Меры электробезопасности при ТО и ремонте автомобилей
Электробезопасность для слесаря по ремонту автомобилей
Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту автомобиля
1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда для
слесаря по ремонту автомобиля.
1.2. Слесарю по ремонту автомобиля необходимо выполнять свои обязанности в
соответствии с требованиями настоящей инструкции.
1.3. На слесаря по ремонту автомобиля могут воздействовать опасные и вредные
производственные факторы:
· движущиеся машины и механизмы;
· повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
· опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
· повышенная загазованность парами вредных химических веществ;
· повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
· стесненные условия работы при ремонте и регулировке узлов и систем автотранспорта;
· повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
· недостаточная освещенность рабочей зоны.
1.4. Слесарь по ремонту автомобиля извещает своего непосредственного руководителя о
любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае,
происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о
проявлении признаков острого заболевания.
1.5. Слесарю по ремонту автомобиля следует:
· оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
· перед началом работы надевать спецодежду, спецобувь и другие СИЗ;
· не принимать пищу на рабочем месте.
1.6. К работе слесарем по ремонту автомобиля допускаются лица не моложе 18 лет,
прошедшие медицинский осмотр, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение, стажировку и проверку знаний по охране труда и получившие допуск к самостоятельной работе.
1.7. Слесарь по ремонту автомобиля должен иметь группу по электробезопасности.
1.8. Слесарь по ремонту автомобиля обеспечивается спецодеждой и спецобувью в
соответствии с действующими нормами.
1.9. Слесарю по ремонту автомобиля необходимо знать и строго соблюдать требования по
охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
1.10. Слесарь по ремонту автомобиля должен проходить обучение по охране труда в виде:
вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного инструктажа,
внепланового инструктажа, целевого инструктажа и специального обучения в объеме программы подготовки по профессии, включающей вопросы охраны труда и требования должностных обязанностей по профессии.
Целевой инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при выполнении
разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по профессии.
Перед допуском к самостоятельной работе работник должен пройти стажировку под
руководством опытного работника.
1.11. Слесарь по ремонту автомобиля должен:
· соблюдать Правила трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
· выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
· применять безопасные приемы выполнения работ;
· уметь оказывать первую помощь пострадавшим.
1.12. Слесарь по ремонту автомобиля должен соблюдать правила пожарной безопасности,
уметь пользоваться средствами пожаротушения.
1.13. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели
местах.
1.14. Лица, допустившие нарушения требований инструкции по охране труда, несут
ответственность согласно действующему законодательству.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Застегнуть надетую спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов
одежды. Надеть средства индивидуальной защиты.
Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые,
бьющиеся предметы.
2.2. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств
индивидуальной защиты:
· гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;
· раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
· слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;
· рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
· ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
· напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;
· электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
2.3. Подготовить рабочее место для безопасной работы:
надежно установить (закрепить) передвижное (переносное) оборудование и инвентарь;
удобно и устойчиво разместить инструмент;
проверить внешним осмотром:
· достаточность освещения рабочей поверхности;
· отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки;
· надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств автомобиля;
· наличие, исправность, правильную установку и надежное крепление ограждения
движущихся частей оборудования (зубчатых, цепных, клиноременных и других
передач, соединительных муфт и т. п.), нагревательных поверхностей;
· отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг оборудования.
2.4. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная
сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 50 В.
2.5. Напряжение переносных электроламп и ламп освещения в осмотровой яме должно быть
не выше 12 В.
2.6. Проверить наличие огнетушителя и аптечки первой помощи.
2.7. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и
других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и
к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент,
приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.4. При капитальном, среднем ремонте автотранспорта убедиться в том, что бензобаки и
бензопроводы освобождены от остатков бензина.
3.5. Все виды технического обслуживания и ремонта автотранспорта на территории
предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).
3.6. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как
он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
3.7. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать – работают люди».
3.8. После подъема автотранспорта подъемником на пульте управления подъемником
повесить табличку «Не трогать – под автотранспортом работают люди!», а при подъеме
гидравлическим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник упором от
самопроизвольного опускания.
3.9. Ремонт автотранспорта снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника
производить только на лежаке.
3.10. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и
сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву – специально установленными для этой цели лестницами.
3.11. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной
тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.
3.12. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.
3.13. Для пуска двигателя и передвижения автотранспорта обратиться к водителю,
перегонщику, бригадиру или слесарю, назначенным приказом по предприятию для выполнения этой работы.
3.14. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач (контроллера)
находится в нейтральном положении и что под автотранспортом и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.
Осмотр автотранспорта снизу производить только при неработающем двигателе.
3.15. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание, а для
дизельного двигателя – отсутствие подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз – освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз.
Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.
3.16. Снимать двигатель с автотранспорта и устанавливать на него только тогда, когда
автотранспорт находится на колесах или на специальных подставках – козелках.
3.17. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть автотранспорта, прицепа,
полуприцепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.
3.18. Для перегонки автотранспорта на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на
ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.
3.19. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших
физических усилий, применять съемники, гайковерты и т. п. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом.
3.20. Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и
соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете
грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях – наличие бирок с указанием допустимой массы поднимаемого груза.
Читать статью Автомобиль как звено систем «водитель — автомобиль — дорога (среда)» и его влияние на безопасность дорожного движения — Безопасность дорожного движения
3.21. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более (для женщин 10 кг)
пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.
3.22. При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат)
может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать
неустойчивое положение тела.
3.23. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и
смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или
охлаждающую жидкость в специальную тару.
3.24. Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягивании гаек соединений
убедиться в отсутствии в них газа.
3.25. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия
передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.
3.26. При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль,
предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную
горловину и снять аккумуляторную батарею.
3.27. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами
пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.
3.28. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или
самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его
агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).
3.29. Перед ремонтом автотранспорта – цистерны для перевозки легковоспламеняющихся,
взрывоопасных, токсичных и т. п. грузов, а также резервуаров для их хранения полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.
3.30. Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и
обезвреживания.
3.31. Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок на
автотранспорте – рефрижераторах выполнять в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.
3.32. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта,
работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.
3.33. Слить (выпустить) газ из баллонов автотранспорта, на котором должны проводиться
работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, на специально отведенном мосте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.
3.34. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с
помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.
3.35. Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, азотом или иными
инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.
3.36. Шланги на штуцерах крепить хомутиками.
3.37. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после
использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне
помещения.
3.38. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость
тянуться за ним.
3.39. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться
накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах – ключами с трещотками или с шарнирной головкой.
3.40. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
3.41. При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными
очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
3.42. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые
подставки, а длинные детали класть только горизонтально.
3.43. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.
3.44. При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или
специальные приспособления.
3.45. Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и
остановки станка.
3.46. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными
средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.
3.47. Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного
разъема.
3.48. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять
электроинструмент от электросети.
3.49. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или
металлическим крючком.
3.50. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой
цели металлические ящики и закрыть крышкой.
3.51. Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая
легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не
зажигать спички.
3.52. При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на
этилированном бензине, соблюдать следующие требования:
· обезвредить детали керосином;
· немедленно удалять пролитый бензин, а это место обезвреживать раствором хлорной извести;
· перелить этилированный бензин с помощью специального приспособления.
3.53. Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.
3.54. Слесарю-ремонтнику (автотранспорта) запрещается:
· выполнять работы под автотранспортом или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;
· поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т. п.;
· работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
· использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
· работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
· выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;
· переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
· сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;
· хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые
· обтирочные материалы вместе с использованными;
· применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т. д.; засасывать бензин ртом через шланг;
· мыть агрегаты, узлы и детали и т. п. легковоспламеняющимися жидкостями;
· загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;
· хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
· выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, из предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;
· применять приставные лестницы;
· выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;
· при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;
· использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;
· скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
· использовать гайки и болты со смятыми гранями;
· держать мелкие детали руками при их сверлении;
· устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами;
· применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;
· вывешенные на подъемных механизмах агрегаты толкать или тянуть руками;
· работать при получении сигнала о перемещении конвейера.
3.55. Слесарь по ремонту автомобиля во время работы должен быть внимательным, не
отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. В случае возникновения аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с
планом ликвидации аварий.
4.2. В случае загорания следует отключить электроэнергию, вызвать пожарную охрану,
сообщить о случившемся руководству предприятия, принять меры к тушению пожара.
4.3. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим
работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках руководство предприятия (или старшего по смене) поставить в известность.
4.4. При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при
необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить своему непосредственному
руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Привести в порядок рабочее место, сделать запись в журнале о техническом состоянии
оборудования.
5.2. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
5.3. Убрать приспособления, инструмент, промасленную ветошь в отведенное для них
место.
5.4. Если автотранспорт остается на специальных подставках (козелках), проверить
надежность его установки. Запрещается оставлять автотранспорт, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.
5.5. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.6. Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на
этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.
5.7. О замеченных неисправностях в оборудовании сообщить руководителю работ.
12.5. Меры электробезопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
Опасность поражения электрическим током возникает при использовании неисправных ручных электрифицированных инструментов, при работе с неисправными рубильниками и предохранителями, при соприкосновении с воздушными и настенными электропроводками, а также случайно оказавшимися под напряжением металлическими конструкциями.
Электрифицированный инструмент (дрели, гайковерты, шлифовальные машины и др.) включают в сеть напряжением 220 В. Разрешается работать только инструментами, имеющими защитное заземление. Штепсельные соединения для включения инструмента должны иметь заземляющий контакт, который длиннее рабочих контактов и отличается от них по форме. При включении инструмента в сеть заземляющий контакт входит в соединение со штепсельной розеткой первым, а при выключении выходит последним.
При переходе с электрифицированным инструментом с одного места работы на другое нельзя натягивать провод. Не следует протягивать провод через проходы, проезды и места складирования деталей. Нельзя держать электрифицированный инструмент, взявшись одной рукой за провод.
Читать статью Правила дорожного движения глазами детей рисунки и картинки
Работать с электрифицированным инструментом при рабочем напряжении, превышающем 42 В, можно только в резиновых перчатках и калошах либо стоя на изолированной поверхности (резиновом коврике, сухом деревянном щитке).
Во избежание поражения электрическим током необходимо пользоваться переносными электролампами с предохранительными сетками. В помещении без повышенной опасности (сухом, с нетокопроводящими полами) можно использовать переносные лампы напряжением до 42 В, а в особо опасных помещениях (сырых, с токопроводящими полами или токопроводящей пылью) напряжение не должно превышать 12 В.
Инструкция по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля
Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для своих работников. При этом, если в организации есть профсоюз, его мнение по этому вопросу также необходимо учитывать. При разработке этих локальных нормативных актов необходимо опираться на положения Методических рекомендаций по разработке инструкций. утвержденных Минтрудом РФ 13.05.2004, и позицию самого Минтруда, изложенную в письме от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373. Предлагаем вам инструкцию по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля, разработанную с учетом требований Минтруда.
Общество с ограниченной ответственностью «Пион»
Согласовано
Утверждаю
председатель профсоюза работников
Сидоров Сидоров П.П.
Воронов Воронов А.В.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля
Инструкция составлена в соответствии с «Типовой инструкцией № 2 по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля» ТОИ Р-200-02-95.
1. Общие требования безопасности
1.1. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются работники:
- не моложе 18 лет;
- прошедшие предварительный (при приеме на работу) и периодический (во время работы) медосмотр и не имеющие противопоказаний;
- имеющие соответствующую квалификацию;
- прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда;
- прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами.
1.2. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.
1.3. Слесарь обязан:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии;
- соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения;
- курить только в специально отведенных местах;
- во время работы быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры;
- о замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей;
- соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а при работе с деталями автомобиля, работавшего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином;
- для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т. п.).
1.4. Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
1.5. Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:
- автомобиль, его узлы и детали (в процессе ремонта возможно падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к транслированию);
- оборудование, инструмент и приспособления (гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления — применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию. Слесарю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован);
- электрический ток (при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрические знаки, электрометаллизация кожи), электроударов);
- этилированный бензин (действует отравляюще на организм человека при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей или питьевой водой);
- освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата (недостаточная (избыточная) освещенность вызывает ухудшение (перенапряжение) зрения, усталость).
1.6. Слесарь должен работать в специальной одежде и, в случае необходимости, использовать другие средства индивидуальной защиты.
1.7. В соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты», слесарю выдаются СИЗ.
При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном бензине:
- костюм вискозно-лавсановый;
- фартук резиновый;
- сапоги резиновые;
- перчатки резиновые.
При выполнении работ по разборке, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и агрегатов:
- костюм вискозно-лавсановый;
- рукавицы комбинированные.
При работе с этилированным бензином дополнительно:
- фартук прорезиненный;
- перчатки резиновые.
На наружных работах зимой дополнительно:
- куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;
- брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.
1.8. За невыполнение требований Инструкции слесарь несет ответственность согласно действующему законодательству.
2. Требования безопасности перед началом работ
2.1. Перед началом работы слесарь должен надеть специальную одежду и застегнуть манжеты рукавов.
2.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
2.3. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:
- гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;
- раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
- слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;
- рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
- ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
- напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;
- электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
2.4. Проверить состояние пола на рабочем месте. Пол должен быть сухим и чистым. Если пол мокрый или скользкий, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.
2.5. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Во время работы слесарь должен:
3.1.1. Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).
3.1.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
3.1.3. После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки), не менее двух, под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому.
На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать! Работают люди». На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.
3.1.4. После подъема автомобиля подъемником на пульте управления подъемником повесить табличку «Не трогать! Под автомобилем работают люди!», а при подъеме гидравлическим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.
3.1.5. Ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.
3.1.6. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву — специально установленными для этой цели лестницами.
3.1.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.
3.1.8. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.
3.1.9. Для пуска двигателя и передвижения автомобиля обратиться к водителю, перегонщику, бригадиру или слесарю назначенным приказом по предприятию для выполнения этой работы.
3.1.10. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач (контроллера) находится в нейтральном положении и что под автомобилем и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.
Осмотр автомобиля снизу производить только при неработающем двигателе.
3.1.11. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание, а для дизельного двигателя убедиться в отсутствии подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз.
Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.
3.1.12. Снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках — козелках.
Читать статью Правила перевозки детей в автомобилях в 2022 году
3.1.13. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть автомобиля, прицепа, полуприцепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.
3.1.14. Для перегонки автомобиля на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.
3.1.15. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т. п. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т. п.).
3.1.16. Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях — наличие бирок с указанием допустимой массы поднимаемого груза.
3.1.17. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более (для женщин 10 кг, подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час), если подъем и перемещение тяжестей осуществляется постоянно в течение смены — 7 кг.) пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.
3.1.18. При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать неустойчивое положение тела.
3.1.19. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.
3.1.20. Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягивании гаек соединений убедиться в отсутствии в них газа.
3.1.21. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.
3.1.22. При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.
3.1.23. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.
3.1.24. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).
3.1.25. Перед ремонтом автомобиля-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т. п. грузов, а также резервуаров для их хранения, полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.
3.1.26. Производить очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей в специальной одежде, со шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой; вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник.
Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны.
К поясу рабочего внутри резервуара прикрепляется прочная веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся наверху, должен наблюдать за работающим, держать за веревку, страхуя работающего в резервуаре.
3.1.27. Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.
3.1.28. Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах выполнять в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.
3.1.29. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.
3.1.30. Слить (выпустить) газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, на специально отведенном мосте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.
3.1.31. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.
3.1.32. Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.
3.1.33. Шланги на штуцерах крепить хомутиками.
3.1.34. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
3.1.35. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним.
3.1.36. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах — ключами с трещотками или с шарнирной головкой.
3.1.37. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
3.1.38. При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
3.1.39. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.
3.1.40. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.
3.1.41. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.
3.1.42. При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.
3.1.43. Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и остановки станка.
3.1.44. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.
3.1.45. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.
3.1.46. Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного разъема.
3.1.47. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять электроинструмент от электросети.
3.1.48. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.
3.1.49. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрыть крышкой.
3.1.50. Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички.
3.1.51. При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать следующие требования:
- обезвредить детали керосином;
- немедленно удалять пролитый бензин, а это место обезвреживать раствором хлорной извести;
- перелить этилированный бензин с помощью специального приспособления.
3.1.52. Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.
3.2. Слесарю запрещается:
- выполнять работы под автомобилем или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;
- поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т. п.;
- работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
- использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
- работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
- выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;
- переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
- сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;
- хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
- применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т. д.; засасывать бензин ртом через шланг;
- мыть агрегаты, узлы и детали и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
- загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;
- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
- выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, из предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;
- применять приставные лестницы;
- выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;
- при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;
- использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;
- скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
- использовать гайки и болты со смятыми гранями;
- держать мелкие детали руками при их сверлении;
- устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами;
- применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;
- вывешенные на подъемных механизмах агрегаты толкать или тянуть руками;
- работать при получении сигнала о перемещении конвейера.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщать работодателю, а пострадавшему оказать доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.
Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
4.2. В случае возникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану, работодателю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
Похожие записи:
- Безопасность движения пожарных автомобилей: требования
- Документы — Правительство России
- Пожарная безопасность гаражей: требования, правила, меры
- Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте авто
Обеспечение электробезопасности в зоне ТО и ТР — Характеристика СТО
Требования безопасности, производственной санитарии и промышленной гигиены при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
Требования безопасности. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения. Запрещаются техническое обслуживание и ремонт автомобилей с работающим двигателем, за исключением случаев его регулирования.
Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и инструктаж.
Во время работы не следует оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. При сборочных работах запрещается проверять совпадение отверстий в соединяемых деталях пальцами; для этого необходимо пользоваться специальными ломиками, бородками или монтажными крючками.
Во время разборки и сборки узлов и агрегатов следует применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Отвертывать гайки зубилом и молотком не разрешается.
Запрещается загромождать проходы между рабочими местами деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.
Повышенную опасность представляют операции снятия и установки пружин, поскольку и них накоплена значительная энергия.
Эти операции необходимо выполнять на стендах или с помощью приспособлений, обеспечивающих безопасную работу.
Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными и перепускными клапанами. Рабочий инструмент следует содержать в исправном состоянии.
Требования производственной санитарии и промышленной гигиены. Помещения, в которых рабочие, выполняя техническое обслуживание или ремонт автомобиля, должны находиться под ним, необходимо оборудовать осмотровыми каминами, эстакадами с направляющими предохранительными ребордами или подъемниками.
Приточно-вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление выделяемых паров и газов и приток свежего воздуха. Естественное и искусственное освещение рабочих мест должно быть достаточным для безопасного выполнения работ. На территории предприятия необходимо наличие санитарно-бытовых помещений — гардеробных, душевых, умывальных (работающие с этилированным бензином обязательно должны быть обеспечены горячей водой).
Меры пожарной безопасности на автотранспортных и авторемонтных предприятиях
Основными причинами возникновения пожаром и автотранспортных предприятиях являются следующие: неисправность отопительных приборов, электрооборудования и освещения, неправильная их эксплуатация, самовозгорание горючесмазочных и обтирочных материалов при неправильном их хранении; неосторожное обращение с огнем.
Читать статью Инструкция по охране труда для водителя автомобиля (2022).
Во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие противопожарные требования: курить только в специально отведенных для этого месте; не пользоваться открытым огнем; хранить топливо керосин в количествах, не превышающих сменную потребность; не хранить порожнюю тару из-под топливных и смазочных материалов; проводить тщательную уборку в конце каждой смены; разлитое масло и топливо убирать с помощью песка; собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и по окончании смены выносить их в специально отведенное для этого место.
Любой пожар, своевременно замеченный и не получивший значительного распространения, может быть быстро ликвидирован. Успех ликвидации пожара зависит и от быстроты оповещения о его начале и введения в действие эффективных средств пожаротушения.
Для оповещения о пожаре служат телефон и пожарная сигнализация. В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщать об этом по телефону 01. Пожарная сигнализация бывает двух видов — электрическая и автоматическая. Приемную станцию электрической сигнализации устанавливают в помещении пожарной охраны, а извещатели — в производственных помещениях и на территории предприятия. Сигнал о пожаре подается нажатием кнопки извещателя. В автоматической пожарной сигнализации используются термостаты, которые при повышении температуры до заданного предела включают извещатели.
Эффективным и наиболее распространенным средством тушения пожаров является вода, однако в некоторых случаях использовать ее нельзя. Не поддаются тушению водой легковоспламеняющиеся жидкости, которые легче воды. Например, бензин, керосин, всплывая на поверхность воды, продолжает гореть. Ацетилен и метан вступают с водой в химическую реакцию, образуя огне — и взрывоопасные газы. При невозможности тушения водой горящую поверхность засыпают песком, покрывают специальными асбестовыми одеялами, используют пенные либо углекислотные огнетушители.
Для приведения в действие пенного огнетушителя ОП-2 необходимо повернуть рукоятку на 180°. При этом поднимается клапан, закрывающий кислотный стакан. Перевернув огнетушитель вверх дном и слегка встряхнув, струю пены направляют на горящий предмет, а при тушении легковоспламеняющихся жидкостей в открытых сосудах — в противоположный борт над уровнем жидкости, чтобы она не разбрызгивалась.
Для приведения в действие углекислотного огнетушителя ОУ-2 нужно взяться левой рукой за рукоятку, направить раструб на горящий предмет и, поворачивая маховичок против часовой стрелки, открыть вентиль до отказа. При выходе из баллона жидкая углекислота мгновенно превращается в газ, горение в котором невозможно.
В особо опасных в пожарном отношении производствах могут использоваться стационарные автоматические установки различной конструкции, срабатывающие при заданной температуре и подающие воду, пену или специальные огнегасительные составы.
Меры электробезопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
Опасность поражения электрическим током возникает при использовании неисправных ручных электрифицированных инструментов, при работе с неисправными рубильниками и предохранителями, при соприкосновении с воздушными и настенными электропроводками, а также — случайно оказавшимися под напряжением металлически ми конструкциями.
Читать статью Охрана труда водителей Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс
Электрифицированный инструмент (дрели, гайковерты, шлифовальные машины и др.) включают в сеть напряжением 220 В. Разрешается работать только инструментами, имеющими защитное заземление. Штепсельные соединения для включения инструмента должны иметь заземляющий контакт, который длиннее рабочих контактов и отличается от них по форме. При включении инструмента в сеть заземляющий контакт входит в соединение со штепсельной розеткой первым, а при выключении выходит последним. При переходе с электрифицированным инструментом с одного места работы на другое нельзя натягивать провод. Не следует протягивать провод через проходы, проезды и места складирования деталей. Нельзя держать электрифицированный инструмент, взявшись одной рукой за провод. Работать с электрифицированным инструментом при рабочем напряжении, превышающем 42 В, можно только в резиновых перчатках и калошах либо стоя на изолированной поверхности (резиновом коврике, сухом деревянном щитке). Во избежание поражения электрическим током необходимо пользоваться переносными электролампами с предохранительными сетками. В помещении без повышенной опасности (сухом, с нетокопроводящими полами) можно использовать переносные лампы напряжением до 42 В, а в особо опасных помещениях (сырых, с токопроводящими полами или токопроводящей пылью) напряжение не должно превышать 12 В.
Обеспечение электробезопасности в зоне ТО и ТР
Электробезопасность — комплекс мероприятий для защиты человека от поражения электрическим током.
На участке электрическая энергия используется повсеместно. Она приводит в действие станки, подъемники, стенды и т. д. Электрооборудование должно быть надежно заземлено. Иметь блокировку и защитное отключение на случай перегрузки. Применяемый ручной электроинструмент должен иметь двойную изоляцию. Электрический ток при несоблюдении правил техники безопасности и мер предосторожности представляет для людей большую опасность, так по сравнению с другими видами травматизма на СТО электротравматизм носит более тяжелый характер и нередко приводит к смертельному исходу. Причем опасность поражения электрическим током специфична, поскольку наличие напряжения не может быть обнаружено человеком без специальных приборов.
Основные причины поражения электрическим током в зоне ТО и ТР:
- — непреднамеренное прикосновение к токонесущим частям под напряжением;
- — случайное прикосновение к неисправным защитным устройствам или при пробое изоляции;
- — попадание под шаговое напряжение в зоне замыкания фазы на землю на расстоянии менее 10 метров;
- — нарушение правил эксплуатации электроустановок или электроинструмента;
- — ремонт электроустановок без соответствующего допуска.
Электробезопасность должна обеспечиваться конструкцией электроустановок, техническими способами и средствами защиты, организационными и техническими мероприятиями. Для защиты от поражения электрическим током используют следующие методы, которые представлены в таблице 16.
Читать статью Самое безопасное место в автомобиле — LADA 2110, 1.6 л, 2005 года на DRIVE2
Таблица 16 Методы защиты от поражения электрическим током
Мероприятия по защите от электрического тока
Напряжение, сила тока, частота
Где и когда используются или устанавливаются
Зануление — электрическое соединение металлических частей электроустановок с заземлённой точкой источника питания электроэнергией при помощи нулевого защитного проводника
Заземление — преднамеренное электрическое соединение металлических нетоковедущих частей электроустановок с «землёй» или её эквивалентом
Станки, подъёмники, стенды
Малое напряжение — напряжение не более 42 В, позволяющее уменьшить опасность поражения человека электрическим током
Электродрели, переносные лампы
Двойная изоляция — электрическая изоляция, состоящая из рабочей и дополнительной изоляции
Электробезопасность при то и ремонте автомобилей
Меры электробезопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
Опасность поражения электрическим током возникает при использовании неисправных ручных электрифицированных инструментов, при работе с неисправными рубильниками и предохранителями, при соприкосновении с воздушными и настенными электропроводками, а также случайно оказавшимися под напряжением металлическими конструкциями.
Электрифицированный инструмент (дрели, гайковерты, шлифовальные машины и др.) включают в сеть напряжением 220 В. Разрешается работать только инструментами, имеющими защитное заземление. Штепсельные соединения для включения инструмента должны иметь заземляющий контакт, который длиннее рабочих контактов и отличается от них по форме. При включении инструмента в сеть заземляющий контакт входит в соединение со штепсельной розеткой первым, а при выключении выходит последним.
При переходе с электрифицированным инструментом с одного места работы на другое нельзя натягивать провод. Не следует протягивать провод через проходы, проезды и места складирования деталей. Нельзя держать электрифицированный инструмент, взявшись одной рукой за провод.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Работать с электрифицированным инструментом при рабочем напряжении, превышающем 42 В, можно только в резиновых перчатках и калошах либо стоя на изолированной поверхности (резиновом-коврике, сухом деревянном щитке).
Во избежание поражения электрическим током необходимо пользоваться переносными электролампами с предохранительными сетками. В помещении без повышенной опасности (сухом, с нетоко-проводящими полами) можно использовать переносные лампы напряжением до 42 В, а в особо опасных помещениях (сырых, с токо-проводящими полами или токопроводящей пылью) напряжение не должно превышать 12 В.
Похожие записи:
- Правила поведения в автомобиле. Велятичская средняя школа Борисовского района
- Как правильно настраивать, обслуживать и ремонтировать поврежденный ремень безопасности
- Штатная установка ремней безопасности — УАЗ 3153, 2.9 л, 2002 года на DRIVE2
- Проезд пожарной машины: правила и нормативная база
Техника безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля
Техника безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля
Электрооборудование современных автомобилей включает в себя массу сложных устройств, являющихся элементами сильно разветвлённой цепи. Ремонтные работы по электрике авто столь же сложны и ответственны, как и в случае работы с любым другим оборудованием, работающим от электроэнергии. Допуск к выполнению операций по восстановлению работоспособности автомобильной электросистемы имеют лишь специально обученные и прошедшие инструктаж по технике безопасности лица.
Техобслуживание электрооборудования любого транспортного средства включает в себя проверку предохранителей. Эту работу может выполнить любой автовладелец, который обязан знать, где находится соответствующий блок. Для замены вышедших из строя элементов достаточно использовать любой из наборов автомобильных предохранителей, в широком ассортименте предлагаемых на http://www.airline.su/catalogue/Avtoelektronika/Predohraniteli-AIRLINE/. Для удобства все предохранители помещаются в пластиковые коробки или блистеры, которые легко умещаются в бардачок автомобиля.
Профессиональный ремонт автомобильного электрического оборудования требует создания соответствующих условий для работы. Обычно это специально подготовленные помещения – электроотделения или посты технического обслуживания, укомплектованные всем необходимым: спецсредствами защиты работника, специализированным инструментом, аптечкой с требуемым набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
Техника безопасности при работе с электрооборудованием авто предполагает использование:
- удобной одежды без свисающих элементов,
- чистого незамасленного инструмента,
- вспомогательных устройств для демонтажа тяжелого оборудования,
- защищенных от механических повреждений переносных электрических ламп напряжением 36 В (в осмотровой канаве — 12 В).
Особое внимание следует уделить используемому электроинструменту. Его применение допускается только после предварительной проверки состояния изоляции проводов. При работе обязательным является и использование защитных приспособлений: резиновой обуви и перчаток.
Требования безопасности при эксплуатации электроприборов
- 1 Инструкция по охране труда при эксплуатации электроприборов — Пожарная безопасность
- 2 Правила безопасного использования электроприборов — Портал по безопасности
- 3 Инструкция по охране труда при эксплуатации электроприборов — СИЗ, нормы, инструкции
- 4 Федеральный закон по электробезопасности. Требования безопасности при использовании электроприборов. — вытаскивать штепсельную вилку из розетки, взявшись за электрический провод
- 4.1 — в соответствии напряжения электросети тому, на которое рассчитан электроприбор
- 4.2 9.В помещениях, где электрическая проводка к электрическим розеткам осуществлена при помощи изолированных проводов, закрытых от механических повреждений металлическим коробом, — убедиться, что этот короб хорошо прикреплен к стене и полностью закрывает электропроводку, а розетки, установленные на нём, исправны и надёжно закреплены
- 4.3 Пользоваться электрическими приборами следует экономно, избегая, по возможности, холостого режима работы
- 4.4 4.Уходя из помещения отключить электрическое освещение, вентилятор, кондиционер и т.п
- 4.5 Общие требования
- 4.6 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Общество с ограниченной ответственностью «Пион»
Общие требования безопасности
1.1. К работе с электробытовыми приборами допускаются работники:
- прошедшие инструктаж по правилам их безопасной эксплуатации;
- ознакомившиеся с инструкцией по эксплуатации каждого прибора;
- имеющие I группу по электробезопасности.
1.2. При пользовании электроприборами каждый работник должен внимательно и осторожно обращаться с электропроводкой, приборами и аппаратами и всегда помнить, что пренебрежение к правилам безопасности угрожает здоровью и жизни человека.
1.3. Работник должен знать, что вероятность получения травмы возможна:
- при включении электробытовых приборов в сеть;
- при выключении их из электросети;
- при работе с неисправными приборами;
- при несоблюдении инструкции по их эксплуатации.
1.4. Во избежание поражения электрическим током необходимо твердо знать и выполнять основные правила безопасного пользования электроэнергией:
- включать электробытовые приборы в сеть следует в соответствии с потребляемым напряжением, согласно прилагаемым к приборам инструкции;
- необходимо постоянно следить на своем рабочем месте за исправным состоянием электропроводки, предохранительных устройств, выключателей, розеток и т. п.;
- необходимо соблюдать личную гигиену и чистоту рабочего места.
1.5. Во избежание повреждения электропроводки и обеспечения электробезопасности, поражения электрическим током работника не разрешается:
- вешать что-либо на провода;
- закрашивать и заклеивать провода и шнуры;
- закладывать провода и шнуры за батареи отопительной системы;
- выключать электрические приборы, дергая за шнур;
- загромождать проходы к выключателям, розеткам, распределительным щитам;
- применять электрические нагревательные приборы без разрешения ответственного за электрохозяйство.
1.6. Запрещается под напряжением очищать от пыли осветительную арматуру и лампы.
1.7. При пользовании электроэнергией в сырых помещениях необходимо соблюдать особую осторожность.
1.8. При обнаружении провисшего, а также оборванного провода, упавшего на землю, необходимо немедленно сообщить об этом ответственному за электрохозяйство лицу. Место обрыва немедленно огородить и на расстоянии не ближе 5 м выставить охрану для наблюдения за данным участком до прихода электромонтера. Прикосновение к оборванному проводу опасно для жизни.
Требования безопасности перед началом работы
2.1. Очистить прибор от пыли и грязи.
2.2. Внешним осмотром убедиться в исправности электроприбора (аппарата).
2.3. Убедиться в исправности розетки.
2.4. Переключатель электроприбора (аппарата) поставить в положение «Выключено».
2.5. Подключить прибор к электрической сети (при необходимости к заземлению) и включить его. Убедиться в его полной исправности.
2.6. При обнаружении неисправности выключить прибор и передать его для ремонта. Работать с неисправным прибором запрещается.
Требования безопасности во время работы
3.1. Работу производить в строгой последовательности, согласно инструкции по эксплуатации, составленной заводом-изготовителем. Не перегружать прибор.
3.2. Руки должны быть сухими.
3.3. Не отвлекаться от работы. Постоянно осуществлять контроль включенного прибора.
3.4. При обнаружении неисправности немедленно выключить прибор.
3.5. Лицам, пользующимся электроприборами, оборудованием и электроаппаратами запрещается:
- передавать электроинструмент хотя бы на короткое время постороннему;
- разбирать и производить самим какой-либо ремонт электроинструмента, мед. аппаратуры, проводов, штепсельных соединений и т. д.;
- держаться за провода или касаться вращающихся частей руками;
- пользоваться электроаппаратами, оборудованием и инструментами с поврежденными проводами, разбитыми штепсельными вилками и розетками;
- касаться корпуса электроаппаратуры, оборудования, не отключив его от сети.
3.6. Обнаружив неисправности в электроинструменте, нагревательных приборах, мед. аппаратуре, немедленно прекратить работу, вызвать электрика.
Инструкция по охране труда при эксплуатации электроприборов — СИЗ, нормы, инструкции
Общество с ограниченной ответственностью «Пион»
Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении в рабочей зоне опасных условий труда (появление запаха гари и дыма, повышенное теплоотделение от оборудования, повышенный уровень шума при его работе, неисправность заземления, возгорание материалов и оборудования, прекращение подачи электроэнергии, появление запаха газа и т. п.) немедленно следует:
- выключить прибор;
- отключить прибор от сети;
- осмотреть и почистить прибор;
- сообщить о произошедшем непосредственному или вышестоящему руководству;
- при необходимости вызвать представителей аварийной и (или) технической служб.
4.2. При возникновении пожара следует:
- прекратить работу;
- вызвать пожарно-спасательную службу по телефону 01, скорую медицинскую помощь по телефону 103 и проинформировать непосредственного или вышестоящего руководителя;
- немедленно организовать эвакуацию людей из помещения в соответствии с утвержденным планом эвакуации;
- при возгорании электросетей и электрооборудования необходимо их обесточить;
- приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.
Техника безопасности с электроприборами
1.1. К работе с электробытовыми приборами допускаются работники:
- прошедшие инструктаж по правилам их безопасной эксплуатации;
- ознакомившиеся с инструкцией по эксплуатации каждого прибора;
- имеющие I группу по электробезопасности.
1.2. При пользовании электроприборами каждый работник должен внимательно и осторожно обращаться с электропроводкой, приборами и аппаратами и всегда помнить, что пренебрежение к правилам безопасности угрожает здоровью и жизни человека.
1.3. Работник должен знать, что вероятность получения травмы возможна:
- при включении электробытовых приборов в сеть;
- при выключении их из электросети;
- при работе с неисправными приборами;
- при несоблюдении инструкции по их эксплуатации.
1.4. Во избежание поражения электрическим током необходимо твердо знать и выполнять основные правила безопасного пользования электроэнергией:
- включать электробытовые приборы в сеть следует в соответствии с потребляемым напряжением, согласно прилагаемым к приборам инструкции;
- необходимо постоянно следить на своем рабочем месте за исправным состоянием электропроводки, предохранительных устройств, выключателей, розеток и т. п.;
- необходимо соблюдать личную гигиену и чистоту рабочего места.
1.5. Во избежание повреждения электропроводки и обеспечения электробезопасности, поражения электрическим током работника не разрешается:
- вешать что-либо на провода;
- закрашивать и заклеивать провода и шнуры;
- закладывать провода и шнуры за батареи отопительной системы;
- выключать электрические приборы, дергая за шнур;
- загромождать проходы к выключателям, розеткам, распределительным щитам;
- применять электрические нагревательные приборы без разрешения ответственного за электрохозяйство.
1.6. Запрещается под напряжением очищать от пыли осветительную арматуру и лампы.
1.7. При пользовании электроэнергией в сырых помещениях необходимо соблюдать особую осторожность.
1.8. При обнаружении провисшего, а также оборванного провода, упавшего на землю, необходимо немедленно сообщить об этом ответственному за электрохозяйство лицу. Место обрыва немедленно огородить и на расстоянии не ближе 5 м выставить охрану для наблюдения за данным участком до прихода электромонтера. Прикосновение к оборванному проводу опасно для жизни.
Техника безопасности и правила обращения с электроприборами
Электрический ток в быту
Значение электричества в жизни человека очень велико. В быту, т, е. в повседневной жизни человека, электрический ток используется как для освещения жилых помещений, так и для питания различных бытовых приборов. С помощью этих приборов можно приготовить пищу (электроплитка, духовка), выстирать и отутюжить белье (стиральная машина, утюг), убрать помещение (пылесос), длительное время сохранять продукты свежими (холодильник) и т. д.Бытовые электроприборы облегчают труд хозяек, сокращают время на выполнение домашних работ. Они ценны и тем, что не коптят и не оставляют золы.
Все бытовые электроприборы включают в сеть при помощи соединительного электрошнура и штепсельной вилки.
Техника безопасности и правила обращения с электроприборами
При обращении с электроприборами нужно строго выполнять правила безопасности (нарушение этих правил может стать причиной несчастных случаев):- Ни в коем случае нельзя касаться оголенных проводов, по которым идет электрический ток.
- Нельзя проверять наличие электрического тока в приборах или проводах пальцами. Чтобы не повредить изоляции и чтобы не было коротких замыканий (вспышек пламени), нельзя защемлять провода дверями, оконными рамами, закреплять провода на гвоздях. Нужно следить за тем, чтобы электрические провода не соприкасались с батареями отопления, трубами водопровода, с телефонными и радиотрансляционными проводами.
- Нельзя позволять детям играть у розеток, втыкать в них шпильки, булавки, дергать провода, так как это может привести к поражению током.
- Нельзя вешать одежду и другие вещи на выключатели, ролики и провода, так как провода могут оборваться. Коснувшись один другого, они вызовут пожар.
- Опасно включать и выключать электрические лампочки, а также бытовые приборы мокрыми руками. Заменять перегоревшие лампочки нужно при отключенном выключателе.
- Категорически запрещается пользоваться бытовыми электроприборами, по корпусу которых проходит ток (прибор «кусается»). Штепсельную вилку при включении и выключении приборов нужно брать за пластмассовую колодку, а не за провод.
- Приборы, в которых кипятят воду, готовят пищу (электрочайники, кастрюли), нельзя включать в сеть пустыми. Их нужно наполнить водой не меньше чем на одну треть. Когда наливают воду в чайник или кастрюлю, они должны быть обязательно выключены.
- Нужно следить также и за тем, чтобы шнуры, снятые с приборов, не оставались присоединенными к штепсельной розетке, потому что при случайном прикосновении к ним возможно поражение током.
- Включать и выключать любой электробытовой прибор нужно одной рукой, желательно правой, не касаясь при этом водопроводных, газовых и отопительных труб.
- Чтобы избежать пожара, бытовые электроприборы нужно устанавливать на специальных подставках (керамических, металлических или из асбеста) и на безопасном расстоянии от легко загорающихся предметов (занавесей, портьер, скатертей).
- Нельзя оставлять включенные электроприборы без надзора или поручать наблюдать за ними детям. Это может привести к пожару.
Техника безопасности при работе с электроприборами
Безопасным для жизни человека считается напряжение не более 36 В в помещении без повышенной влажности с изолирующим полом.
Переменный ток частотой 75 Гц, протекая через тело человека от руки к ногам, при силе тока 0,1 А может парализовать сердце (дыхание парализуется уже при токе 0,05 – 0,08 А), если действие тока продолжительно.
При силе тока 0,02 – 0,025 А пализуются мышцы. По мере действия тока на организм электрическое сопротивление тела падает, а сила тока увеличивается. Если пострадавшему вовремя не оказать помощь, может наступить смерть.
При установке, эксплуатации и ремонте электрооборудования, а также переносных электроинструментов необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Важнейшими из них являются следующие:
1. электрооборудование, электроинструменты должны содержаться в исправном состоянии; провода или кабели к переносному электроинструменту и электроприборам необходимо подвешивать так, чтобы они не касались влажных поверхностей пола, стен, горячих труб;
2. все доступные для прикосновения токоведущие части электрооборудования должны быть защищены кожухами;
3. запрещается оставлять без изоляции концы проводов и кабелей после демонтажа электрооборудования и осветительной арматуры, проводить ремонт переносной электроаппаратуры под напряжением.
Переносные понижающие трансформаторы присоединяются к сети напряжением 110 – 220 В при помощи штепсельной вилки и гибкого провода длиной не более 1,5 м, заключенного в общую оплетку или шланг. Корпус трансформатора и вторичная обмотка заземляются. Заземляющий провод соединяется с клеммой трасформатора прижимными резьбовыми контактами.
В случае обнаружения неисправностей, работа с электроприборами немедленно прекращается.
Электрические станки и электроинструмент должны удовлетворять следующим основным требованиям: быстро включаться и отключаться от электросети; быть безопасными в работе и иметь недоступные для случайного прикосновения токоведущие части.
Перед началом работы с электроприборами необходимо:
1. проверить затяжку винтов, крепящих узлов и деталей;
2. состояние проводов, целостность изоляции, исправность заземления. При прекращении подачи тока во время работы станки отключают от электросети.
Запрещается производить какой-либо ремонт при включенных электроприборах, разбирать их, пользоваться для чистки электроаппаратов, имеющих нагревательные элементы, спиртом, бензином или другими воспламеняющимися веществами.
Двигатель включают только перед началом работы и обязательно отключают во время любого перерыва. Нельзя оставлять без надзора аппарат, присоединенный к электросети.
При переносе электроинструмент с одного места на другое необходимо следить за состоянием питающего шнура: не допускать его скручивания, натяжения, не оставлять на подъездных путях и в местах складирования деталей и материалов.
От поражения током необходимо применять средства личной защиты: диэлектрические перчатки, галоши или боты, резиновые коврики, слесарно-монтажный инструмент с изолирующими рукоятками, защитные очки, указатель напряжения.
Особоопасными помещениями считаются слишком сырые, где потолок, стены и все предметы покрыты влагой, с химически активными парами, разрушающими изоляцию, имеющие два и более признаков помещений с повышенной опасностью, в которых влажность воздуха превышает 75 процентов, токопроводящие полы (земляные, кирпичные, сырые деревянные), с токопроводящей пылью, которая может оседать на проводах, проникать внутрь электроинструментов и электрооборудования.
По величине напряжения различают электроустановки высокого и низкого напряжения.
К установкам высокого напряжения относят электроприборы, где напряжение между любым из проводов и землей может длительно превышать 250 В.
К установкам низкого напряжения относят электроприборы, где напряжение между любым из проводов и землей ниже 250 В.
Необходимо знать, что подлежат заземлению корпуса стационарных электродвигателей, каркасы распределительных электрощитов при номинальном напряжении в сети выше 127 В, корпуса переносного электрооборудования, работающего при напряжении свыше 36 В, независимо от частоты электрического тока.
Заземляющие проводники должны быть медными, с сечением не менее 1,5 мм2. Присоединение заземляющих проводов к корпусам электроприборов осуществляется сваркой или болтовыми соединениями.
Поделитесь на страничке
Инструкция по охране труда при эксплуатации электроприборов — Пожарная безопасность
Общество с ограниченной ответственностью «Пион»
Требования безопасности при эксплуатации бытовых электроприборов
Общество с ограниченной ответственностью «Пион»
1. Не включать в одну розетку одновременно несколько электроприборов.
2. Не пользоваться неисправными электроприборами.
3. Не оставлять электрообогреватели включенными на ночь. А также не сушить на них одежду, держать на расстоянии от штор, кроватей и т.д.!
4. Не пользоваться самодельными электроприборами.
5. Не оставлять без присмотра электроприборы (утюг, плойку, фен и т.д.), подключенные к сети. Даже если они в режиме «выкл»!
6. Нагревательные приборы до их включения устанавливать на подставки из негорючих материалов.
7. Не накрывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами.
8. При эксплуатации электроприборов соблюдать «Инструкцию по применению». Не использовать электроприборы не по назначению!
НА ЗАМЕТКУПри эксплуатации телевизора необходимо выполнять следующие меры предосторожности:
— не устанавливать телевизор там, где он плохо проветривается (охлаждается), т. е. вблизи отопительных приборов, в мебельной стенке и пр.;
— не закрывать вентиляционные отверстия в задней и нижней частях корпуса;
— при установке телевизора обязательно предусмотреть возможность быстрого и безопасного отключения его вилки от розетки;
— не устанавливать его вплотную к легкогорючим материалам (тюль, занавеси, гардины и пр.);
— в случае возникновения неисправности срочно отключить телевизор от сети и вызвать специалиста;
— уходя из дома, не оставлять телевизор в «режиме ожидания», т. к. этот режим не является пожаробезопасным. Нужно полностью обесточить его;
— регулярно очищать телевизор от пыли.Интересные темы:
Чек лист по пожарной безопасности МЧС России утвердило формы проверочных листов, которые в настоящее время применяются должностными лицами МЧС России…
Показатели радиационной безопасности питьевой воды 6.1. Для предварительной оценки соответствия питьевой воды требованиям радиационной безопасности используются измеренные значения удельной суммарной…
Бедность как индикатор экономической безопасности Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема бедности населения оказывает негативное влияние на систему национальной…
Оборудование производственное общие требования безопасности Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! Стоимость документа 1500 тенге Получить полный доступ к документу…
Экспертное заключение на списание автомобиля Наша организация предлагает полный спектр современных услуг по квалифицированной оценке автомобилей для списания. Проведение подобных…
Источник https://auto-fact.ru/bezopasnost/mery-elektrobezopasnosti-pri-to-i-remonte-avtomobilej/
Источник https://rusautodetal.ru/bezopasnost/obespechenie-elektrobezopasnosti-v-zone-to-i-tr-harakteristika-sto/
Источник https://texnopark26.ru/tehnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-elektrooborudovaniem-avtomobilya/