Устройство и принципы работы механизма сцепления МАЗ

Содержание

Устройство и принципы работы механизма сцепления МАЗ

СпецМаш

Как регулировать двухдисковое сцепление автомобиля МАЗ

Строение и функции сцепленияНеисправности, причины и действияРегулировка сцепления и привода

Двухдисковое сцепление МАЗ – это элемент трансмиссии. При правильном его функционировании машина ведет себя спокойно.

Однако в случае возникновения поломки, либо прочих неисправностей появляются сбои в работе МАЗа.

Для того чтобы грузовик исправно работал, требуется регулярно проводить регулировку сцепления. О том, как это сделать пойдет речь далее.

Строение и функции сцепления

Двухдисковое сцепление на грузовике МАЗ представляет собой сложный механизм. Он состоит из множества деталей. Если повредится хотя бы одна из них, то требуется срочный ремонт.

Читайте также: ТОП-7 модификаций грузовой техники МАЗ-6422 и их технические характеристики

В МАЗе этот механизм трансмиссии сухой. Он устроен по фрикционному типу. Цилиндрические пружины занимают место по периферии. Агрегатируется сцепление в литом чугунном картере генератора МАЗ ЯМЗ 236.

Функция агрегата заключается в краткосрочном разделении вала ДВС с КПП. Кроме того он играет роль равномерного соединителя мотора МАЗ и коробки в момент старта грузовика с места, а также при последующей смене ступеней передач.

Совет! Требуется понимать правильность калибровки устройства. Помимо этого, следует систематически контролировать степень фиксации картера сцепления с картером диска. Требуемая степень затяжения – 8-10 кГм.

Принципы действия

Суть функционирования элемента трансмиссии заключается в следующем:

  • нажимные пружины отталкиваются одной частью в футляр узла, а второй в нажимную пластину. Все это осуществляется с помощью теплоизоляционных шайб;
  • нажимная пластина отправляет действие на ведомые пластины. При этом эти диски смещаются в сторону футляра.

Если механизм был в покое, то цилиндрические отжимные пружины заполняют все требуемые зазоры, которые появляются между всеми запчастями узла.

В процессе эксплуатации устройства фрикционные накладки пластин изнашиваются. Их изначальные параметры и свойства ухудшаются, а значит, необходима своевременная замена.

Неисправности, причины и действия

Если возникли проблемы с работой сцепления МАЗ, то требуется знать причины, прежде чем принимать какие-либо действия для их устранения.

Вероятные поломки, причины и пути решения приведены в таблице.

Неисправность Причина Действие
Пробуксовываение Люфт муфты деактивации уменьшился либо отсутствует Калибровка промдиска, а после настройка люфта
Изношенные сальники Замена поврежденных запчастей, после калибровка устройства
Накладки пропитаны маслом или сожжены
Нет полного хода Оценка верности калибровки и настройки педали
Деформация нажимного диска Замена поврежденной детали
Нарушенное смещение средней нажимной пластины Восстановления пространства между пластиной и винтами
Большое пространство между подшипником и упорным кольцом Настройка люфта выключения
Слабый возврат педали или полный отказ Малое пространство между гайкой тяги и задней пробкой поршня Калибровка по мануалу
Поломка резиноармированного поршня Замена детали
Слабое натяжение пружины
Заклинивание рычагов из-за коррозии / грязи / нарушения геометрии детали Смазать / прочистить / выровнять
Застопорился клапан в цилиндре усилителя Убрать загрязнение и смазать деталь

Но это не единственные вероятные поломки двухдискового сцепления МАЗ. Неисправности могут возникать из-за повреждений пневматических усилителей и ПГУ МАЗа сцепления. В основном подобное возникает из-за протечки рабочего вещества либо воздуха.

Основное решение проблемы заключается в обновление поврежденных элементов.

Регулировка сцепления и привода

Правильный уход за грузовиком МАЗ предполагает регулярную калибровку сцепления и привода. Однако проводить это следует только в том случае, если водитель обладает должными навыками и умениями. В остальном настройку следует доверить профессионалам.

Как отрегулировать сцепление Калины Как отрегулировать сцепление на Renault Logan Как проверить исправность сцепления Как отрегулировать сцепление МАЗ Как отрегулировать ход часов

Инструкция по установке ПГУ WABCO

В процессе работы сервисные станции достаточно часто сталкиваются с течью жидкости из ПГУ на автомобилях МАЗ при полном выходе штока ПГУ из корпуса. Зачастую это не является неисправностью, а всего лишь следствие неверной регулировки привода. В прилагаемом файле – копия схемы из руководства по эксплуатации МАЗа. Весь смысл регулировки – определение рабочего хода штока ПГУ. Для этого необходимо оттянуть шток ПГУ от рычага, отвести его в сторону и дать возможность полностью выйти из корпуса. Затем повернуть рукой рычаг сцепления в рабочем направлении (т.е. от ПГУ) чтобы выбрать все зазоры в приводе, потом замерить расстояние от конца штока до поверхности рычага сцепления, на которой расположена цековка под шток ПГУ. Если размер более 50 мм, ПГУ будет работать в нормальном диапазоне, а если менее, то необходимо снять рычаг с поворотного вала и установить на один шлиц ближе к корпусу ПГУ. Если эта операция выполнена, то есть полная гарантия что плунжер ПГУ не будет выходить до упора и открывать проход жидкости между кромкой уплотнения и поверхностью фаски на торце.
1.1. Установка При замене ПГУ сцепления, а также при его первичной установке необходимо предусмотреть соблюдение ряда мероприятий: — для гидравлической части использовать трубопроводы и шланги с внутренним диаметром не менее 8 мм. — после установки ПГУ на кронштейн максимальный перекос по вылету штока в исходном состоянии не должен превышать 3” (±1,5). 2. Прокачка Прокачать гидравлическую часть привода можно только одним из следующих способов: — давлением воздуха около 5-6 кгс/см2, подаваемым через специальный адаптер в бачок главного цилиндра сцепления. Процесс прокачки считается завершенным, после того как через открытый клапан прокачки усилителя сцепления пойдет тормозная жидкость без пузырьков воздуха. — давлением жидкости около 3 кгс/см2, подаваемым через клапан прокачки усилителя сцепления. Процесс прокачки считается завершенным, после того как тормозная жидкость в бачке главного цилиндра сцепления пойдет без пузырьков воздуха. — прокачка вакуумным способом с помощью специальной установки RAPID CHARGE (Франция), заключающаяся в предварительном процессе создании вакуума в гидравлической части привода сцепления с последующим заполнением системы тормозной жидкостью под давлением 3 кгс/см2.

если была замена ПГУ на новый, прокачка с помощью педали привода сцепления, с созданием переменного усилия в гидравлической части привода не допускается, поскольку при данном способе прокачки не происходит заполнение пространства перед клапаном управления усилителя и привод будет работать с запозданием. Проверка после установки:

1. После завершения прокачки померить максимальный ход штока пневмогидравлического усилителя, который должен быть не менее 14 мм (для сцеплений ГАЗ, ПАЗ) и не менее 18 мм (для сцепления ЯМЗ). 2. Померить давление, создаваемое в гидравлическом цилиндре ПГУ или произвести замер объема вытесненной жидкости при однократном нажатии на педаль сцепления, отвернув клапан прокачки, которое должно составлять 7-8 см3. При подаче давления воздуха не менее 7 кгс/см2 на вход усилителя, давление жидкости должно быть не менее 4 кгс/см2. 3. После прокачки гидравлической части усилителя максимальный перекос по вылету штока во время нажатия на педаль сцепления не должен превышать ±1.50 от исходного состояния. 4. Для усилителей, оснащенных механическим датчиком износа накладок диска сцепления необходимо убедиться в том, что наконечник датчика не выступает из корпуса пневматического цилиндра усилителя, при необходимости, его нужно утопить до касания в защитный чехол. По мере износа накладок ведомого диска сцепления датчик «выходит» из корпуса пневматического цилиндра и, по нанесенной на датчике разметке, потребитель определяет степень суммарного износа накладок.

Читайте также: Бортовой автомобиль КАМАЗ 43114. Расход топлива КАМАЗ 43114. Полезные статьи о грузовиках КАМАЗ

Регулировка сцепления МАЗ

В прошлых статьях мы рассматривали вопрос ремонта сцепления МАЗ и его устройства.

Читать статью  Какой механической коробке отдать предпочтение: 5МКПП против 6МКПП

Сегодня мы предлагаем несколько полезных советов, которые помогут вам сделать регулировку сцепления МАЗ.

Также мы расскажем, как прокачать сцепление на МАЗ.

Инструкция по регулировке сцепления МАЗ

Сцепление грузового автомобиля представляет собой двухдисковое устройство фрикционного типа, которое устанавливается в картере грузовика.

функция – разъединение коленвала мотора грузовика от коробки передач. Также сцепление при переключении передач плавно соединяет элементы (КПП и коленвал двигателя). Однако со временем механизмы изнашиваются.

Поэтому делается регулировка сцепления МАЗ. Для этого советуем купить:

  • Накидные и рожковые ключи;
  • Штангенциркуль и линейку.

Итак, регулировка сцепления МАЗ делается следующим образом. Сначала необходимо обеспечить максимально правильный зазор между поверхностями механизма.

Для этого отрегулируем величину отхода такого элемента как ведущий диск. Обратите внимание зазор между регулировочной гайкой и торцом крышки корпуса клапана.

Советуем также их отрегулировать.

Регулировка двухдискового сцепления МАЗ требует терпения. Поэтому продолжаем дальше. Приступаем к демонтажу картера маховика и крышки его люка. Все это необходимо для варьирования величины отхода среднего диска (ведущего). Регулировка сцепления МАЗ на данном этапе делается так:

  1. Включаем сцепление;
  2. Устанавливаем рычаг КПП на нейтралку;
  3. Поворачиваем маховик двигателя;
  4. Отворачиваем контргайки винтов;
  5. Вворачиваем до упора 4 винта в средний ведущий диск.

Регулировка двухдискового сцепления МАЗ все еще не закончена.

Далее продолжаем вращать маховик, предварительно отвернув винты на 1 оборот. После зафиксируем данные элементы контргайками.

Как прокачать

Прокачка ПГУ на МАЗе производится следующим образом:

  1. Изготовить самодельный нагнетательный прибор из пластиковой бутылки емкостью 0,5-1,0 л. В крышке и донной части сверлятся отверстия, в которые затем устанавливаются ниппели от бескамерных шин.
  2. Из детали, смонтированной в донце емкости, требуется удалить золотниковый клапан.
  3. Заполнить бутылку свежей тормозной жидкостью на 60-70%. При заливке следует закрыть отверстие в клапане.
  4. Соединить емкость шлангом со штуцером, установленным на усилителе. Для подключения используется клапан без золотника. Перед установкой магистрали требуется снять защитный элемент и ослабить штуцер, повернув на 1-2 оборота.
  5. Подать сжатый воздух в бутылку через клапан, установленный в крышке. Источником газа может служить компрессор с пистолетом для подкачки шин. Установленный на узле манометр позволяет контролировать давление в емкости, которое должно находиться в пределах 3-4 кгс/см².
  6. Под воздействием давления воздуха жидкость поступает в полости усилителя и вытесняет имеющийся внутри воздух.
  7. Процедура продолжается до момента исчезновения пузырьков воздуха в расширительном бачке.
  8. После заполнения магистралей необходимо закрутить штуцер и довести уровень жидкости в бачке до требуемого значения. Нормальным считается уровень, расположенный на 10-15 мм ниже кромки заливной горловины.

Допускается обратная методика прокачки, когда жидкость подается под давлением в бачок. Заливка продолжается до момента прекращения выхода пузырьков газа из штуцера (предварительно открученного на 1-2 оборота). После заправки клапан затягивается и закрывается сверху защитным резиновым элементом.

После прокачки сцепления ПГУ рекомендуется проверить состояние штоков, которые не должны иметь деформации. Дополнительно проверяется положение датчика износа тормозных накладок, стержень которого не должен выступать за пределы корпуса пневматического цилиндра более чем на 23 мм.

Читайте также: Бензопила Carver Promo PSG 45-15. Обзор, характеристики, отзывы

После этого требуется проверить работу усилителя на грузовике с работающим двигателем. При наличии давления в пневматической системе автомобиля необходимо утопить педаль до упора и проконтролировать легкость переключения скоростей. Передачи должны переключаться легко и без постороннего шума. При установке коробки с делителем требуется проверить работу привода узла. В случае некорректного функционирования необходимо отрегулировать положение управляющего кронштейна.

Регулировка сцепления ЯЗМ 238

Сцепление, механизм, который постоянно испытывает нагрузку. Максимальных значений она достигает в моменты начала движения или переключения передач.

Именно очень важно, чтобы сцепление было правильно отрегулировано – это гарантия длительно работоспособности, как самого механизма, так и сохранности других деталей трансмиссии.

Особенно это правило касается сцепления ЯМЗ 238, давайте разберемся почему.

Сцепление ЯМЗ 238

Конструктивные особенности

Сцепление этой модели обычно устанавливается на тяжелую мощную технику.

ЯМЗ 238 – это сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа цилиндрические пружины у механизма имеют периферическое расположение.

Мощность двигателя и собственно конструктивные особенности механизма очень часто приводят к тому, что неправильно настроенное сцепление запросто может выйти из строя. Дабы избежать поломки, необходимо с периодичностью как минимум раз в полгода проводить диагностику и регулировку сцепления ЯМЗ 238.

Пгу маз устройство принцип работы

Есть замена с более низкой стоимостью WABCO 9700514370, PROVIA PRO0510090

Усилители сцепления «Knorr- Bremse» VG 3268 поставлялись на конвейер МАЗ,КАМАЗ и на некоторые модели ПАЗ.

Основная применяемость ЛИАЗ, МАЗ 6422, 43202, 5432,5336, 643068,5440, 152,107,105,104С,103,64255,64229,64226,64221,6317,6303,5551,5516,5434,54326,54323,54321,53371,5337,53366,53363, ПАЗ 4320

Характеристики и размеры : длина 430 мм, ширина 150 мм, диаметр 100 мм,ход поршня 85мм,развиваемое усилие 6000Н

Этот тип усилителей поставлялись на конвейеры заводов без штока, так как производители используют свой оригинальный шток.

При покупке усилителя сцепления через рынок запасных частей важно знать, что усилитель VG 3268 абсолютно взаимозаменяем с VG 3208 и VG 3261. Технические характеристики и присоединительные размеры абсолютно одинаковы. При замене VG 3268 на VG 3208 или VG 3261 необходимо демонтировать шток, вытянув его из защитного чехла и установить «старый» шток, преодолев сопротивление резинового стопорного кольца внутри корпуса.

Усилитель сцепления VG 3261 имеет ряд конструктивных особенностей: 1.В корпус встроен датчик износа фрикционных накладок ведомого диска сцепления. 2.Порт подвода воздуха имеет резьбу М22.

Усилитель сцепления VG 3261 особенности установки:

Установка: При монтаже данного усилителя необходимо установить резьбовой переходник с М22 на М16 на порт 1 подвода воздуха (на фотографии обозначено стрелкой).

После установки необходимо убедиться в том, что белая шкала датчика не выступает из корпуса пневматического цилиндра усилителя (нижнее фото)!

При необходимости, ее нужно утопить внутрь корпуса до касания в диафрагму. По мере износа накладок ведомого диска сцепления датчик «выходит» из корпуса пневматического цилиндра и, по нанесенной на датчике разметке, потребитель определяет степень суммарного износа накладок.

Рекомендации по установке и прокачке пневмогидравлических усилителей сцепления типа VG32.. 1.1. Установка При замене пневмогидравлического усилителя сцепления, а также при его первичной установке необходимо предусмотреть соблюдение ряда мероприятий: — для гидравлической части использовать трубопроводы и шланги с внутренним диаметром не менее 8 мм. — после установки пневмогидравлического усилителя на кронштейн максимальный перекос по вылету штока в исходном состоянии не должен превышать 3” (±1,5). 2. Прокачка Прокачать гидравлическую часть привода можно только одним из следующих способов: — давлением воздуха около 5-6 кгс/см2, подаваемым через специальный адаптер в бачок главного цилиндра сцепления. Процесс прокачки считается завершенным, после того как через открытый клапан прокачки усилителя сцепления пойдет тормозная жидкость без пузырьков воздуха. — давлением жидкости около 3 кгс/см2, подаваемым через клапан прокачки усилителя сцепления. Процесс прокачки считается завершенным, после того как тормозная жидкость в бачке главного цилиндра сцепления пойдет без пузырьков воздуха. — прокачка вакуумным способом с помощью специальной установки RAPID CHARGE (Франция), заключающаяся в предварительном процессе создании вакуума в гидравлической части привода сцепления с последующим заполнением системы тормозной жидкостью под давлением 3 кгс/см2. Внимание: при замене пневмогидравлического усилителя на новый, прокачка с помощью педали привода сцепления, с созданием переменного усилия в гидравлической части привода не допускается, поскольку при данном способе прокачки не происходит заполнение пространства перед клапаном управления усилителя и привод будет работать с запозданием. Проверка после установки:

1. После завершения прокачки померить максимальный ход штока пневмогидравлического усилителя, который должен быть не менее 14 мм (для сцеплений ГАЗ, ПАЗ) и не менее 18 мм (для сцепления ЯМЗ). 2. Померить давление, создаваемое в гидравлическом цилиндре ПГУ или произвести замер объема вытесненной жидкости при однократном нажатии на педаль сцепления, отвернув клапан прокачки, которое должно составлять 7-8 см3. При подаче давления воздуха не менее 7 кгс/см2 на вход усилителя, давление жидкости должно быть не менее 4 кгс/см2. 3. После прокачки гидравлической части усилителя максимальный перекос по вылету штока во время нажатия на педаль сцепления не должен превышать ±1.50 от исходного состояния. 4. Для усилителей, оснащенных механическим датчиком износа накладок диска сцепления необходимо убедиться в том, что наконечник датчика не выступает из корпуса пневматического цилиндра усилителя, при необходимости, его нужно утопить до касания в защитный чехол. По мере износа накладок ведомого диска сцепления датчик «выходит» из корпуса пневматического цилиндра и, по нанесенной на датчике разметке, потребитель определяет степень суммарного износа накладок.

Читать статью  Механическая коробка ВАЗ 2110

Как установить ПГУ на МАЗ 53366?

Рассмотрим монтаж и замену ПГУ МАЗ. Прежде, чем устанавливать новую деталь, рекомендуем:

  • Приобрести шланги, новые трубопроводы для использования в гидравлике с диаметром восьми миллиметров;
  • Как только установили ПГУ на МАЗ, посмотрите на перекос каждого штока. Максимальный показатель перекоса ни в коем случае не должен превышать трех мм;
  • Перед монтажом детали тщательно изучить схему ПГУ МАЗ. На данном рисунке указано размещение всех элементов системы.

Как отрегулировать

Под регулировкой подразумевается изменение свободного хода муфты отключения сцепления. Проверка зазора выполняется смещением рычага вилки от сферической поверхности гайки толкателя усилителя. Операция проводится вручную, для уменьшения усилия требуется демонтировать пружину рычага. Нормальным является ход в пределах 5-6 мм (замеренный на радиусе 90 мм). Если измеренное значение находится в пределах 3 мм, то его следует довести до нормы вращением сферической гайки.

Читайте также: Как выбрать надёжные грабли для дачи и сада: ТОП-13 лучших граблей

После регулировки требуется проверить полный ход толкателя, который должен составлять не менее 25 мм. Тест производится путем полного утапливания педали сцепления.

При меньших значениях усилитель не обеспечивает полного разведения дисков сцепления.

Дополнительно настраивается свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра. Величина зависит от зазора между поршнем и толкателем. Нормальным считается ход 6-12 мм, измеренный по средней части педали. Настройка зазора между поршнем и толкателем выполняется поворотом эксцентрикового пальца. Регулировка выполняется при полностью отпущенной педали сцепления (до контакта об резиновый упор). Палец вращается до момента получения требуемого свободного хода. Затем затягивается гайка на регуляторе и устанавливается страховочный шплинт.

Устройство и принцип работы

Пневмогидравлические усилители (ПГУ) выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся местом расположения магистралей и конструкцией рабочего штока и защитного чехла.

В устройство ПГУ входят следующие детали:

  • гидравлический цилиндр, установленный под педалью сцепления, совместно с поршнем и обратной пружиной;
  • пневматическая часть, включающая в себя поршень, общий для пневматики и гидравлики, шток и возвратную пружину;
  • контролирующий механизм, оборудованный диафрагмой с выпускным клапаном и пружиной обратного хода;
  • клапанный механизм (для впуска и выпуска) с общим штоком и упругий элемент для возврата деталей в нейтральное положение;
  • индикаторный шток износа накладок.

Для устранения зазоров в конструкции имеются поджимные пружины. В соединениях с вилкой управления сцеплением люфты отсутствуют, что позволяет отслеживать степень износа фрикционных накладок. По мере уменьшения толщины материала происходит утапливание поршня в глубину корпуса усилителя. Поршень воздействует на специальный индикатор, информирующий водителя об остаточном ресурсе сцепления. Замена ведомого диска или накладок требуется при достижении индикаторным стержнем длины 23 мм.

Усилитель сцепления оснащен штуцером для подключения к штатной пневматической системе грузового автомобиля. Нормальная работа узла возможна при давлении в воздушных магистралях не менее 8 кгс/см². Для крепления ПГУ к раме грузовика имеются 4 отверстия под шпильки М8.

Принцип работы устройства:

  1. При нажатии на педаль сцепления происходит передача усилия на поршень гидравлического цилиндра. Одновременно нагрузка подается на поршневую группу следящего штока.
  2. Следящее устройство автоматически начинает изменять положение поршня в пневматической силовой секции. Поршень воздействует на управляющий клапан следящего устройства, открывая подачу воздуха в полость пневматического цилиндра.
  3. Давление газа обеспечивает силовое воздействие на вилку управления сцеплением через отдельный шток. Следящий контур обеспечивает автоматическую корректировку давления в зависимости от усилия нажатия ногой на педаль сцепления.
  4. После отпускания педали происходит сброс давления жидкости, а затем закрытие клапана подачи воздуха. Поршень пневматической секции уходит в исходную позицию.

Замена сцепления МАЗ

Сцепление МАЗ — это механизм, необходимый для стабильной работы коробки передач. Он передает тяговое усилие на маховик двигателя ЯМЗ.

Конструкция специального механизма

Устройство и принципы работы

Конструкция сцепного механизма включает такие компоненты, как:

  • Маховик;
  • Гидравлический усилитель руля;
  • шайбы;
  • пружинное устройство, которое прижимает диск к корпусу маховика;
  • разжимная вилка; разжимной цилиндр;
  • сцепление нажимного типа;
  • вал педали сцепления;
  • нажимной диск;
  • двухдисковое или однодисковое заслоночное устройство;
  • подшипник выключения;
  • защитное покрытие;
  • приводной вал коробки передач.

Конструкция соединительной шаровой опоры 3

  1. Когда водитель нажимает на педаль, вал начинает вращаться.
  2. Между вилкой и нажимной муфтой образуется зазор.
  3. Муфта с подшипником начинает двигаться, в результате чего подшипник оказывает давление на внутреннее кольцо кривошипа.
  4. Рукоятка толкает нажимной диск от диска звездочки.
  5. Пружинный механизм сжимается, заставляя диск перемещаться относительно маховика в трансмиссии.
  6. Шлицы нажимного диска будут смещены относительно шлицев на входном валу коробки передач.

Как проводится ремонт

Основные неисправности и способы их устранения:

  1. Механизм сцепления пробуксовывает. Это может быть связано с отсутствием свободного хода педали, заеданием деталей поршня, износом фрикционных накладок. В этом случае рекомендуется отрегулировать свободный ход педали, очистить парафином все детали цилиндра и клапана, а также заменить поврежденные колодки и цилиндры.
  2. Сцепление медленно или не полностью выключается. Причиной неисправности может быть неправильно отрегулированная длина штока поршня цилиндра, слишком низкое давление воздуха в пневматической системе, негерметичность штока поршня, повреждение рычага дышла. Отрегулируйте длину штока поршня, проверьте пневматическую систему и при необходимости устраните утечки, промойте цилиндры и замените все поврежденные или изношенные детали.
  3. Педаль не возвращается в исходное положение. Рекомендуется отрегулировать зазор между задней крышкой и стопорным кольцом, заменить изношенные клапаны, переместить рукоятку пружинного механизма ближе к штоку, устранить дефекты штока, очистить и смазать компоненты системы цилиндра.

Ремонт механизма

Как заменить

Замена сцепления состоит из нескольких этапов:

  • демонтаж;
  • демонтаж;
  • сборка;
  • установка.

Как снять

Для демонтажа механизма сцепки необходимо выполнить следующие действия:

  1. Установите автомобиль на специальную платформу или в смотровую яму.
  2. Извлеките аккумулятор.
  3. Снимите элемент воздушного фильтра.
  4. Снимите крылья двигателя, которые расположены снизу и сбоку агрегатного отсека.
  5. Снимите переднюю внешнюю поперечину.
  6. Снимите переднее ведущее колесо.
  7. Слейте масло.
  8. Отсоедините датчик скорости с помощью отвертки.
  9. Снимите переключатель заднего хода.
  10. Снимите кронштейн жгута проводов двигателя.
  11. Ослабьте крепежные винты и снимите корпус стартера.
  12. Отсоедините крепления двигателя от кронштейна коробки передач.
  13. Сдвиньте муфту назад.
  14. Снимите главный вал машины.
  15. Выверните крепежные болты из картера сцепления. Выкручивайте болты по одному, в 2-3 этапа.
  16. Снимите прижимную пластину вместе с крышкой.

Чертеж сцепного механизма

Сборка

Шаги по сборке механизма сцепления:

  1. Соберите фрикционный диск. Для этого установите фрикционные пластины на фрикционные пружины.
  2. Соберите нажимную пластину. Необходимо смазать ролики специальной жидкостью, вставить их в отверстие в тягах, вставить рычаг в паз, который находится на прижимной пластине, установить штифт. Закрепите опорные вилки на рычагах и штифтах.
  3. Соберите нажимной диск с крышкой. Это следует делать под прессом, который сжимает пружины и винты в ярмо. Поместите диск со звездочками под пресс, а прижимную пластину — сверху. Тепловые подушки и сами пружинные механизмы размещаются на специальных крючках. Крышка прижимается под прессом и затягиваются крепежные винты.
  4. Установка дисков в корпус абатмента.

Порядок действий при установке сцепления:

  1. Установите тормозной диск так, чтобы удлиненный конец ступицы был обращен к маховику.
  2. Установите элемент приводного диска, включая штифты.
  3. Установите второй диск более длинным концом ступицы в сторону коробки передач.
  4. Установите нажимную пластину.
  5. Установите разъемные регулировочные кольца на конструкцию.
  6. Установите упорные пластины и закрепите их крышкой.
  7. Установите механизм сцепления на маховик и проверьте зазор между упорными дисками и упорными шайбами, включив механизм сцепления.

Чертеж сцепного механизма

Как поставить диски

Многие водители интересуются, как установить диск сцепления на свой МАЗ.

Читать статью  Как правильно выбрать контрактную АКПП

Чтобы установить диски сцепления, необходимо:

  1. Отсоедините карданный вал.
  2. Снимите тормозной барабан и колодки с колес.
  3. С помощью гаечного ключа открутите крепежные болты от полуоси и вытащите их.
  4. Открутите крепежные болты на фланце карданного вала и трансмиссии.
  5. Отсоедините жгут проводов датчика, который отвечает за включение фонарей заднего хода.
  6. Выверните крепежные болты кожуха сцепления с помощью гаечного ключа на 12 мм.
  7. Снимите крышку.
  8. С помощью небольшого ломика отодвиньте корпус коробки передач от приводного блока.
  9. Снимите корзину с маховика.
  10. Закрепите маховик.
  11. Удалите поврежденные компоненты диска и замените их новыми. Диск сцепления должен быть обращен к коробке передач, а нажимной диск должен быть расположен так, чтобы ступица была обращена к двигателю.
  12. Соберите сцепной механизм в обратном порядке.

Установка устройства

Обслуживание

Обслуживание этого механизма осуществляется следующим образом:

  1. Проведите внешний осмотр педали, при необходимости отрегулируйте ее свободный ход.
  2. Очистите гидравлический цилиндр.
  3. Проверьте крепления картера, при необходимости подтяните гайки.
  4. Визуально осмотрите пружинный натяжитель, смажьте подшипники и гидравлическую муфту.
  5. Проверьте исправность выключателя сцепления и втулки вала.
  6. Проверьте вилки и педали сцепки на предмет износа и повреждений.
  7. Проверьте работу механизма, переключая передачи автомобиля на месте и при разгоне.
  8. Исправьте любые несоосности зазоров между опорными кольцами и шайбами.
  9. Устраните все утечки в системе и смажьте все цилиндрические компоненты специальной смазкой.
  10. Проверьте зазор между штоком и поршневой частью главного цилиндра.

Строительство оборудования

Как провести регулировку

Работы по регулировке сцепления МАЗ:

  1. Отрегулируйте свободу движения педали. Для этого поставьте ногу на педаль акселератора и нажмите на педаль акселератора до упора. При необходимости уменьшите или увеличьте ход этого устройства.
  2. Отпустите педаль и измерьте расстояние до нижней метки сцепного механизма.
  3. Максимальный ход не должен превышать 16 см.
  4. Затяните все крепежные элементы.
  5. Измерьте свободный ход педали.

После того, как водитель отрегулировал механизм сцепления, отрегулируйте корзину сцепления МАЗ:

  1. Установите автомобиль на специальную платформу.
  2. Выверните крепежные болты, которыми коробка передач крепится к кузову автомобиля.
  3. Снимите коробку передач.
  4. Открутите винты на прижимной пластине и снимите ее.
  5. Осмотрите трансмиссию и замените все поврежденные или изношенные детали.
  6. Отрегулируйте положение ног.
  7. С помощью регулировочной ручки установите выступы в положения, указанные в руководстве по ремонту МАЗ.
  8. Затяните все крепежные винты до упора.
  9. Соберите механизм, повторив все действия в обратном порядке.

Регулировка механизма

Как прокачать сцепление на МАЗе

Промывка сцепления необходима при слабом переключении передач или наличии воздуха в гидравлической системе.

Перед началом процедуры рекомендуется заполнить бак гидропривода рабочей жидкостью до уровня 1-1,5 см. Удалите мусор из клапанов сливного цилиндра, снимите защитную крышку, снимите колпачок с верхней части главного цилиндра и подсоедините специальный шланг для прокачки.

Постепенно окунайте свободный конец шланга в рабочую жидкость, залитую в гидроцилиндр, одновременно плавно нажимая на педаль сцепления. Соблюдайте интервал в 1-2 секунды между последовательными нажатиями. Сделайте в общей сложности 4 жима.

При первом нажатии педаль должна быть погружена в жидкость, в это время клапан должен быть повернут на пол-оборота. Во время 2-го, 3-го и 4-го — прокачиваются все механизмы системы. Когда пузырьки исчезнут, перестаньте нажимать на педаль. Если во время процедуры уровень рабочей жидкости снизится на 2/3, необходимо восполнить недостающий объем.

Регулировка сцепления МАЗ

Регулировку сцепления МАЗ желательно производить на специальном приспособлении и под ручным прессом. Далее рассмотрим подробнее сам процесс.

Сцепление МАЗ

Принцип работы сцепления МАЗ

Сцепление МАЗ представляет собой механизм, который обеспечивает корректную и стабильную работу трансмиссии. За счет конструктивного элемента передается тяговое усилие на маховик двигателя ЯМЗ. Следует учесть, что особенности и технические характеристики разных моторов марки ЯМЗ будут немного отличаться в зависимости от марки автомобиля МАЗ.

Сцепление для грузовика включают в себя следующий набор компонентов:

  • маховик;
  • гидравлический усилитель руля (ГУР);
  • накладки;
  • пружинное устройство для прижатия диска к корпусу маховика;
  • вилка выключения сцепления, привод выключения сцепления;
  • муфта нажимного типа;
  • вал педали сцепного устройства;
  • нажимной диск;
  • двухдисковое или однодисковое лепестковое устройство;
  • выжимной подшипник;
  • защитный кожух;
  • ведущий вал трансмиссии.

Принцип действия сцепления на МАЗ достаточно прост. Опишем:

  1. При нажатии водителем на педаль стартует проворачивание вала.
  2. За счет этого происходит образование зазора между муфтой и вилкой.
  3. Далее происходит перемещение муфты совместно с подшипником, благодаря чему последний начинает оказывать давление на внутреннее кольцо рукоятки.
  4. Рукоятка позволяет отвести нажимной диск от ведомого.
  5. Происходит сжатие пружинного механизма и последующее смещение диска к маховику двигателя.
  6. Шлицы от ведомого диска перемещаются в направлении к шлицам первичного вала коробки переключения передач (КПП).

Сборка и регулировка сцепления

Конструкция включает в себя подставку с установочным размером от привалочной плоскости кожуха самого сцепления до плоскости с нажимным диском 27±0,1 мм. Оправка для регулировки окончательно размера контроля закрепляется в центре подставки (64±0,5 мм). Внутри оправки находятся 4 упорных сухаря.

Во время установки комплекта на приспособление сухари должны упираться в лапки оттяжных рычагов. Элементы могут выступать или утопать относительно плоскости оправки в зависимости от положения. Длина оправки подбирается специальным образом. Сухари должны располагаться заподлицо по отношению к поверхности оправки.

Также следует учитывать, что в контрольный размер комплекта входит и толщина упорного кольца. Она равна значению 6±0,1 мм. Сама сборка и дальнейшая регулировка сцепления МАЗ происходит следующим образом:

  • Рабочей поверхностью на подставке размещается нажимной диск. Его фиксация производится за счет 4-х шипов внутри пазов подставки.
  • Внутрь оттяжных рычагов вставляется подшипник игольчатого типа. Иголки должны быть смазаны специальной жидкостью.
  • Вилки устанавливаются на оттяжные рычаги.
  • Происходит вставка осей вилок.
  • Рычаги размещаются в пазах проушин нажимного диска.
  • Снова вставляются оси рычагов.
  • Пружины упорного кольца надеваются на оси вилок.
  • Далее идет закрепление осей рычагов и вилок при помощи специальных замковых шайб за счет прогибания середины перемычки фартука.
  • 4 петли надеваются на концы пружин упорного кольца.
  • После на нажимные пружины кладутся термоизолирующие прокладки и первые устанавливаются на бобышки нажимного диска.

Дополнительно на каждой из нажимных пружин кладется шайба из стали толщиной в 1 мм. Сам нажимной диск проточен по рабочей поверхности на 1 мм.

После произведенных действий кожух сцепления ставится на направляющие штифты приспособления. Внутрь нажимных пружин должны поместиться все пружины. Резьбовые хвостовики должны попасть в отверстия кожуха. Пресс позволяет поджать кожух при помощи привалочной поверхности к приспособлению и выполнить крепление болтами. Далее идет высвобождение из-под пресса.

На резьбовые хвостовики наворачиваются гайки, устанавливается оправка с целью регулировки оттяжных рычагов и ее закрепление еще одним болтом. При помощи регулировочных гаек выполняется регулирование положения оттяжных рычагов. Эти конструктивные элементы должны касаться упорных сухарей.

На регулировочных гайках размещаются:

  • пластины;
  • стопорные планки;
  • опорные пластины вилок рычагов.

После этого заворачиваются 8 болтов. Важно проследить за отсутствием осевого люфта. За счет отгибки усов стопорных планок контрятся болты. Упорное кольцо размещается на оттяжных рычагах и закрепляется при помощи петель, за счет чего обеспечивается касание опорных поверхностей рычагов.

Биение торца упорного кольца относительно рабочей поверхности нажимного диска не должно превышать 0,4 мм на радиусе 45 мм. При превышении данного показателя может произойти выход из строя фрикционных накладок ведомого диска, а также возникновение прижогов рабочих поверхностей у нажимного диска и маховика.

Ремонтные работы с узлом сцепления МАЗ

Рассмотрим основные виды неисправностей узла и способы их корректного устранения:

  1. Пробуксовка механизма сцепления МАЗ. Может быть связана с отсутствием свободного хода педали, заеданием поршневой части, износом фрикционных накладок. В этом случае рекомендуется отрегулировать свободный ход педали, при помощи керосина прочистить все цилиндрические элементы и клапаны, заменить поврежденные накладки и цилиндры.
  2. Сцепление может вести или может отсутствовать полное выключение. Как правило, неисправность связана с неправильной регулировкой длины штока цилиндра. Но также это может происходить из-за недостаточного уровня давления воздуха внутри пневматической системы, нарушения герметичности манжета поршневой части, выхода из строя оттяжных рычагов. Поэтому для устранения проблемы потребуется выполнить регулировку длины штока и произвести тщательный осмотр пневматической системы. Дополнительно понадобится обеспечить герметичность, выполнить промывку цилиндров и замену поврежденных или износившихся компонентов.
  3. Педаль не может вернуться в первоначальное положение. Такая проблема требует регулирования зазора между задней крышкой и стопорным кольцом, заменить износившиеся клапаны, передвинуть держатель пружинного механизма ближе к тяге, устранить дефекты тяг, очистить и смазать цилиндрические элементы системы.

Источник https://foksevmash.ru/avtomarki/ustanovka-pgu-na-maz.html

Источник https://kamaz-wiki.ru/ustroystvo-i-principy-raboty-mehanizma-scepleniya-maz/

Источник https://www.opex.ru/press/articles/regulirovka-stsepleniya-maz/