Как проверить вариатор при покупке подержанного автомобиля — способы диагностики

Встречается на бюджетных Renault и LADA, но не только. Какие проблемы сулит вариатор Jatco JF015E

Буквально пять лет назад трансмиссии вариаторного типа встречались только на автомобилях с пробегом, но совсем недавно ситуация изменилась. Сегодня вариаторы устанавливают на новые «бюджетники», поэтому, если вам необходим двухпедальный автомобиль из салона, но сумма на покупку позволяет рассчитывать только на Logan или Vesta, у вас под капотом окажется Jatco JF015E. Чем грозит покупка машины с этим вариатором, сколько стоит обслуживание и как продлить ему жизнь?

Что-то усилили, о чем-то забыли

Jatco JF015E – один из самых распространенных в мире вариаторов. Он давно и хорошо изучен специалистами, его слабые места известны. О них мы подробно рассказывали в статье о поломке трансмиссии Nissan Juke. На новых LADA лишь одно принципиальное изменение конструкции в лучшую сторону: вместо шарикового подшипника входного вала теперь применяется куда более долговечный роликовый. Также отметим применение трансмиссионной жидкости Nissan NS-3 с меньшей кинетической вязкостью вместо NS-2, благодаря чему «ушла» проблема выхода из строя гидроблоков в сильные морозы.

Однако солнечную шестерню планетарного редуктора, из-за поломки которой автомобиль теряет способность ехать вперед, но может двигаться задним ходом, не усилили. При нормальной правильной эксплуатации автомобиля с вариаторной трансмиссией запаса прочности солнечной шестерни достаточно для того, чтобы она не сломалась в гарантийный период.

Также преподнести «сюрприз» способен редукционный клапан масляного насоса, который служит для поддержания определенного уровня давления, создаваемого насосом. Зависший клапан приводит к превышению допустимого уровня давления, а при его износе или поломке пружины давление, наоборот, падает ниже допустимого уровня. Ничего хорошего не сулят оба варианта.

Нюансы эксплуатации

К повреждению редукционного клапана в первую очередь ведет наличие металлической стружки в масле. К посторонним включениям также чувствительны соленоиды гидроблока, поэтому необходимо соблюдать определенные правила эксплуатации, что сведет к минимуму износ трущихся частей.

Для продления срока службы вариатора лучше ездить в спокойном темпе и избегать резких ускорений. Также не следует допускать пробуксовку и тем более длительно буксовать. Это может привести к задирам на ремнях и конусах, а длительная пробуксовка – к перегреву. В момент буксования колес вариатор, в отличие от гидромеханической АКПП или роботизированной трансмиссии, изменяет передаточные числа, при этом блокировка гидротрансформатора отключается, он работает как муфта, становясь источником тепловой энергии. Перегрев масла ведет к ухудшению его свойств. Если же после пробуксовки у колес резко появляется «зацеп», это приводит к появлению задиров на конусах и ремне, которые в дальнейшем прогрессируют.

Кроме того, легко и непринужденно нанести серьезные повреждения конусам и ремню можно безуспешными попытками заехать на бордюр. Впрочем, на бордюры лучше не заезжать на машине с любой трансмиссией.

Еще одной особенностью Jatco JF015E является наличие планетарного редуктора, благодаря которому появилась вторая передача, момент переключения на которую хорошо ощутим. Здесь кроется нюанс, который также влияет на срок беспроблемной эксплуатации трансмиссии. Если коробка работает на второй передаче и мы притормаживаем, вариатор стремится к условной первой передаче. Если в момент переключения вниз, а оно часто происходит именно на той скорости, на которой обычно проезжается «лежачий», нажать «газ» в пол – это прямой путь к «убийству» трансмиссии. Повреждаются и поверхности конусов, и ремень. Поэтому после переезда искусственной неровности или разворота дальнейший разгон следует совершать плавно.

Чтобы продлить жизнь вариатору, его надо правильно прогреть. Специалисты рекомендуют после запуска двигателя дождаться падения прогревочных оборотов, перевести трансмиссию в «реверс», подождать 10 секунд, затем переключиться в «драйв» и подождать еще 10 секунд, после чего можно ехать. Во время этих манипуляций за счет рассеивания тепла в разомкнутом гидротрансформаторе трансмиссия прогревается, а масло равномерно распределяется по коробке.

Читать статью  Трансмиссионное масло

Нюансы обслуживания

Самое главное правило в обслуживании вариатора – не пренебрегать процедурой замены масла, несмотря на указание автопроизводителей о том, что оно залито на весь срок службы автомобиля. Если вы собираетесь отъездить на машине 3 года или 100.000 км, то есть гарантийный срок, после чего продать ее или сдать в trade-in, то о замене масла можно не думать. Планируете эксплуатировать автомобиль дольше – масло надо менять.

Одни специалисты рекомендуют делать эту процедуру раз в 35.000-40.000 км, другие считают 60.000 достаточным интервалом. В любом случае частыми заменами масла хуже вы не сделаете. Но следует помнить, что регулярное обновление масла в трансмиссии не отменяет правильной эксплуатации.

На свежих автомобилях российского производства используется масло NS-3. Под вязкость этого масла адаптирована и прошивка блока управления, поэтому именно его и следует использовать. Никаких экспериментов с NS-2 устраивать не надо.

При замене масла следует заменить фильтры тонкой и грубой очистки, а также очистить магниты. В специализированном сервисе это обойдется примерно в 140 долларов. В эту цену входят фильтры, прокладка под поддон, резинка под теплообменник и масло.

Jatco JF015E часто требует первых вмешательств на пробегах 75.000-100.000 км. Но на автомобилях, эксплуатировавшихся в основном вне города, вариатор остается в нормальном состоянии, отработав более 100.000 км. Тем не менее, даже если с трансмиссией на первый взгляд все в порядке, при больших пробегах есть риск остаться лишь с задней передачей из-за поломки солнечной шестерни. Возникает логичная мысль заменить ее превентивно, но специалисты говорят, что зачастую одной шестерней отделаться не получится.

На пробеге, при котором пора менять солнечную шестерню, как правило, требуется производить и другие работы, чтобы снова не лазать в коробку в ближайшее время. Полноценный капитальный ремонт обходится примерно в 4000 рублей (около 1500$). Но даже без замены конусов (а она не всегда нужна, при незначительных задирах помогает шлифовка) и ремня качественный ремонт трансмиссии с заменой солнечной шестерни и всего, что уже заметно изношено, обойдется в 2000-2500 рублей (770-960$). На первый взгляд дорого, но вспомните стоимость замены сцепления на некоторых роботизированных КПП.

Главная рекомендация, касающаяся вариаторной трансмиссии, которая позволит минимизировать расходы на ремонт: заметили изменения в работе, посторонние шумы – сразу отправляйтесь в сервис. Если же машина не хочет ехать, теряет тягу, не переключается и т.д. – не надо продолжать движение вообще: рычаг КПП в «паркинг» или «нейтраль», эвакуатор, СТО.

Наш вердикт

На первый взгляд озвученные специалистами пробеги, на которых Jatco JF015E потребовали вмешательств, кажутся небольшими. Но не всегда известно, как ездили на автомобилях, потребовавших ремонта трансмиссии. И вовсе не известно, сколько машин с данным вариатором благополучно передвигается по дорогам с куда большими пробегами. Случаи, когда владельцы обходятся только заменами масла в течение 150.000-200.000 км, истории известны. Но риск приехать на ремонт уже к пробегу 100.000 все же велик.

Тем не менее Jatco JF015E, как и любой вариатор, требует к себе бережного отношения. Обычная гидромеханическая АКПП и даже «робот» прощают намного больше. Гарантийный срок трансмиссия отработает, если ее правильно эксплуатировать, а дальнейший ее ресурс зависит только от вас, ведь новая машина, в отличие от б/у, не имеет бэкграунда со многими неизвестными.

Как проверить вариатор при покупке подержанного автомобиля — способы диагностики

Несмотря на хорошие эксплуатационные качества вариаторных автомобильных трансмиссий, в большинстве моделей он не отличаются высокой надежностью. Поэтому при покупке на вторичном рынке Ниссан Мурано Z51, Мицубиси Аутлендер XL или другой машины с подобным типом коробки передач важна точная диагностика вариатора, чтобы исключить необходимость дорогостоящего ремонта.

Читать статью  КПП ВАЗ-2107 (“5-ступка”): устройство, обслуживание и ремонт

Как диагностировать вариаторы Nissan и Mitsubishi

Первое, что необходимо учесть покупателю, обращающемуся для диагностики вариатора в автосервис в Москве или другом городе – вид установленной трансмиссии. Ведь это определяет конструкцию коробки, объем и трудоемкость проводимых операций.

К примеру, в последних моделях Джатко отсутствует масляный щуп. С такими особенностями можно столкнуться при диагностике вариаторов Ниссан Кашкай J10 и других автомобилей.

Поэтому для определения уровня требуется проведение процедуры, предполагающей контроль нагрева трансмиссионной жидкости при испытании агрегата на стенде. А наличие загрязнений можно определить только после разборки узла.

В автомобилестроении преимущественно применяют клиноременную конструкцию вариаторов, с установкой пластинчатых или штифтовых (цепных) ремней. Проверка состояния гибкой связи – одна из необходимых операций для контроля состояния вариаторной трансмиссии на машине с пробегом.

Специализированные автосервисы в Москве и других городах располагают необходимым оборудованием и специалистами для детальной диагностики вариаторных трансмиссий.

Провести диагностику и устранить неполадки в вариаторе любой сложности можно в «Центре по ремонту вариаторов №1». Получите дополнительную бесплатную консультацию по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из любого региона.

Общая оценка вариатора

На начальном этапе проверки вариатора при покупке автомобиля с пробегом необходимо визуально осмотреть трансмиссию для выявления следов проводимого ранее ремонта или наличия внешних повреждений. Если коробку прежде ремонтировали, на что указывают признаки разбора. Лучше отказаться от покупки такой машины.

В России не так много специалистов высокого уровня по восстановлению вариаторов Ниссан Теана, Митсубиси Аутлендер и других моделей автомобилей. А ожидать, что владелец перед продажей потратился на установку новых узлов, не стоит.

Затем проверяют управление трансмиссией из салона, выжимая тормоз и последовательно переключая режимы. При исправном агрегате трансмиссия срабатывает быстро (менее чем за секунду), отсутствуют толчки и вибрации, передаваемые на кузов.

Как проверить вариатор при покупке подержанного автомобиля — способы диагностики

Поверка CVT на ходу

Следующий шаг – проверка состояния трансмиссии в движении. Вопреки распространенному заблуждению, степень износа вариатора нельзя выявить по способности машины заехать на бордюр. С такой задачей успешно справится даже автомобиль с убитым вариатором.

Каким способом можно оценить состояние CVT на ходу?

Единственная эффективная методика для оценки вариаторной коробки – оценить поведение механизмов при резком наборе скорости на полном газу. Для этого подбирают прямолинейный участок ровной дороги. После остановки машины выжимают педаль акселератора в крайнее положение, установив режим «Драйв», и разгоняют авто до 80 км/ч.

При разгоне ременная передача пройдет по всей высоте конусов, а механизм будет полностью загружен с достижением максимального вращающего момента. Если износ и повреждения отсутствуют или незначительны – коробка сработает плавно, без рывков и перехода в аварийный режим.

Одновременно нужно прислушиваться к звукам при работе трансмиссии. Монотонный гул указывает на износ подшипников на конусах, замена которых обойдется в приличную сумму. Еще в этом случае придется менять ремень, что также не дешево.

После аккуратной остановки должны отсутствовать толчки, с удержанием числа оборотов не ниже уровня холостого хода.

Почему вариатор называют самой «неприятной» трансмиссией?

Бесступенчатые коробки были придуманы в Германии, хотя распространение получили в Японии. Многие автомобили из страны восходящего солнца пользуются этими трансмиссиями, которые в процессе эксплуатации доказали свою эффективность

Читайте также

Auto article image: 81424

Бесступенчатые коробки были придуманы в Германии, хотя распространение получили в Японии. Многие автомобили из страны восходящего солнца пользуются этими трансмиссиями, которые в процессе эксплуатации доказали свою эффективность. Такие же коробки ставятся на одноплатформенные модели, продающиеся в Европе под разными брендами, в том числе на Nissan Qashqai, Tеana и X-Trail, Mitsubishi Lancer, Galant, ASX и Outlander, Renault Koleos, Citroen C-Crosser, Peugeot 4007 и т. д. Вариаторы дешевы в производстве и экономичны. Однако у них есть несколько важных недостатков, которые сильно сказываются на продажах. Что же это за несовершенства и можно ли их поправить?

Читать статью  Сцепление Opel Vectra A с 1988 по 1995 год

Неприятная «песня»

При общении с вариатором водителям не нравится его звук при работе, причем даже на новых коробках. Этот звук издает металлический цепной ремень, а также вращающиеся конусы шкивов. Дело в том, что, в отличие от обычной гидромеханической трансмиссии, передаточное отношение в вариаторе реализуется за счет движения не зубчатых колес, а ремня, который работает за счет силы натяжения и трения. Под нагрузкой на высоких оборотах и создается уникальное акустическое сопровождение, которое присутствует всегда и проходит через любую шумоизоляцию, так же как высокочастотное завывание электрической двери распространяется через бетонные стены и этажи.

Для человеческого слуха эти высокочастотные волны не всегда приятны. Они могут меняться в процессе движения автомобиля. На непрогретой коробке слышится гулкое жужжание, затем в процессе повышения температуры идет нарастание частоты и появляется вой, а с ростом оборотов мотора слышится свист.

content image for: 65329

С годами звук изменяется. К нему добавляется гул изношенных подшипников и повизгивание изношенного ремня, который под нагрузкой проскальзывает на шкивах.

Автопроизводители знают об этой проблеме, однако полностью избавить трансмиссию от свойственных ей недостатков невозможно ввиду физических принципов ее работы. Обычные механические коробки или гидроавтоматы звучат совсем по-другому, потому как крутящий момент передается в них за счет вращения зубчатых колес.

Плавный разгон

Читайте также

content image for: 81305

Второй немаловажный недостаток заключается в отсутствии фиксированных ступеней. Водители, пересевшие с автомобилей с механической коробкой, а также ездившие на машинах с автоматами, не всегда могли понять и принять алгоритм работы вариатора. На небольшом газу трансмиссия обеспечивает приемлемый крутящий момент не за счет открытия дросселя и увеличения тяги, а за счет перемещения шкивов. Тем самым мотор экономит топливо и снижает выбросы вредных веществ в атмосферу. Если посмотреть на спидометр и тахометр, то можно увидеть, как растет скорость при медленном падении стрелки тахометра от 3500 об. к 1500 об.

Бесступенчатое нарастание ускорения вызывает подсознательное недоверие и сомнения в надежности трансмиссии. Понимая водителей, автопроизводители стараются придать вариатору черты обычной автоматической коробки. Они прописывают в памяти программные режимы работы, заставляя шкивы подолгу находиться в фиксированных положениях, имитируя 8 ступеней. Это так называемый спортивный и ручной режимы работы, которые повторяют набор передач гидромеханического автомата. Однако в обычном комфортном передвижении вариаторы продолжают жить своей особой жизнью.

Зимнее прогревание

Вариатор очень хорош для стран с теплым климатом, благодаря чему заметно экономичнее автомата. Однако в России с ее полугодовыми зимами он требует особого отношения. К примеру, в морозы вариатор нельзя эксплуатировать без полного прогрева. При холодной смазывающей жидкости ремень пробивает защитную пленку и царапает поверхность конуса, вызывая образование задиров. Такие места становятся концентраторами напряжений, и при росте нагрузки выработка увеличивается. Поэтому в непрогретом состоянии трансмиссия фактические переходит в аварийный режим, устанавливает шкивы напрямую и ездит так до достижения рабочей температуры. Потребление топлива растет, а экономичность вариатора зимой резко падает.

Неаккуратность с акселератором

Если эксплуатировать вариатор правильно, то он прослужит почти столько же, сколько и гидромеханический автомат. Ресурс коробки приближается к 150-180 тыс км. Однако правильно ездят на вариаторе далеко не все. Достаточно несколько раз неудачно побуксовать в грязи или в снегу, чтобы вызвать поверхностные повреждения шкивов. Задиры приводят к выкрашиванию металла и образования микростружки, которая загрязняет масло.

Инородные частицы попадают в редукционный клапан регулировки давления масла и вызывают его подвисание, отчего давление рабочей жидкости становится нестабильным. В итоге циркуляция масла нарушается, ремень еще больше трет поверхность, выработка усиливается.

Часто такие процессы в коробке у неаккуратных водителей возникают после пробега 60 000 км. Поэтому эксплуатировать вариатор необходимо бережно, не залезать на машине в грязь и стараться не нагружать транспортное средство резкими разгонами и торможениями. Однако российские автомобилисты не все любят спокойный ритм езды.

Источник https://abw.by/news/experience/2021/05/01/vstrechaetsya-na-budzhetnyh-renault-i-lada-no-ne-tolko-kakie-problemy-sulit-variator-jatco-jf015e

Источник https://variator.expert/remont/diagnostika-variatora

Источник https://auto.mail.ru/article/81563-pochemu-variator-nazyivayut-samoj-nepriyatnoj-tran/