диаметра, но при этом в бюджете бывает не остается денег на хорошие шины. Но понимают ли они, что мощные тормозные механизмы влияют на эффективность торможения только со скоростей выше 150 км/час (когда обычные уже перегреваются) или при целой серии непрерывных разгонов и торможений. Различные же шины демонстрируют разницу на влажном покрытии даже при торможении с 10 км/час.

Неправильный развал колес приводит к плохому контакту с дорогой, так как колеса соприкасаются с ней не всей возможной площадью (представьте человека, идущего на внешних частях стопы и стаптывающего ботинки), происходит неравномерный износ внутренней и внешней частей покрышки. Неправильное схождение (это когда левое колесо направлено левее, а правое – правее, чем надо) не позволяет автомобилю достигать максимальной скорости, увеличивает расход топлива, приводит к физическому истиранию покрышек.

Рекомендуем Вам регулировать развал-схождение после каждого ремонта машины или даже просто после замены шин (данная услуга оказывается в техцентрах «Автобам Запад», «Автобам Центр-Юг» на самом современном компьютерном 3D стенде Hunter). Плохо только, что лишиться и сход-развала, и балансировки на наших дорогах можно на первой же яме. А то и колесный диск помять. Вот почему рекомендуется делать балансировку раз в 5000 км, и уж в любом случае при сезонной замене шин. Балансированное колесо в два раза дольше прослужит, чем постоянно вихляющее на оси небалансированное. Длительная езда на неотбалансированном колесе приведет к искривлению корда и непригодности колеса. Нехорошие последствия это будет иметь и для ходовой части автомобиля. Рекомендуем в середине лета делать повторную балансировку колес, а также после длительных загородных поездок по плохим дорогам или если машину начало подергивать, трясти или бить руль (балансировку производят все техцентры «Автобам»;))

В заключение хочется отметить, что почти любые летние шины (кроме китайских) лучше зимних шин приспособлены для эксплуатации при высоких температурах. Использование зимних шин летом экономически не оправдано потому, что за это лето из-за высоких температур, на которые зимняя резина не рассчитана, зимние покрышки износятся и придется покупать новые шины. А ведь эти шины могли бы послужить не одну зиму. А отговорка «не было времени» не оправдывает потом время, потраченное на езду по страховым компаниям, ГИБДД (там можно шикарно провести пару-тройку дней в коридорчике) и по кузовным станциям.

Вам решать какие купить шины. Сэкономить, зная что Вы ездите осторожно. Шикануть, купив покрышки , на которые даже глядеть приятно. Выбрать оптимальное соотношение цены качества. На мой взгляд, даже самые дорогие шины стоят своих денег, и, как говорится, окупаются за один раз. Один раз, когда Вы вовремя остановились. Один раз, когда Вы не взлетели на глубокой луже как Боинг во Внуково. Один раз, когда Вы не потеряли контакт с дорогой в повороте во время дождя. Ведь золотая середина в данном случае – это не баланс между ценой и качеством, а баланс между ценой и вашей безопасностью, нетронутостью вашего авто. Экономия на шинах не умна, подтвердит Вам любой водитель, побывавший из-за шин в аварии.

  • Каталог производителей шин
  • Подбор шин по авто
  • Развал-схождение автомобиля — описание услуги, цены, фотографии работ

Читать так же

  • Частозадаваемые вопросы о шинах, часть 1
  • Частозадаваемые вопросы о шинах, часть 2
  • Частозадаваемые вопросы о шинах, часть 3

Источник https://4kolesa.online/blog/shiny/nuzhna-li-voditelyam-klassifikatsiya-avtomobilnyh-shin/

Источник https://wiki.zr.ru/%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%97%D0%9D%D0%90%D0%A7%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95_%D0%98_%D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%A4%D0%98%D0%9A%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF_%D0%A8%D0%98%D0%9D

Источник https://www.avtobam.ru/articles/dummy