Провода в машинах все тоньше и длиннее – их длина может быть до 2 км

Содержание

Провода в машинах все тоньше и длиннее – их длина может быть до 2 км

Что собой представляет электропроводка в современных автомобилях?

Без использования традиционных электрических кабелей ни один автомобиль не сдвинулся бы с места. Несмотря на достижение в области беспроводных технологий, до сих пор невозможно представить ни одну машину без какой-либо электропроводки. Тем не менее автомобильная электрика не стоит на месте. С каждым годом в автомобилях становится все больше электроники, для работы которой необходимы новые провода. В итоге автопроизводители вынуждены не только увеличивать общую длину электропроводки, но и делать ее тоньше. В результате это привело к тому, что в некоторых машинах длина проводки может составить до 2 километров.

В принципе, достижения автомобильных технологий можно определять по длине и количеству электрических кабелей, расположенных в салоне, в различных уголках и закоулках кузова машины. Почти 40 лет назад на первом поколении Volkswagen Golf был установлен 191 кабель общей длиной 214 метров. В сегодняшней версии Golf в средней комплектации длина проводки составляет почти 1,6 км! Но это не предел. Например, в Seat Ateca, по словам испанцев, общая длина пучков проводов составляет более 2,2 км (всего 1350 проводов). Это почти столько же, сколько имеют проводов небольшие взлетно-посадочные полосы в аэропортах.

Более 400 миллиардов комбинаций

Длина проводов – это еще не все. Существует невероятное множество различных комбинаций электрических схем. И для каждой машины (каждой версии, комплектации и т. п.) необходима индивидуальная электрическая схема.

Какую применять схему и сколько необходимо проводов, зависит от различных опций, функций, например таких как системы помощи водителю, электростеклоподъемники, зеркала заднего вида, аудиооборудование, навигация, люк на крыше, камера заднего вида, подогрев сидений и другие компоненты. Например, провода нужны для разъемов USB, розеток, прикуривателя.

В Volkswagen утверждают, что теоретическое количество вариаций электрических комплектов для Golf составляет до 425 миллиардов комбинаций! Следовательно, на практике необходимо учитывать, что в зависимости от выбранной конфигурации каждый автомобиль, выходящий с конвейера, оснащен уникальным набором электропроводки. Это огромная проблема для инженеров.

Чтобы спроектировать расположение всех кабелей в кузове машины, разработать соответствующий источник питания и проверить совместимость модулей, необходимо как минимум три года. Например, электропроводку в Seat Ateca разрабатывала команда из 20 инженеров в течение нескольких лет.

Для проверки совместимости модулей электроцепи проводятся интересные тесты. Перед изготовлением прототипа конструкторы проверяют работу всей электрической системы в лабораториях. Для этого проводку собирают без машины, используя огромную плату с прикрепленными пучками проводов и отдельными компонентами, требующими питания. Благодаря такой плате инженеры проверяют, не вызывает ли топливный насос помехи радиоприемнику, не перегружает ли обогреватель сеть электропитания или, например, не влияют ли системы управления освещением на работу компьютера.

4 см и 200 кабелей

Педро Маноналлс из Технического центра SEAT объясняет, что большинство кабелей в автомобиле сосредоточено в одном месте – по всей приборной панели. Например, в модели Seat Ateca в общей сложности более 200 различных кабелей были сгруппированы в пучки толщиной более 4 см.

По современным меркам 4 см – это довольно много, учитывая, что многие провода, используемые в настоящее время в современных автомобилях, имеют поперечное сечение до 0,13 мм 2 .

Также настоящей проблемой является выбор материалов и компонентов для электропроводки с учетом снижения веса. Напомним, что за последние 10 лет все автомобили постоянно теряют в весе, что позволяет автопроизводителям не только наращивать мощность автомобилей, но и существенно снижать расход топлива.

Для того чтобы снизить вес машины, достаточно применить новый тип сплава в электропроводке, а также уменьшить сечение проводов с 0,35 мм 2 до 0,13 мм 2 . Например, изменение сечения проводов дает экономию в весе примерно на полкилограмма (с учетом, что, например, проводка весит около 40 кг). Конечно, подобное уменьшение сечения проводов сегодня вызывает большое беспокойство у экспертов, которые считают, что экономия на кабелях в машине приведет к уменьшению срока службы электропроводки, а также к ухудшению качества ее работы в современных автомобилях.

1 мм и 7 жил

Используемые в настоящее время некоторые провода имеют такое небольшое поперечное сечение, что их сравнивают с человеческими волосами. Например, один сигнальный провод, используемый в автомобилях Volkswagen Group, состоит из 7 мини-проводов в общей изоляции. Толщина каждого составляет всего 1 мм. Это примерно 14 человеческих волосков.

Педро Маноналлс из Seat описывает автомобильные цепи, состоящие из различных кабелей, как взаимодействующую систему, такую ​​как артерии, вены и кровеносные сосуды:

«Они обеспечивают правильную работу почти всех механизмов и протекание тока из одной точки в другую, подобно крови, протекающей через тело человека».

Конечно, для того чтобы вся проводка работала без сбоев, необходим качественный обмен информацией между датчиками и компьютерами. В противном случае электропроводка превратит приборную панель в настоящую новогоднюю елку в виде мигающих значков, предупреждающих об ошибках. Но это уже тема другой истории.

Автомобильное электрооборудование

Автомобильное электрооборудование

Автомобильное электрооборудование, это совокупность устройств, вырабатывающих, передающих и потребляющих электроэнергию на автомобиле. Автомобильное электрооборудование представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных электротехнических и электронных систем, приборов и устройств, обеспечивающих функционирование двигателя, трансмиссии и ходовой части, безопасность движения, автоматизацию рабочих процессов автомобиля и комфортные условия для водителя и пассажиров.

  1. Источники электрического тока
  2. Функция автомобильного оборудования
  3. Схема и принцип работы бортовой сети напряжением 14В
    • Места размещения аккумуляторной батареи
    • Влияние места установки аккумуляторной батареи на зарядное напряжение
    • Влияние места установки аккумуляторной батареи на возможность запуска двигателя
    • Влияние окружающей температуры
    • Влияние места установки аккумуляторной батареи на стабильность напряжения
  4. Выходная мощность потребителей
    • Классификация электропотребителей автомобиля
    • Требования к электрической нагрузке, зависящие от времени работы
    • Безнагрузочные потребители электроэнергии
  5. Выходная мощность генератора
  6. Регулирование напряжения в бортовой сети
    • Создание магнитного поля при запуске двигателя
    • Регулирование напряжения во время работы двигателя
    • Индикатор заряда АКБ
  7. Зарядка аккумуляторной батареи автомобиля
  8. Схемы бортовой сети автомобиля
    • Бортовая сеть с одной аккумуляторной батареей
    • Схема с двумя аккумуляторными батареями
    • Пусковая аккумуляторная батарея
    • Универсальная аккумуляторная батарея
    • Блок управления электропитанием
  9. Параметры бортовой сети автомобиля
    • Состояние заряда АКБ
    • Состояние неисправности аккумуляторной батареи
    • Состояние функционирования АКБ
    • Использование мощности генератора
  10. Управление электроэнергией автомобиля
    • Снижение расхода топлива
    • Потребляемая мощность
  11. Задача системы управления электроэнергией
    • Управление нагрузкой в безнагрузочном режиме (управление током без нагрузки)
    • Управление энергией во время работы двигателя
    • Включение потребителей автомобиля
    • Увеличение выходной мощности генератора
    • Распознавание состояния аккумуляторной батареи и управление аккумуляторной батареей
    • Датчик аккумуляторной батареи

Источники электрического тока в автомобиле

Электрооборудование автомобиля включает в себя генератор как преобразователь энергии, одну или несколько аккумуляторных батарей и устройства-электропотребители. Энергия акку­муляторной батареи подается на стартер, кото­рый затем запускает двигатель автомобиля. Во время работы автомобиля на систему зажигания, систему впрыска топлива, блоки управления, си­стемы обеспечения безопасности и комфорта, освещения и другое оборудование подается электрическое питание. Генератор подает не­обходимое электрическое питание на эти ком­поненты и заряжает аккумуляторную батарею.

Повышение требований к комфорту и безо­пасности приводит к значительному росту энер­гопотребления в бортовой сети. Кроме того, про­должающаяся тенденция к электрификации все большего числа компонентов (например, регули­ровка сидений, электрический стояночный тор­моз, электроусилитель рулевого управления). Номинальная мощность генераторов варьиру­ется от 1 кВт в субкомпактном классе до более 3 кВт в представительском классе. Это меньше, чем в общей сложности требуется потребите­лям. Другими словами, аккумуляторная батарея тоже должна подавать электрическое питание во время работы автомобиля. Все компоненты должны быть рассчитаны таким образом, чтобы баланс заряда аккумуляторной батареи был всегда положительным или хотя бы равным.

Функция автомобильного оборудования

Генератор подает электрический ток ( IG , рис. «Схема электрической системы автомобиля» ) во время работы двигателя. Чтобы зарядить аккумуляторную батарею, генератор должен увеличить напряжение в бортовой сети выше на­пряжения батареи с разомкнутым контуром. Однако генератор способен сделать это лишь тогда, когда включенные потребители не по­требляют ток больше, чем генератор может создать. Если ток нагрузки оборудования Iv в бортовой сети автомобиля больше тока генератора IG (напри­мер, на холостых оборотах), то аккумулятор­ная батарея будет разряжаться. Напряжение в бортовой сети падает до уровня напряжения бата­реи, откуда потребляется ток.

Читать статью  Курсы автоэлектриков в Москве

Схема электрической системы автомобиля

Максимальный ток генератора очень сильно зависит от оборотов и температуры генератора. На холостых оборотах генератор может давать лишь 55-65% номинальной мощности. Однако сразу после холодного пу­ска зимой генератор начиная со средних обо­ротов, способен подавать в бортовую сеть до 120% своей номинальной мощности. Когда двигатель горячий, моторный отсек нагрева­ется до 60—120 °С , в зависимости от окружаю­щей температуры и нагрузки на двигатель. Высокая температура в моторном отсеке уве­личивает сопротивление обмоток, что умень­шает максимальную мощность генератора.

Должно обязательно гарантироваться рав­новесие заряда батареи путем правильного подбора аккумуляторной батареи, генератора, стартера и другого электрооборудования, чтобы двигатель мог всегда запуститься и, при выключенном двигателе можно было в течение достаточно долгого времени включать различные электропотребители.

Схема и принцип работы бортовой сети напряжением 14В

Электрическую схему автомобиля можно представить, как взаимодействие преобразо­вателя энергии (генератора), аккумулятора энергии (аккумуляторной батареи) и потре­бителей (рис. «Схема электрической системы автомобиля» ).

Генератор приводится через клиновой ре­мень от коленчатого вала двигателя и пре­образует механическую энергию в электри­ческую. Регулятор генератора ограничивает выходную мощность таким образом, чтобы не превышалось заданное регулятором на­пряжение ( 14,0-14,5 В).

Когда ключ вынут из замка зажигания, напряжение подается лишь на несколько по­требителей (охранная сигнализация, радио­приемник, дополнительный отопитель и пр.). Вывод, через который запитываются эти по­требители, называется «вывод 30» (постоян­ный плюс).

Прочие потребители подключаются к «вы­воду 15 ». Когда ключ зажигания находится в положении «зажигание ВКЛ», напряжение батареи подается на этот контакт, и все по­требители подключаются к питанию.

Места размещения аккумуляторной батареи

В большинстве автомобилей аккумуляторная батарея размещается в моторном отсеке. Однако большая аккумуляторная батарея (например, на 100 А-ч) занимает много ме­ста и иногда, когда свободное пространство в моторном отсеке ограничено, ее не удается туда установить. Еще одним аргументом про­тив установки аккумуляторной батареи в мо­торном отсеке является потенциально очень высокая окружающая температура. В каче­стве альтернативы аккумуляторную батарею можно устанавливать в багажном отделении или в салоне (например, под сиденьем перед­него пассажира).

Влияние места установки аккумуляторной батареи на зарядное напряжение

Места размещения аккумуляторной батареи в автомобиле

Расстояние между аккумуляторной батареей, установленной в моторном отсеке, и генерато­ром короче, чем, когда аккумуляторная батарея устанавливается в багажном отделении. Это сказывается на повышенном сопротивлении проводов и непосредственно влияет на падение напряжения в них. Падение напряжения можно минимизировать посредством соответствую­щих сечений проводов и хорошего контакта с небольшим сопротивлением контактов, даже по истечении длительного времени.

На рис. а, «Места размещения аккумуляторной батареи» показаны условия для установки в моторном отсеке. Для аккумуляторной батареи, установленной в багажном отделении, требу­ются более длинные провода с дополнительным сопротивлением RL2 (рис. b, «Места размещения аккумуляторной батареи»). Из-за большего падения напряжения зарядное напряжение аккумуляторной батареи, установленной в багажном отделении будет меньше. Дополни­тельную разность напряжения, вызванную ве­личиной RL2 , можно сбалансировать путем уве­личения номинального напряжения генератора. Это увеличивает мощность генератора.

Влияние места установки аккумуляторной батареи на возможность запуска двигателя

Возможность запуска зависит от напряжения, подаваемого на стартер. Чем выше это на­пряжение, тем выше обороты стартера при запуске. Из-за высокого пускового тока сопро­тивление проводов ключевым образом влияет на это напряжение. В случае, когда аккумуля­торная батарея устанавливается в багажном от­делении, провода между батареей и стартером оказываются длиннее, чем, когда она устанав­ливается в моторном отсеке; соответственно, сопротивление и падение напряжения выше. Запуск улучшается, когда аккумуляторная бата­рея устанавливается в моторном отсеке и когда провода между ней и стартером короткие.

Влияние окружающей температуры

Высокая температура в моторном отсеке может вызвать температурно-зависимые изменения в аккумуляторной батарее (например, газо­образование), что отрицательно сказывается на сроке службы батареи. Высокую температуру батареи можно уменьшить экранированием.

При низкой окружающей температуре аккумуляторной батарее, установленной в багажнике, требуется больше времени для достижения рабочей температуры. При слишком низкой температуре аккумуляторной батареи она плохо заряжается. Это, в свою очередь, приводит к нарушению зарядного баланса и низкому заряду, что ускоряет процесс старения батареи (происходит сульфатация).

Влияние места установки аккумуляторной батареи на стабильность напряжения

Варианты подключения потребителей автомобиля

Поскольку в батарее может аккумулироваться только постоянный ток, вырабатываемый ге­нератором переменный ток необходимо вы­прямить. Эта операция выполняется диодным выпрямителем, встроенным в генератор. Вы­прямление переменного тока создает пульси­рующее напряжение постоянного тока. Кроме того, переключение диодов — когда ток комму­тируется с одного диода на следующий — соз­дает высокочастотные колебания напряжения, которые сглаживаются, насколько это воз­можно, помехоподавляющим конденсатором.

Скачки или пульсации напряжения могут нарушить работу или даже вызвать повреж­дение электронных потребителей (например, ЭБУ). Аккумуляторная батарея может ис­пользовать свою большую емкость для сгла­живания колебаний напряжения. Однако из-за сопротивления проводов RL между ге­нератором и батареей они не полностью по­давляются в генераторе. Когда потребители подключаются со стороны батареи (рис. а, «Варианты подключения потребителей автомобиля» ) или после батареи (например, RV1 и RV2 на рис. а, «Места размещения аккумуляторной батареи» ), на них подается хорошо сглажен­ное напряжение бортовой сети. Когда по­требители подключаются со стороны генератора, т.е. непосредственно к генератору (рис. b, «Варианты подключения потребителей автомобиля» ), имеют место более сильные пульсации и скачки напряжения.

Таким образом, электропотребители, ха­рактеризуемые высоким потреблением тока и относительно нечувствительные к перена­пряжению, должны подсоединяться со сто­роны генератора, а нагрузка, чувствительная к напряжению с низкими токами потребле­ния, должна подсоединяться со стороны ак­кумуляторной батареи.

Выходная мощность потребителей электроэнергии

Классификация электропотребителей автомобиля

Электропотребители имеют разную длитель­ность включения. Различают:

  • Постоянные нагрузки, включенные всегда (электрический топливный насос, блок управления двигателем);
  • Длительные нагрузки, включаемые по не­обходимости и остающиеся включенными в течение длительного времени (фары ближнего света, радиоприемник, вентиля­тор радиатора);
  • Кратковременные нагрузки, включаемые лишь на короткое время (указатели пово­ротов, стоп-сигналы, электрорегулировка сидений, электростеклоподъемники).

Требования к электрической нагрузке, зависящие от времени работы

Потребности в электрической энергии не яв­ляются постоянными. Первые минуты после запуска двигателя обычно характеризуются большой потребляемой мощностью (обогрев заднего стекла, сидений, зеркал), после чего происходит резкое падение потребляемой мощности.

Эти потребители выключаются через не­сколько минут. Здесь требования к электри­ческой нагрузке главным образом определя­ются постоянной и длительной нагрузкой.

Безнагрузочные потребители

Различным ЭБУ и потребителям требуется питание даже тогда, когда автомобиль стоит на стоянке. Безнагрузочный ток составляется из общего тока этих включенных потребите­лей. Большинство этих потребителей выклю­чаются вскоре после выключения двигателя (например, освещение салона). Некоторые же всегда остаются включенными (например, система охранной сигнализации).

Безнагрузочный ток должен подаваться аккумуляторной батареей. Максимальное значение безнагрузочного тока определяется автопроизводителями. Расчет параметров ак­кумуляторной батареи помимо всего прочего, базируется и на этом значении. Типичная величина безнагрузочного тока в легковом автомобиле составляет 3-10 мА .

Выходная мощность генератора

Важными компонентами генератора явля­ются статор (рис. «Взаимодействие генератора, регулятора генератор и аккумуляторной батареи» ) и ротор, приводимый через клиновой ремень от коленчатого вала. При протекании тока возбуждения через ка­тушку ротора образуется магнитное поле и в трех обмотках статора создается наведен­ное напряжение переменного тока. Ток воз­буждения отбирается из генерируемого тока (самовозбуждение). Наведенное напряжение зависит от скорости вращения ротора и тока возбуждения. Напряжение переменного тока выпрямляется диодами.

Взаимодействие генератора, регулятора генератор и аккумуляторной батареи

Выходной ток генератора в зависимости от оборотов ротора генератора

Поскольку наводимое в генераторе напряже­ние зависит от оборотов вращения ротора и, соответственно, от оборотов двигателя, то на низких оборотах напряжение будет неболь­шим. На холостых оборотах двигателя nL ге­нератор может вырабатывать лишь часть но­минального тока, если он имеет традиционное соотношение оборотов в диапазоне от 1:2,5 до 1:3 (отношение оборотов коленчатого вала к оборотам ротора генератора) (рис. «Выходной ток генератора в зависимости от оборотов ротора генератора» ). Номи­нальный ток достигается при полной нагрузке при оборотах ротора в 6000 мин -1 . Для до­стижения номинальной мощности генератора средняя скорость вращения ротора во время эксплуатации автомобиля должна быть зна­чительно выше. Особенно критичны циклы работы генератора при длительной работой двигателя на холостом ходу, так как выдавае­мая генератором мощность настолько мала, что аккумуляторная батарея при высоком энергопотреблении разряжается.

Если напряжение генератора выше, чем напряжение батареи, то по ней будет проте­кать зарядный ток, заряжая ее. Напряжение ограничивается регулятором генератора, с тем чтобы в бортовой сети поддерживалось напряжение около 14 В.

Выработка генератором электроэнергии также влияет на расход топлива. Увеличение расхода электроэнергии на каждые 100 Вт составляет около 0,17 л на 100 км , в зависимости от эффектив­ности генератора и двигателя.

Регулирование напряжения в бортовой сети

Создание магнитного поля при запуске двигателя

Магнитное поле необходимо в роторе для наведе­ния напряжения в обмотках статора. После запуска самовозбуждение невозможно на малых оборо­тах. Поэтому первое возбуждение генератора по­сле запуска выполняет аккумуляторная батарея.

Крутящий момент генератора, работающего под нагрузкой, будет препятствовать запуску и стабилизации холостого хода двигателя. Поэ­тому современные регуляторы уменьшают ток возбуждения при запуске (управляемое пред­варительное возбуждение). Генерирование тока откладывается до тех пор, пока двигатель не наберет нужные обороты (запуск по измене­нию нагрузки, LRS). До этого момента потреби­тели запитываются от аккумуляторной батареи.

Регулирование напряжения во время работы двигателя

Регулятор корректирует поле возбуждения по­средством тока с широтно-импульсной модуля­цией ( ШИМ) в обмотке ротора таким образом, что напряжение на плюсовой клемме аккумуля­торной батареи (В+) соответствует заданному. Частота сигнала ШИМ составляет 40-200 Гц; коэффициент заполнения периода импульса зависит от потребляемой мощности. При изме­нении нагрузки изменяется напряжение в бор­товой сети, при этом регулятор корректирует поле возбуждения путем адаптирования сиг­нала ШИМ в целях компенсации напряжения.

Читать статью  Модернизация электрики автомобиля

Соединение обмотки возбуждения назы­вают динамо-полем (DF). Регулятор генера­тора выдает сигнал ШИМ по сигналу DFM для сообщения другим ЭБУ об использовании мощности генератора.

Для регулировки регулятору требуется напря­жение аккумуляторной батареи. Это значение он получает через плюсовую клемму В+ . В случае длинных проводов и больших токов в этих прово­дах падение напряжения между аккумуляторной батареей и регулятором может быть настолько большим, что уменьшится выработка генерато­ром электроэнергии и аккумуляторная батарея будет недостаточно заряжаться. Этой проблемы можно избежать с помощью S-контакта, подаю­щего на регулятор напряжение аккумуляторной батареи по проводу, отдельно подключаемому к плюсовой клемме аккумуляторной батареи. Подключение регулятора к шине (например, шине LIN) позволяет системе изменять за­данное значение, на которое нужно отрегули­ровать напряжение. Это делает возможными такие функции, как, например, рекуперация.

Функция движения в зависимости от на­грузки осуществляет линейное изменение напряжения генератора до заданного значе­ния во время движения после подключения большой нагрузки и связанного с этим рез­кого падения напряжения генератора. Эта функция предотвращает резкую нагрузку двигателя из-за генератора.

Какая есть электрика в авто

auto12v.ru

Как читать автомобильные электрические схемы

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже физического здоровья!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, принципы построения и обозначение элементов — стандартизированы, обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не подымали капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их.

auto12v.ru

На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

auto12v.ru

Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове. Кроме того, нередко мы хотим ввести в цепь и дополнительные электронные устройства, такие как сигнализация, магнитола, . И знания расположения разъёмов, и прохождения того или иного провода с нужным (сигнальным или силовым) потенциалом, помогает в качественном подключении или ремонте.

auto12v.ru

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).

auto12v.ru

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):

Полная таблица DIN 72552 на оригинальном языке [английский ]

Contact Описание терминала Старое обозначение терминала
Ignition system
1 ignition coil, distributor, low voltage
1a, 1b distributor with two separate circuits
2 breaker points magneto ignition
4 coil, distributor, high voltage
4a, 4b distributor with two separate circuits, high voltage
7 terminal on ballast resistor, to distributor
15 battery+ from ignition switch 16
15a from ballast resistor to coil and starter motor 16
15e battery+ from ignition switch, also when starter motor runs
Preheat (Diesel engines)
15 preheat in +
17 start
19 preheat (glow)
Starter
45 starter relay 30f, 30h
45a starter 1 output 30h, 30h I
45b starter 2 output 30h II
50 starter control
50a starter control
50b starter control 50
50c starter control 50 II
50d starter control 50b, 50k
50e starter control 50a
50f starter control 50
50g starter control 50a
50h starter control 50
Battery
15 battery+ through ignition switch 16, 54/15
30 from battery+ direct 30/51
30a from 2nd battery and 12/24 V relay
31 return to battery- or direct to ground
31a return to battery- 12/24 V relay
31b return to battery- or ground through switch 85d
31c return to battery- 12/24 V relay 31, 31a
Electric motors
32 return 31
33 main terminal (swap of 32 and 33 is possible) 30
33a limit
33b field 54e
33f 2. slow rpm
33g 3. slow rpm
33h 4. slow rpm
33L rotation left 30L
33R rotation right 30R
Turn indicators
49 flasher unit in 15, 15+, 15/54, +, +15
49a flasher unit out, indicator switch in 54L, S, S4
49b out 2. flasher circuit
49c out 3. flasher circuit
C 1st flasher indicator light K, K1, P
C2 2nd flasher indicator light K1, K2, K3, K4
C3 3rd flasher indicator light K3, K4
L indicator lights left HL, L54, VL
R indicator lights right HR, R54, VR
L54 lights out, left SBL
R54 lights out, right SBR
AC generator
51 DC at rectifiers
51e as 51, with choke coil
59 AC out, rectifier in, light switch 51, 51-, 51a
59a charge, rotor out 59
64 generator control light
Generator, voltage regulator
61 charge indicator (charge control light)
B+ battery + 51, 51B+, B+30, B+51
B- battery — 31B-
D+ dynamo / alternator diode+
D- dynamo / alternator diode-
DF dynamo field
DF1 dynamo field 1
DF2 dynamo field 2
U, V, W AC three phase terminals
Lights
54 brake lights
54g lights 54
55 fog light N
56 spot light
56a headlamp high beam and indicator light
56b low beam F
56d signal flash
57 parking lights
57a parking lights P
57L parking lights left PL
57R parking lights right PR
58 licence plate lights, instrument panel
58d panel light dimmer 58b
58L parking light 58
58R parking light 58
Window wiper/washer
53 wiper motor + in 1, 3, 54d, S
53a limit stop + 54, +2
53b limit stop field 3, 54e
53c washer pump
53e stop field 1, 2
53i wiper motor with permanent magnet, third brush for high speed
Acoustic warning
71 beeper in H
71a beeper out, low
71b beeper out, high
72 hazard lights switch
85c hazard sound on
Switches
81 opener
81a 1 out
81b 2 out
82 lock in
82a 1st out
82b 2nd out
82z 1st in
82y 2nd in
83 multi position switch, in
83a out position 1
83b out position 2
Relay
85 relay coil — Important if relay coil has flyback diode in parallel
86 relay coil + Important if relay coil has diode in parallel
Контакты реле
87 common contact 30/51
87a normally closed contact
87b normally open contact
88 common contact 2 30/51 (relay)
88a normally closed contact 2
88b normally open contact 2
Additional
52 signal from trailer
54g magnetic valves for trailer brakes
75 radio, cigarette lighter R
77 door valves control

Полная таблица DIN 72552 с удовлетворяющим переводом Клемма Определение
1 Низкое напряжение
1a Распределитель зажигания с двумя отдельными цепями. К контактному прерывателю I
1b Распределитель зажигания с двумя отдельными цепями. К контактному прерывателю II
4 Катушка зажигания. Распределитель зажигания. Высокое напряжение
4a Распределитель зажигания, с двумя отдельными цепями. Из катушки зажигания I
4b Распределитель зажигания, с двумя отдельными цепями. Из катушки зажигания II
15 Вывод (+), идущий от батареи (выход из замка зажигания).
15а Вывод балластного резистора к катушке зажигания и стартеру.

система зажигания и выключатель стартера

17 Пуск.
19 Предварительный нагрев.

Аккумуляторная батарея.

30 Вывод батареи (+), постоянное напряжение.
30а Последовательно — параллельный переключатель батареи 12/24В. Вывод (+) от батареи II
31 Обратная линия отрицательной клеммы батареи или непосредственное заземление.
31b Обратная линия отрицательной клеммы батареи или заземление посредством переключателя или реле.
31а Последовательно — параллельный переключатель батареи 12/24В. Обратная линия к батарее II, отрицательная.
31с Последовательно — параллельный переключатель батареи 12/24В. Обратная линия к батарее I, отрицательная.

Электрика двигателя.

32 Обратная линия.
33a Концевой выключатель применяемый при парковке.
33b Параллельная обмотка возбуждения.
33f Параллельная обмотка возбуждения для второго низкоскоростного диапазона
33g Параллельная обмотка возбуждения для третьего низкоскоростного диапазона
33h Параллельная обмотка возбуждения для четвертого низкоскоростного диапазона
33l Соединение для вращения против часовой стрелки.
33r Соединение для вращения по часовой стрелке.

Читать статью  Электрика для авто во владимире

Стартерные обозн.

45 Отдельное реле стартера, выход, стартер, вход (основной ток).
45a Пусковое реле для включения тока. Вывод.
45b Пусковое реле для включения тока. Ввод.
48 Выводы на стартере и реле повторного пуска для контроля процедуры пуска.

Устройства указателя поворота (импульсные генераторы)

49 Ввод.
49a Вывод.
49b Вывод, вторая цепь указателя поворота.
49c Вывод, третья цепь указателя поворота.

Стартеры

50 Управление работой стартера (непосредственное)
50a Последовательно-параллельный переключатель батареи. Вывод для управления работой стартера.
50b Управление стартером с параллельным функционированием двух стартеров с последовательным управлением.
50c Пусковое реле для последовательного контроля включения тока во время параллельной работы двух стартеров. Ввод пускового реле для стартера 1.
50d Пусковое реле для последовательного контроля включения тока во время параллельной работы двух стартеров. Ввод пускового реле для стартера 2.
50e Реле пуска – блокировки. Ввод.
50f Реле пуска – блокировки. Вывод.
50g Реле повторного пуска. Ввод.
50h Реле повторного пуска. Вывод.

Электродвигатели стеклоочистителя.

53 Электродвигатель стеклоочистителя. Ввод (+).
53a Стеклоочиститель (+), выключатель самоостановки.
53b Стеклоочиститель (параллельная обмотка).
53c Электрический насос омывателя ветрового стекла.
53e Стеклоочиститель (тормозная обмотка).
53i Электродвигатель стеклоочистителя с постоянным магнитом и третьей щеткой (для более высокой скорости работы).

Освещение.

55 Противотуманная фара.
56 Фара.
56a Дальний свет фар, индикаторная лампа света фар.
56b Ближний свет фар.
56d Контакт проблескового устройства фары.
57a Лампа стоянки.
57L Лампа стоянки левая.
57R Лампа стоянки правая.
58 Передний габаритный огонь, задний габаритный огонь, фонарь освещения номерного знака, лампа приборного щитка.
58L Лампа подсветки номерного знака левая.
58R Лампа подсветки номерного знака правая.

Генераторы переменного тока и регуляторы напряжения.

61 Сигнальная лампа работы генератора.
B+ Положительный вывод батареи.
B- Отрицательный вывод батареи.
D+ Положительный вывод электрического генератора.
D- Отрицательный вывод генератора.
DF Обмотка возбуждения генератора.
DF1 Обмотка возбуждения генератора 1.
DF2 Обмотка возбуждения генератора 2.
U V W Выводы переменного тока электрического генератора.

Акустика.

75 Радиоприемник, прикуриватель.
76 Динамики.

Выключатели.

81 Размыкающий контакт (NC) и переключающий. Ввод.
81a Вывод 1, сторона NC
81b Вывод 2, сторона NC
82 Выключатели замыкающих контактов (NO) Ввод.
82a Выключатели замыкающих контактов (NO) Вывод 1
82b Выключатели замыкающих контактов (NO) Вывод 2
82z Выключатели замыкающих контактов (NO) Ввод 1
82y Выключатели замыкающих контактов (NO) Ввод 2
83 Многопозиционные переключатели. Ввод.
83a Многопозиционные переключатели. Вывод положение 1
83b Многопозиционные переключатели. Вывод положение 2
83L Многопозиционные переключатели. Вывод левостороннее положение.
83R Многопозиционные переключатели. Вывод правостороннее положение.

Реле тока

84 Ввод, обмотка и контакт реле.
84a Вывод, обмотка.
84b Вывод, контакт реле.

Контакты переключающего реле.

85 Вывод, обмотка (конец обмотки к заземлению или к отрицательному выводу).
86 Ввод, обмотка (начало обмотки).
86a Начало обмотки или первая обмотка.
86b Вывод обмотки или вторая обмотка.
87 Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод.
87a Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Вывод 1 (со стороны NC).
87b Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 2.
87c Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 3.
87z Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 1.
87y Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 2.
87x Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 3.
88 Контакт реле для контакта замыкания (NO). Ввод.
88a Контакт реле для контакта замыкания (NO), и контактов переключения (со стороны замыкания). Вывод 1.
88b Контакт реле для контакта замыкания (NO), и контактов переключения (со стороны замыкания). Вывод 2.
88c Контакт реле для контакта замыкания (NO) и контактов переключения (со стороны замыкания). Вывод 3.
88z Контакт реле для замыкающего контакта (NO). Ввод 1.
88y Контакт реле для замыкающего контакта (NO). Ввод 2.
88x Контакт реле для замыкающего контакта (NO). Ввод 3.

Направленные сигналы (проблесковые указатели поворота)

auto12v.ru

C Сигнальная лампа 1.
C0 Подсоединение основного вывода для отдельных индикаторных цепей, приводимых в действие переключателем сигнала поворота.
C2 Сигнальная лампа 2.
C3 Сигнальная лампа 3 (например, при буксировке двух прицепов).
L Лампы сигналов поворотов левые.
R Лампы сигналов поворотов правые.

Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

auto12v.ru

Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

auto12v.ru

auto12v.ru

Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107. Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.

auto12v.ru

Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)

auto12v.ru

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

auto12v.ru

auto12v.ru

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения:

Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. В основном предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

auto12v.ru

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

auto12v.ru

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем

auto12v.ru

    На электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, ниже будут приведены только некоторые из них.
  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.auto12v.ru
  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

auto12v.ru

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае — бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ. auto12v.ru
  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

auto12v.ru

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Источник https://1gai.ru/publ/522468-provoda-v-mashinah-vse-tonshe-i-dlinnee-ih-dlina-mozhet-byt-do-2-km.html

Источник https://press.ocenin.ru/avtomobilnoe-elektrooborudovanie/

Источник https://www.auto12v.ru/electrika/oboznacheniya_elementov.html