статистика возгорания автомобилей на газу и на бензине
Взрыв ГБО в машине возможен только при совпадении нескольких факторов — высокой концентрации газа в воздухе и наличии искры. Для этого необходимо серьезное повреждение в системе газобаллонной аппаратуры и бездействие автовладельца, который должен намного раньше услышать характерных запах и принять меры, направленные на устранение проблемы.
По статистике процент взрывов ГБО на автомобилях стремится к нулю, а такие ситуации происходят в крайне редких случаях. В современных системах установлено много ступеней защиты, обеспечивающих перекрытие подачи топлива при любых аварийных режимах. Кроме того, в состав газа добавляют одоранты — специальные ароматизаторы, позволяющие почувствовать запах газа намного раньше.
Что касается самого газового баллона, он полностью безопасен. В емкости предусмотрены толстые стенки, исключающие повреждение и просачивания воздуха. Исключением являются серьезные ДТП, но даже в таком случае риск повреждения бака и взрыва ГБО в машине минимален.
Вероятность взрыва повышается при использовании газобаллонной аппаратуры 1-го или 2-го поколений, использования бракованных детей, некачественной установки, повышения давления в баллоне и т. д. На этом остановимся подробнее.
Причины взрыва в машине
К причинам, почему взрывается ГБО на машине, можно отнести неправильную установку / настройку мультиклапана. Специалист мог с ошибкой отрегулировать мультиклапан, поставить б/у деталь, удалить клапан отсечки / поплавок. При нахождении машины в нагретом гараже, в случае утечки и при достижении концентрации может произойти взрывоопасная ситуация. Но дополнительным фактором должна быть искра, к примеру, из-за проблем с проводкой.
Всех рассмотренных случаев по отдельности недостаточно, чтобы ГБО взорвалось в авто. Необходим комплекс факторов, которые бы привели к возникновению проблемы.
ГБО. Плюсы и минусы, мифы и реальность. Стоит ли ставить? Распространенные ошибки и прочее.
Специально для газовщиков, а так же для тех, кто по тем или иным соображениям всерьез задумался об установке ГБО на свой двигатель, решил написать эту статью, надеюсь она будет полезной. На все вопросы буду рад ответить в комментариях.
Плюсы газа в сравнении с бензином.
1. Экологичность. Газ как по форме, так и по содержанию имеет в себе меньше различных смол и примесей, в сравнении с бензином, именно поэтому продукты его сгорания куда более экологичны и наносят меньше вреда окружающей среде.
2. Интервал замены моторного масла. Как следствие первого пункта, моторное масло в двигателе темнеет и разжижается намного медленнее, и можно говорить о большем интервале замены. Ну и вообще, двигатель будет чище.
3. Экономичность. При сравнительно одинаковом расходе (плюс-минус), применение газа, естественно, более экономически оправдано ввиду его стоимости (примерно в 2 раза дешевле бензина).
Выше были перечислены плюсы, безусловно бесспорные, которые мало кто сможет опровергнуть, но увы, они не перевешают всех минусов, речь о которых пойдет ниже.
Двигатель на заводе разрабатывается под определенное топливо, более того, под определенное октановое число, соответственно все узлы и агрегаты рассчитаны под него, и если вы применяете другой вид топлива, ничего не делая при этом с самим железом вы получите ряд негативных явлений.
Ну из самых ярких я могу вспомнить только снижение шумности двигателя как минимум в 2 раза. Чушь полнейшая, которая с физической точки зрения ни на чем не основана.
Вообще надо сказать, что если бы с газом все было бы так круто, то уже давно все бы ездили на нем, но так же не происходит.
Стоит ли ставить ГБО на автомобиль?
Если вы используете автомобиль в коммерческих целях, если у вас большие суточные и месячные пробеги, если в вашем городе и регионе хорошо развита сеть АГЗС, то газ ставить можно. Лучше всего, конечно, производить грамотную инсталляцию, которая включает в себя изменение степени сжатия. Кстати, выше я не сказал, что дает увеличение степени сжатия, а оно дает очень важные моменты, такие как сокращение расхода газа и приведение в норму динамических характеристик двигателя, так как процесс горения идет правильно.
По итогу, решает конечно каждый для себя сам, ставить или нет ГБО на свое ведро, и если у человека упало забрало, то никакие даже самые железобетонные аргументы его не переубедят. Для адекватных людей все считается в денежном выражении, а так же в процессе анализа, перевесят ли плюсы, все те минусы, которые имеет ГБО. Точнее даже так, стоит ли экономия на топливе и забота об экологии всех этих мытарств и рисков?
Разрыв баллонов: в РФ выявили 5 тыс. нарушений перевода машин на газ
За первое полугодие 2021-го в России выявлено и предотвращено более 5 тыс. попыток установки на автомобили газобаллонного оборудования без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности. Эти нарушения могли привести к чрезвычайным ситуациям на дорогах и гибели людей, рассказали «Известиям» в Росаккредитации. Отследить их удалось в том числе благодаря запуску реестра документов, которые оформляют специальные испытательные лаборатории. Впрочем, доля контрафактного оборудования сегодня всё еще велика и составляет порядка 40%, а его установка на машины может привести к серьезным последствиям, подчеркивают эксперты.
Занесли в базу
В первом полугодии 2021-го было выявлено и предотвращено более 5 тыс. попыток установки ГБО на машины без наличия документов, подтверждающих соответствие требованиям безопасности, рассказали «Известиям» в Росаккредитации. В федеральной службе отметили, что это позволило предотвратить потенциально большое количество чрезвычайных ситуаций на дорогах, которые в том числе могли привести к гибели людей.
Отследить многочисленные нарушения в установке ГБО удалось благодаря появлению в декабре прошлого года реестра документов (заключений предварительной техэкспертизы и протоколов проверки безопасности), которые оформляют специальные аккредитованные испытательные лаборатории для регистрации установки ГБО на транспортные средства. Сейчас к нему подключено 26 лабораторий.
— Введение реестра дисциплинировало работу испытательных лабораторий и сделало услугу по переоборудованию ТС максимально прозрачной. С его появлением и вступлением в силу нового ГОСТа у недобросовестных лабораторий исчезла возможность работать на рынке, — отметили в федеральной службе.
Как писали «Известия», с 1 июля 2021 года стали обязательными требования ГОСТа 33670-2015 в части предъявления переоборудованных машин на проверку в специальные аккредитованные лаборатории. Всё газобаллонное оборудование перед установкой проходит оценку соответствия требованиям безопасности, отметили в Росаккредитации. Далее на ГБО выдается сертификат соответствия. Не прошедшее проверку оборудование не может быть установлено на автомобиль. В противном случае машина отправляется на штрафстоянку.
Как отметили в Росаккредитации, каждая третья заявка на переоборудование, подаваемая в испытательную лабораторию, отклоняется или отдается на доработку заказчику, так как не соответствует требованиям техрегламента. При этом в ведомстве разрешили дистанционную процедуру регистрации: лаборатория может оценить качество работ по установке ГБО на основании подробных фото- или видеоматериалов из пунктов переоборудования.
Опасные подделки
Участники рынка знают, что нарушение правил и требований при установке ГБО — это реальная опасность не только для владельца машины, но и для окружающих его людей, сказал «Известиям» исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли Артем Данилов.
— Метан и пропан безопасны лишь при правильной установке, которая жестко контролируется не только внутри самих ППТО (пунктов переоборудования и технического обслуживания), но и обученными экспертами лабораторий, — отметил он.
Артем Данилов подчеркнул, что для исключения рисков эксперт должен проверить всё — от способа установки баллона и герметичности соединений до расстояния между топливопроводом и электрической проводкой.
— Переведенный на ГБО с нарушениями автомобиль не взорвется в процессе езды — по печальной статистике соседних стран (Армения, Узбекистан) почти 100% взрывов случаются на заправке, когда давление внутри баллона растет, а не снижается, — добавил Артем Данилов.
Представитель ряда европейских производителей ГБО Сергей Сбирунов рассказал «Известиям», что доля контрафактного ГБО в России может достигать 40%, что влияет на безопасность его использования.
По словам эксперта, для снижения цены оборудования производители контрафакта применяют некачественные компоненты и материалы, которые не предназначены для автотехники. Они уменьшают диаметр и сечение проводов, что может привести к замыканию проводки и возгоранию автомобиля, а также модифицируют программное обеспечение, исключая важные функции безопасности в программе, добавил он.
Генеральный директор испытательной лаборатории «Трансленд» Александр Пономарев отметил, что посреднические компании продолжают незаконно рекламировать свою деятельность, обещая в короткие сроки и с минимальным пакетом документов выдать документацию, необходимую для оформления в Госавтоинспекции соответствующих изменений.
ГБО из машины
Использование поддельного ГБО не приносит автовладельцам необходимой экономии на топливе, а приводит лишь к дополнительным расходам на ремонт оборудования и двигателя машины. Отличить оригинальное оборудование от контрафактного рядовому автовладельцу сложно, поскольку внешне они практически идентичны, сказал Сергей Сбирунов. Реестр же дает возможность автоматизировать контроль за установленным оборудованием по серийным номерам компонентов и специальной маркировке на корпусе.
— Процедура проверки ГБО позволяет применять при монтаже только оригинальные и одобренные производителем компоненты, указанные в сертификате. Использование реестра помогает избежать обмана потребителей — установки так называемой сборной солянки, где используются компоненты от разных производителей, из разных сертификатов, но не одобренные в составе одного комплекта ГБО, — отметил эксперт.
Впрочем, как считает Артем Данилов, реестр документов ГБО — это лишь способ контроля органов власти за качеством и безопасностью работ.
— К сожалению, «серый» рынок, левые баллоны и «гаражные» установщики никуда не исчезнут, пока люди ради копеечной экономии готовы на эти условия. Важно знать, что ГБО на метане — это не только изрядная экономия на топливе, но в нагрузку еще и регулярное техобслуживание, поверка баллонов и куча документов в бардачке. Конечно, отрасли нужна масштабная цифровизация, которая позволит сократить эту бюрократию, и реестр ГБО — это только первый шаг, — заявил эксперт.
По его мнению, главная мера для предотвращения нарушений в установке ГБО — информирование общества о всех плюсах и минусах перевода машины на газ. Начинать рассказывать об этом стоит уже в автошколах, отметил эксперт.
В Росаккредитации считают важным обеспечить контроль на станциях техосмотра (машины, на которые установлено ГБО, должны дважды в год проходить ТО), а также проверку на заправках соответствующих разрешений и состояния баллонов на автомобилях.
Подробно про газ для авто
Газ для авто. Каким он бывает
Современные двигатели могут работать от двух видов газа — среди доступных в свободной продаже и приемлемых по цене.
Какая система удобнее — работающая на метане или пропан-бутане? Основные плюсы и минусы обеих систем.
— Особенность: автомобиль прогревается на бензине, при достижении температуры охлаждающей жидкости 40С, питание переключается на газ.
— Особенность: Измеряется в кубических метрах. 1 куб.м метана = 1,2 л бензина.
Наиболее удобной альтернативой для легковых автомобилей является пропан-бутан. При относительно недорогой стоимости установки позволяет снизить расходы на 40%.
Метан — экономически более выгоден, но из-за громоздких, тяжелых баллонов его применение на легковых автомобилях проблематичное.
Главный аргумент противников – ГБО портит двигатель.
Миф о вреде, наносимом двигателю, зародился еще во времена Советского Союза. У кого-то из чиновников великого и могучего государства появилась неплохая мысль – надо экономит природные ресурсы! Был отдан приказ, чтобы по всем автохозяйствам страны бензиновые моторы перевели на газ. Но, к сожалению и водители, и их руководители не восприняли эту идею позитивно. Еще бы, они тотчас лишились серьезной статьи «левых» доходов. Если списать и слить бензин не составляло труда, с газом такой номер не проходил. Он менее востребован, стоит дешевле, да и из одной тары в другую не перельешь. И тут началась массовая фальсификация статистики эксплуатации автомобилей на газу. Посыпались отчеты и жалобы на автомобили, оборудованные ГБО – ломаются, моторы сгорают и т.д. Верить в это или нет — каждый решает сам.
Как газ влияет на работу двигателя?
Двигатель на газу выхаживает без капремонта в 1,5-2 раза больше работающего только на бензине.
Любой грамотный инженер подтвердит: так как камера сгорания наполняется более однородной смесью, при работе на газу происходит полное сгорание топлива. Кроме того, в отличие от бензиново-воздушной воздушной смеси, газово-воздушная не вымывает смазку в трущей паре – цилиндров и колец. Уменьшается накопление смолистых осадков и нагарообразование на деталях головки блока и поршнях. Меньше загрязняется моторное масло. Октановое число (100-110 единиц) не позволяет мотору детонировать ни на одном режиме работы. По сути, топливо сгорает более медленно (более плавно) и мотор работает тише и мягче. Уровень создаваемого двигателем шума снижается на 3-8 дБ.
Учитывая физические свойства газа, ввиду различной теплотворной способности, расход пропан-бутановой смеси должен быть больше расхода бензина. Теоретически расход газа можно определить сравнив энергию единицы объема для разных видов топлива:
• Пропан — 6100 ккал/л;
• Бутан — 6834 ккал/л;
• Бензин — 7718 ккал/л;
• Пропан-бутановая смесь (50%х50%) — 6470 ккал/л;
• Пропан-бутановая смесь (90%х10%) — 6175 ккал/л.
Таким образом, одному литру бензина соответствует 1.19л пропан-бутановой летней смеси или 1,25л пропан-бутановой зимней смеси.
На практике при правильной установке и регулировке расход газа может либо соответствовать расходу бензина, либо превышать расход бензина на 10-20%, в зависимости от условий (зима, активное вождение и т.д.), типа двигателя и газового оборудования.
Второй главный аргумент противников – ГБО это опасно
На установках первого и второго поколения опасность существовала. Негерметичность газопроводов можно было обнаружить только по запаху. На современных системах 4-5 поколений установлены датчики, позволяющие предотвратить любые предпосылки для утечки газа и, соответственно, его возгорания. В случае любого повреждения магистралей специальные клапана отключают питание системы. Таких систем безопасности нет для бензиновых магистралей. Ту же утечку бензина выявить моментально не всегда удается. Кроме того, баллоны регулярно проверяются, имеют граничный срок эксплуатации, в отличие от бензобака, который тоже может дать течь или быть поврежденным.
Газ или бензин в смеси с воздухом может загореться только при высокой концентрации в определенном объеме.
Для хранения автомобиля с газом в закрытом помещении на каждом трубопроводе, выходящем из баллона, предусмотрено не менее трех независимых друг от друга запорных устройств. На заправочном трубопроводе: вентиль на блоке арматуры, обратный клапан блока арматуры, заглушка заправочного устройства. На трубопроводе, питающем двигатель: вентиль блока арматуры, скоростной клапан, электромагнитный газовый клапан с фильтром и разгрузочное устройство редуктора.
В случае удара при аварии газовый баллон выдерживает нагрузки, многократно превышающие прочность бензобака. Ударопрочность метановых баллонов велика настолько, что легче разрушить весь автомобиль, нежели повредить емкость.
Только если в бензиновой магистрали давление создается электронасосом, то в газовой магистрали оно присутствует изначально, поскольку в баллоне топливо хранится под избыточным давлением. Мало того, его надо еще и понизить. Для этого используется редуктор, понижающий давление до необходимого уровня перед подачей в магистраль. В связи с тем, что понижение давления вызывает дополнительное поглощение тепла, редуктор подключают к системе охлаждения двигателя.
Для более стабильной работы ДВС на газово-воздушной смеси блок управления ГБО компенсирует угол опережения зажигания и алгоритмы впрыска топлива, основываясь на программе заводского блока управления двигателем. ГБО 4-го поколения позволяет сохранить динамические характеристики, близкие к «бензиновым».
Но, если система неправильно настроена + свечи дают искру для газово-воздушной смеси в тот же промежуток времени, что и для бензиново-воздушной, тогда возможны проблемы. Газ горит дольше. Соответственно, в момент, когда выпускные клапана уже начали открывается, процесс горения еще продолжается. В итоге перегрев клапанов, а в дальнейшем их прогорание.
В то же время, если все эти нюансы учтены, монтаж оборудования и его настройка производились с соблюдением всех рекомендаций производителя, мотор будет работать в штатных режимах. Тогда тепловой режим останется в норме и поломок, связанных с этим, не возникнет.
Необходимо периодически (при ТО) обращать внимание на правильность установки угла опережения зажигания (это касается и тех, кто ездит сугубо на бензине). При его неправильных значениях также может возникать детонация.
Поскольку электрическое сопротивление газо-воздушной смеси больше, чем у бензо-воздушной, вместе с ГБО желательно установить и специальные «газовые» свечи зажигания. Они имеют уменьшенный межэлектродный зазор, а также иные материалы изготовления центрального электрода или иное калильное число (большее, т.е. более «холодные»).
Иногда не слишком умные установщики ГБО предлагают своим клиентам «отключить» отсекатель в баллоне, чтобы в него помещалось больше газа. Ни в коем случае не соглашайтесь, поскольку те 10-20% объема баллона, которые остаются свободными, жизненно необходимы для компенсации увеличения объема газа в случае больших перепадов температур. Они же уберегут баллон от разрыва в случае его деформации в ДТП. Дополнительно нужно убедиться в том, что баллон оснащен предохранительным (обратным) клапаном, который стравливает повышенное давление (более 27 атм.).
Важно убедиться, что установщик использовал «правильные» LPG-шланги, предназначенные для сжиженного газа. Иногда, дабы сэкономить, мастера используют шланги для воды и прочие несоответствующие материалы. Последствия от такой экономии могут быть печальными.
От некачественного газа в первую очередь страдают форсунки, редуктор и газопроводы (в меньшей степени). Поэтому установщик должен обязательно учесть «национальные особенности» и, возможно, даже предложить установить иные форсунки вместо тех, которые идут в комплекте.
Не экономьте на оборудовании и избегайте кустарной установки, и тогда ГБО отлично уживется с двигателем Вашего автомобиля.
Преимущества газа
• октановое число газа (пропан-бутана, метана) — 105-112, но сгорает он более мягко, что приводит к меньшей нагрузке на поршни двигателя
• увеличение межремонтного периода работы двигателя в 1,5 раза (улучшаются условия смазки трущейся пары цилиндр — поршневые кольца, поскольку несгоревший бензин смывает масло со стенок цилиндров и уменьшается нагарообразование в камере сгорания головки блока цилиндров и на поршнях, поскольку сокращается количество углеродистых осадков)
• увеличение срока службы моторного масла в 1,5 — 2 раза
• снижение уровня шума работы двигателя на 3-8 дБ (минимум в два раза)
• увеличение срока службы свечей зажигания на 40%
• снижение токсичности выхлопных газов: СО — в 2-3 раза, N0 — в 1,2 раза, СН — в 1,3-1,9 раза
Недостатки газа
• невозможность запуска двигателя в холодное время года на газу
• снижение мощности двигателя на 7%
• увеличение металлоемкости автомобиля на 25-30 кг, баллон в багажнике занимает место, есть тороидальные баллоны, устанавливаемые в нишу запаски, но они дороже.
• на давление газа в баллоне оказывает влияние температура окружающей среды. Надо следить, чтобы машина не перегревалась. При полном заполнении баллона (паровая подушка отсутствует) даже незначительное повышение температуры может привести к резкому увеличению давления. Автомобильная арматура имеет специальное устройство, автоматически перекрывающее заправочный канал при достижении заполнения полезного объема баллона на 80%. При достижении указанного объема дальнейшая заправка баллона прекращается.
• необходима регулярно следить за ГБО (сливать конденсат, т.к. он разъедает мембрану, регулировать клапана через 10тыс.км. и т.д.)
• газ опасен. Опасна не только его утечка, но и авария автомобиля с ГБО тоже вызывает дополнительные опасения
• заправки с газом встречаются значительно реже, чем бензиновые
• летом двигатель греется интенсивнее
А есть ли реальный смысл?
Есть, но не для всех и не всегда. Существует ряд факторов, определяющих целесообразность установки ГБО в каждом конкретном случае. В первую очередь, конечно, всех интересует цена вопроса. Она сильно разнится в зависимости от марки и модели автомобиля, от оборудования и, конечно же, от самого установщика. Специализированные и сертифицированные станции берут больше, чем «гаражисты», но и за свою работу они несут полную ответственность.
Высчитать более или менее точное количество купюр, которые не упадут в кассу АЗС, а останутся в кармане (или в кошельке) водителя, крайне затруднительно. Все зависит от того, сколько километров автомобиль проезжает в месяц. Чтобы окупить затраты на установку ГБО примерно за год, нужно наматывать никак не меньше 1500 км в месяц, а то и 2000 км. Кроме того, перед установкой желательно выяснить, сколько газа будет потреблять автомобиль. В идеале расход газа не должен превышать потребление бензина больше, чем на 1-2 литра на «сотню» или не более, чем на 10%.
Важно знать и помнить, что после установки ГБО регистрационные документы на автомобиль нужно поменять, поскольку в его конструкцию были внесены серьезные изменения. Само собой, за переоформление документов нужно будет немного заплатить.
В странах ЕС при переходе на газ правительство не только не облагает водителей дополнительным сбором, но и дает скидки при регистрации, а также освобождает от уплаты транспортного сбора.
Техническое обслуживание ГБО
Можно выделить ежедневное обслуживание, а так же первое и второе техническое обслуживание, которое необходимо проводить на специализированных станциях.
Ежедневное техническое обслуживание включает в себя внешний осмотр оборудования с целью определения его состояния, надежности креплений деталей и узлов аппаратуры, а так же герметичности соединений всей системы. Кроме того, необходимо осуществить проверку работы двигателя на газу, на холостом хода, а так де при разной частоте вращения коленчатого вала. Все эти процедуры нужно совершать до выезда из гаража. После поездки вновь проверить герметичность газовой аппаратуры, очистить ее от пыли и грязи. Помимо этого понадобится слить образовавшийся конденсат, т.к. его накопление может вывести оборудование из строя.
Что касается первого технического обслуживания, то оно включает в себя все работы ежедневного обслуживания вкупе со смазочно-очистительными процедурами. Кроме того, в этом случае помимо внешнего осмотра состояния аппаратуры осуществляется проверка работы защитных клапанов газового баллона. Кроме того, потребуется смазать резьбу штоков наполнительного, расходного и магистрального вентилей. Необходимо так же очистить фильтрующие элементы магистрального фильтра и проверить герметичность всей газовой системы сжатым воздухом или инертным газом, надежность пуска, устойчивость работы двигателя при различной частоте вращения коленчатого вала. В некоторых случаях осуществляется регулировка содержания СО в тех газа, которые уже отработали.
В дополнение к ежедневному и первому техническому обслуживанию используется второе техническое обслуживание, включающее в себя операции контроля, диагностики и регулировки. Кроме того, на специальном стенде осуществляется проверка герметичности редуктора, клапанов и разгрузочного устройства и регулировка давления газа на первой и второй ступенях, хода штоков. Так же при необходимости проводят регулировку угла опережения зажигания при работе на газу. Помимо этого проверяется все крепления, и работа датчиков.
Один раз в год требуется проводить проверку газовой аппаратуры, магистрального вентиля и арматурыгазового баллона. После осуществления демонтажа узлы аппаратуры проверяют, промывают и при необходимости заменяют на новые. Перед тем, как осуществить ревизию газового оборудования, необходимо полностью освободить баллон от газа. Такие работы рекомендуется проводить перед наступлением зимнего периода.
Кроме того, существует и специальное техническое обслуживание, которое заключается в освидетельствовании газового баллона. Эту процедуру проводят на испытательных пунктах, которые имеют специальные разрешения на проведение данного вида работ. После этого газовый баллон окрашивают и на него ставят табличку с указанием даты проведения испытательных работ и даты последующей проверки.
Раз в 15 000 км необходимо менять фильтры, проверять герметичность системы и регулировать ее настройки. Раз в 30000 км, нужно чистить газовые форсунки, а раз в 60000 км следует разбирать газовый редуктор для проверки состояния мембраны и в случае необходимости заменить ее.
Любителям активной езды нужно помнить, что «крутить» двигатель, работающий на газу, выше 5000 об/мин крайне нежелательно, чтобы не допустить перегрева деталей силового агрегата. Впрочем, некоторые производители для таких случаев наделяют свое оборудование алгоритмом работы, при котором, в случае раскручивания мотора до оборотов выше 4000, происходит автоматическое переключение на бензин.
Самое главное условие для безопасной эксплуатации ГБО — отсутствие запаха газа. Если все соединения герметичны, его не будет. А вот если запах появился, это серьезный сигнал к тому, что использование системы нужно прекратить и не возобновлять до тех пор, пока ее не проверит специалист. Безопасность намного дороже сэкономленных денег.
Какие системы ГБО чаще устанавливают на автомобили?
1-е поколение ГБО (без обратной связи по лямбда-зонду) — запрещено с 2006 г. как не соответствующее экологическим нормам. Сейчас его все-же продолжают устанавливать на карбюраторные автомобили и на автомобили без лямбда-зондов.
2-е поколение уже давно морально устарело, и в большинстве случаев не совместимо с автомобилями, выпущенными после 2000 г.
3-е поколение ГБО иногда встречается на ввезенных авто из Европы.
4-е поколение оборудования сегодня самое распространенное. Более 90% установок приходится именно на него. ГБО-4 — это система с распределенным синхронизированным впрыском газа.
5-е поколение газобаллонного оборудования известно уже довольно давно (возможно, даже раньше 4-го), но особенно популярным не стало (в 2 раза выше стоимости систем 4-го поколения. Газ поступает в цилиндры в жидкой фазе, ГБО 5-го поколения очень требовательно к качеству газа). К преимуществам систем пятого поколения можно отнести отсутствие потери мощности и возможность запуска двигателя на газе при любых отрицательных температурах, поскольку исчезла необходимость испарять его перед подачей в двигатель.
На автомобили до 1999-2000 гг. выпуска можно установить практически любую систему ГБО, а для автомобилей после 2000 г. выпуска нужно применять системы исключительно 4-го и 5-го поколения.
Начнем с несложного расчета:
Допустим, в год Вы проезжайте 100 000км. Если расход бензина 10л/100км, то газа на 15% больше, значит 11,5л/100км. Допустим цена бензина АИ92 — 26р/л, а газа 9р/л.
В результате получаем, 260 000 рублей потратим на бензин, и 103500 рублей на газ.
Итого, 156 500 рублей экономии на 100тыс.км. пробега.
Кажется, что экономия очевидна, но не стоит забывать и про проблемы при эксплуатации на газе. Кроме этого, вычтите цену установки ГБО на автомобиль (около 25тыс.рублей).
Из вышесказанного просится вывод, что выгодно сэкономить на газе получится тем, кто очень много ездит (грузовые автомобили предприятий, маршрутки, такси и т.д.). Для обычной эксплуатации в городе при пробеге до 20тыс.км. за год экономия если и будет, то совсем не значительная.
Кроме этого, нет смысла устанавливать ГБО на автомобили с большим пробегом (больше 100 000км.).
Детальный расчет окупаемости установки ГБО для 4 цилиндрового двигателя.
Системы ГБО 4 и 5 поколения (именно такие и устанавливают на автомобили сейчас) имеют разницу в расходе между бензином и газом на 10-20% больше по отношению к первому. Утечка газа из системы равна нулю (ГБО на сертифицированной станции).
Вводные данные:
1. Стоимость установки ГБО на 4 цилиндровый автомобиль = 5500 грн.
2. Стоимость 1 литра сжиженного газа = 5,37 грн.
3. Стоимость 1 литра бензина А-95 = 11, 29 грн.
4. Разница между потреблением бензина и сжиженного газа равна на 20% больше по отношению к первому.
5. Автомобиль потребляет на 100 километров в смешанном режиме 11 литров бензина.
Рассчитываем увеличение потребления газа по отношению к бензину в литрах
11 литров + 20% = 13,2 литров сжиженного газа на 100 км.
Разница на приобретение бензина и сжиженного газа:
1. Затраты на приобретения топлива на 100 км.
11 литров бензина * 11,29 грн. за литр = 124,19 грн.
13,2 литров сжиженного газа * 5,37 грн. = 70,88 грн.
2. Разница затраченных денег на топливо на 100 км.
124,19 грн. – 70,88 грн.= 53,31 грн. (экономия)
Экономия на 1 километре составляет:
53,31 грн. / 100 км = 0,5331 грн./км.=53 коп/км.
Экономия на 1000 километрах пройденных на газу.
1000 км * 0,5331 грн. = 533,1 грн.
Километраж, который необходимо проехать для того чтобы окупить установку системы ГБО, стоимость ГБО — 5500 грн.
5500 грн. / 0,5331 грн. = 10317 км
Но данные расчет верен только при условии, что вы отказываетесь ездить и прогревать авто на бензине, но в реальности так не будете в связи с тем, что прогревать автомобиль то все равно надо, и какой-то пробег но на бензине будет. Из этого следует, что к окончательной цифре пробега, которую мы высчитали, как окупаемость системы ГБО надо добавить еще процентов 20 на растраты бензина:
10317 км. + 20% = 12384,4 километра
В расчетах не учтено следующее:
— стоимость технического осмотра и замена расходных материалов на авто каждые 10 тыс. км.;
— стоимость технического осмотра и замена расходных материалов газового оборудования каждые 10 тыс. км.;
— инфляция стоимости топлива, но этот показатель можно опустить, так как зависимость стоимости газа от бензина в основном всегда сохраняется неизменной, и если она и изменяется, то на небольшой период времени.
Следующий расчет должен приблизить максимально близко к реальной цифре пробега автомобиля до окупаемости установки системы ГБО.
Водные данные:
— Стоимость ТО автомобиля каждые 10 тыс. в среднем обходятся автолюбителю в 800 грн.
— Стоимость газового ТО составляет 250 грн.
Затраты на ТО составят в совокупности автомобильное ТО плюс газовое одни раз, так как пробег окупаемости составляет 12384,4 километра, как видно из формулы 15.
800 грн. + 250 грн. = 1050 грн.
К затратам на установку ГБО: 5500 грн., добавляем суммарные затраты на прохождение ТО:
5500 грн. + 1050 грн. = 6550 грн.
Зная среднюю стоимость экономии на 1 километре, рассчитываем окупаемость системы:
6550 грн. / 0,5331 грн. = 12286,62 километров
Добавляем к полученному результату, который показывает чистую езду только на газу, 20% на затраты по бензину:
12286,62 грн. + 20% = 14743,95 километров
Произведя все расчеты видно, что окупаемость установки системы ГБО на автомобиль с 4 цилиндровым двигателем составит 14743,95 километров.
Если в день на автомобиле проезжают в районе 100 километров, то в месяц пробег составит 3 тысячи километров. Получаем:
14743,95 километров / 3000 километров = 4,91 месяц
Округлив, получим, что окупаемость установки системы ГБО для 4 цилиндрового двигателя составит 5 месяцев.
Вывод:
1. Разумно ставить ГБО после окончания срока гарантии, т.е. после 3 лет эксплуатации. Иначе слет с гарантии не минуем.
2. Если уже говорить о том, что ГБО ставится, таки будет после окончания официальной гарантии, то планируемое время эксплуатации автомобиля хозяином, должно однозначно превышать 3 года, а в месяц пробег составит 3 тысячи километров.
Большинство поломок двигателей происходят не по причине их работы на газу, а в связи с неправильной настройкой системы и блока управления.
Почему взрываются газовые баллоны ГБО?
«Почему взрываются и загораются газовые баллоны?» — на этот вопрос многие хотят знать точный ответ.
Некачественные детали и плохое соединение при механических ударах и провоцируют взрыв оборудования. Но запорная арматура с предохранительными клапанами иногда дает возможность избежать фатальных исходов.
Причины взрыва баллона ГБО
Вот несколько главных причин, которые способствуют взрыву:
1. Ненадежные узлы ГБО;
2. Установка системы неквалифицированными специалистами;
3. Появление утечка газа в трещинах, которые появляются из-за коррозии;
4. Отсутствие евромультиклапана на баллоне;
5. Не герметичность соединений высокого давления оборудования;
6. Нарушение правил безопасности при эксплуатации ГБО;
7. Перегрев баллона на солнце.
8. Серьезное ДТП в часть где находится газовый баллон;
Рекомендации по предотвращению взрыва баллона ГБО
Изучив основные причины, которые могут провоцировать взрыв, можно с легкостью его избежать.
— Нужно выбирать только качественное оборудование, обслуживаться в проверенных высококвалифицированных работников, а также элементарно придерживаться правил безопасности.
— При прохождении газового ТО каждые 10 000 км, либо самостоятельно, либо просим мастера осмотреть все соединительные узлы, по которым проходит газ;
— Обязательно установите мультиклапан ГБО евро стандарта, с аварийным сбросом избыточного давления, и электромагнитным клапаном;
Взрыв баллона ГБО в машине
Советуем посмотреть эксперимент, где газовый автомобильный баллон взрывается в багажнике, на примере автомобиля ВАЗ. И какие последствия такой неприятности. И чтобы не оказаться самому на подобному видео в YouTube, настоятельно рекомендуем проверить баллон, магистраль подачи газа и самое главное — установлен ли безопасный евро мультиклапан на вашем авто. И помните, безопасность превыше всего.
Смотреть видео: Почему взрываются газовые баллоны ГБО?
Взрыв ГБО в машине: как обезопасить авто?
Взрыв ГБО в машине возможен только при совпадении нескольких факторов — высокой концентрации газа в воздухе и наличии искры. Для этого необходимо серьезное повреждение в системе газобаллонной аппаратуры и бездействие автовладельца, который должен намного раньше услышать характерных запах и принять меры, направленные на устранение проблемы.
Возможен ли взрыв ГБО в машине
По статистике процент взрывов ГБО на автомобилях стремится к нулю, а такие ситуации происходят в крайне редких случаях. В современных системах установлено много ступеней защиты, обеспечивающих перекрытие подачи топлива при любых аварийных режимах. Кроме того, в состав газа добавляют одоранты — специальные ароматизаторы, позволяющие почувствовать запах газа намного раньше.
В плане взрывоопасности пропан более опасен, чем метан, но из-за меньшего давления в системы взрыв ГБО на авто менее вероятен. Наличие газа в воздухе — еще не повод для воспламенения, ведь необходимо достижение определенной концентрации. Для метана она должна составляет от 5 до 15%, а для пропан-бутана — от 2,5 до 9,5%. Дополнительным фактором должна быть мощная искра. Если процент выше, взрыв в ГБО в автомобиле не происходит — состав просто загорается.
Что касается самого газового баллона, он полностью безопасен. В емкости предусмотрены толстые стенки, исключающие повреждение и просачивания воздуха. Исключением являются серьезные ДТП, но даже в таком случае риск повреждения бака и взрыва ГБО в машине минимален.
Вероятность взрыва повышается при использовании газобаллонной аппаратуры 1-го или 2-го поколений, использования бракованных детей, некачественной установки, повышения давления в баллоне и т. д. На этом остановимся подробнее.
Причины взрыва в машине
В современных системах предусмотрено множество элементов, предотвращающих взрыв ГБО в авто. К основным блокам устройства газобаллонного оборудования относится клапан отсечки, ограничивающий перелив топлива, клапан сброса давления, противопожарные плавка вставка, механический вентиль для закрытия подачи топлива. Также имеется электромагнитный и скоростной клапан.
К причинам, почему взрывается ГБО на машине, можно отнести неправильную установку / настройку мультиклапана. Специалист мог с ошибкой отрегулировать мультиклапан, поставить б/у деталь, удалить клапан отсечки / поплавок. При нахождении машины в нагретом гараже, в случае утечки и при достижении концентрации может произойти взрывоопасная ситуация. Но дополнительным фактором должна быть искра, к примеру, из-за проблем с проводкой.
- применение б/у компонентов;
- низкое качество запчастей;
- установка баллона без крепежа;
- монтаж емкости с просроченным сроком годности;
- несвоевременная проверка баллона;
- нарушение сроков ТО;
- несоблюдение мер безопасности во время заправки;
- разрушение клапана в случае ДТП;
- перегрев емкости с газом;
- ошибки в настройке;
- заполнение выше положенной нормы.
Всех рассмотренных случаев по отдельности недостаточно, чтобы ГБО взорвалось в авто. Необходим комплекс факторов, которые бы привели к возникновению проблемы.
В случае с газобаллонной системой на метане взрыв в машине может произойти по таким же причинам: установка б/у баллона, его повреждение, несвоевременная проверка, отсутствие надежной фиксации и т. д. Кроме того, в процессе эксплуатации емкость может повредиться, к примеру, происходит коррозия, появляются вмятины или небольшие трещины. Здесь отметим, что метан легче воздуха, поэтому в случае утечки он не скапливается в машине, а поднимается вверх. При этом для взрыва газа в машине необходима большая концентрация — от 5 до 16 процентов.
Производители проводили много тест-драйвов столкновения машин для получения взрыва ГБО на авто (видео легко найти в Интернете). При этом удар был направлен как раз в заднюю часть, где установлен баллон. В процессе удара ничего не разорвалось. Наоборот, баллон выступил в качестве дополнительного буфера.
Как обезопасить себя от взрыва
Чтобы не взорвалось ГБО в машине, важно придерживаться нескольких простых правил. Базовые моменты:
- Выбирайте только качественную аппаратуру и отдавайте предпочтение проверенным установщикам с сертификатами и опытом.
- Проходите периодическое тестирование на СТО в плане настройки / обслуживания.
- В процессе заправки следите, чтобы работники использовали нужный газ и не заполняли емкость свыше положенного объема.
- Регулярно осматривайте состояние системы и проверяйте магистрали на факт утечки с помощью мыльного раствора. Это желательно делать между периодическими обслуживаниями на СТО.
- При появлении запаха остановитесь, заглушите двигатель и закрутите вентиль подачи. После этого проверьте салон, перейдите на бензин и езжайте до ближайшей СТО. В идеале желательно определить причину неисправности, и, если она серьезная, вызвать эвакуатор.
- Перед эксплуатацией ознакомьте с правилами пользования баллоном и системой в целом.
Теперь вы знаете, возможен ли взрыв ГБО в машине, и в каких случаях вероятность возрастает. По статистике такие случаи происходят крайне редко и то из-за невнимательности водителя или грубых ошибок установщиков. В комментариях поделитесь опытом, связанным с утечкой газа и риском взрыва газобаллонной аппаратуры в машине.
Источник https://wheelnews.ru/statistika-vozgoraniya-avtomobiley-na-gazu-i-na-benzine/
Источник https://gbo-time.com/pochemu_vzrivaytsa_gazovie_balloni_gbo
Источник https://avtodigitals.ru/vzryv-gbo-v-mashine/