Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

Содержание

Основы БДД

Безопасность дорожного движения – широкий комплекс мероприятий, в который вовлечены все слои общества: государство, профильные министерства, автопроизводители, инженерные специалисты, водители и пешеходы. Но если государственные стратегии и меры по БДД – явление опосредованное и часто – чисто теоретическое, то непосредственные участники дорожного движения влияют на дорожную безопасность напрямую, практически и ежедневно.

В первую очередь, обеспечивать высокий уровень безопасности на дорогах активно должны водители – они управляют транспортными средствами, которые считаются потенциально опасными машинами.

Поэтому знание основ безопасности, практические навыки вождения и четкое соблюдение ПДД автомобилистами всегда будет стоять первым пунктом в любой программе БДД. Основы дорожной безопасности изучаются в автошколах на теоретическом уровне, а затем водители постигают их в реальных условиях. Умение использовать знания на практике – важное условие БДД.

фото 1

Основные понятия

Для достижения высокого профессионального уровня и умения избегать опасных ситуаций на дороге, водители должны хорошо знать ряд важных правил и понятий БДД чтобы эффективно применять их в любой момент. К таким основным понятиям относятся:

Остановочный путь

Это расстояние, пройденное ТС с момента обнаружения препятствия до полной остановки. Чтобы такой путь оказался минимальным, необходима хорошая реакция водителя и исправный автомобиль. Для этого водители раз в 5 лет проходят профессиональные аттестации и регулярно медицинские осмотры, а машины – ежегодный техосмотр. В теории остановочный путь складывается из двух составляющих: времени реакции водителя + тормозного пути.

Время реакции водителя

Это время, которое необходимо водителю с момента обнаружения на дороге опасного препятствия до начал его действий по уклонению от столкновения. Чем это время короче, тем выше шансы избежать ДТП, и зависит оно, в первую очередь, от физического состояния (уровня усталости и самочувствия), уровня зрения, опыта и скорости психических реакций человека.

Стандартное время реакции здорового и не усталого водителя – в пределах 1.5 секунд. Однако, если человек находится за рулем долго и не делает перерывов, не совсем здоров, пьян или рассеян, его реакции замедляются, а значит, растет остановочный путь и риск ДТП. Увеличение времени реакции водителя на 1 секунду – это лишние 25 метров пути на скорости до 90 км/час.

Кроме состояния водителя на время его реакции воздействуют также погодные (дождь, снег, ночь) и дорожные условия (плохая видимость, слабое освещение, заграждающие видимость объекты у дороги и т.д.), а также дополнительные обстоятельства (водителя отвлекают пассажиры, звонок по мобильному, изучение информации на панели приборов и т.п.).

Тормозной путь

Это расстояние, которое автомобиль проезжает с момента начала торможения до полной остановки. На его протяженность влияет время водительской реакции, состояние транспортного средства (скорость и масса авто, исправность тормозов и износ автопокрышек), дорожные и погодные условия:

  • скорость должна соответствовать скорости основного транспортного потока, при маневрах – ниже, но всегда – без превышений на конкретном участке дороги;
  • чем больше масса авто, тем сильнее нагрузка на тормоза, тем меньше сила трения колодок – тормозной путь увеличивается;
  • оптимальное торможение без заноса – на грани блокировки колес (обычно срабатывает АБС), а на наклонном покрытии – двигателем или пониженной передачей;
  • не изношенные покрышки лучше сцепляются с дорогой (даже мокрой и скользкой) и исключают занос на скользком покрытии;
  • состояние проезжей части важно – с его учетом следует регулировать скорость и алгоритмы торможения, чтобы избежать движения юзом или заноса.

Важно! При своевременной реакции водителя и адекватном тормозном пути, остановочный путь будет коротким, что позволит избежать столкновения с препятствием на дороге. При несвоевременной реакции водителя или увеличенном тормозном пути, остановочный путь может оказаться критически длиннее расстояния до препятствия. Поэтому всегда следует соблюдать дистанцию от движущихся автомобилей и стараться среагировать на опасность с опережением.

фото 2

Видимость и движение автомобиля

Стоит отметить, что существует еще ряд важных факторов, которые влияют на БДД и могут «вмешаться» в адекватный расчет остановочного пути. В частности, темное время суток усложняет правильное восприятие дистанции, и дальний свет автомобиля – плохой помощник при определении реального расстояния до опасного объекта, если используется в туман или снегопад.

Человеческий глаз в темное время суток не способен правильно определять расстояние и скорость объектов (оптическая иллюзия):

  • обычно скорость встречного авто на плохо освещенной дороге воспринимается ниже, а расстояние до него ощущается как большее;
  • реальная скорость собственного авто на равнинной местности (поле, степь, пустыня) обычно выше, чем кажется;
  • реальное расстояние до предметов и автомобилей при плохой видимости на дороге меньше, чем кажется.

Чтобы не стать жертвой перечисленных оптических иллюзий, следует чаще сверяться с приборами (спидометр), соизмерять свое движение с другими транспортными средствами, двигаться без превышения скорости и поддерживать максимальную дистанцию на дороге.

фото 3

Дорожные условия

Этот фактор влияет на БДД всегда и постоянно. Точно рассчитать остановочный путь можно только с учетом грамотного водителя, исправного автомобиля и нормального дорожного покрытия в сухую и теплую погоду. Все прочие дорожные условия вносят существенную коррекцию в поведение транспортного средства на дороге, даже если за рулем – профессионал, а машина безупречна.

Пи нестандартных дорожных условиях следует помнить следующие правила:

  • при движении на спуске не следует тормозить – лучше притормаживать, а при крутом спуске использовать пониженную передачу (торможение двигателем);
  • при движении на подъем можно использовать ручник или педаль тормоза, отпуская их при нажатии педали газа;
  • при выезде на открытый участок дороге следует опасаться порыва бокового ветра – следует предварительно сбросить скорость, переключиться на пониженную передачу и регулировать траекторию движения авто рулем;
  • на мокром асфальте и в сильный дождь скорость не должна превышать 80 км/час, а торможение лучше выполнять двигателем, сбрасывая передачи;
  • на заснеженной дороге следует двигаться на пониженной передаче — без рывков, резких маневров и остановок;
  • на мокрой грязи и льду следует двигаться без торможения, использования педали сцепления и резких движений руля (тормозить – только двигателем на пониженной передаче).

Важно! Следует помнить, что тормозной путь на сухом асфальте при скорости в 30 км/час будет в пределах 6 метров и увеличиться до 52 метров при скорости в 90 км/час. На обледенелой дороге при 30 км/час тормозной путь составит 17 метров, а при 90 км/час – вырастет до 152 метров. То есть, при движении по льду значение имеет и факт скольжения машины при нажатой педали тормоза (движение юзом).

Занос авто

Занос автомобиля – опасная ситуация, когда задняя часть кузова отклоняется от правильной траектории и начинает двигаться вправо или влево от передних колес. Если его вовремя не нейтрализовать, машина может уйти в неконтролируемое вращение, врезаться в соседние авто или вылететь с трассы.

Занос возникает при резких поворотах на мокрой или скользкой дороге как последствие действия центробежных сил, которые отталкивают транспортное средство в противоположную сторону от потенциального центра окружности, по которой выполняется движение при маневре.

При правильном маневре поворота, водителю необходимо сбросить скорость и направить машину к внешней стороне радиуса дуги в пределах полосы движения. Если приблизиться к внутренней стороне дуги на большой скорости, задние колеса начнет выносить вправо. Кроме того, занос на поворотах возникает при:

  • одновременном резком увеличении скорости;
  • резком торможении;
  • резком повороте руля на большой скорости;
  • неожиданном наезде на скользкий участок дороги или глубокую лужу воды.

То есть, в повороты, особенно на скользких дорожных покрытиях, нужно входить на небольшой постоянной скорости и очень плавно. Если же занос уже начался, важно сохранить контроль над машиной, для чего нужно соблюдать обязательные правила:

  1. Тормозить педалью или ручником нельзя!
  2. Нажимать на педаль сцепления нельзя!
  3. На заднеприводных авто торможение выполняется двигателем – необходимо сбросить передачу и ослабить нажатие на педаль газа.
  4. На переднеприводных машинах следует плавно прибавить газ.
  5. Выравнивать траекторию движения можно обратным поворотом руля, плавно, в несколько приемов поворачивая его в сторону заноса.

Полноприводные автомобили также выводятся из заноса плавным поворотом руля, а педалью газа следует «нащупать» оптимальное положение, при котором передние колеса выровняют траекторию, а задние вернутся в «колею».

Что делать при опрокидывании авто

Автомобиль может опрокинуться под воздействием той же центробежной силы при скоростном движении по крутой дуге. Чем выше скорость и круче радиус поворота – тем выше риск того, что машина «пойдет через крышу». При этом боковая центробежная сила – это «квадрат скорости» (скорость выше вдвое, центробежная сила – вчетверо).

Кроме того, значение имеет центр тяжести транспортного средства – чем он ниже, тем машина устойчивее на дороге при боковых маневрах. Поэтому грузы в авто следует размещать максимально низко и равномерно.

Чтобы избежать опасного переворачивания, которое легко может произойти на сухой и ровной дороге при идеальной видимости, в повороты следует входить:

  • по плавной дуге с небольшим радиусом;
  • максимально приблизив авто к внешнему краю дорожной дуги;
  • на минимальной стабильной скорости;
  • с правильно распределенным и хорошо закрепленным на местах грузом.

А вот если при маневре начать тормозить или резко поворачивать руль, появляется дополнительная угроза заноса. И тут непонятно, что может быть опаснее.

фото 4

Блок

  1. Как правильно рассчитать безопасную дистанцию во время дорожного движения?

В теории БДД есть только понятие безопасной дистанции, но нет алгоритма ее расчета. Тем не менее водителям рекомендовано на сухой дороге определять безопасную дистанцию в метрах как половину числового выражения скорости (при 50 км/час дистанция должна быть не менее 25 метров). На скользком или мокром покрытии дистанция в метрах должна быть равна скорости в километрах (50 км/час – дистанция не менее 50 метров).

  1. Можно ли правильно соблюдать дистанцию по отношению к автомобилю, который идет сзади?

В принципе, это невозможно, так как водитель заднего авто может сам не соблюдать дистанцию. Безопасное расстояние следует просто контролировать через зеркало заднего вида. Если машина сзади все время «приживается» к вашему автомобилю, заранее сигнализируйте ей о предполагаемых маневрах и тормозите плавно и постепенно.

  1. Как определить свое физическое состояние при управлении автомобилем?

Если вы за рулем не более 4 часов и не испытываете чувства недосыпания или недомогания, то ваше состояние можно расценивать как нормальное. Если дорога занимает более 4 часов, старайтесь в конце каждого часа дороги делать короткие пятиминутные остановки, чтобы выйти из машины и размяться. Если же путь дальний, а вы начинаете чувствовать утомление, некоторую сонливость и потерю концентрации на дорожной обстановке – это сигнал того, что вам нужен отдых.

  1. Если груз на автомобиле закреплен на верхнем багажнике, а в салоне – 4-5 человек, то насколько высока опасность заноса или переворачивания?
Читать статью  Дипломные работы на тему безопасность дорожного движения

Багажник на крыше требует более осторожного выполнения боковых маневров, так как пассажиры и грузы находятся выше центра тяжести авто. При резком повороте на большой скорости опасность заноса невысока – машина перегружена и сильнее прижимается к дороге, но на скользком покрытии может повести себя неадекватно. А вот опасность переворачивания, наоборот, возрастает. Двигаться следует осторожно, сбрасывая скорость на поворотах и выбирая более широкую дугу маневра.

фото 5

В заключении следует отметить, что основы БДД – максимально важный элемент общего комплекса безопасности на дорогах. Можно бесконечно изучать и детально знать теорию правильного поведения на дороге, но решать задачи безопасности можно только практически – на дороге.
Тем не менее, доскональное знание основ БДД важно для последующего их практического применения. Эти правила формируют у водителя полезные навыки безопасного вождения и становятся фундаментом его профессионализма.

Автор: Киселев Я.Л.

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

  • Telegramm
  • Twitter
  • facebook

Особенности управления автомобилем в сложных условиях

Особенности управления автомобилем в сложных дорожных и метеорологических условиях

Существенное влияние на безопасность движения оказывают погодно-климатические условия, особенно в зимний период, когда снегопад и обледенение поверхности дороги значительно усложняют эксплуатацию транспортных средств.

Пониженная температура воздуха ухудшает работу двигателя, агрегатов и узлов автомобиля. Много неприятностей доставляют водителю низкий коэффициент сцепления шин с дорогой, ограничение видимости, обзорности.

В указанный период ухудшаются и психофизиологические характеристики водителя. Он теплее одет и, следовательно, менее подвижен, быстрее утомляется, более сонлив и сильнее подвержен ослеплению. Он более безразличен к окружающему, его стиль вождения становится более консервативным и инерционным.

Готовясь к зимней эксплуатации, водитель должен знать приемы управления автомобилем на заснеженной или покрытой льдом поверхности и способы преодоления трудных участков.

Движение в гололедицу

На скользкой дороге, как известно, в несколько раз увеличивается тормозной путь. Возрастает опасность блокировки и скольжения колес.

Прежде всего, в гололед перед выездом необходимо проверить давление воздуха в шинах и износ рисунка протектора. Давление воздуха во всех колесах должно соответствовать норме, а рисунок протектора должен быть отчетливо виден.

Выехав из гаража, на свободном участке дороги необходимо затормозить автомобиль и проверить, все ли колеса одновременно начинают тормозить.

При этом необходимо оценить длину тормозного пути на обледеневшем дорожном покрытии, устойчивость автомобиля при торможении и стремлении его к заносу. Делать это, конечно, надо при небольшой скорости движения.

Зимой очень важно издали различать состояние отдельных участков покрытия, причем цвет дорожной поверхности говорит о многом. В период потепления можно считать, что светлые участки дороги, покрытые наледью, являются менее скользкими. В условиях подмораживания лучшими сцепными качествами обладают, как правило, темные участки.

Особенно скользкими становятся хорошо накатанные в мороз площадки, на которых происходит частое торможение, обычно предшествующее перекресткам с интенсивным движением.

При гололедице необходимо пользоваться следующими приемами безопасного вождения. Прежде всего, следует ехать очень медленно, осмотрительно и исключительно плавно. Поверхность дороги бывает настолько скользкой, что остановить автомобиль на крутом спуске иногда вообще невозможно.

Поэтому, съезжая с крутого склона или подъезжая к повороту нужно заранее переключиться на низшую передачу, чтобы не прибегать, по возможности, к торможению.

Обледенелые подъемы необходимо стараться преодолевать на несколько повышенной скорости, чтобы на самом подъеме не пришлось переключать передачи.

На перекрестках следует опасаться столкновения с транспортными средствами, следующими в поперечном направлении. Необходимо быть предусмотрительным: ведь не все водители правильно учитывают опасность гололеда. Лучше повременить с выездом на перекресток, чем поставить себя под удар машины, которой управляет неосторожный водитель.

На пешеходных переходах и в других местах возможного появления пешеходов на проезжей части, необходимо проявлять повышенную осторожность. Следует помнить, что пешеход также идет по обледенелой дороге и не имеет возможности быстро остановиться.

При движении по обледенелой дороге не рекомендуется повышать скорость, надеясь на противоскользящие материалы, которыми посыпают дороги. Иногда случается так, что при торможении песок не удерживается на обледенелом покрытии и свободно сдвигается колесами автомобиля. Опасен при гололеде и свежевыпавший снег, который маскирует обледенелое покрытие.

В условиях скользкого покрытия даже трогание с места требует определенной сноровки. Прежде всего нельзя включать первую передачу, создающую слишком большое тяговое усилие на ведущих колесах. Движение лучше начинать на второй передаче, не допуская пробуксовывания колес, вследствие которого выделяется большое количество тепла. Это ведет к подтаиванию льда и образованию углублений под колесами, ухудшающих начальные условия движения.

Если одно из колес все же забуксовало, то к педали акселератора необходимо прикладывать последовательные переменные усилия, снижая обороты двигателя почти до холостых, устраняя тем самым разницу в оборотах ведущих колес и выравнивая усилия в дифференциале.

Затем обороты двигателя следует увеличить для продолжения разгона.

Безопасные приемы торможения на скользком покрытии

Наиболее трудным в условиях скользкого покрытия является торможение.

Чтобы избежать блокировки колес рекомендуется тормозить преимущественно двигателем.

Это необходимо делать в связи с тем, что при одной и той же силе, с которой прижимаются колодки, трение в левых и правых колесах на оси различно. Неодинаковые тормозные силы создают момент, стремящийся повернуть автомобиль в горизонтальной плоскости. Этот отрицательный момент тем больше, чем больше разность тормозных сил.

При торможении же вместе с двигателем тормозные силы колодок несут лишь часть общей нагрузки и имеют гораздо меньшую величину. Следовательно, момент сил вращения в горизонтальной плоскости уменьшается. Таким образом, торможение вместе с двигателем дает существенное улучшение поперечной устойчивости автомобиля.

Наиболее эффективно на скользкой дороге ступенчатое торможение. Резкое торможение на скользкой дороге недопустимо, поскольку оно не только не дает уменьшения тормозного пути, но и способствует заносу, увеличивает вероятность сноса автомобиля с дороги и опрокидывания.

При ступенчатом торможении нарастание усилия на педаль тормоза чередуется с уменьшением усилия (частичном отпускании педали). Уменьшение усилия производится без потери контакта ноги с педалью при выбранном свободном ходе. Время нахождения педали в рабочем положении увеличивается по мере уменьшения скорости движения. Повторением этого приема можно быстро замедлить движение автомобиля, не переходя предела сцепления колес с дорогой и избежав «юза».

На многих современных автомобилях данный способ торможения осуществляется автоматически с помощью системы ABS.

Достаточно эффективно и прерывистое торможение, при котором нарастающее усилие на педаль тормоза чередуется с возвращением ее в начальное положение (полное отпускание педали).

Умелое применение этих способов торможения позволяет сокращать тормозной путь почти на 20 процентов.

На повороте скользкой дороги особенно опасно торможение с одновременным поворотом рулевого колеса. При таком торможении передние вращающиеся колеса не изменяют направления движения.

Кроме того, опасность увеличивается тем, что после прекращения торможения автомобиль резко направляется в сторону повернутых колес.

Надо твердо помнить, что на скользкой дороге надо делать что-то одно: либо тормозить, либо маневрировать.

В подавляющем большинстве случаев занос автомобиля возникает вследствие неправильного выбора скорости движения и неумелого торможения.

Если занос возник при торможении, то, прежде всего, надо отпустить педаль тормоза. При невысокой скорости движения он прекратится. Если же боковое скольжение продолжается, необходимо, как можно быстрее, повернуть руль в сторону заноса.

Далее, не дожидаясь полного прекращения движения задней оси автомобиля, а только почувствовав эффект от поворота руля, надо начинать обратное его вращение, опережая новый занос. Иначе автомобиль занесет в другую сторону.

Отличительной особенностью ликвидации заноса на переднеприводном автомобиле является увеличение подачи топлива.

Скользкие дороги требуют исключительного внимания к обстановке движения и точного расчета. Надо знать, что наилучшей боковой устойчивостью обладает свободно катящееся без тягового или тормозного усилия колесо. Из этого следует практический вывод: опасность заноса наименьшая при движении накатом или высшей передаче, при плавном торможении двигателем или очень легком притормаживании колес.

Движение в условиях снегопада

Сложные условия движения в снегопад вызваны в основном ухудшением видимости. За автомобилем падающий снег образует пленку и завихрения, появляется плотный снежный шлейф, который способен скрыть даже загорающиеся огни стоп-сигналов. Поэтому дистанция безопасности по отношению к впереди идущему автомобилю, а точнее к его шлейфу, должна быть увеличена, как минимум вдвое.

Ухудшается также качество восприятия водителями технических средств организации дорожного движения. Так, после снегопада ухудшается и различаемость проезжей части и элементов дороги. После мокрых снегопадов дорожные знаки покрываются прилипшим снегом и теряют свои функциональные качества. Кроме того, практически визуально не наблюдается дорожная разметка.

Надо отметить, что плотно укатанный снег в морозную погоду обладает лучшими свойствами по сравнению с гололедицей и представляет меньшую опасность. В снегопад даже при движении по регулярно расчищаемым участкам можно встретить на проезжей части отдельные заносы. Такие участки рекомендуется проезжать сходу на пониженной передаче с равномерной скоростью.

Надо помнить, что после движения по глубокой колее или при снежных заносах над колесами автомобиля накапливается большое количество снега. Если его вовремя не убрать, то после длительного движения он может превратиться в ледяной налет, который ограничит угол поворота передних колес и окажется серьезной помехой для управления транспортным средством.

При движении в снегопад необходимо учитывать ухудшение обзорности из-за неполной очистки ветрового стекла и отсутствия возможности очистки боковых стекол.

Следует также принимать во внимание особенности поведения пешеходов, которые в непогоду обычно спешат и бывают недостаточно внимательны. Устранить повышенную опасность в дождь и снегопад можно снижением скорости и проявлением большей осмотрительности, внимательности и осторожности.

техника безопасности при эксплуатации автомобиля

car 171416 1920

Требования техники безопасности при эксплуатации автомобилей

Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.

Пуск двигателя автомобиля производится при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.

Trebovaniya tekhniki bezopasnosti pri ekspluatatsii avtomobilyei

При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:

Не допускается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля.

Управлять транспортными средствами на территории организации разрешается только водителям или лицам, назначенным приказом по организации, имеющим удостоверения на право управления соответствующим видом транспортного средства, выданные в установленном законодательством порядке.

Скорость движения транспортных средств по территории устанавливается приказом по организации с учетом местных условий и обеспечения безопасности движения, а в помещениях — не более 5 км/ч.

Во время движения автомобиля по территории организации (при обкатке, опробовании, перестановке и тому подобное) не допускается нахождение на нем лиц, не имеющих к этому прямого отношения.

Водитель может выезжать на линию только после прохождения предрейсового медицинского осмотра и соответствующей отметки об этом в путевом листе.

При следовании колонной на остановке для отдыха вне населенных пунктов лицо, ответственное за соблюдение правил охраны груда, должно организовать дежурство для наблюдения за соблюдением правил охраны труда и противопожарной безопасности.

Читать статью  Правда ли, что большая машина всегда безопаснее?

Не допускается во время стоянки водителям, грузчикам и другим лицам отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове при работающем двигателе.

Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки, предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля не допускается.

Перевозка детей в кузове грузового автомобиля не допускается.

Проезд в кузовах грузовых автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, разрешается только лицам, сопровождающим или получающим грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенном ниже уровня бортов.

Лица, находящиеся в автомобиле, обязаны выполнять указания водителя по соблюдению требований безопасности.

При остановке автомобиля водитель, покидая кабину, должен обезопасить автомобиль от самопроизвольного движения, выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом.

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса специальные упоры (башмаки).

Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлении.

При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить три человека — водитель, рабочий-сцепщик и лицо, координирующее их работу. При этом водитель подает автомобиль назад самым малым ходом, строго выполняя команды координирующего лица.

В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей и тому подобное) сцепку разрешается производить одному водителю. В этом случае он должен:

Перед началом движения задним ходом нужно зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.

Сцепка и расцепка производится только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные ocи автомобиля-тягача и полуприцепа при этом должны располагаться по одной прямой.

Борта полуприцепа должны быть при сцепке закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что седельно-сцепное устройство шкворень и их крепление исправны, полуприцеп заторможен стояночным тормозом и передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа.

Соединительные шланги и электрические провода должны быть подвешены при помощи стяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке.

Не допускается подавать транспортное средство на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения и колесоотбойного бруса, а также перемещение по ней автомобиля-самосвала с поднятым кузовом.

Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов и тому подобное должны оборудоваться специальными колесоотбойными брусами.

Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на какое может подъехать автомобиль для разгрузки к откосу, определяется из конкретных условий и призмы обрушения грунта, что оговаривается в проекте производства работ и доводится до сведения водителей.

При ремонте транспортного средства на линии водитель обязан соблюдать требования безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания транспортного средства. При отсутствии у водителя необходимых приспособлений и инструментов ремонт не допускается.

Не допускать к ремонту на линии посторонних лиц (грузчиков, сопровождающих, пассажиров и так далее).

При вынужденной остановке на обочине или у края проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить позади транспортного средства знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 40 м — вне населенных пунктов.

Перед подъемом передней или задней части транспортного средства домкратом необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры враспор не менее двух, удалить людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери.

При вывешивании транспортного средства на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат подкладку, на которую установить домкрат.

Не допускается устанавливать домкрат на случайные предметы.

Не допускается выполнять какие-либо работы, находясь под транспортным средством, вывешенным только на домкрате, без установки специальной подставки (козелка).

Не допускается использовать для установки под вывешенное транспортное средство случайные предметы (камни, кирпичи и тому подобное).

Перед пуском двигателя автомобиля, подключенного к системе подогрева, необходимо отключить и отсоединить элементы подогрева.

Водитель перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом должен убедиться в отсутствии утечки топлива.

Не допускается ставить автомобиль на место стоянки с подогревом до устранения утечки топлива.

Перед подачей автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и тому подобное) водитель должен требовать, а наниматель (грузоотправитель, грузополучатель) обязан выделить работника для организации движения автомобиля. Не допускается производить движение задним ходом и маневрирования автомобиля при открытой двери кабины (кузова).

Работа автомобилей на строительных площадках, территории промышленных предприятий и тому подобном допускается только с разрешения ответственных лиц указанных объектов.

Не допускается выполнение каких-либо работ по обслуживанию и ремонту подвижного состава на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов.

При движении на поворотах водитель автомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, обязан снизить скорость до минимальной для обеспечения безопасности дорожного движения.

При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.

Буксировка неисправных транспортных средств должна осуществляться в соответствии с ПДД.

Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой или ветошью. Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

Заправку автомобилей следует производить в соответствии с правилами техники безопасности, установленными для заправочных пунктов, которые должны быть вывешены на видном месте.

Приложение N 14 (Справочное). Общие требования безопасности для водителей автотранспорта

Приложение N 14
( Справочное )

Общие требования безопасности для водителей автотранспорта

1. К управлению автомобилями всех видов и марок допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте, обучение, и имеющие удостоверение, выданное Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения на право управления автотранспортом.

2. Водитель должен выполнять все требования «Правил дорожного движения».

3. Водитель, находящийся в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном или наркотическом опьянении, или с остаточными явлениями опьянения, не может быть допущен к управлению автомобилем.

4. В процессе работы на водителя автомобиля могут действовать следующие опасные факторы:

— неисправности, угрожающие безопасности движения и сохранности автомобиля;

— повышенная концентрация вредных веществ к кабине автомобиля (окиси углерода должно быть не выше 0,03 мг/л);

— возможность загорания автомобиля и получения ожогов водителем.

5. Водитель должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и индивидуальными средствами защиты по утвержденным нормам.

6. Водитель должен соблюдать «Правила пожарной безопасности». Следить, чтобы системы питания, охлаждения и смазки не имели течи топлива, масла и воды. Запрещается подогревать двигатель открытым огнем и протирать его ветошью, смоченной в бензине или керосине.

8. При обнаружении неисправности автомобиля, приспособлений и инструмента водитель должен немедленно сообщить своему непосредственному руководителю.

9. При несчастном случае водитель должен уметь оказать первую помощь, используя аптечку и при необходимости вызвать «Скорую помощь» по тел. 03.

Требования безопасности перед началом работы

10. Водитель должен проверить техническое состояние автомобиля.

11. Ветровое и боковые стекла не должны иметь трещин и затемнений, затрудняющих видимость; боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемными механизмами. Щетки включенного стеклоочистителя должны перемещаться свободно, без заеданий, обеспечивая нормальную очистку ветрового стекла.

12. Замки дверей кабины должны быть исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения автомобиля.

13. Сидение и спинка сидения не должны иметь провалов, рваных мест, выступающих пружин и острых углов, должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя.

14. Пол кабины должен быть исправным и застлан резиновым ковриком. Отопительное устройство в кабине должно действовать бесперебойно, применение для отопления кабины отработанных газов НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

15. Системы питания, охлаждения и смазки не должны иметь течи топлива, масла, воды, а также пропускать газы через неплотности соединений в системах питания и выпуска.

16. Ремни безопасности должны быть исправными.

17. Ручной тормоз на всех автомобилях должен удерживать полностью загруженный автомобиль на уклоне 20 градусов.

18. Каждый автомобиль должен иметь зеркала заднего вида.

19. Световая и звуковая сигнализации должны быть исправны.

20. Автомобиль должен быть укомплектован исправным шоферским инструментом, двумя упорами (башмаками) для подкладывания под колеса, знаком аварийной остановки (мигающим красным фонарем), медицинской аптечкой и огнетушителем.

22. Техническое состояние шин должно гарантировать безопасность движения автомобиля.

23. Диски колес должны быть надежно закреплены на ступицах. Замочные кольца должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Не допускается наличие трещин и погнутостей дисков колес.

24. Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечить пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть надежно укреплена и не иметь течи электролита из моноблока.

25. Техническую исправность автомобиля, гарантирующую безопасность и бесперебойность его работы на линии, водитель должен проверить перед выездом.

26. Особое внимание необходимо обратить на исправное действие тормозов, рулевого управления, фар, заднего фонаря, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, а также на отсутствие подтекания топлива, масла, воды.

27. Заправка автомобиля топливом, маслом, водой и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторной батарее, давление воздуха в шинах должны соответствовать нормам. Это правило распространяется на все случаи вождения автомобиля, а также на состояние автомобиля после ремонта и регулировки.

28. При выезде на линию водитель должен иметь при себе удостоверение установленного образца, технический талон и путевой лист с указанием погодных условий и места отдыха, если это необходимо.

Требования безопасности во время работы

29. При работе на линии водитель обязан выполнять правила безопасности движения и указания регулировщиков уличного движения.

30. Скорость автомобиля должна соответствовать требованиям правил дорожного движения с учетом состояния дороги, но не выше максимальной скорости, установленной технической характеристикой для данного автомобиля.

31. Движение на территории аварийной службы и в производственных помещениях регулируется установленными знаками уличного движения, скорость движения автотранспорта на подъездных путях и в проездах не должна превышать 20 км/час.

32. Движение автотранспорта по территории базы должно осуществляться согласно установленным предупреждающим знакам и указателям.

33. Запрещается при движении автомобиля нахождение людей на подножках, крыльях, буферах и крыше кабины.

34. В кузове автомобиля по разрешению руководителя аварийной службы можно перевозить только лиц, имеющих отношение к выполняемой работе. Причем грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, должен быть специально оборудован для этого.

Читать статью  Безопасность при ремонте автомобиля

35. Во время движения водитель обязан наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля и правильностью работы всех механизмов.

36. При подаче автомобиля назад водитель должен открыть дверцу и убедиться, что его никто не объезжает и нет людей поблизости, при недостаточной видимости необходимо обойти автомобиль.

37. Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлении.

38. В дождь, снегопад и гололед необходимо соблюдать осторожность при посадке и высадке из кабины, а также при проверке воды в радиаторе. Подножки и бампер автомобиля всегда должны быть чистыми.

39. С наступлением темноты и при движении в ограниченной видимости (туман, дождь, снегопад, пыль) водитель обязан включать свет фар.

40. Водитель должен перевозить только те грузы, которые указаны в путевом листе.

41. При перевозке опасных грузов водитель должен получить инструктаж по обращению с ним и вывесить на машине знаки безопасности.

42. При погрузке и выгрузке грузов с использованием подъемных механизмов водитель должен выйти из кабины автомобиля и находиться вне зоны действия механизма.

43. В местах погрузки, разгрузки, перед движением задним ходом в отдельных случаях разрешается подавать звуковой сигнал.

44. При появлении неисправности, угрожающей безопасности движения и сохранности автомобиля, необходимо остановить автомобиль и продолжить движение только после устранения неисправности.

45. При ремонте автомобиля на линии (случайном или аварийном) водитель обязан соблюдать правила техники безопасности для ремонта и технического обслуживания автомобиля в гараже.

46. При выполнении работ (даже кратковременных) на автомобиле-самосвале с поднятым кузовом необходимо укрепить кузов упорной штангой.

47. Допускать к управлению автомобилем лиц, не имеющих на это право (грузчиков, рабочих аварийной бригады, сопровождающих и т.д.), водителю запрещается.

48. Буксировка автомобилей должна проводиться техпомощью и, как исключение, в необходимых случаях разрешается:

— связывающее звено жесткой сцепки должно быть от 2 до 4 м.

50. Водитель отвечает за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, находящимися на автомобиле, и обязан требовать от них выполнения этих правил.

51. Запрещается отдыхать или спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках.

52. Заправка автомобиля топливом независимо от способа производится только при неработающем двигателе.

Требования безопасности при внештатных ситуациях

53. При возникновении пожара прекратить работу, сообщить диспетчеру аварийной службы и приступить к тушению пожара имеющимися средствами (огнетушителем, песком, асбестовой тканью).

54. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или у края проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить на расстоянии 15-30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

Требования безопасности по окончании работы

55. По окончании работы необходимо предъявить автомобиль механику, вымыть машину и поставить на стоянку.

56. Включить ручной тормоз и отключить энергопитание.

57. Обо всех неисправностях при работе на автомобиле доложить диспетчеру или руководителю (заместителю руководителя) аварийной службы.

58. Сдать путевой лист дежурному диспетчеру.

59. Снять спецодежду, вымыть руки, лицо теплой водой с мылом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Памятка по правилам пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортной техники.

Главное управление МЧС России по Тамбовской области.

Уважаемые коллеги!

Памятка по правилам пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортной техники.

Одним из важных требований безопасной эксплуатации автомобилей является соблюдение водителем требований пожарной безопасности. Причинами пожаров в автомобилях является банальный недостаток знаний пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, применяемых горюче-смазочных материалов, невыполнения и несоблюдения правил пожарной безопасности при технической эксплуатации автомобилей, несвоевременного и не в полном объёме проведённого технического обслуживания.

Пожары в автомобилях быстротечны и предоставляют большую опасность для водителей и пассажиров. Обилие электрооборудования и синтетической обшивки салона в случае пожара выделяют большое количество токсичных газов. Наличие огнетушителя в салоне является неотъемлемой частью комплектации автомобиля. Огнетушитель должен быть надёжным и исправным.

Наиболее часто повторяющиеся причины пожара:

В гаражах: неосторожное обращение с огнём; нарушение правил пользования электрооборудованием; проведение электросварочных работ; неисправность электрооборудования и электрической сети; нарушение требований пожарной безопасности при хранении и заправке автомобиля топливом и горюче-смазочным материалом.

В автомобиле: неисправность электрооборудования и топливной системы; неосторожное обращение с огнём при курении в салоне; использование открытого огня (факелов) для разогрева двигателя. При ремонте: неисправность электрооборудования; нарушение правил пожарной безопасности при проведении электросварочных работ и неосторожного обращения с огнём; неисправность системы питания.

Анализ пожаров в автомобилях показывает, что наиболее частой причиной их возникновения являются короткое замыкание при неисправности электрооборудования.

Короткое замыкание происходит в результате нарушений изоляции электропроводки и из-за неисправности электрооборудования. При коротком замыкании, ток протекая по проводнику, вызывает значительное его нагревание при котором возможно загорание изоляции проводника, а затем контактирующих с ним сгораемых материалов, так и возникает пожар. Профилактика и предупреждение коротких замыканий заключается в правильном монтаже и эксплуатации электропроводки и электрооборудования.

Перегрузка электросети – это явление, при котором возникают токи намного превышающие допустимые. Причиной перегрузки является неправильный расчёт электрических сетей при подключении дополнительной нагрузки. Чтобы избежать перегрузок не допускайте подключение дополнительного электрооборудования потребляемой мощностью превышающей, предусмотренной проектом.

Переходные сопротивления – опасны в пожарном отношении значительные переходные сопротивления, возникающие в местах соединения проводов, присоединения их к выключателям, розеткам, щиткам, электроприборам. Провод в месте контакта с большим переходным сопротивлением может нагреться до температуры воспламенения изоляции. В значительной степени увеличивается переходное сопротивление при кратковременных коротких замыканиях, отключаемых при исправно действующей защите. Надежность контакта обеспечивается опрессовкой, пайкой или специальными зажимами, снабженными пружинящими шайбами.

Меры пожарной безопасности:

Только повышенная ответственность каждого владельца индивидуального транспортного средства за соблюдением правил пожарной безопасности собственного гаража и автомобиля исключает возможность возникновения загораний и пожаров.

Все работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля должны проводиться при заглушенном двигателе и выключенном зажигании. Для освещения мест и участков работы необходимо пользоваться переносными лампами напряжением не более 12 вольт. Перегоревший предохранитель можно заменить только после устранения причины короткого замыкания.

Во время подзарядки аккумуляторной батареи происходит выделение свободного водорода. Смесь водорода с кислородом воздуха образует взрывоопасную концентрацию. Поэтому в месте подзарядки аккумуляторов запрещается пользоваться открытыми источниками огня. Зажимы на клеммы аккумулятора должны обеспечить надёжность контакта.

Требования безопасной эксплуатации транспортных средств

Актуально

skrinshot 11 03 2021 090245 1 thumb thumb 1

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Требования безопасной эксплуатации автотранспортных средств.

Следует иметь в виду, что даже автомобили одной модели, выпущенные практически одновременно, обладают выраженными индивидуальными особенностями поведения на дороге. Использовать полностью скоростные и динамические возможности автомобиля рекомендуется по мере «привыкания» к нему, постижения его характера и только после прохождения автомобилем первых 2000-3000 км с соблюдением ограничений, указанных в подразделе «Обкатка автомобиля».

Не допускайте работу двигателя с частотой вращения коленчатого вала, при которой стрелка тахометра находится в красной зоне шкалы.

Запрещается начинать движение автомобиля с места «на стартере». Трогаться с места на автомобиле с механической коробкой передач можно только на первой передаче при полностью отпущенном рычаге стояночного тормоза, плавно отпуская педаль сцепления.

Не превышайте нормы грузоподъемности, указанные в технической характеристике автомобиля: перегрузка приводит к повышенному износу шин и деталей подвески, к потере курсовой устойчивости.

Не допускайте движения по дорогам с низким качеством покрытия на повышенных скоростях. «Пробои» подвески, которыми, как правило, сопровождается движение в таких режимах, приводят к повреждению и деформации узлов ходовой части автомобиля. В этом случае также могут возникать повреждения и деформации кузова.

Регулярно проверяйте давление воздуха в шинах: пониженное давление приводит к их интенсивному износу. Разница давления в шинах 0,2-0,3 атм становится причиной ухудшения управляемости автомобиля.

Регулярно проверяйте состояние защитных резиновых чехлов шаровых опор, шарниров равных угловых скоростей и шарниров рулевых тяг. Поврежденные чехлы надо заменить, поскольку вода и грязь быстро выведут механизмы из строя.

Для заправки используйте горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем.

Регулярно проверяйте состояние клемм аккумуляторной батареи и крепление проводов на них. Ослабленное крепление или окисление клемм может вывести из строя электронные приборы автомобиля.

Запомните, что клеммы аккумуляторной батареи разного диаметра: положительная клемма больше отрицательной. Следите за тем, чтобы провода были подсоединены в соответствии с указанной на их наконечниках и клеммах полярностью.

При заряде аккумуляторной батареи непосредственно на автомобиле от внешнего источника тока обязательно отключите ее от генератора (отсоедините провод от клеммы «+»аккумуляторной батареи).

Утеплитель для автомобиля позволяет сохранить тепло в двигателе, системе его охлаждения и аккумуляторной батарее. Благодаря утеплению автовладелец может быстрее прогреть двигатель в мороз(сэкономив при этом топливо), нагреть салон, избавиться от наледи на капоте.

Однако утеплитель для машины имеет и недостатки. Среди них —возможность возникновения перегрева, падение мощности мотора, вероятность возгорания некачественного изделия. Низкий срок эксплуатации большинства таких «одеял» (около одного-двух лет) при их достаточно высокой стоимости еще больше расстраивают автовладельцев. Преимущества и недостатки автоодеяла

Опыт использования утеплителя для автомобиля идет корнями еще в старые времена, когда автомобили были карбюраторными, и повсеместно использовался 76-й бензин. Естественно, что такие машины в мороз грелись очень медленно, а остывали, соответственно, быстро. Однако эти времена давно ушли, машины стали инжекторными, а бензин более высокооктановым.

Соответственно, время на их прогрев тратится меньше. В настоящее время существует три типа утеплителей —двигателя, радиатора и аккумуляторной батареи.

Преимущества его использования заключаются в следующем:

Грузовые и легковые автомобили должны комплектоваться порошковыми или хладоновыми огнетушителями с вместимостью корпуса не менее 2 л (типа ОП-2 или ОХ-2).Автобусы особо малого класса (типа «Газель», РАФ и др.) оснащаются, как минимум, одним огнетушителем типа ОП-2; автобусы малого класса (ПАЗ и др.) —двумя огнетушителями ОП-2; автобусы среднего класса (ЛАЗ, ЛиАЗ, МАЗ и др.) и другие автотранспортные средства для перевозки людей —двумя огнетушителями (один в кабине ОП-5, другой в салоне ОП-2).

Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов и транспортные средства для перевозки опасных грузов должны оснащаться, как минимум, двумя огнетушителями типа ОП-5: один должен находиться на шасси, а второй —на цистерне или в кузове с грузом.•На большегрузных внедорожных автомобилях-самосвалах должен быть установлен один огнетушитель типа ОП-5.•

Передвижные лаборатории, мастерские и другие транспортные средства типа фургона, смонтированного на автомобильном шасси, должны быть укомплектованы двухлитровыми огнетушителями соответствующего типа в зависимости от класса возможного пожара и особенностей смонтированного оборудования.

На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном месте.

Запрещается хранение огнетушителей в багажнике, кузове и в других местах, доступ к которым затруднен.

Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи

Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключалась вероятность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля, а также при столкновении или ударе его о препятствие.

Источник https://www.driver-helper.ru/text/sovetiy/osnovy-bdd

Источник https://mintrans.gov.by/ru/bezopasnost-transportnoj-deyatelnosti-okhrana-truda/azbuka-bezopasnosti/osobennosti-upravleniya-avtomobilem-v-slozhnykh-usloviyakh

Источник https://wheelnews.ru/tehnika-bezopasnosti-pri-ekspluatatsii-avtomobilya/