Провода в машинах все тоньше и длиннее – их длина может быть до 2 км
Что собой представляет электропроводка в современных автомобилях?
Без использования традиционных электрических кабелей ни один автомобиль не сдвинулся бы с места. Несмотря на достижение в области беспроводных технологий, до сих пор невозможно представить ни одну машину без какой-либо электропроводки. Тем не менее автомобильная электрика не стоит на месте. С каждым годом в автомобилях становится все больше электроники, для работы которой необходимы новые провода. В итоге автопроизводители вынуждены не только увеличивать общую длину электропроводки, но и делать ее тоньше. В результате это привело к тому, что в некоторых машинах длина проводки может составить до 2 километров.
В принципе, достижения автомобильных технологий можно определять по длине и количеству электрических кабелей, расположенных в салоне, в различных уголках и закоулках кузова машины. Почти 40 лет назад на первом поколении Volkswagen Golf был установлен 191 кабель общей длиной 214 метров. В сегодняшней версии Golf в средней комплектации длина проводки составляет почти 1,6 км! Но это не предел. Например, в Seat Ateca, по словам испанцев, общая длина пучков проводов составляет более 2,2 км (всего 1350 проводов). Это почти столько же, сколько имеют проводов небольшие взлетно-посадочные полосы в аэропортах.
Более 400 миллиардов комбинаций
Длина проводов – это еще не все. Существует невероятное множество различных комбинаций электрических схем. И для каждой машины (каждой версии, комплектации и т. п.) необходима индивидуальная электрическая схема.
Какую применять схему и сколько необходимо проводов, зависит от различных опций, функций, например таких как системы помощи водителю, электростеклоподъемники, зеркала заднего вида, аудиооборудование, навигация, люк на крыше, камера заднего вида, подогрев сидений и другие компоненты. Например, провода нужны для разъемов USB, розеток, прикуривателя.
В Volkswagen утверждают, что теоретическое количество вариаций электрических комплектов для Golf составляет до 425 миллиардов комбинаций! Следовательно, на практике необходимо учитывать, что в зависимости от выбранной конфигурации каждый автомобиль, выходящий с конвейера, оснащен уникальным набором электропроводки. Это огромная проблема для инженеров.
Чтобы спроектировать расположение всех кабелей в кузове машины, разработать соответствующий источник питания и проверить совместимость модулей, необходимо как минимум три года. Например, электропроводку в Seat Ateca разрабатывала команда из 20 инженеров в течение нескольких лет.
Для проверки совместимости модулей электроцепи проводятся интересные тесты. Перед изготовлением прототипа конструкторы проверяют работу всей электрической системы в лабораториях. Для этого проводку собирают без машины, используя огромную плату с прикрепленными пучками проводов и отдельными компонентами, требующими питания. Благодаря такой плате инженеры проверяют, не вызывает ли топливный насос помехи радиоприемнику, не перегружает ли обогреватель сеть электропитания или, например, не влияют ли системы управления освещением на работу компьютера.
4 см и 200 кабелей
Педро Маноналлс из Технического центра SEAT объясняет, что большинство кабелей в автомобиле сосредоточено в одном месте – по всей приборной панели. Например, в модели Seat Ateca в общей сложности более 200 различных кабелей были сгруппированы в пучки толщиной более 4 см.
По современным меркам 4 см – это довольно много, учитывая, что многие провода, используемые в настоящее время в современных автомобилях, имеют поперечное сечение до 0,13 мм 2 .
Также настоящей проблемой является выбор материалов и компонентов для электропроводки с учетом снижения веса. Напомним, что за последние 10 лет все автомобили постоянно теряют в весе, что позволяет автопроизводителям не только наращивать мощность автомобилей, но и существенно снижать расход топлива.
Для того чтобы снизить вес машины, достаточно применить новый тип сплава в электропроводке, а также уменьшить сечение проводов с 0,35 мм 2 до 0,13 мм 2 . Например, изменение сечения проводов дает экономию в весе примерно на полкилограмма (с учетом, что, например, проводка весит около 40 кг). Конечно, подобное уменьшение сечения проводов сегодня вызывает большое беспокойство у экспертов, которые считают, что экономия на кабелях в машине приведет к уменьшению срока службы электропроводки, а также к ухудшению качества ее работы в современных автомобилях.
1 мм и 7 жил
Используемые в настоящее время некоторые провода имеют такое небольшое поперечное сечение, что их сравнивают с человеческими волосами. Например, один сигнальный провод, используемый в автомобилях Volkswagen Group, состоит из 7 мини-проводов в общей изоляции. Толщина каждого составляет всего 1 мм. Это примерно 14 человеческих волосков.
Педро Маноналлс из Seat описывает автомобильные цепи, состоящие из различных кабелей, как взаимодействующую систему, такую как артерии, вены и кровеносные сосуды:
«Они обеспечивают правильную работу почти всех механизмов и протекание тока из одной точки в другую, подобно крови, протекающей через тело человека».
Конечно, для того чтобы вся проводка работала без сбоев, необходим качественный обмен информацией между датчиками и компьютерами. В противном случае электропроводка превратит приборную панель в настоящую новогоднюю елку в виде мигающих значков, предупреждающих об ошибках. Но это уже тема другой истории.
Автомобильное электрооборудование
Автомобильное электрооборудование, это совокупность устройств, вырабатывающих, передающих и потребляющих электроэнергию на автомобиле. Автомобильное электрооборудование представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных электротехнических и электронных систем, приборов и устройств, обеспечивающих функционирование двигателя, трансмиссии и ходовой части, безопасность движения, автоматизацию рабочих процессов автомобиля и комфортные условия для водителя и пассажиров.
- Источники электрического тока
- Функция автомобильного оборудования
- Схема и принцип работы бортовой сети напряжением 14В
- Места размещения аккумуляторной батареи
- Влияние места установки аккумуляторной батареи на зарядное напряжение
- Влияние места установки аккумуляторной батареи на возможность запуска двигателя
- Влияние окружающей температуры
- Влияние места установки аккумуляторной батареи на стабильность напряжения
- Выходная мощность потребителей
- Классификация электропотребителей автомобиля
- Требования к электрической нагрузке, зависящие от времени работы
- Безнагрузочные потребители электроэнергии
- Выходная мощность генератора
- Регулирование напряжения в бортовой сети
- Создание магнитного поля при запуске двигателя
- Регулирование напряжения во время работы двигателя
- Индикатор заряда АКБ
- Зарядка аккумуляторной батареи автомобиля
- Схемы бортовой сети автомобиля
- Бортовая сеть с одной аккумуляторной батареей
- Схема с двумя аккумуляторными батареями
- Пусковая аккумуляторная батарея
- Универсальная аккумуляторная батарея
- Блок управления электропитанием
- Параметры бортовой сети автомобиля
- Состояние заряда АКБ
- Состояние неисправности аккумуляторной батареи
- Состояние функционирования АКБ
- Использование мощности генератора
- Управление электроэнергией автомобиля
- Снижение расхода топлива
- Потребляемая мощность
- Задача системы управления электроэнергией
- Управление нагрузкой в безнагрузочном режиме (управление током без нагрузки)
- Управление энергией во время работы двигателя
- Включение потребителей автомобиля
- Увеличение выходной мощности генератора
- Распознавание состояния аккумуляторной батареи и управление аккумуляторной батареей
- Датчик аккумуляторной батареи
Источники электрического тока в автомобиле
Электрооборудование автомобиля включает в себя генератор как преобразователь энергии, одну или несколько аккумуляторных батарей и устройства-электропотребители. Энергия аккумуляторной батареи подается на стартер, который затем запускает двигатель автомобиля. Во время работы автомобиля на систему зажигания, систему впрыска топлива, блоки управления, системы обеспечения безопасности и комфорта, освещения и другое оборудование подается электрическое питание. Генератор подает необходимое электрическое питание на эти компоненты и заряжает аккумуляторную батарею.
Повышение требований к комфорту и безопасности приводит к значительному росту энергопотребления в бортовой сети. Кроме того, продолжающаяся тенденция к электрификации все большего числа компонентов (например, регулировка сидений, электрический стояночный тормоз, электроусилитель рулевого управления). Номинальная мощность генераторов варьируется от 1 кВт в субкомпактном классе до более 3 кВт в представительском классе. Это меньше, чем в общей сложности требуется потребителям. Другими словами, аккумуляторная батарея тоже должна подавать электрическое питание во время работы автомобиля. Все компоненты должны быть рассчитаны таким образом, чтобы баланс заряда аккумуляторной батареи был всегда положительным или хотя бы равным.
Функция автомобильного оборудования
Генератор подает электрический ток ( IG , рис. «Схема электрической системы автомобиля» ) во время работы двигателя. Чтобы зарядить аккумуляторную батарею, генератор должен увеличить напряжение в бортовой сети выше напряжения батареи с разомкнутым контуром. Однако генератор способен сделать это лишь тогда, когда включенные потребители не потребляют ток больше, чем генератор может создать. Если ток нагрузки оборудования Iv в бортовой сети автомобиля больше тока генератора IG (например, на холостых оборотах), то аккумуляторная батарея будет разряжаться. Напряжение в бортовой сети падает до уровня напряжения батареи, откуда потребляется ток.
Максимальный ток генератора очень сильно зависит от оборотов и температуры генератора. На холостых оборотах генератор может давать лишь 55-65% номинальной мощности. Однако сразу после холодного пуска зимой генератор начиная со средних оборотов, способен подавать в бортовую сеть до 120% своей номинальной мощности. Когда двигатель горячий, моторный отсек нагревается до 60—120 °С , в зависимости от окружающей температуры и нагрузки на двигатель. Высокая температура в моторном отсеке увеличивает сопротивление обмоток, что уменьшает максимальную мощность генератора.
Должно обязательно гарантироваться равновесие заряда батареи путем правильного подбора аккумуляторной батареи, генератора, стартера и другого электрооборудования, чтобы двигатель мог всегда запуститься и, при выключенном двигателе можно было в течение достаточно долгого времени включать различные электропотребители.
Схема и принцип работы бортовой сети напряжением 14В
Электрическую схему автомобиля можно представить, как взаимодействие преобразователя энергии (генератора), аккумулятора энергии (аккумуляторной батареи) и потребителей (рис. «Схема электрической системы автомобиля» ).
Генератор приводится через клиновой ремень от коленчатого вала двигателя и преобразует механическую энергию в электрическую. Регулятор генератора ограничивает выходную мощность таким образом, чтобы не превышалось заданное регулятором напряжение ( 14,0-14,5 В).
Когда ключ вынут из замка зажигания, напряжение подается лишь на несколько потребителей (охранная сигнализация, радиоприемник, дополнительный отопитель и пр.). Вывод, через который запитываются эти потребители, называется «вывод 30» (постоянный плюс).
Прочие потребители подключаются к «выводу 15 ». Когда ключ зажигания находится в положении «зажигание ВКЛ», напряжение батареи подается на этот контакт, и все потребители подключаются к питанию.
Места размещения аккумуляторной батареи
В большинстве автомобилей аккумуляторная батарея размещается в моторном отсеке. Однако большая аккумуляторная батарея (например, на 100 А-ч) занимает много места и иногда, когда свободное пространство в моторном отсеке ограничено, ее не удается туда установить. Еще одним аргументом против установки аккумуляторной батареи в моторном отсеке является потенциально очень высокая окружающая температура. В качестве альтернативы аккумуляторную батарею можно устанавливать в багажном отделении или в салоне (например, под сиденьем переднего пассажира).
Влияние места установки аккумуляторной батареи на зарядное напряжение
Расстояние между аккумуляторной батареей, установленной в моторном отсеке, и генератором короче, чем, когда аккумуляторная батарея устанавливается в багажном отделении. Это сказывается на повышенном сопротивлении проводов и непосредственно влияет на падение напряжения в них. Падение напряжения можно минимизировать посредством соответствующих сечений проводов и хорошего контакта с небольшим сопротивлением контактов, даже по истечении длительного времени.
На рис. а, «Места размещения аккумуляторной батареи» показаны условия для установки в моторном отсеке. Для аккумуляторной батареи, установленной в багажном отделении, требуются более длинные провода с дополнительным сопротивлением RL2 (рис. b, «Места размещения аккумуляторной батареи»). Из-за большего падения напряжения зарядное напряжение аккумуляторной батареи, установленной в багажном отделении будет меньше. Дополнительную разность напряжения, вызванную величиной RL2 , можно сбалансировать путем увеличения номинального напряжения генератора. Это увеличивает мощность генератора.
Влияние места установки аккумуляторной батареи на возможность запуска двигателя
Возможность запуска зависит от напряжения, подаваемого на стартер. Чем выше это напряжение, тем выше обороты стартера при запуске. Из-за высокого пускового тока сопротивление проводов ключевым образом влияет на это напряжение. В случае, когда аккумуляторная батарея устанавливается в багажном отделении, провода между батареей и стартером оказываются длиннее, чем, когда она устанавливается в моторном отсеке; соответственно, сопротивление и падение напряжения выше. Запуск улучшается, когда аккумуляторная батарея устанавливается в моторном отсеке и когда провода между ней и стартером короткие.
Влияние окружающей температуры
Высокая температура в моторном отсеке может вызвать температурно-зависимые изменения в аккумуляторной батарее (например, газообразование), что отрицательно сказывается на сроке службы батареи. Высокую температуру батареи можно уменьшить экранированием.
При низкой окружающей температуре аккумуляторной батарее, установленной в багажнике, требуется больше времени для достижения рабочей температуры. При слишком низкой температуре аккумуляторной батареи она плохо заряжается. Это, в свою очередь, приводит к нарушению зарядного баланса и низкому заряду, что ускоряет процесс старения батареи (происходит сульфатация).
Влияние места установки аккумуляторной батареи на стабильность напряжения
Поскольку в батарее может аккумулироваться только постоянный ток, вырабатываемый генератором переменный ток необходимо выпрямить. Эта операция выполняется диодным выпрямителем, встроенным в генератор. Выпрямление переменного тока создает пульсирующее напряжение постоянного тока. Кроме того, переключение диодов — когда ток коммутируется с одного диода на следующий — создает высокочастотные колебания напряжения, которые сглаживаются, насколько это возможно, помехоподавляющим конденсатором.
Скачки или пульсации напряжения могут нарушить работу или даже вызвать повреждение электронных потребителей (например, ЭБУ). Аккумуляторная батарея может использовать свою большую емкость для сглаживания колебаний напряжения. Однако из-за сопротивления проводов RL между генератором и батареей они не полностью подавляются в генераторе. Когда потребители подключаются со стороны батареи (рис. а, «Варианты подключения потребителей автомобиля» ) или после батареи (например, RV1 и RV2 на рис. а, «Места размещения аккумуляторной батареи» ), на них подается хорошо сглаженное напряжение бортовой сети. Когда потребители подключаются со стороны генератора, т.е. непосредственно к генератору (рис. b, «Варианты подключения потребителей автомобиля» ), имеют место более сильные пульсации и скачки напряжения.
Таким образом, электропотребители, характеризуемые высоким потреблением тока и относительно нечувствительные к перенапряжению, должны подсоединяться со стороны генератора, а нагрузка, чувствительная к напряжению с низкими токами потребления, должна подсоединяться со стороны аккумуляторной батареи.
Выходная мощность потребителей электроэнергии
Классификация электропотребителей автомобиля
Электропотребители имеют разную длительность включения. Различают:
- Постоянные нагрузки, включенные всегда (электрический топливный насос, блок управления двигателем);
- Длительные нагрузки, включаемые по необходимости и остающиеся включенными в течение длительного времени (фары ближнего света, радиоприемник, вентилятор радиатора);
- Кратковременные нагрузки, включаемые лишь на короткое время (указатели поворотов, стоп-сигналы, электрорегулировка сидений, электростеклоподъемники).
Требования к электрической нагрузке, зависящие от времени работы
Потребности в электрической энергии не являются постоянными. Первые минуты после запуска двигателя обычно характеризуются большой потребляемой мощностью (обогрев заднего стекла, сидений, зеркал), после чего происходит резкое падение потребляемой мощности.
Эти потребители выключаются через несколько минут. Здесь требования к электрической нагрузке главным образом определяются постоянной и длительной нагрузкой.
Безнагрузочные потребители
Различным ЭБУ и потребителям требуется питание даже тогда, когда автомобиль стоит на стоянке. Безнагрузочный ток составляется из общего тока этих включенных потребителей. Большинство этих потребителей выключаются вскоре после выключения двигателя (например, освещение салона). Некоторые же всегда остаются включенными (например, система охранной сигнализации).
Безнагрузочный ток должен подаваться аккумуляторной батареей. Максимальное значение безнагрузочного тока определяется автопроизводителями. Расчет параметров аккумуляторной батареи помимо всего прочего, базируется и на этом значении. Типичная величина безнагрузочного тока в легковом автомобиле составляет 3-10 мА .
Выходная мощность генератора
Важными компонентами генератора являются статор (рис. «Взаимодействие генератора, регулятора генератор и аккумуляторной батареи» ) и ротор, приводимый через клиновой ремень от коленчатого вала. При протекании тока возбуждения через катушку ротора образуется магнитное поле и в трех обмотках статора создается наведенное напряжение переменного тока. Ток возбуждения отбирается из генерируемого тока (самовозбуждение). Наведенное напряжение зависит от скорости вращения ротора и тока возбуждения. Напряжение переменного тока выпрямляется диодами.
Поскольку наводимое в генераторе напряжение зависит от оборотов вращения ротора и, соответственно, от оборотов двигателя, то на низких оборотах напряжение будет небольшим. На холостых оборотах двигателя nL генератор может вырабатывать лишь часть номинального тока, если он имеет традиционное соотношение оборотов в диапазоне от 1:2,5 до 1:3 (отношение оборотов коленчатого вала к оборотам ротора генератора) (рис. «Выходной ток генератора в зависимости от оборотов ротора генератора» ). Номинальный ток достигается при полной нагрузке при оборотах ротора в 6000 мин -1 . Для достижения номинальной мощности генератора средняя скорость вращения ротора во время эксплуатации автомобиля должна быть значительно выше. Особенно критичны циклы работы генератора при длительной работой двигателя на холостом ходу, так как выдаваемая генератором мощность настолько мала, что аккумуляторная батарея при высоком энергопотреблении разряжается.
Если напряжение генератора выше, чем напряжение батареи, то по ней будет протекать зарядный ток, заряжая ее. Напряжение ограничивается регулятором генератора, с тем чтобы в бортовой сети поддерживалось напряжение около 14 В.
Выработка генератором электроэнергии также влияет на расход топлива. Увеличение расхода электроэнергии на каждые 100 Вт составляет около 0,17 л на 100 км , в зависимости от эффективности генератора и двигателя.
Регулирование напряжения в бортовой сети
Создание магнитного поля при запуске двигателя
Магнитное поле необходимо в роторе для наведения напряжения в обмотках статора. После запуска самовозбуждение невозможно на малых оборотах. Поэтому первое возбуждение генератора после запуска выполняет аккумуляторная батарея.
Крутящий момент генератора, работающего под нагрузкой, будет препятствовать запуску и стабилизации холостого хода двигателя. Поэтому современные регуляторы уменьшают ток возбуждения при запуске (управляемое предварительное возбуждение). Генерирование тока откладывается до тех пор, пока двигатель не наберет нужные обороты (запуск по изменению нагрузки, LRS). До этого момента потребители запитываются от аккумуляторной батареи.
Регулирование напряжения во время работы двигателя
Регулятор корректирует поле возбуждения посредством тока с широтно-импульсной модуляцией ( ШИМ) в обмотке ротора таким образом, что напряжение на плюсовой клемме аккумуляторной батареи (В+) соответствует заданному. Частота сигнала ШИМ составляет 40-200 Гц; коэффициент заполнения периода импульса зависит от потребляемой мощности. При изменении нагрузки изменяется напряжение в бортовой сети, при этом регулятор корректирует поле возбуждения путем адаптирования сигнала ШИМ в целях компенсации напряжения.
Соединение обмотки возбуждения называют динамо-полем (DF). Регулятор генератора выдает сигнал ШИМ по сигналу DFM для сообщения другим ЭБУ об использовании мощности генератора.
Для регулировки регулятору требуется напряжение аккумуляторной батареи. Это значение он получает через плюсовую клемму В+ . В случае длинных проводов и больших токов в этих проводах падение напряжения между аккумуляторной батареей и регулятором может быть настолько большим, что уменьшится выработка генератором электроэнергии и аккумуляторная батарея будет недостаточно заряжаться. Этой проблемы можно избежать с помощью S-контакта, подающего на регулятор напряжение аккумуляторной батареи по проводу, отдельно подключаемому к плюсовой клемме аккумуляторной батареи. Подключение регулятора к шине (например, шине LIN) позволяет системе изменять заданное значение, на которое нужно отрегулировать напряжение. Это делает возможными такие функции, как, например, рекуперация.
Функция движения в зависимости от нагрузки осуществляет линейное изменение напряжения генератора до заданного значения во время движения после подключения большой нагрузки и связанного с этим резкого падения напряжения генератора. Эта функция предотвращает резкую нагрузку двигателя из-за генератора.
Какая есть электрика в авто
Как читать автомобильные электрические схемы
Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже физического здоровья!
Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, принципы построения и обозначение элементов — стандартизированы, обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не подымали капот.
Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их.
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове. Кроме того, нередко мы хотим ввести в цепь и дополнительные электронные устройства, такие как сигнализация, магнитола, . И знания расположения разъёмов, и прохождения того или иного провода с нужным (сигнальным или силовым) потенциалом, помогает в качественном подключении или ремонте.
Стандартные цепи питания и соединение элементов
Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).
Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):
Полная таблица DIN 72552 на оригинальном языке [английский ]
Contact | Описание терминала | Старое обозначение терминала |
---|---|---|
Ignition system | ||
1 | ignition coil, distributor, low voltage | |
1a, 1b | distributor with two separate circuits | |
2 | breaker points magneto ignition | |
4 | coil, distributor, high voltage | |
4a, 4b | distributor with two separate circuits, high voltage | |
7 | terminal on ballast resistor, to distributor | |
15 | battery+ from ignition switch | 16 |
15a | from ballast resistor to coil and starter motor | 16 |
15e | battery+ from ignition switch, also when starter motor runs | |
Preheat (Diesel engines) | ||
15 | preheat in | + |
17 | start | |
19 | preheat (glow) | |
Starter | ||
45 | starter relay | 30f, 30h |
45a | starter 1 output | 30h, 30h I |
45b | starter 2 output | 30h II |
50 | starter control | |
50a | starter control | |
50b | starter control | 50 |
50c | starter control | 50 II |
50d | starter control | 50b, 50k |
50e | starter control | 50a |
50f | starter control | 50 |
50g | starter control | 50a |
50h | starter control | 50 |
Battery | ||
15 | battery+ through ignition switch | 16, 54/15 |
30 | from battery+ direct | 30/51 |
30a | from 2nd battery and 12/24 V relay | |
31 | return to battery- or direct to ground | |
31a | return to battery- 12/24 V relay | |
31b | return to battery- or ground through switch | 85d |
31c | return to battery- 12/24 V relay | 31, 31a |
Electric motors | ||
32 | return | 31 |
33 | main terminal (swap of 32 and 33 is possible) | 30 |
33a | limit | |
33b | field | 54e |
33f | 2. slow rpm | |
33g | 3. slow rpm | |
33h | 4. slow rpm | |
33L | rotation left | 30L |
33R | rotation right | 30R |
Turn indicators | ||
49 | flasher unit in | 15, 15+, 15/54, +, +15 |
49a | flasher unit out, indicator switch in | 54L, S, S4 |
49b | out 2. flasher circuit | |
49c | out 3. flasher circuit | |
C | 1st flasher indicator light | K, K1, P |
C2 | 2nd flasher indicator light | K1, K2, K3, K4 |
C3 | 3rd flasher indicator light | K3, K4 |
L | indicator lights left | HL, L54, VL |
R | indicator lights right | HR, R54, VR |
L54 | lights out, left | SBL |
R54 | lights out, right | SBR |
AC generator | ||
51 | DC at rectifiers | |
51e | as 51, with choke coil | |
59 | AC out, rectifier in, light switch | 51, 51-, 51a |
59a | charge, rotor out | 59 |
64 | generator control light | |
Generator, voltage regulator | ||
61 | charge indicator (charge control light) | |
B+ | battery + | 51, 51B+, B+30, B+51 |
B- | battery — | 31B- |
D+ | dynamo / alternator diode+ | |
D- | dynamo / alternator diode- | |
DF | dynamo field | |
DF1 | dynamo field 1 | |
DF2 | dynamo field 2 | |
U, V, W | AC three phase terminals | |
Lights | ||
54 | brake lights | |
54g | lights | 54 |
55 | fog light | N |
56 | spot light | |
56a | headlamp high beam and indicator light | |
56b | low beam | F |
56d | signal flash | |
57 | parking lights | |
57a | parking lights | P |
57L | parking lights left | PL |
57R | parking lights right | PR |
58 | licence plate lights, instrument panel | |
58d | panel light dimmer | 58b |
58L | parking light | 58 |
58R | parking light | 58 |
Window wiper/washer | ||
53 | wiper motor + in | 1, 3, 54d, S |
53a | limit stop + | 54, +2 |
53b | limit stop field | 3, 54e |
53c | washer pump | |
53e | stop field | 1, 2 |
53i | wiper motor with permanent magnet, third brush for high speed | |
Acoustic warning | ||
71 | beeper in | H |
71a | beeper out, low | |
71b | beeper out, high | |
72 | hazard lights switch | |
85c | hazard sound on | |
Switches | ||
81 | opener | |
81a | 1 out | |
81b | 2 out | |
82 | lock in | |
82a | 1st out | |
82b | 2nd out | |
82z | 1st in | |
82y | 2nd in | |
83 | multi position switch, in | |
83a | out position 1 | |
83b | out position 2 | |
Relay | ||
85 | relay coil — | Important if relay coil has flyback diode in parallel |
86 | relay coil + | Important if relay coil has diode in parallel |
Контакты реле | ||
87 | common contact | 30/51 |
87a | normally closed contact | |
87b | normally open contact | |
88 | common contact 2 | 30/51 (relay) |
88a | normally closed contact 2 | |
88b | normally open contact 2 | |
Additional | ||
52 | signal from trailer | |
54g | magnetic valves for trailer brakes | |
75 | radio, cigarette lighter | R |
77 | door valves control |
Полная таблица DIN 72552 с удовлетворяющим переводом Клемма Определение
1 Низкое напряжение
1a Распределитель зажигания с двумя отдельными цепями. К контактному прерывателю I
1b Распределитель зажигания с двумя отдельными цепями. К контактному прерывателю II
4 Катушка зажигания. Распределитель зажигания. Высокое напряжение
4a Распределитель зажигания, с двумя отдельными цепями. Из катушки зажигания I
4b Распределитель зажигания, с двумя отдельными цепями. Из катушки зажигания II
15 Вывод (+), идущий от батареи (выход из замка зажигания).
15а Вывод балластного резистора к катушке зажигания и стартеру.
система зажигания и выключатель стартера
17 Пуск.
19 Предварительный нагрев.
Аккумуляторная батарея.
30 Вывод батареи (+), постоянное напряжение.
30а Последовательно — параллельный переключатель батареи 12/24В. Вывод (+) от батареи II
31 Обратная линия отрицательной клеммы батареи или непосредственное заземление.
31b Обратная линия отрицательной клеммы батареи или заземление посредством переключателя или реле.
31а Последовательно — параллельный переключатель батареи 12/24В. Обратная линия к батарее II, отрицательная.
31с Последовательно — параллельный переключатель батареи 12/24В. Обратная линия к батарее I, отрицательная.
Электрика двигателя.
32 Обратная линия.
33a Концевой выключатель применяемый при парковке.
33b Параллельная обмотка возбуждения.
33f Параллельная обмотка возбуждения для второго низкоскоростного диапазона
33g Параллельная обмотка возбуждения для третьего низкоскоростного диапазона
33h Параллельная обмотка возбуждения для четвертого низкоскоростного диапазона
33l Соединение для вращения против часовой стрелки.
33r Соединение для вращения по часовой стрелке.
Стартерные обозн.
45 Отдельное реле стартера, выход, стартер, вход (основной ток).
45a Пусковое реле для включения тока. Вывод.
45b Пусковое реле для включения тока. Ввод.
48 Выводы на стартере и реле повторного пуска для контроля процедуры пуска.
Устройства указателя поворота (импульсные генераторы)
49 Ввод.
49a Вывод.
49b Вывод, вторая цепь указателя поворота.
49c Вывод, третья цепь указателя поворота.
Стартеры
50 Управление работой стартера (непосредственное)
50a Последовательно-параллельный переключатель батареи. Вывод для управления работой стартера.
50b Управление стартером с параллельным функционированием двух стартеров с последовательным управлением.
50c Пусковое реле для последовательного контроля включения тока во время параллельной работы двух стартеров. Ввод пускового реле для стартера 1.
50d Пусковое реле для последовательного контроля включения тока во время параллельной работы двух стартеров. Ввод пускового реле для стартера 2.
50e Реле пуска – блокировки. Ввод.
50f Реле пуска – блокировки. Вывод.
50g Реле повторного пуска. Ввод.
50h Реле повторного пуска. Вывод.
Электродвигатели стеклоочистителя.
53 Электродвигатель стеклоочистителя. Ввод (+).
53a Стеклоочиститель (+), выключатель самоостановки.
53b Стеклоочиститель (параллельная обмотка).
53c Электрический насос омывателя ветрового стекла.
53e Стеклоочиститель (тормозная обмотка).
53i Электродвигатель стеклоочистителя с постоянным магнитом и третьей щеткой (для более высокой скорости работы).
Освещение.
55 Противотуманная фара.
56 Фара.
56a Дальний свет фар, индикаторная лампа света фар.
56b Ближний свет фар.
56d Контакт проблескового устройства фары.
57a Лампа стоянки.
57L Лампа стоянки левая.
57R Лампа стоянки правая.
58 Передний габаритный огонь, задний габаритный огонь, фонарь освещения номерного знака, лампа приборного щитка.
58L Лампа подсветки номерного знака левая.
58R Лампа подсветки номерного знака правая.
Генераторы переменного тока и регуляторы напряжения.
61 Сигнальная лампа работы генератора.
B+ Положительный вывод батареи.
B- Отрицательный вывод батареи.
D+ Положительный вывод электрического генератора.
D- Отрицательный вывод генератора.
DF Обмотка возбуждения генератора.
DF1 Обмотка возбуждения генератора 1.
DF2 Обмотка возбуждения генератора 2.
U V W Выводы переменного тока электрического генератора.
Акустика.
75 Радиоприемник, прикуриватель.
76 Динамики.
Выключатели.
81 Размыкающий контакт (NC) и переключающий. Ввод.
81a Вывод 1, сторона NC
81b Вывод 2, сторона NC
82 Выключатели замыкающих контактов (NO) Ввод.
82a Выключатели замыкающих контактов (NO) Вывод 1
82b Выключатели замыкающих контактов (NO) Вывод 2
82z Выключатели замыкающих контактов (NO) Ввод 1
82y Выключатели замыкающих контактов (NO) Ввод 2
83 Многопозиционные переключатели. Ввод.
83a Многопозиционные переключатели. Вывод положение 1
83b Многопозиционные переключатели. Вывод положение 2
83L Многопозиционные переключатели. Вывод левостороннее положение.
83R Многопозиционные переключатели. Вывод правостороннее положение.
Реле тока
84 Ввод, обмотка и контакт реле.
84a Вывод, обмотка.
84b Вывод, контакт реле.
Контакты переключающего реле.
85 Вывод, обмотка (конец обмотки к заземлению или к отрицательному выводу).
86 Ввод, обмотка (начало обмотки).
86a Начало обмотки или первая обмотка.
86b Вывод обмотки или вторая обмотка.
87 Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод.
87a Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Вывод 1 (со стороны NC).
87b Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 2.
87c Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 3.
87z Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 1.
87y Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 2.
87x Контакт реле для размыкания (NC) и контакты переключения. Ввод 3.
88 Контакт реле для контакта замыкания (NO). Ввод.
88a Контакт реле для контакта замыкания (NO), и контактов переключения (со стороны замыкания). Вывод 1.
88b Контакт реле для контакта замыкания (NO), и контактов переключения (со стороны замыкания). Вывод 2.
88c Контакт реле для контакта замыкания (NO) и контактов переключения (со стороны замыкания). Вывод 3.
88z Контакт реле для замыкающего контакта (NO). Ввод 1.
88y Контакт реле для замыкающего контакта (NO). Ввод 2.
88x Контакт реле для замыкающего контакта (NO). Ввод 3.
Направленные сигналы (проблесковые указатели поворота)
C Сигнальная лампа 1.
C0 Подсоединение основного вывода для отдельных индикаторных цепей, приводимых в действие переключателем сигнала поворота.
C2 Сигнальная лампа 2.
C3 Сигнальная лампа 3 (например, при буксировке двух прицепов).
L Лампы сигналов поворотов левые.
R Лампы сигналов поворотов правые.
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:
Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.
Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107. Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.
Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.
В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.
Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения:
Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. В основном предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.
Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.
Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
- Датчик холостого хода (ДХХ)
- Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
- Датчик давления в системе кондиционирования
- Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.
Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем
- На электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, ниже будут приведены только некоторые из них.
- Аккумуляторная батарея (АКБ)
- Замок зажинагия
- Комбинация приборов
- Выключатель
- Стартер
- Генератор Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.
- Катушка зажигания
- Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
- Датчик положения коленчатого вала
На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.
- Блок управления двигателем (ЭБУ)
- Октан-корректор
- Электромотор (в данном случае — бензонасос)
- Датчик концентрации кислорода На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.
- Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
- Двухходовой клапан
- Гравитационный клапан
- Комбинация приборов
- Электронный блок управления двигателем
- Датчик скорости На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.
- Переключатель наружного освещения
- Переключатель указателей поворота
- Переключатель корректора фар
- Корректор левой фары
- Левая фара автомобиля
- Корректор правой фары
- Правая фара автомобиля На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.
Источник https://1gai.ru/publ/522468-provoda-v-mashinah-vse-tonshe-i-dlinnee-ih-dlina-mozhet-byt-do-2-km.html
Источник https://press.ocenin.ru/avtomobilnoe-elektrooborudovanie/
Источник https://www.auto12v.ru/electrika/oboznacheniya_elementov.html