Тариф «Старт »

ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание (с Изменением N 1)

ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание (с Изменением N 1) Вид документа:
ГОСТ Принявший орган: Госстандарт СССР Статус: Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия:
Опубликован:

ГОСТ 12.4.009-83 Группа Т58

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система стандартов безопасности труда ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ

Основные виды. Размещение и обслуживание

Occupational safety standards system.
Fire-fighting equipment for protection of units.
Basic types. Location and maintenance

ОКП 48 5400 Дата введения 1985-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством внутренних дел СССР.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10 октября 1983 г. N 4882

3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
2.601-95 2.2.1, 2.4.3
12.1.004-91 1.2
12.1.005-88 2.2.10
12.1.018-93 1.3
12.1.114-82 1.10
12.2.037-78 2.3.1
12.3.006-75 2.4.3
12.3.023-80 2.5.1
12.4.026-76 1.12; 2.2.12; 2.3.1; 2.5.1; 2.5.4; 2.5.7
14202-69 2.4.5
15150-69 1.3
16714-71 2.5.1
19596-87 2.5.8
ГОСТ 26887-86 2.2.13
ГОСТ 27321-87 2.2.13
ГОСТ 27372-87 2.2.13

4. Проверен в 1989 г. Постановлением Госстандарта СССР от 21.06.89 N 1785 снято ограничение срока действия

  • установки пожаротушения и пожарной сигнализации, предназначенные для защиты транспортных средств;
  • пожарные поезда, суда, вертолеты и самолеты.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Пожарную технику, предназначенную для защиты объектов, подразделяют на группы:

  • пожарные машины (автомобили, мотопомпы и прицепы);
  • установки пожаротушения;
  • установки пожарной сигнализации;
  • огнетушители;
  • пожарное оборудование;
  • пожарный ручной инструмент;
  • пожарный инвентарь;
  • пожарные спасательные устройства.

Основные виды пожарной техники для защиты объектов, входящие в состав указанных групп, приведены в приложении 1.

1.2. Количество и номенклатуру основных видов пожарной техники устанавливают в соответствующих общесоюзных и (или) ведомственных нормах (правилах), утвержденных в установленном порядке. В случае отсутствия соответствующих норм (правил) номенклатуру и количество пожарной техники устанавливают по ГОСТ 12.1.004 с учетом обеспечения требуемого уровня противопожарной защиты в зависимости от:

  • особенностей развития возможного пожара на данном объекте;
  • норм расхода на пожаротушение огнетушащих веществ;
  • времени прибытия пожарных подразделений к месту возможного пожара.

1.3. Размещаемые на объекте изделия пожарной техники по исполнениям должны соответствовать:

  • категории производств по взрывной, взрыво-пожарной и пожарной опасности;
  • электростатической искробезопасности по ГОСТ 12.1.018;
  • климатическому районированию объекта и категории размещения пожарной техники по ГОСТ 15150;
  • агрессивности окружающей среды;
  • значениям параметров внешних вибрационных воздействий.

1.2, 1.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.4. (Исключен, Изм. N 1).

1.5. К размещению на объектах допускается пожарная техника, на которую имеется нормативная документация.

1.6. (Исключен, Изм. N 1).

1.7. Пожарная техника должна применяться только для борьбы с пожаром.

Использование пожарной техники для хозяйственных нужд или для выполнения производственных задач запрещается.

1.8. Введенные в эксплуатацию пожарные мотопомпы, ручные установки пожаротушения, огнетушители, пожарное оборудование водопроводных сетей, пожарный инвентарь должны иметь учетные (инвентаризационные) номера по принятой на объекте системе нумерации.

1.9. Дверцы пожарных шкафов, устройства ручного пуска огнетушителей и установок пожаротушения должны быть опломбированы.

1.10. На защищаемом объекте должны быть вывешены планы по ГОСТ 12.1.114 с указанием мест расположения пожарной техники.

1.11. Пожарная техника, требующая ручного обслуживания или применения, должна размещаться с учетом удобства ухода за ней, наблюдения, использования, а также достижения наилучшей видимости с различных точек защищаемого пространства.

Подходы (подъезды) к месту размещения таких видов пожарной техники должны быть всегда свободными.

1.12. Для определения местонахождения стационарно установленной пожарной техники (устройства ручного пуска) должны применяться соответствующие указательные знаки по ГОСТ 12.4.026 с расположением их на видном месте на высоте 2-2,5 м от пола как внутри, так и вне помещений. В необходимых случаях должен устанавливаться также знак со смысловым значением «Проход держать свободным» по ГОСТ 12.4.026.

Местонахождение подземного пожарного гидранта определяется указателями типового образца, объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием флуоресцентных или светоотражающих покрытий.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.13. С целью быстрого нахождения пожарной техники, установленной внутри помещений сложной планировки и (или) насыщенных оборудованием, следует на видных местах строительных конструкций (колонн, ограждений и т.п.) над местами размещения пожарной техники наносить горизонтальную красную полосу шириной 200-400 мм.

Участки поверхности, на которой просматриваются ручные огнетушители, ручные пожарные извещатели, устройства ручного пуска установок пожаротушения и насосов, повышающих давление в сети пожарного водоснабжения, необходимо окрашивать в белый цвет с красной окантовкой шириной 20-50 мм.

2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ОБСЛУЖИВАНИЮ

2.1. Пожарные автомобили, мотопомпы и прицепы

2.1.1. Перед вводом в эксплуатацию (постановкой в боевой расчет) пожарные автомобили, мотопомпы и прицепы должны подвергаться испытаниям на соответствие требованиям нормативно-технической документации.

2.1.2. Пожарные автомобили, мотопомпы и прицепы, введенные в эксплуатацию (поставляемые в боевой расчет или резерв), должны находиться в полной боевой готовности к выезду (применению) по тревоге: быть в исправном состоянии, полностью заправлены горючим, смазочными материалами, иметь полный комплект годного к применению пожарно-технического вооружения и необходимый запас огнетушащих веществ.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.1.3. Виды, периодичность, содержание и технологическая последовательность работ по техническому обслуживанию пожарных автомобилей, мотопомп и прицепов должны соответствовать требованиям, установленным в эксплуатационной документации на изделия конкретных типов (марок), «Наставлению по эксплуатации пожарной техники», утвержденному ГУПО МВД СССР, или требованиям другой документации аналогичного содержания, утвержденной в установленном порядке.

2.1.4. Пожарные автомобили, мотопомпы и прицепы в режиме ожидания должны размещаться в помещениях с температурой окружающей среды не ниже 10°С.

2.1.5. Работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных автомобилей должны проводиться с соблюдением требований нормативной документации.

2.1.4, 2.1.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.2. Установки пожаротушения и установки пожарной сигнализации

2.2.1. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны соответствовать требованиям государственных стандартов, СНиП, ведомственных нормативных документов, проектной документации, а также Типовым правилам технического содержания установок пожарной автоматики, утвержденным ГУПО МВД СССР.

К введению в эксплуатацию допускаются установки, на которые имеются инструкции по эксплуатации на установку в целом по ГОСТ 2.601.

2.2.2. Сосуды и баллоны установок пожаротушения, масса огнетушащего вещества и (или) давление среды в которых менее расчетного на 10% и более при температуре (20±2) °С, подлежат дозарядке или перезарядке.

2.2.1, 2.2.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.2.3. Помещения, защищаемые установками объемного пожаротушения, должны быть оборудованы самозакрывающимися дверьми.

2.2.4. Автоматические установки (кроме спринклерных) объемного пожаротушения, имеющие электрическую часть и предназначенные для защиты помещений с пребыванием в них людей, допускаются к введению в эксплуатацию при наличии в их составе:

  • устройства переключения автоматического пуска на ручной с выдачей соответствующего сигнала в помещение дежурного персонала;
  • устройства задержки выпуска огнетушащего вещества;
  • звуковых и световых пожарных оповещателей.

Световой сигнал оповещения в виде надписи на световых табло «Газ — уходи!» («Пена — уходи!») и звуковой сигнал оповещения должны выдаваться одновременно в пределах защищаемого помещения.

При этом у входа в защищаемое помещение должен появиться световой сигнал «Газ — не входить!» («Пена — не входить!»), а в помещении дежурного персонала — соответствующий сигнал с информацией о подаче огнетушащего вещества.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.2.5. Автоматические установки пожаротушения, конструктивное исполнение которых предусматривает наличие дублирующего ручного пуска, должны эксплуатироваться в автоматическом режиме.

2.2.6. При срабатывании автоматических установок пожаротушения и установок пожарной сигнализации в помещениях, где произошел пожар, должны автоматически отключаться системы вентиляции и кондиционирования воздуха в соответствии с требованиями Строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР.

2.2.7. Устройства ручного пуска установок объемного (кроме локального) пожаротушения должны располагаться вне защищаемого помещения у эвакуационных выходов с обеспечением свободного доступа к ним.

Устройства ручного пуска установок локального пожаротушения должны находиться вне возможной зоны горения на безопасном от нее расстоянии. При этом должна обеспечиваться возможность дистанционного включения установки вне защищаемого помещения.

2.2.8. Устройства ручного пуска установок пожаротушения и ручные извещатели установок пожарной сигнализации должны быть обеспечены защитой от случайного приведения их в действие или механического повреждения.

2.2.9. Сосуды и баллоны установок пожаротушения должны размещаться в условиях, исключающих попадание прямых солнечных лучей и непосредственное (без заградительных щитков) воздействие отопительных и нагревательных приборов.

Читать статью  Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

2.2.10. При размещении сосудов или батарей баллонов с запасом огнетушащих средств в специальном помещении у входа в него должна вывешиваться табличка или световое табло с надписью «Станция пожаротушения».

Помещения станций пожаротушения должны удовлетворять требованиям Строительных норм на проектирование установок пожаротушения, утвержденных Госстроем СССР, а также должны быть:

  • оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с нижним забором воздуха, обеспечивающей состояние воздушной среды, содержание вредных веществ в которой не превышает предельно допустимые для них концентрации по ГОСТ 12.1.005;
  • оснащены принципиальной схемой установки с указанием направлений подачи огнетушащего средства и наименований (номеров) помещений, куда ведет каждое направление, а также с описанием принципа действия установки;
  • постоянно закрыты.

Ключи от помещения станции пожаротушения должны находиться в диспетчерской у персонала, ведущего круглосуточное дежурство, о чем при входе в помещение должна быть соответствующая информация.

2.2.11. Пожарные приемно-контрольные приборы должны устанавливаться в помещении, где находится персонал, ведущий круглосуточное дежурство.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.2.12. Окраска составных частей установок пожаротушения, включая трубопроводные коммуникации, должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026 и отраслевых стандартов.

2.2.13. Работы по техническому обслуживанию установок должны выполняться с соблюдением требований безопасности, установленных в эксплуатационной документации.

Приспособления, используемые при монтаже и техническом обслуживании установок, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 26887, ГОСТ 27321, ГОСТ 27372.

2.2.14. При работе с установками пожарной сигнализации, имеющими в своем составе радиоизотопные пожарные извещатели, должны соблюдаться «Санитарные правила устройства и эксплуатации радиоизотопных приборов», утвержденные Минздравом СССР.

2.2.15. Баллоны модульных установок газового пожаротушения с учетом их конструктивного исполнения могут располагаться:

  • в защищаемых помещениях;
  • за пределами защищаемого помещения и иметь застекленное или сетчатое ограждение.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

2.3.1. К введению в эксплуатацию допускаются огнетушители, удовлетворяющие требованиям пп.1.8; 1.9, имеющие бирки и маркировочные надписи на корпусе по ГОСТ 12.2.037 и окрашенные в красный сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026.

2.3.2. Зарядка и перезарядка огнетушителей всех типов должна выполняться в соответствии с инструкциями по эксплуатации.

Газовые и закачные огнетушители, масса огнетушащего заряда и (или) давление рабочей среды в которых менее расчетных на 5% и более при температуре (20±2) °С, подлежат дозарядке (перезарядке).

2.3.3. Маркировка на корпусе огнетушителей должна, как правило, быть выполнена методами шелкографии, декалькомании или наклейкой этикеток на синтетической основе.

2.3.4. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных и заметных местах, где исключено попадание на них прямых солнечных лучей и непосредственное (без заградительных щитков) воздействие отопительных и нагревательных приборов.

Ручные огнетушители должны размещаться:

  • навеской на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя и на расстоянии от двери, достаточном для ее полного открывания;
  • установкой в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные щиты и стенды.

2.3.5. Навеска огнетушителей на кронштейны, установка их в тумбы или пожарные шкафы должны выполняться так, чтобы обеспечивалась возможность прочтения маркировочных надписей на корпусе, а также удобство и оперативность пользования ими.

2.3.4, 2.3.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.3.6. Огнетушители, размещаемые вне помещений или в неотапливаемых помещениях и не предназначенные для эксплуатации при отрицательных температурах, подлежат съему на холодный период. В таких случаях на пожарных щитах и стендах должна помещаться информация о месте расположения ближайшего отапливаемого помещения, где хранят огнетушители в течение указанного периода.

2.4. Пожарное оборудование

2.4.1. Водопроводная сеть, на которой устанавливают пожарное оборудование, должна обеспечивать требуемый напор и пропускать расчетное количество воды для целей пожаротушения.

При недостаточном напоре на объектах должны устанавливаться насосы, повышающие давление в сети.

2.4.2. На объектах с противопожарным водопроводом высокого или низкого давления, оборудованным насосами, повышающими давление в сети, в зонах зданий, сооружений, не обеспеченных водопроводом, должны быть созданы посты, оснащенные пожарной колонкой и напорными пожарными рукавами длиной не менее 100 м с присоединенным пожарным стволом.

Взамен постов допускается устанавливать прицепы, оснащенные так же, как посты.

Число постов или прицепов на объекте должно быть согласовано с органами Государственного пожарного надзора.

2.4.3. Пожарные гидранты, гидрант-колонки и пожарные краны должны перед приемкой в эксплуатацию и не реже чем каждые 6 мес подвергаться техническому осмотру и проверяться на работоспособность посредством пуска воды с регистрацией результатов в журнале по форме 21 ГОСТ 2.601. При обслуживании пожарного оборудования водопроводных сетей должны соблюдаться требования ГОСТ 12.3.006.

2.4.2, 2.4.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.4.4. Крышки люков колодцев подземных пожарных гидрантов должны быть очищены от грязи, льда, снега; в холодный период утеплены, а стояк освобожден от воды.

2.4.5. Монтаж пожарных клапанов на внутреннем водопроводе зданий (сооружений) должен выполняться с соблюдением требований Строительных норм и правил на внутреннее водоснабжение, утвержденных Госстроем СССР, а также следующих требований:

  • маховичок клапана должен располагаться так, чтобы обеспечивалось удобство его охвата рукой и вращения;
  • выходной патрубок клапана должен располагаться так, чтобы обеспечивалось удобство присоединения пожарного рукава и исключался резкий «излом» рукава при прокладывании его в любую от клапана сторону.

Пожарный клапан, изготовленный из чугуна, должен быть окрашен в красный цвет в соответствии с ГОСТ 14202.

2.4.6. К введению в эксплуатацию допускаются пожарные краны, оборудованные:

  • пожарным клапаном с соединительной головкой;
  • напорным пожарным рукавом с присоединенным к нему пожарным стволом;
  • рычагом для облегчения открывания клапана.

Пожарный рукав должен быть присоединен к клапану.

Пожарный кран с перечисленным оборудованием должен размещаться в пожарном шкафу.

2.4.7. Порядок содержания и обслуживания пожарных рукавов должен соответствовать «Инструкции по эксплуатации и ремонту пожарных рукавов», утвержденной ГУПО МВД СССР.

2.5. Пожарный ручной инструмент и инвентарь

2.5.1. Немеханизированный пожарный ручной инструмент, размещаемый на объекте в составе комплектации пожарных щитов и стендов, подлежит периодическому обслуживанию, включающему следующие операции:

  • очистку от пыли, грязи и следов коррозии;
  • восстановление окраски на соответствие ГОСТ 16714 и ГОСТ 12.4.026;
  • правку ломов и цельнометаллических багров для исключения остаточных деформаций после использования;
  • восстановление требуемых углов заточки инструмента с соблюдением требований ГОСТ 12.3.023.

2.5.2. Пожарные шкафы на вновь строящихся и реконструируемых объектах, выполняемые в любом из трех вариантов (навесные, приставные и встроенные), наряду с возможностью размещения в них комплекта оборудования пожарного крана по п.2.4.6, должны позволять устанавливать не менее двух ручных огнетушителей вместимостью по 10 дм.

Встроенные пожарные шкафы для таких объектов должны иметь размеры, позволяющие размещать в них, кроме указанного выше состава комплектации, два или четыре комплекта пожарных кранов с пожарными клапанами =70 мм, располагаемыми на спаренных стояках.

2.5.3. Пожарные шкафы должны иметь вентиляционные отверстия и быть оборудованы устройствами для размещения пожарного рукава, уложенного в двойную скатку или «гармошку».

2.5.4. Внешнее оформление пожарных шкафов должно включать красный сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026.

2.5.5. Пожарные щиты и стенды должны обеспечивать удобство и оперативность съема (извлечения) закрепленных на них комплектующих изделий и соблюдение требований по их размещению.

2.5.6. Комплектация пожарных щитов и стендов должна соответствовать категориям (видам) объектов, для которых они предназначены, и Правилам пожарной безопасности для этих объектов, утвержденным или согласованным ГУПО МВД СССР.

2.5.5, 2.5.6. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.5.7. Окраска пожарного инвентаря, цвета и схема окраски пожарных щитов — по ГОСТ 12.4.026.

2.5.8. Ящики для песка должны иметь вместимость 0,5; 1,0 и 3,0 м и быть укомплектованы совковой лопатой по ГОСТ 19596.

Емкости для песка, входящие в конструкцию пожарного стенда, должны быть вместимостью не менее 0,1 м.

Конструкция ящика (емкости) должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.

2.5.9. Бочки для хранения воды для пожаротушения должны иметь вместимость не менее 0,2 м и быть укомплектованы пожарным ведром. Вместимость пожарных ведер должна быть не менее 0,008 м .

2.5.10. На дверце пожарных шкафов с внешней стороны, на пожарных щитах, стендах, ящиках для песка и бочках для воды должны быть указаны порядковые номера и номер телефона ближайшей пожарной части.

Порядковые номера пожарных шкафов и щитов указывают после соответствующих буквенных индексов: «ПК» и «ПЩ».

2.5.11. Пожарный инвентарь должен размещаться на видных местах, иметь свободный и удобный доступ и не служить препятствием при эвакуации во время пожара.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ

Группа пожарной техники

Виды пожарной техники

Пожарная автоцистерна; пожарный автонасос; пожарный насосно-рукавный автомобиль; пожарная автонасосная станция; пожарный рукавный автомобиль; пожарный автомобиль газоводяного тушения; пожарный автомобиль пенного тушения; пожарный автомобиль порошкового тушения; пожарный автомобиль комбинированного тушения; пожарный аэродромный автомобиль; пожарный автомобиль газодымозащитной службы; пожарный автомобиль дымоудаления; пожарная автолестница; пожарный автоподъемник (коленчатый, телескопический); пожарный автомобиль связи и освещения; пожарный штабной автомобиль; пожарный автомобиль технической службы

Переносная пожарная мотопомпа; прицепная пожарная мотопомпа

Пожарный прицеп — насосная станция, рукавный пожарный прицеп и др.

по способу пуска

Автоматическая установка пожаротушения с дублирующим ручным пуском (местным и (или) дистанционным); автоматическая установка пожаротушения без дублирующего ручного пуска; ручная установка пожаротушения (с местным и (или) дистанционным пуском)

Читать статью  Плакаты. ТБ при ремонте автомобилей

по способу тушения

Установка объемного пожаротушения; установка пожаротушения по площади; установка локального пожаротушения (по объему, по площади)

по виду огнетушащего вещества

Установка водяного пожаротушения (спринклерная, дренчерная); установка пенного пожаротушения (спринклерная, дренчерная); установка порошкового пожаротушения; установка газового (СО, хладонового, азотного, парового и др.) пожаротушения

Установка пожарной сигнализации

Установка пожарной сигнализации на базе автоматических (дымовых, тепловых, комбинированных и др.) пожарных извещателей; установка пожарной сигнализации на базе ручных пожарных извещателей; установка пожарной сигнализации на базе автоматических и ручных пожарных извещателей

по способу транспортирования

Переносные (ручные и ранцевые) огнетушители; передвижные огнетушители

по виду огнетушащего вещества

Водные огнетушители; пенные (воздушно-пенные, химические пенные) огнетушители; порошковые огнетушители; газовые (CO, хладоновые и др.) огнетушители

Пожарное оборудование водопроводных сетей (пожарные клапаны, пожарные подземные гидранты, гидрант-колонки); комплектующее пожарное оборудование (пожарные стволы, колонки, рукава, гидроэлеваторы; рукавные разветвления, соединительные головки и др.)

Пожарный ручной инструмент

Механизированный пожарный ручной инструмент; немеханизированный пожарный ручной инструмент (пожарные ломы, багры, топоры и др.)

Пожарные шкафы (навесные, приставные, встроенные); пожарные щиты; пожарные стенды; пожарные ведра; бочки для воды; ящики для песка; тумбы для размещения огнетушителей и др.

Пожарные спасательные устройства

Ручные пожарные лестницы

(Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (Исключено, Изм. N 1).

Текст документа сверен по:
официальное издание
Система стандартов безопасности труда:
Сб. ГОСТов — М.: ИПК Издательство стандартов, 2001

ГОСТ Р 58715-2019 Техника пожарная. Специальные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний.

Функция доступна в рамках тарифа «Старт+». Приобретите подписку на 1 месяц и пользуйтесь сервисом без ограничений. Подробнее.

Скачать документ
Добавление закладки

Функция доступна в рамках тарифа «Старт+». Приобретите подписку на 1 месяц и пользуйтесь сервисом без ограничений. Подробнее.

Поделиться ссылкой

Функция доступна в рамках тарифа «Старт+». Приобретите подписку на 1 месяц и пользуйтесь сервисом без ограничений. Подробнее.

Добавление в избранное

Функция доступна в рамках тарифа «Старт+». Приобретите подписку на 1 месяц и пользуйтесь сервисом без ограничений. Подробнее.

ГОСТ Р 58715-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Общие технические требования. Методы испытаний

Fire equipment. Special fire engine vehicles. General technical requirements. Test methods

Дата введения 2021-01-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2019 г. N 1327-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в

статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые специальные пожарные автомобили (далее — ПА) (за исключением пожарных автолестниц и автоподъемников), создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре.

1.2 В стандарте устанавливаются основные параметры, общие технические требования и методы испытаний ПА, создаваемых на шасси грузовых автомобилей, а также на базе автобусов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.602 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 9.014 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.012 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.033 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.047-86 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника. Термины и определения

ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 10921 Вентиляторы радиальные и осевые. Методы аэродинамических испытаний

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18321 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 22748 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений

ГОСТ 23170 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 30593 Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

ГОСТ 33554 Автомобильные транспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 33555 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

ГОСТ 33997 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

ГОСТ 34350-2017 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ ИСО 1940-1-2007 Вибрация. Требования к качеству балансировки жестких роторов. Часть 1. Определение допустимого дисбаланса

ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 15.301 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 50574 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования

ГОСТ Р 53247 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения

ГОСТ P 53263 Техника пожарная. Установки компрессорные для наполнения сжатым воздухом баллонов дыхательных аппаратов для пожарных. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53279 Техника пожарная. Головки соединительные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 специальные пожарные автомобили; ПА: Пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре.

3.2 тип пожарного автомобиля: Пожарные автомобили, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, видов вывозимого или используемого оборудования или снаряжения.

3.3 базовое шасси: Колесное шасси, полно- или неполноприводное, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, с демонтированным или переоборудованным штатным кузовом, предназначенное для размещения на нем салона для личного состава и пожарной надстройки.

3.4 салон: Пространство, предназначенное для личного состава, включая водителя, и ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, дверями, окнами, передней перегородкой и плоскостью перегородки заднего отделения; тип салона — с одним, двумя или тремя рядами сидений.

3.5 пожарная надстройка: Совокупность смонтированных на базовом шасси специальных агрегатов, отсеков кузова для размещения пожарно-технического вооружения.

3.6 личный состав пожарного расчета (пожарный расчет): Структурное подразделение караула для несения службы согласно табелю пожарного расчета на пожарный автомобиль.

пожарно-техническое вооружение; ПТВ: Комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.

ГОСТ 12.2.047-86 , статья 3]

3.8 специальные агрегаты и их привод: Совокупность агрегатов, служащих для выполнения пожарным автомобилем основной задачи и включающих в себя механизм отбора мощности от основного двигателя (двигателя шасси) или автономный источник энергии, специальные агрегаты (электрогенератор, компрессор и т.п.) или устройства, а также средства передачи мощности от источника к специальным агрегатам (коробка отбора мощности, карданные и промежуточные валы и пр.).

Читать статью  Правила перевозки детей в автомобиле

3.9 снаряженная масса автомобиля: Масса пожарного автомобиля в полностью заправленном состоянии, укомплектованного инструментом и запасным колесом (если они предусматриваются в качестве комплектующего оборудования заводом-изготовителем), с водителем, но без ПТВ и оборудования.

3.10 полная масса автомобиля: Сумма снаряженной массы автомобиля и перевозимого им личного состава, включая водителя, ПТВ и оборудование, заявленная предприятием-изготовителем ПА в нормативно-технической документации.

3.11 главный параметр: Один из основных (базовых) параметров, определяющий функциональное назначение пожарного автомобиля, отличающийся стабильностью при технических усовершенствованиях и служащий для определения числовых значений других основных параметров.

3.12 электросиловая установка; ЭСУ: совокупность агрегатов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии.

3.13 основной источник питания ЭСУ: Электроагрегат, в котором электрическая энергия производится путем преобразования химической энергии топлива с помощью двигателя внутреннего сгорания и приводимого им во вращение ротора генератора.

3.14 внешний источник питания: Электроагрегат или промышленная сеть с регулировочными характеристиками, по частоте и напряжению аналогичными основному источнику питания.

4 Классификация и основные параметры

4.1 Требования по классификации, типам и обозначению ПА должны соответствовать

4.2 ПА в зависимости от величины допустимой полной массы делятся на 3 класса:

— легкие — с полной массой свыше 2000 до 7500 кг включительно (L-класс);

— средние — с полной массой свыше 7500 до 14000 кг включительно (М-класс);

— тяжелые — с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

4.3 ПА, в зависимости от проходимости, делятся на 3 категории:

— категория 1 — неполноприводные для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);

— категория 2 — полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);

— категория 3 — вездеходы-внедорожники для сильно пересеченной местности (высокой проходимости).

4.4 Основные параметры ПА должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Классификация пожарных автомобилей

Пожарный автомобиль – специальный транспорт, укомплектованный пожарно-техническим оборудованием, применяемым для борьбы с пламенем и осуществления спасательных мероприятий.

Классификация пожарных автомобилей

Виды пожарных автомобилей и их классификация

Пожарные машины выпускаются под самыми разными конструктивными исполнениями транспортных средств – лодки, самолеты, поезда и т.д. Для выделения автомобилей из «толпы» на них наносят специальную окраску, таблички, знаки и оснащают звуковыми и световыми устройствами. Всю спецтехнику окрашивают в красный цвет, а для повышения информативности добавляют еще черный и белый. На выдвижные установки, которые представляют угрозу для человека, наносят специальные бело-красные разметки.

Пожарные автомобили классифицируются в зависимости от категории выполняемых работ на основные, для целевого применения, специальные и вспомогательную технику.

Основные

Подают огнетушащие смеси в зону возгорания. Различают основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили общего применения (для борьбы с пламенем в населенном пункте, за его пределами) и целевого. В зависимости от целевого назначения второй вариант предполагает широкий модельный ряд. Какие автомобили относятся к пожарным автомобилям целевого применения и общего указано в таблице №1.

АПП – первой помощи

АВД – с насосом высокого давления

АП – порошкового тушения

АПТ – пенного тушения

АКТ – комбинированного тушения

АГТ – газового тушения

ПНС – насосная станция

АГВТ – газоводяного тушения

Подробнее хотелось бы остановиться на нескольких разновидностях транспортных средств и их особенностях.

Автоцистерны изготавливаются на платформе различных авто: ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Различаются между собой объемами резервуара для воды, пенообразователя и производительностью насосной установки. Оснащены специальными емкостями, предназначенными для перевозки различных жидких огнетушащих сред и насосными установками. Также на данной спецтехнике перевозят всевозможное оборудование в зону возгорания. Различают 3 типа автоцистерн:

  • легкие – максимальный объем резервуара – 2000 литров, к пожарным автоцистернам легкого типа относится АЦ 30(53А);
  • средние — объем емкости 2-4 м3, к пожарным автоцистернам среднего типа относится АЦ 30(130);
  • тяжелые – объем резервуара составляет больше 4 м3.

Виды пожарных автомобилей

Автонасосы по конструктивному исполнению имеют сходство с автоцистернами. Оборудуются всеми возможными устройствами, техникой, агрегатами, достаточно вместительными, для перевозки пенообразователя, резервуарами. Могут эксплуатироваться вместе с автоцистернами или самостоятельно. Изготавливают на основе платформы КамАЗ.

Автомобили первой помощи эксплуатируются для быстрой доставки небольшой аппаратуры, огнетушащих сред в зону воспламенения. С их помощью локализуют очаг пламени до приезда более мощной спецтехники. Изготавливают на основе шасси ГАЗ.

Таблица №2 — Общая классификация по ГОСТ

По посадочной формуле

· автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава;

· 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;

· 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.

По компоновочной схеме

· автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина)

· над двигателем (фронтальная кабина)

· перед двигателем (передняя кабина).

По климатическому исполнению

1.Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).

2.Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).

3.Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).

Целевого применения

Транспортные средства этого типа классифицируют исходя из выбора средств для тушения пожара.

При пенном тушении используют автомобиль для перевозки огнетушащих сред, аппаратуры и прочих вспомогательных устройств к зоне возгорания. Он оборудован 2 переносными устройствами, предназначенными для подъема генераторов пены, максимум до 13 м. Кроме этого, данный тип транспорта может быть укомплектован двумя дозирующими вставками, лафетным стволом и шестью установками для производства пены, его изготавливают на основе шасси Урал.

Виды пожарных автомобилей

Машину порошкового тушения эксплуатируют для устранения пламени на предприятиях промышленного значения. На сегодняшний день данная спецтехника встречается крайне редко, поскольку последний раз была выпущена с конвейера еще в 1986 году.

С целью газового тушения используют автомобили оснащенные баллонами с углекислотой. Применяют для устранения возгорания электрической техники, пребывающей под напряжением, в архивных и музейных помещениях. Основное функциональное устройство – оборудование газового тушения. Подача огнетушащей субстанции происходит посредством специального ствола. Устройства данной группы отлично гасят легковоспламеняющиеся и горючие среды. Их изготавливают на платформе Урал, ЗИЛ и КамАЗ.

Для газоводяного тушения используется установка оснащенная мощнейшим силовым агрегатом, что позволяет создавать турбореактивный поток газа. Ее эксплуатируют для тушения возгорания газонефтяных фонтанов, производят на основе шасси КамАЗ. Также стоит отметить сверхмощное насосное оборудование, производящее 150 литров гасящей субстанции в секунду.

В машинах комбинированного тушения – устройство последовательно подает огнетушащие среды в зону возгорания, их производят на основе шасси КамАЗ.

Аэродромные транспортные средства эксплуатируют во время организации спасательных мероприятий экипажа, авиапассажиров и при устранении очагов пламени воздушного транспорта. Выпускают их на платформе КамАЗ. Данная категория спецтехники подразделяется на 2 типа:

  • стартовые – «работают» около взлетных полос, производят на основе платформы ЗИЛ;
  • основные – размещают в пожарных подразделениях, выполняют на основе платформы МАЗ.

Виды пожарных автомобилей

Насосные станции – нужны для подачи жидкой субстанции по магистралям к пожарной спецтехнике, переносным стволам. Выпускают на основе платформы ЗИЛ и прицепах.

Специальные

Эти машины необходимы для организации особых мероприятий в зоне возгорания и устранения чрезвычайных ситуаций. Они используются для осуществления, например, подъема на высоту, разбора элементов какого-либо строения и т.д. Одними из основных рабочих характеристик спецтехники является: высота подъема автолестниц и производительность генератора аварийно-спасательной техники. В эту категорию входит рукавный автомобиль, установка для освещения и связи, автолестницы.

Рукавное транспортное средство необходимо для перевозки рукавов к зоне возгорания, а также для укладывания магистралей на ходу. Его изготавливают на основе платформы ЗИЛ. Объем перевозимых рукавов зависит от их диаметра.

Установка освещения и связи эксплуатируют, когда необходимо создать освещение рядом с горящей зоной или связь между рабочей бригадой и главным «офисом». Она укомплектована 2 видами радиостанции (мобильная и стационарная), рупором, телефоном и прожектором. Выпущена на основе платформы ГАЗ.

Автолестницы необходимы для подъема на верхние этажи. Данная спецтехника подразделяется еще на 3 типа в зависимости от длины и вида приводного устройства:

  • малой длины – до 2000 см;
  • средней длины – до 3000 см;
  • большой длины – от 3000 и больше см.

Источник питания привода: механический, гидравлический, комбинированный и электрический.

Виды пожарных автомобилей

Вспомогательная техника

Применяют для работы пожарных подразделений, передвижения сотрудников, перевозки различного инвентаря, имущества. В эту категорию входит широкий модельный ряд самой разной техники – бензовозы, грузовики, ремонтные мастерские.

Высокий уровень боевой готовности пожарных подразделений, точная и продуктивная работа специализированного оборудования во многом зависит от правильного содержания, и своевременного осуществления технического осмотра. Для обеспечения положительного результата необходимо уделять особое внимание организации и хранению пожарной техники. Круглосуточно поддерживать транспортное средство в исправном состоянии, поскольку оно может понадобиться в любой момент. Важно хорошо изучить технические характеристики и конструктивные особенности пожарных машин. Эффективная эксплуатация техники требует наличия практического опыта, и теоретических знаний.

Виды пожарных автомобилей

Технические характеристики пожарных автомобилей, находящихся на вооружении подразделений подробнее можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Ознакомиться с условно графическими обозначениями пожарного транспорта можно ЗДЕСЬ.

АПК– автоподъемники коленчатые

ГДЗС – газодымозащитной службы

АСА – автомобили аварийно-спасательные

Источник https://library-full.nadzor-info.ru/doc/14126

Источник https://gostassistent.ru/doc/3ce304e6-0673-46e1-b2d9-2d4c519382e4

Источник https://pozharanet.com/pozharnoe-oborudovanie/transport/pozharnyj-avtomobil.html