Чем робот отличается от вариатора и что лучше

Чем робот отличается от вариатора и что лучше

Долгое время в автомобилестроении активно применяли два типа коробок — гидроавтомат (АКПП) и механическую коробку (МКПП).
АКПП обеспечивает комфортное вождение без педали сцепления, и рычаг выбора приходится трогать лишь изредка. Взамен она требует хорошего масла, и лишнего топлива. Да и с буксира такую машину не заведешь.

Другое дело механика. Динамика, экономичность, вот только самому работать приходится много.

И та и другая коробки частично изживают свои недостатки. Современные МКПП легки в переключении, да и автоматы стали динамичней, но поиск идеальной трансмиссии продолжается.

Идея первая — взять экономичную и быструю МКПП, но сами переключения возложить на исполнительные механизмы. Это робот (РКПП). Гидроавтомату он совсем не родственник.

Идея вторая — вариатор. Его изобрел еще Леонардо Да Винчи. В простейшем вариаторе ремень передает мощность с ведущего шкива на ведомый. Шкивы разделены вдоль на половинки, которые могут сходиться и расходиться. Сжимаясь, они выдавливают ремень на больший радиус, а расходясь переводят его на меньший. Это позволяет быстро менять передаточное отношение.

Hoonda Fit (Jazz) с роботизированной коробкой передач

Hoonda Fit (Jazz) с роботизированной коробкой передач

Достоинства и недостатки РКПП

Достоинства

  • Экономичность. Роботизированная коробка не требует дополнительной энергии, и не совершает человеческих ошибок. Хорошие механизмы работают экономичнее; среднестатистического водителя
  • Комфорт. По комфорту РКПП бывают разные. Самому переключать не нужно;
  • Адаптация под стиль вождения;
  • Имеют ручной режим движения. Для переключения требуется только тронуть ручку выбора.

Недостатки

  • РКПП дороги в обслуживании и ремонте;
  • Требуют периодической инициализации (подстройки);
  • По комфорту РКПП бывают разные. Плавностью переключения они уступают; другим автоматам. Бывают задумчивы. Случаются рывки.

Плюсы и минусы вариатора

Плюсы

  • Экономичность;
  • Динамика;
  • Комфорт;
  • Надежность.

Первые два преимущества бесспорны, а обеспечение комфорта и надежности обеспечиваются при соблюдении владельцем некоторых условий.

Минусы

Вариатор — надежная коробка, но нужно не допускать проскальзывания ремня (или цепи, тороидального элемента). При этом происходит ускоренный износ. Повышенная нагрузка трансмиссии исключена.

  • Буксировка запрещена
  • На бездорожье следует ехать плавно.
  • Трансмиссию необходимо прогревать. Ремни, цепи вариаторов работают в специальном масле, оптимально совмещающих смазочные и фрикционные свойства. Эффективность сцепления зависит от температуры масла.
  • Техническое обслуживание нужно проходить регулярно, чтобы не ремонтироваться раньше времени. ТО вариатора не дешевое, но ремонт еще дороже.

В этой статье даны принципы работы двух современных трансмиссий, их базовые качества. Обе эти КПП сильно различаются в зависимости от модели авто. Различаются и по качеству, и по конструкции, в которую входит множество исполнительных механизмов и электроники. Они еще не выбрали свой технический потенциал, как классические трансмиссии.

Выбор определяется и индивидуальным стилем езды и требует взвешенного решения.

У нас на сайте в разделе статистики продаж авто с аукционов Японии вы можете посмотреть авто на которых установлена роботизированная коробка передач:

  • Honda Fit
  • Honda Freed
  • Honda Freed+
  • Honda Grace
  • Honda Jade
  • Honda Legend
  • Honda NSX
  • Honda Shuttle
  • Honda Vezel
  • Mitsubishi Delica D:2
  • Mitsubishi Galant Fortis
  • Mitsubishi Lancer Evolution
  • Nissan GT-R
  • Suzuki Alto
  • Suzuki Alto Lapin
  • Suzuki Every
  • Suzuki Solio
  • Suzuki Swift
  • Toyota MR-S

Что выбрать: робот или вариатор

Вариатор и робот – две новые и достаточно перспективные разработки в области автоматических коробок передач. Одна – разновидность автомата, другая – механики. Что лучше вариатор или робот? Проведем сравнительную характеристику обеих трансмиссий, определим их преимущества и недостатки и сделаем правильный выбор.

Все об устройстве вариатора

Вариатор – разновидность автоматической коробки передач. Он предназначен для плавной передачи крутящего момента от двигателя к колесам и бесступенчатого изменения передаточного отношения в фиксированном диапазоне.

цеп вар

Зачастую в технической документации к автомобилю можно встретить в качестве обозначения коробки передач аббревиатуру CVT. Это и есть вариатор, в переводе с английского – “постоянно изменяющая передаточное отношение трансмиссия” (Continuously Variable Transmission).

Читать статью  Как научиться ездить на МКПП — советы для начинающих водителей

Главная задача вариатора – обеспечить плавное изменение крутящего момента от двигателя, что делает разгон автомобиля плавным, без рывков и провалов. Мощность машины используется по максимуму, а топливо расходуется по минимуму.

Управление вариатором практически не отличается от управления автоматической коробкой передач, за исключением бесступенчатого изменения крутящего момента.

Кратко о видах CVT

тор вар

  1. Клиноременный вариатор. Он получил наибольшее распространение. Этот вариатор состоит из ремня, натянутого между двумя раздвижными шкивами. Принцип работы клиннорменного вариатора заключается в плавном изменении передаточного отношения за счет синхронного изменения радиусов контакта шкивов и клиновидного ремня.
  2. Цепной вариатор. Менее распространен. Здесь роль ремня выполняет цепь, передающая тянущее, а не толкающее усилие.
  3. Тороидный вариатор. Достоин внимания и тороидный вариант трансмиссии, состоящий из дисков и роликов. Передача крутящего момента здесь осуществляется за счет силы трения роликов между дисками, а передаточное число меняется посредством перемещения роликов относительно вертикальной оси.

Детали вариаторной КПП дорогостоящие и труднодоступные, да и сама коробка обойдется недешево, а с ее ремонтом могут возникнуть проблемы. Наиболее дорогим вариантом будет тороидная коробка, для изготовления которой требуется высокопрочная сталь и высокая точность механической обработки поверхностей.

Преимущества и недостатки вариаторной коробки передач

В тексте уже были упомянуты как положительные, так и отрицательные стороны вариатора. Для наглядности представим их в таблице.

Преимущества Недостатки
1. Плавное движение автомобиля, бесступенчатое ускорение 1. Высокая стоимость коробки и ее ремонта, дорогие расходные материалы и масло
2. Экономия топлива за счет использования всего потенциала работы двигателя 2. Непригодность к высоким нагрузкам и тяжелым дорожным условиям
3. Простота и меньшая масса коробки в сравнении с классической АКПП 3. «Эффект задумчивости» при переключении передач (хотя, в сравнении с роботом, вариатор «тормозит» меньше)
4. Возможность движения на максимальном крутящем моменте двигателя 4. Ограничения по установке на автомобили с двигателями большой мощности

Чтобы устройство не подвело водителя в процессе эксплуатации, необходимо соблюдать следующие условия:

  • следить за уровнем масла в трансмиссии и вовремя менять его;
  • не нагружать коробку в период зимних холодов в начале движения, при буксировке авто и во время движения по бездорожью;
  • периодически проверять на разрывы разъемы агрегата и проводку;
  • следить за работой датчиков: отсутствие сигнала любого из них может привести к некорректной работе коробки.

Вариаторная КПП – это новая и пока не доведённая до оптимального состояния, имеющая множество недостатков система трансмиссии. Несмотря на это, разработчики и конструкторы пророчат ей большое будущее. CVT является наиболее простым видом трансмиссии как по техническому устройству, так и по принципу работы.

Несмотря на кажущиеся преимущества, обеспечивающие экономию топлива и комфорт при движении, вариаторная КПП сегодня применяется достаточно редко и, в основном, в легковых машинах или мотоциклах. Посмотрим, как обстоит дело с роботом.

Роботизированная коробка передач

Роботизированная коробка передач (робот) – механическая трансмиссия, в которой функции переключения передач и управления сцеплением автоматизированы. Эту роль здесь выполняют два привода, один из которых отвечает за управление механизмом переключения передач, второй – за включение и выключение сцепления.

Робот призван объединить в себе достоинства механической КПП и автомата. Он сочетает в себе комфорт в управлении (от автомата), а также надежность и экономию топлива (от механики).

Устройство и принцип работы робота

Основными элементами, входящими в состав роботизированной КПП, являются:

  • механическая коробка передач;
  • сцепление и привод сцепления;
  • привод переключения передач;
  • блок управления.

Принцип действия робота практически не отличается от функционирования обычной механики. Разница заключается в системе управления. Этим в роботе занимаются гидравлические и электрические приводы. Гидравлические элементы обеспечивают быстрое переключение, но требуют затрат дополнительных ресурсов. В электрических же приводах, наоборот, затраты минимальны, но при этом возможны задержки в их работе.

устройство роботизированной КПП

Роботизированная трансмиссия может функционировать в двух режимах: автоматическом и полуавтоматическом. В автоматическом режиме электронное управление создает определенную последовательность управления коробкой. За основу процесса берутся сигналы входных датчиков. В полуавтоматическом (ручном) режиме передачи переключаются последовательно с помощью рычага переключения. В некоторых источниках роботизированную трансмиссию называют “секвентальной коробкой передач” (от лат. sequensum – последовательность).

Преимущества и недостатки робота

В роботизированной коробке передач собраны все плюсы автомата и механики. Однако при этом нельзя сказать, что она лишена недостатков. К таким недостаткам относятся:

  1. Трудности с адаптацией водителя к КПП и непредсказуемость поведения робота в сложных дорожных условиях.
  2. Некомфортное движение по городу (резкие старты, толчки и рывки при переключении передач держат водителя в постоянном напряжении).
  3. Возможен и перегрев сцепления (во избежание перегрева сцепления необходимо при остановках включать режим «нейтралка», что, само по себе, также утомляет).
  4. «Эффект задумчивости» при переключении передач (кстати, такой же минус у вариатора). Это не только раздражает водителя, но и создает опасную ситуацию при обгоне.
  5. Невозможность буксировки, что также присуще и вариатору.
  6. Возможность скатывания автомобиля назад на крутом подъеме (при вариаторе это невозможно).
Читать статью  Вариатор Ниссан Кашкай: отзывы владельцев

Из вышеперечисленного делаем вывод, что роботизированной КПП еще далеко до комфорта автомата. Переходим к положительным моментам роботизированной трансмиссии:

  1. Невысокая стоимость в сравнении с тем же автоматом или вариатором.
  2. Экономичный расход топлива (здесь механика даже уступает, а вот вариатор в этом плане лучше: плавное и бесступенчатое переключение позволяет сэкономить больше топлива).
  3. Жесткая связь двигателя с ведущими колесами, за счет чего можно «газом» выводить машину из заноса или осуществлять торможение двигателем.

Робот с двумя сцеплениями

В связи с многочисленными минусами, присущими роботизированной КПП, разработчики решили пойти дальше и все-таки реализовать идею создания коробки передач, которая бы объединила в себе все плюсы автомата и механики.

Робот с двумя сцеплениями DSG

Так появился робот с двойным сцеплением, разработанный концерном Volkswagen. Он получил название DSG (Direct Shift Gearbox), что в переводе с английского означает “коробка передач с синхронизированным переключением”. Преселективная трансмиссия – это еще одно название второго поколения роботов.

Коробка оснащена двумя дисками сцепления: один включает четные передачи, другой – нечетные. Обе передачи постоянно включены. Во время движения автомобиля один диск сцепления находится в постоянной готовности, а другой – в сомкнутом состоянии. Первый включит свою передачу сразу же, как только второй разомкнется. В результате переключение передач происходит практически мгновенно, а плавность работы сравнима с вариатором.

Коробка с двумя сцеплениями обладает следующими характеристиками:

  • она экономичнее автомата;
  • более комфортна, чем простая роботизированная коробка;
  • передает больший крутящий момент,нежели вариатор;
  • обеспечивает такую же жесткую связь колес с двигателем, как и механика.

С другой стороны, стоимость этой коробки будет выше стоимости механики, а расход выше, чем у робота. С точки зрения комфорта, вариатор и автомат все равно выигрывают.

Делаем выводы

В чем же отличия вариатора от робота, и какая из этих коробок передач все же лучше? Вариатор является разновидностью автоматической коробки передач, а робот – все же ближе к механике. Именно исходя из этого стоит делать выбор в пользу той или иной коробки передач.

Предпочтения в выборе коробки передач обычно исходят от самого водителя и основаны на его требованиях к автомобилю, а также на его манере управления. Вам важны комфортные условия движения? Тогда выбирайте вариатор. В приоритете надежность и возможность езды в тяжелых дорожных условиях? Ваш выбор – определенно робот.

Выбирая автомобиль, водитель должен лично «опробовать» оба варианта коробок. Следует помнить, что как робот, так и вариатор имеют свои преимущества и недостатки. Определиться с выбором поможет и цель, для которой планируется использовать автомобиль. В городском спокойном ритме вариатор будет предпочтительней робота, который просто не “выживет” в бесконечных пробках. За городом, в тяжелых дорожных условиях, при езде на высоких скоростях или при спортивной езде предпочтительнее будет робот.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия

Обычно при выборе автомобиля для покупки будущий владелец обращает своё внимание на тип и мощность двигателя, привод, дизайн кузова и интерьера, конечно же, а также на тип коробки переключения передач. И здесь многие допускают распространённую ошибку, думая, что все КПП делятся всего на два вида — «механику» и «автомат», хотя на самом деле это не совсем так. Сегодня мы детально рассмотрим все современные виды коробок передач, изучим их механику работы, а также обозначим плюсы и минусы каждого решения. Это полезно как для общего развития, так и при потенциальном выборе оптимального варианта.

Подписывайтесь на наш Телеграм

⚠️ Важно: про принцип работы механической коробки передач мы сегодня говорить не будем, так как сама по себе МКПП давно изжила себя и постепенно проигрывает рынок более современным решениям.

Читать статью  Буксировка авто с АКПП: можно ли буксировать машину и как правильно это делать

Как работает роботизированная коробка передач

Начать стоит, пожалуй, с роботизированной коробки переключения передач — РКПП или в народе «робот». Данный вид КПП можно условно разделить на модели с одним и двумя сцеплениями. Собственно, робот с одним сцеплением это самая обычная «механика», только вместо водителя за выжим сцепления и переключение передачи отвечает гидравлический или электрический привод, а нужную передачу выбирает система управления. Такая конструкция получается недорогой и неприхотливой, но не очень комфортной в эксплуатации — электроника не всегда обеспечивает плавность и корректно выбирает момент переключения.

Решением этих двух проблем стало появление РКПП с двумя сцеплениями — так называемых преселективных роботов. Конструктивно в такой трансмиссии объединены две механические коробки, одна с чётными ступенями, а вторая с нечётными. На практике, пока автомобиль едёт на чётной передаче, на второй трансмиссии уже включена следующая нечётная передача, а для плавного и быстрого переключения системе остаётся лишь выжать сцепление. Самым распространенной РКПП с двумя сцеплениями является DSG от компании Volkswagen.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает роботизированная коробка передач. 1

  • РКПП дешевле «автомата»;
  • относительно простая в ремонте и обслуживании коробка;
  • обеспечивает более динамичный разгон и набор скорости;
  • экономичнее расходует топливо;
  • плавность переключения передач (в моделях с двойным сцеплением).
  • боится плохих дорог — эксплуатировать РКПП лучше на ровных асфальтовых покрытиях;
  • пробуксовка приводит к быстрому износу компонентов.

Как работает автоматическая коробка передач

Данная коробка работает совсем не так, как «механика» или «робот» — здесь вместо привычного сцепления установлен гидротрансформатор, который обеспечивает плавную передачу крутящего момента… Кроме того, базовым элементом АКПП выступает редуктор — именно в нём спрятаны 4, 5, 6, а иногда 8 и более ступеней. Соответственно, по мере разгона автомобиля система управления передаёт сигналы гидравлике, и «автомат» повышает или понижает передачу без какого-либо участия со стороны водителя.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает автоматическая коробка передач. 1

На обычном «автомате» инженеры решили не останавливаться — уже много лет на рынке есть КПП с функцией «типтроник», которая позволяет при езде на АКПП переключать скорости в ручном режиме.

  • «автомат» предельно прост в использовании;
  • плавное переключение передач без рывков;
  • современные АКПП умеют подстраиваться под манеру вождения своего владельца;
  • если ездить без резких рывков и торможений, то убить «автомат» почти невозможно.
  • АКПП заметно повышает стоимость самого автомобиля;
  • «автомат» дороже в обслуживании;
  • необходимо каждые 30-50 тысяч километров полностью менять трансмиссионную жидкость.

Как работает вариатор

Конструкция вариатора на самом деле достаточно сложная и дорогая в производстве, но кратко описать механизм работы всё же можно — внутри корпуса расположено два вала (входной и выходной (или ведущий и ведомый)), на которых установлены диски конусообразной формы. Они формируют шкив с изменяемым диаметром, где ремень (или цепь) выступает в роли передачи. Собственно, смещая диски друг относительно друга можно менять передаточное число — никакого ступенчатого переключения в данном случае нет. Соответственно, никаких рывков при переключении «передач» у вариатора нет, так как и сами передачи, фактически, тоже отсутствуют. Хотя, конечно, подобная система стоит немало и требует постоянного контроля за трансмиссионной жидкостью.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает вариатор. 1

  • нет переключения скоростей в привычном понимании — езда максимально плавная;
  • автомобиль с вариатором на наклонных поверхностях не скатывается.
  • ресурс ремня (цепи) — примерно 100 тысяч километров;
  • нужно постоянно следить за трансмиссионной жидкостью;
  • стоит довольно дорого;
  • вариатор быстро перегревается при езде по бездорожью.

На любой вкус и цвет

Нельзя сказать, что та или иная КПП хуже или лучше — просто это разные механизмы с определёнными преимуществами и недостатками, которые лучше подходят для конкретных задач. Например, если человек понимает, что он проезжает за год внушительные расстояния и не планирует менять автомобиль через год-два, то можно смело брать «робота» — его дешевле обслуживать и ремонтировать. Если проезжаете до 5 тысяч километров в год и не выезжаете за городскую черту, то можно брать «автомат» — он плавнее, местами комфортнее, но, безусловно, дорогой в обслуживании и ремонте. Вариатор, конечно, тоже отлично справляется с поставленной задачей, но нужно понимать, что за плавность переключения скоростей придётся заплатить высокой ценой, плюс брать что-то крупнее кроссовера с вариатором точно не стоит (если это не Subaru).

Материалы по теме:

  • Младшим «китайцам» достаются фишки старших автомобилей. Обзор Changan CS35 Plus 2022
  • Обзор Haval H9: последний из рамных магикан?
  • Этот автомобиль называют лучшим на сегодня! Обзор Geely Tugella 2022
  • Пока обкатывал этого «китайца», половина двора не сводила глаз. Обзор Changan UNI-K
  • Не делайте так! Мои крупнейшие ошибки при покупке авто с пробегом, за которые стыдно

Источник https://autolife-auction.ru/blog/robots-akpp.html

Источник https://techautoport.ru/transmissiya/korobka-peredach/robot-ili-variator.html

Источник https://trashbox.ru/link/all-about-cars-transmissions