Что такое масложор: почему двигатель расходует масло

Масложор двигателя: 5 основных причин

Двигатель – самый дорогой узел любого автомобиля, а его «здоровье»- ключевая задача каждого автовладельца. Особенно в нынешние времена, когда покупка новой машины становится все более недоступной авантюрой. Расход масла всегда и всеми считался симптомом скорой смерти силового агрегата. Именно ремонт ДВС в трех случаях из четырех становился причиной вынужденной продажи авто. Но так ли страшен черт, как его малюют? Matador.tech разобрался в вопросе и пришел, о чудо, к утешительным выводам.

У каких машин бывает масложор

Российский автопарк стар – средний возраст автомобиля в наших широтах перевалил через 13 лет. А новые автомобили появятся у россиян очень не скоро: даже если автопроизводители, что маловероятно, сумеют быстро решить вопрос дефицита запчастей для сборки и прочие логистические задачи, официальные дилеры вряд ли откажутся от задранных цен и будут продавать машины втридорога еще долго. В этой ситуации автовладельцам останется лишь один путь – выжать из имеющегося транспорта последние соки, чтобы «дожить» до стабилизации обстановки на рынке.

Но что выжимать, если двигатель жрёт масла в сопоставимых с горючим объемах и явно нуждается в ремонте? Переборка даже в относительно спокойные и стабильные времена была дорогим удовольствием, а с сегодняшними ценами, вызванными опять же дефицитом, на рынке запчастей стала и вовсе чудовищным ударом по семейному бюджету. Ответ, честно говоря, прост: перед тем как подписать очередной договор с банком на предоставление потребительского кредита на кабальных условиях, стоит выяснить, куда же уходит масло. Ведь в его недостаче далеко не всегда виновата цилиндропоршневая группа.

Фокус в том, что сжигание масла всегда приводит к образованию черного и чрезвычайно «ароматного» дыма из выхлопной трубы. Именно он – верный индикатор износа поршней и цилиндров. А коли его нет, но масло уходит, нужно искать истинную причину. А таких в любом автомобиле может быть немало.

Поддон картера

Россияне очень любят поспорить относительно необходимости установки защиты картера – огромного листа железа, закрывающего нежное брюшко ДВС от «специфик» русской дороги. Но забывают о главном – о самом поддоне картера. «Тазик», в котором хранится масло и стоит масляный насос, регулярно страдает, причем не только от «прямого вмешательства».

Начать стоит с того, что далеко не все мастера способны поменять масло в двигателе без последствий. Например, переусердствовав с затяжкой пробки, можно запросто получить трещину в том самом картере, заварить которую без последствий не выйдет. Глупость или неряшливое отношение к чужому транспортному средству приведет к большой проблеме: масло будет вытекать медленно, так что «масленка» на приборной панели загорится не сразу. Хорошо, если водитель ее вообще заметит.

Вышеописанное стоит в большей степени отнести к алюминиевым картерам – привет, Honda – тогда как многие автопроизводители устанавливают железные. Вроде как надежнее, но тут беда приходит из другой области – ржавчина. Дорожные реагенты, тотальное непонимание и непризнание комплексной мойки с очисткой днища авто и отказ от мовилей всех мастей приводит к могучей коррозии, которая достаточно быстро справляется с тонкими стенками поддона картера. Три-пять лет в Первопрестольной, и он сгнивает до дыр.

Обнаружив под местом вечернего «постоя» характерные пятна, нужно проверить не только количество жизненно важной смазки, но и причину ее течи. Поможет та самая защита картера: если на ней есть следы, то, скорее всего, поддон свое отслужил. Для более точно диагностики нужен будет подъемник или простая гаражная «яма».

Датчики

Даже очень давно разработанный двигатель оснащен некоторым количеством датчиков, позволяющих упростить его содержание и обслуживание. Температурные, расположения «колена» и распредвалов, масляные и многие другие. В России их принято менять по мере выхода из строя: обслуживать, чистить и приводить в порядок начинают только в том случае, когда что-то перестает работать.

«Дедушкина» методика особенно опасна для хрупких современных ДВС, но способна привести в состояние металлолома и более надежные, старые моторы с огромным ресурсом. Простая резиновая прокладочка, которая опоясывает многие из датчиков, изнашивается, естественно, намного быстрее, чем сам агрегат. Изнашивается и начинает пропускать.

датчик давления масла

Хороший пример – датчик давления масла, который в случае неисправности зажигает ту самую «масленку» на экране и предостерегает водителя от дальнейшей эксплуатации автомобиля. Износ прокладки приводит к подтеканию из-под него масла, а копеечная деталь запросто становится причиной исхода до 300-500 мл смазки на пару тысяч километров. Новая деталь обойдется в несколько тысяч, а если причина только в уплотнителе – то в несколько сотен рублей. И никаких переборок не потребуется.

Прокладка ГБЦ

Самой распространенной причиной повышенного «расхода» масла является течь прокладки головки блока цилиндров. Многие ошибочно вычеркивают ее из списка, не обнаружив характерных следов на лицевой части блока, забыв при этом осмотреть обратную часть мотора. Зеркальце в помощь!

Юмор ситуации заключается в том, что многие автопроизводители внесли замену прокладки ГБЦ в регламентные работы: например, на многих моделях Mitsubishi ее должны менять во время очередного ТО. Однако никто этого не делает – накладно, да и не трогай, пока работает. Замена прокладки требует частичной разборки движка, снятия крышки и головки блока цилиндров, отсоединения коллектора и прочих работ. Более того, запасная деталь, если она оригинальная, обычно стоит как чугунный мост. Поэтому и «не трогай».

Такая тактика приводит не только к попаданию антифриза в масло, но и к обильным течам, которые вообще-то не очень полезны для двигателя. Мотор покрывается шкурой грязи – к вытекшему масло прилипает все, что попадает под капот, что в свою очередь приводит к постоянной работе в режиме перегрева. А там уже совсем другие «картинки».

Перегрев мотора

Обслуживание системы охлаждения двигателя в нашей «богатой» стране происходит только в случае ее повреждения или выхода из строя. Накину на вентилятор: в трех случаях из четырех сервис и ремонт заключаются в заливке очередной «стоп-течи», добавлением «охлаждайки» и продолжением эксплуатации.Не поверите, но россияне готовы даже воспользоваться древним сантехническим лайфаком и засыпать в радиатор горчицы, лишь бы поехать дальше. С батареей такой подход возможен, а вот с мотором – нет.

Более того, многие российские водители, обнаружив течь или недостачу антифриза, без зазрений совести доливают водички из лужи – деды делали, а чем мы хуже – и продолжаютпоездку. Причем о состоянии жизненно-важного узла любого ДВС судят по наличию ОЖ в бачке, который, как известно, не пополняет систему антифризом, если в ней есть течь. Расширительный бачок справляется со своими обязанностями исключительно в том случае, если контур герметичен.

Что там придумал немецкий или японский инженер, никого не волнует – нам надо. И точка. Как результат, двигатель начинает работать в режиме постоянного перегрева, масло, что естественно, угорает в геометрической прогрессии. В таком случае расход «смазки» запросто может достичь космических объемов при полной работоспособности ЦПГ.

Пару слов о термостате. Обычно это аналоговый механизм, который открывается механически при достижении охлаждающей жидкости определенной температуры. Проверяют его просто: кладут в кастрюлю с горячей водой и включают конфорку. Если вода закипела, а он не открылся – пора менять. Неисправный термостат приведет к постоянной работе мотора в режиме прогрева, что приведет не только к повышенному расходу масла, но и к подъему топливного аппетита.

Маслосъемные колпачки и кольца

Город, особенно если речь идет о столицах и прочих мегаполисах, – это тяжелые условия эксплуатации, ничем не отличающиеся от битвы с черноземом и освоений болот да топей. Двигатель сотни часов в год работает «на холостую», работает в перегреве, не охлаждаясь встречным потоком ветра через радиатор.

В таком режиме повышенную нагрузку испытывают маслосъемные колпачки и кольца, которые дубеют и залегают, покрывшись коксом, соответственно. Недаром в любом мануале мелким шрифтом написано, что рекомендуется сократить сервисный интервал вдвое, если вы ежедневно стоите в пробках. Впрочем, это ведь никто не читает.

Пройдя по списку и найдя ни одного подтека, можно смело записываться на «вскрытие». Причина повышенного «ужора» лежит внутри двигателя, но диагностировать ее можно, лишь осмотрев «поле боя». Если это действительно колпаки и кольца, то можно существенно сократить стоимость ремонта ДВС: такая операция обойдется в 10-30 тысяч, тогда как комплексный ремонт всегда оценивается в шестизначную цифру.

маслосъемные колпачки

Кстати, во всемирной паутине есть множество способов и методик по раскоксовке без разбора. На ранней стадии это действительно может выручить, но всегда стоит помнить, что отделившийся от детали камень – а это очень твердый, практически неразрушимый осадок от сгоревшего масла – может здорово навредить мотору, если попадет в камеру сгорания. Те самые задиры – это оно. Так что принимая решение о безразборной чистке двигателя, стоит очень внимательно почитать профильные ресурсы: выдержит ли ваш мотор такую профилактику и каким именно средствам стоит доверить задачу.

Многие двигатели внутреннего сгорания должны потреблять моторное масло, так уж они созданы. Причем объем сжигаемой смазки бывает очень разный: старые моторы могут поглощать целый стакан на тысячу километров «по заводу». Однако повышенный расход ГСМ – это всегда симптом неисправности, с которым нужно разбираться. И чем быстрее – тем дешевле. Иначе ремонт обойдется столь же необоснованно дорого, сколь и покупка нового автомобиля.

Впрочем, решение всегда за собственником. Судя по состоянию машин на вторичном рынке, у нас предпочитают переложить проблему на чужую голову, параллельно надеясь, что сосед, продающий свою подержанную машину, поступил иначе.

Читать статью  Моторное масло для дизельных двигателей грузовых автомобилей

Двигатель авто ест масло причины

Что такое масложор: почему двигатель расходует масло

Алексей Федоров
автомеханик со стажем

Кроме топлива в пункт расходников может добавиться и моторное масло. И не в плане его объема при техническом обслуживании, а в виде литровой канистры, которая всегда с собой.

Расскажем, какой расход масла можно считать естественным угаром, а какой — причиной обратиться в сервис.

Что вы узнаете

  • Какой расход масла можно считать нормой
  • Признаки проблем с расходом масла
  • Причины повышения расхода масла
  • Чем опасен масложор

Рассылка для автолюбителей и тех, кто подумывает ими стать

Главное о том, сколько стоит владеть машиной, к чему быть готовым и как отстаивать свои права, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Норма расхода масла

У официальных дилеров. Позиция автопроизводителей и официальных дилеров допускает расход масла 0,5—0,7 л на 1000 км. Звучит странно: получается, 5—7 литров масла за 10 000 км. На деле такого расхода у новой исправной машины не будет: это производитель перестраховывается на случай, если автомобиль будут эксплуатировать в агрессивном режиме. Например, часто крутить двигатель в отсечку на светофорах или постоянно ездить с перегрузом.

Допустим, клиент жалуется на расход масла. В сервисе первым делом осмотрят двигатель на предмет течи. Если ее нет, будут менять масло, но не совсем стандартно, масляный фильтр не меняют. Вот как все происходит:

  1. Подключают диагностический прибор. Это важно, чтобы на заводе-изготовителе были уверены, что машина не подставная, что нет ошибок в электрике, в программу ЭБУ никто не вмешивался и все работает штатно.
  2. Новое масло взвешивают, перед тем как залить.
  3. Заливают новое масло.
  4. Пломбируют крышку маслозаливной горловины, щуп и сливную пробку на поддоне двигателя.
  5. Все данные — вес масла, параметры и VIN машины — вносят в протокол и отсылают автопроизводителю.
  6. Клиента отправляют на тестовую поездку — обычно это 1000 км.
  7. Через 1000 км масло сливают и снова взвешивают.
  8. Новые данные также вносят в протокол.
  9. Программа пересчитывает вес масла в объем и выдает фактический расход масла на 1000 км.

Если этот показатель ниже предусмотренного заводом-изготовителем, в ремонте по гарантии откажут.

Процедуру замены масла оплачивает клиент. И даже если случай гарантийный, вряд ли получится вернуть деньги в чистом виде. Завод редко компенсирует процедуру диагностики, а вот дилер может проявить лояльность и учесть сумму как аванс для следующего ТО или сделать скидку на какие-нибудь работы.

Руководство по эксплуатации Volkswagen Jetta VI 2012 года выпуска. Допустимый расход масла — 1 л на 2000 км, то есть 0,5 л на 1000 км

В народе. Есть мнение, что исправный мотор вообще не должен потреблять масло — ни грамма от замены до замены. На деле же большинство людей покупают масло на замену с запасом в 0,5—1 л и оставляют его на долив. Одни так и ездят с ним год, а после использует для замены, другие подливают по мере расхода и за промежуток между ТО используют вплоть до литра. Вопросы возникают, когда этот литр кончился, а до замены еще далеко.

Многое зависит от подхода к обслуживанию машины. Опытные автовладельцы с современными турбированными двигателями меняют масло с интервалом 5000—7000 км. Они могут не заметить, что двигатель потребляет масло.

Но потом эту машину купит кто-то другой, будет обслуживать ее по регламентам для европейского рынка — каждые 12 000—15 000 км — и будет жаловаться на расход масла.

Признаки проблем с расходом масла

Индикация уровня масла. На некоторых современных автомобилях нет щупа, но есть датчик уровня и температуры масла. При низком уровне на приборной панели загорится масленка желтого цвета.

Не стоит паниковать, когда увидите ее впервые: это может произойти как после ТО, так и незадолго до него, если делаете его раз в 15 000 км. Вероятно, масло при замене залили не до максимума. Такое бывает, если уровень проверяли до запуска двигателя с незаполненным масляным фильтром. Достаточно откорректировать уровень, и индикация погаснет. На некоторых автомобилях индикация гаснет только после того, как капот откроют и закроют — то есть по сигналам с концевика капота. Если концевик неисправен, индикация может не погаснуть.

От отметки min до max обычно помещается 0,5—1 л масла. Лучше доливать понемногу, по 100—200 мл , и проверять уровень на приборной панели или в настройках головного устройства.

Если же индикация загорается повторно в промежутке между заменами масла — следует задуматься. По возможности запомните или запишите объем масла, который вы долили, и пробег. Так же сделайте при повторной индикации. При обращении в сервис у вас будут данные о расходе масла, это поможет при диагностике неисправности.

Индикация уровня масла в меню головного устройства Volkswagen Touareg 2013 года

Низкий уровень масла на щупе. На бюджетных авто вряд ли будет датчик уровня, но точно будет механический щуп. Уровень масла, как и других технических жидкостей, необходимо проверять не только при замене, но и хотя бы раз в пару недель. Даже если нет проблем с масложором — может потечь сальник или прокладка. Напомним, что проверять масло нужно на прогретом двигателе через 3—5 минут после того, как вы его заглушили. Проверка уровня после ночной стоянки даст неверный результат: на холодную на щупе может быть ниже середины уровня, при прогреве — максимум.

При подозрениях на расход масла в первую очередь стоит осмотреть двигатель на предмет течи — как сверху, так и снизу. В идеале — найти эстакаду или обратиться в сервис и снять защиту ДВС, чтобы все было видно.

Если течи нет, нужно запомнить или записать пробег и количество добавленного масла. На щупе нет отметок с объемом, ориентироваться нужно по меткам на канистре.

Дым при работе двигателя. Кроме уровня масла нужно обращать внимание на дым из выхлопной трубы на прогретом двигателе, в идеале — после продолжительной поездки. Это исключит появление белого пара из-за конденсата в выхлопной системе, который можно перепутать с дымом от угара масла. Различить их несложно: пар быстро рассеивается и не пахнет. Густой белый дым от угара масла будет слоями висеть в воздухе и характерно пахнуть гарью.

Посмотрите на выхлоп как на холостых оборотах, так и при нажатии на педаль газа. Густой дым — признак серьезной проблемы. Но и выхлопные газы без оттенка и запаха — не гарантия, что двигатель исправен. Масло в небольшом объеме может сгорать почти полностью и не дымить.

Повышение компрессии. При замере компрессии учитывают не фактические показатели, а разницу давления по цилиндрам. Например, по рекомендациям концерна VAG разница не должна составлять более 3 бар, но не менее 7 бар по бензиновым двигателям. Дизельные замеряют редко: сложно выкрутить свечи накаливания.

Компрессия может быть как слишком низкой для конкретного двигателя, так и завышенной. Завышенная компрессия в этом случае косвенно указывает на масложор: на стенках цилиндров остается много масла, которое становится дополнительным уплотнением для поршневых колец, компрессия возрастает. Но происходит это лишь при замере, потому что двигатель крутят стартером на невысоких оборотах и масло на стенках цилиндра не сгорает, воспламенения нет. Если во время замера не отключить топливную рампу, то масляную пленку может смыть топливом — тогда показатели будут низкими.

В 2021 году покупал Volkswagen Jetta 2008 года: машина нужна была ненадолго, денег было мало. Перед покупкой диагностировал все, в том числе проверял компрессию. Вместо стандартных для мотора 10 бар выдало 12—13 бар. Разницы по цилиндрам не было, но диагност сразу же обрадовал меня вероятным масложором. И оказался прав: расход составлял 200—300 мл на 1000 км.

Раскоксовку в случае с этим двигателем делать не было смысла, а разбирать его и менять маслосъемные кольца не было никакого желания. В итоге я продал авто через 10 месяцев, как и планировал. Масло и расходники использовал исключительно оригинальные.

Белый налет на свечах. Признаком потребления масла могут быть следы на свечах зажигания. Если на них отчетливый белый налет — значит, есть и расход масла. Один из продуктов горения масла — зола. Она и оседает на стенках камеры сгорания, в выхлопной системе, на свечах. Из всего этого легко посмотреть и оценить состояние двигателя можно по свечам. Но и тут не всегда все гладко: опытные перекупщики не скупятся на новые свечи перед продажей — по ним вряд ли удастся что-то заметить.

Белый налет на свече зажигания. Источник: arcticphotoworks / Shutterstock

Причины повышения расхода масла

Причина № 1. Обкатка двигателя. Если машина новая или мотор после капитального ремонта, стоит придерживаться спокойного стиля езды: избегать нагрузок и высоких оборотов. В это время новые детали прирабатываются друг к другу. При этом может возникать как небольшой износ деталей, так и слегка повышенный расход масла. Во время приработки зазоры в цилиндро-поршневой группе и в газораспределительном механизме могут незначительно отличаться от номинальных, что повлияет на расход масла.

После 1500—3000 км следует заменить моторное масло и масляный фильтр, чтобы убрать из мотора продукты износа от притирки деталей. Их может и не быть либо они будут очень мелкие и незаметные, но иногда дело доходит до явной стружки в поддоне или в масляном фильтре. В любом случае масло надо заменить: бывают даже случаи, когда на заводе заправляют масло неподходящей спецификации. Особенно это касается машин, ввезенных по параллельному импорту. В двигателе Тойоты из Эмиратов масло, рассчитанное на жару: если планируете ездить на такой машине по Архангельской области, подберите подходящее масло.

Причина № 2. Разрушенный катализатор. Нередко на современных автомобилях катализатор расположен сразу за выпускным коллектором, а иногда это вообще одна деталь. Это обусловлено экологическими требованиями: так катализатор быстрее прогревается и выходит на рабочий режим.

При определенных условиях отработавшие газы из выхлопной трубы могут попадать обратно в цилиндры. Если катализатор близко и начинает разрушаться, то твердые частицы керамики попадают в цилиндры и повреждают их стенки. На этой поверхности есть специальные мелкие поперечные риски — хон. Он помогает удержать масляную пленку на поверхности цилиндра — там, где ходит поршень. Если на ней появятся задиры или выработка, то поршень будет прилегать к цилиндру не так плотно, как необходимо. Равно как и маслосъемное кольцо поршня. При этом снижается компрессия и вырастает расход масла.

Хон на внутренней поверхности цилиндров. Источник: Dima Aletskyi / Shutterstock Volkswagen Polo с двигателем 1,6 л. Выпускной коллектор интегрирован в головку блока цилиндров, катализатор расположен рядом, на выходе из ГБЦ

Причина № 3. Особенности эксплуатации. Многие автолюбители предпочитают размеренный режим вождения, без резких стартов и высоких скоростей. Двигатель при этом работает в диапазоне 1500—3000 оборотов , расход топлива маленький, нагрузки нет — казалось бы , все идеально. Но инженеры при разработке двигателя учитывают все возможные варианты его эксплуатации: например, высокие нагрузки в горной местности или езду с прицепом.

Читать статью  Как правильно подобрать нужное моторное масло для автомобиля?

Один из важных параметров работы двигателя — самоочищение деталей при определенных режимах. По большей части речь о маслосъемных кольцах. При оборотах в 1500—2000 масло в них со временем закоксовывается, забивает каналы. А маслосъемное кольцо перестает выполнять свою главную функцию — масло остается на стенках цилиндра и сгорает при работе двигателя. При эксплуатации автомобиля во всем диапазоне оборотов кольца разогреваются в достаточной степени и масляные отложения в них выгорают.

Поэтому те, кто ездит активно, часто не сталкиваются с повышенным расходом масла, а вот спокойные водители к 130 000 км — очень даже могут.

Постоянные высокие нагрузки и обороты, близкие к красной зоне тахометра, тоже провоцируют расход масла. При таких нагрузках неизбежно растет температура, а при сильном нагреве масло теряет свои свойства и становится жидким как вода. В этом случае маслу проще попасть в камеру сгорания — через поршневые кольца и в виде взвеси через вентиляцию картерных газов.

Причина № 4. Особенности конструкции двигателя. Масложор редко можно назвать особенностью. Чаще это проблема, требующая достаточно дорогого решения. Тем не менее встречаются крайне неудачные двигатели. Стремясь облегчить конструкцию и вписаться в нормы экологии инженеры допускают просчеты, касающиеся режима эксплуатации.

Примерно так было с моторами концерна VAG второго поколения 1.8 и 2.0 TSI первой ревизии. Облегченный поршень, тонкое маслосъемное кольцо. Где-то на бумаге, на чертеже, может быть, и был реализован процесс самоочищения этого кольца при конкретных режимах работы, но на деле спокойные и бережливые владельцы получали масложор уже к 60 000 км пробега.

Концерн тогда не признал вины и не запустил отзывную кампанию, многие автовладельцы не смогли добиться гарантийного ремонта: расход не превышал 0,5 л на 1000 км. Лишь немногим удалось обратиться с большим расходом на пробегах ближе к 100 000 км. Гарантия распространяется до 120 000 км. Тем, у кого она кончилась, предлагали куланц — это когда часть стоимости запчастей и работ оплачивает завод. Цены на работу и запчасти различаются от случая к случаю.

Причина № 5. Расходные материалы. Качество моторного масла и его соответствие спецификации завода-изготовителя — отправная точка для обсуждения проблемы. Масло, которое выбрал и заливает клиент, может быть дешевле, дороже, хуже или лучше, но для объективности используют только то, что предоставляет завод. Поэтому при обращении по гарантии расход измеряют только на оригинальном масле.

Не стоит выбирать более густое масло, тем более при наблюдениях. Это может решить проблему на некоторое время, но начавшийся износ никуда не денется, а последующий ремонт станет дороже.

Масла разных производителей с одними и теми же допусками и вязкостью могут по-разному влиять на масложор. Так, с более дешевым маслом расход может составлять 0,3 л на 10 000 км, а с более дорогим 0—0,1 л. К сожалению, цена не всегда показатель качества. Ориентироваться стоит на информацию о масле на сайте продавца, на форумах или на личный опыт. Можно спросить совета у таксистов, у которых пробег за месяц составляет примерно 10 000 км, масло они меняют порой чаще, чем раз в пару месяцев.

Важную роль играет и воздушный фильтр. Низкая пропускная способность, которая возникает при засорении фильтра или его плохом качестве, тоже может спровоцировать масложор. Дело в вентиляции картерных газов, которые не выбрасываются наружу, а перенаправляются во впускной тракт. Если воздушный фильтр забит, то во впуске будет создаваться сильное разряжение, двигатель начнет засасывать картерные газы интенсивнее, а вместе с ними и пары масла.

Причина № 6. Износ деталей двигателя. Если двигатель сухой и чистый снаружи, то не значит, что все в порядке внутри. Вот что может износиться.

Уплотнения в картридже турбины. Вал турбины вращается в масляной ванне, смазка подается под давлением. Уплотнительные кольца вала изнашиваются, как и любая другая деталь, по мере пробега, но резкий сброс газа или остановка двигателя после продолжительной поездки немного ускорит этот процесс.

Со стороны горячей части турбины всегда есть давление выхлопных газов, которое не дает маслу попасть в выхлоп по валу турбины. А вот со стороны холодной части присутствует разряжение, которое создает компрессорное колесо на участке от воздушного фильтра до турбины. Из-за этого масло попадает во впускной коллектор, а затем и в цилиндры двигателя.

Маслосъемные колпачки клапанов не дают маслу попадать в цилиндры с распредвалов, рокеров и самих клапанов. С виду это небольшие резиновые сальники с металлической обоймой и пружиной. Со временем резина дубеет, хуже прилегает к оси клапана, и масло начинает попадать в камеру сгорания.

Маслосъемные поршневые кольца снимают излишки масла со стенок цилиндра. Они забиваются масляными отложениями и со временем все хуже справляются со своей задачей — излишки масла остаются на стенках и сгорают вместе с рабочей смесью.

Маслоотделитель фильтрует большую часть масла в картерных газах, перед тем как они попадут во впускной коллектор. Если он выйдет из строя, то содержание масла в картерных газах значительно повысится, и все это будет также попадать во впускной коллектор.

Чем опасен масложор

Расход масла — это не только головная боль, финансовые затраты и белый дым из выхлопной трубы. В первую очередь страдают катализатор или сажевый фильтр, которые забиваются продуктами горения и не сгоревшими частицами масла. Со временем падает мощность, двигателю не продохнуть, когда катализатор забивается окончательно.

На дизельных двигателях при высоком расходе масла есть опасность, что мотор уйдет в разнос. Дизель работает и регулируется за счет подачи топлива, масло — тоже горючий материал и при достаточном количестве, смешиваясь с воздухом, воспламеняется при сжатии. Вот как это происходит:

  1. Изнашивается картридж турбины.
  2. Во впуск начинает лететь масло.
  3. В цилиндре масло смешивается с воздухом и начинает самовоспламеняться при сжатии.
  4. Двигатель получает нерегулируемое количество такого топлива из-за неисправной турбины и набирает обороты.
  5. Давление выхлопных газов раскручивает турбину быстрее, во впуск попадает все больше масла — круг замкнулся, мотор раскручивается до максимальных оборотов.

Заглушить его можно только перекрыв подачу воздуха — при низком содержании кислорода смесь перестает воспламеняться. Либо дождаться, пока кончится масло и мотор заклинит.

Из-за неисправности турбины или вентиляции картерных газов масло может скапливаться во впускном тракте: во впускном коллекторе, патрубках, интеркулере. При таких скоплениях есть риск гидроудара — рано или поздно это масло засосет в цилиндры.

Запомнить

  1. Старайтесь покупать моторное масло у проверенных поставщиков.
  2. При подозрении на масложор запоминайте или записывайте объем долива и пробег.
  3. Расход в 0,3—0,5 л между ТО — вполне нормально. Задуматься стоит при расходе в 1 л и более.
  4. Не спешите капиталить двигатель: проблема может быть с турбиной, вентиляцией картера или с качеством масла.
  5. При явных признаках вроде густого белого дыма не затягивайте с ремонтом: чем дольше вы не решаете проблему, тем дороже это обойдется.

Большой расход масла в двигателе: причины, следствие, диагностика

Большой расход масла в двигателе. Поможет Супротек

Большой расход масла — сокращение объема масла в двигателе, вследствие его сгорания в цилиндро-прошневой группе, происходит, когда маслосъемные кольца не справляются со своими задачами и оставляют значительное количество масла в камере сгорания. Повышенный или большой расход масла в двигателе — явление распространенное и потому вызывает интерес большинства автолюбителей. Сначала всех интересует: что считается повышенным или большим расходом масла? Затем: почему такой расход масла? И последний вопрос: что делать?

Используйте качественное масло Супротек Атомиум:

Синтетическое моторное масло «Suprotec Atomium» 5W-30 4л, 1 л.

Синтетическое моторное масло классом вязкости 5W-30. Покупайте масло с гарантией производителя.

Повышенный или большой расход масла в двигателе — явление распространенное и потому вызывает интерес большинства автолюбителей. Сначала всех интересует: что считается повышенным или большим расходом масла? Затем: почему такой расход масла? И последний вопрос: что делать?
Начнем по порядку.

Что считается повышенным или большим расходом масла?

Содержание статьи:

  • Что считается повышенным или большим расходом масла?
    • Почему большой расход масла?
    • Отзыв о применении моторного масла
    • Что делать при большом расходе масла?
    • Большой расход масла. Как поможет СУПРОТЕК?

    Для большинства не форсированных и среднефорсированных двигателей (отношение мощности к рабочему объему двигателя не более 70 – 75 л.с./л) нормальным считается такой расход масла на угар, при котором уровень масла в картере за срок его службы снижается от верхней до нижней метки щупа. Высокофорсированные двигатели общего назначения (не спортивные) для сохранения приемлемого ресурса конструируют так, чтобы улучшить смазку и отвод тепла ключевых деталей Цилиндро-поршневой группы (ЦПГ), что сопровождается повышенным расходом масла на угар. Например, для большинства двигателей V6 и V8 производитель допускает расход масла на угар до 1 литра на 1000 км. То есть за 10 тыс. км 10 литров масла, а это в 1,5 — 2 раза больше объема масла в картере. На самом деле, автопроизводитель подстраховывается.

    «. Пока машина на гарантии, проблем нет – загнал ее на фирменный сервис, там и зальют то масло, которое предписано именно этому мотору. Однако, даже когда гарантия закончилась, а цены на фирменной СТО кусаются, масло все равно менять надо. Путь – в магазин! Что же там купить, чтобы помочь двигателю, а не сделать его жизнь сложнее. «

    Расход масла на угар сильно зависит от режима эксплуатации. Работа двигателя на режимах близких к номиналу сопровождается кратным увеличением расхода масла. Городской цикл эксплуатации с частым торможением двигателем приводит к «подсасыванию» масла через направляющие клапанов. Поэтому если эксплуатировать двигатель на одном из этих или смешанном режиме, то и получится 1 литр на 1000 км, а если больше загородной умеренной езды, то выйти, может 0,1 литр на 1000 км.

    Почему большой расход масла?

    Большой или повышенный расход масла бывает по следующим причинам:

    • Некачественное масло;
    • Повышенный износ ЦПГ;
    • Потеря подвижности маслосъемных колец;
    • Неработоспособные маслосъемные колпачки;
    • Неисправна система вентиляции картера;
    • Протечки масла через не плотности;
    • Выброс масла в выхлопную трубу через турбину;
    • Выброс масла в систему охлаждения.

    img-4e14c82761604c70920dc18dccad2720.png

    img-2d980fb40df362629a7ede039ed0a9af.jpg

    img-a4e04d4bba29abd3f36bcc232953b4d9.jpg

    img-894d2efe163774966f5afa8bbee7e1b2.jpg

    Некачественное масло может быть откровенной подделкой, начиная от смеси минеральных масел без присадок, и до замены бренда на дешёвый товарный продукт. Еще масло может быть не правильно подобрано для конкретного двигателя, окружающей среды и режима эксплуатации. Как правило, завод изготовитель дает региональные рекомендации применения масла, и, как правило, своего же бренда. Можно использовать масло такого же качества и дешевле, но надо быть уверенным в поставщике или сдавать масло на анализ.

    «Масло для автомобиля — наиболее востребованный и необходимый продукт из всего ассортимента расходных материалов для машины. При этом конкуренция среди производителей невероятно высока. По примерным подсчетам, сейчас существует более полтысячи масляных брендов. Любой автолюбитель рано или поздно сталкивается с проблемой выбора правильного и подходящего для его машины материала. При выборе моторного масла неправильно ориентироваться только на общепринятые международные классификации – SAE и API. «

    Диапазон расхода масла для исправного двигателя с различными по качеству маслами может быть очень широким. Но главное тут даже не расход масла на угар, а последствия эксплуатации двигателя на некачественном масле. Некачественное масло может не только быстрее выгорать со стенок цилиндра, но и оставлять больше нагара и лаковых пленок, которые появляются от повышенной деструкции (разрушения) масла. Низкие моющие и диспергирующие свойства приводят к плохому выводу продуктов нагараообразования из зоны трения и повышению абразивного изнашивания деталей трения. А низкие щелочные и антикоррозионные свойства приводят к интенсивным коррозионному изнашиванию. В результате появляется вторая и третья причина повышенного расхода масла. И это тоже связано с угаром.

    Повышенный износ деталей цилиндропоршневой группы влияет на увеличение расхода масла на угар, в основном, из-за увеличения зазора маслосъемных колец в поршневой канавке. Остальные факторы ЦПГ при сохранении подвижности и упругости колец малозначимы. Большой зазор в канавке обеспечивает перекачку масла как объемный насос. При движении поршня вниз кольцо снимает масло и пропускает под себя. При движении поршня вверх кольцо упирается в нижнюю кромку канавки и переталкивает масло с задней стенки вверх. Порция масла готова к сгоранию. Если масло интенсивно горит и нагары не смываются и не выводятся с деталей ЦПГ рано или поздно кольца «закоксуются». При этом, они перестают выполнять свои функции: компрессионные – обеспечивать нужный заряд окислителя в камере сгорания, маслосъемные – снимать масло. При чем, сначала «залягут» маслосъемные кольца, так как нагар здесь более «замасленный».

    img-93f56b9a7bfb36ad34fbb7912179a20d.jpg

    img-e2e7326554887c8cb890599c73d329eb.jpg

    img-20e76d2188ae018a325e535d041af4ad.jpg

    Закоксованная деталь двигателя

    Оба эти процесса интенсификации угара масла (износ и «закоксовка») циклически ухудшают условия работы двигателя вплоть до катастрофического состояния, когда двигатель не запускается или прогорают клапана и часть цилиндров не работает. В процессе эксплуатации маслосъемные колпачки (сальники клапанов) подвергаются воздействию температуры, что приводит к потере упругости. Кроме того, абразивные частички в масле (карбоны от нагара) изнашивают уплотнительные поверхности колпачков, так же как и направляющие и штоки клапанов.

    Таким образом, ресурс этого узла сильно зависит от режима эксплуатации (перегрев двигателя) и качества масла (противоизносные свойства и абразивный износ). Любая система вентиляции картера, не зависимо от конструкции, должна обеспечить допустимую концентрацию прорвавшихся отработавших газов в картере с целью защиты масла от окисления и загрязнения, и снижения давления в картере с целью предотвращения выдавливания масла через уплотнения.

    По определению с картерными газами выходят и пары масла, концентрация которых зависит от температуры масла, то есть от режима работы двигателя и эффективности охлаждения масла.

    Пары масла задерживаются на маслоотбойниках и стекают обратно в картер. При длительной эксплуатации двигателя с грязным маслом и с большим прорывом газов в картер поверхности маслоотбойника постепенно загрязняются смесью продуктов неполного сгорания топлива, нагаров, отложений, элементов деструкции масла и других осадков.

    Несмотря на увеличение скорости потока газов и паров масла со снижением проходного сечения маслоотбойника, эффективность «отбоя» масла снижается. Связано это с тем, что принцип отбоя масла заключается в резком развороте потока на острых кромках барьеров, а именно они загрязняются в первую очередь.

    Синтетическое моторное масло «Suprotec Atomium» 5W-30 4л, 1 л.

    Синтетическое моторное масло классом вязкости 5W-30. Покупайте масло с гарантией производителя.

    Отзыв на моторное масло:

    Денис, Новосибирск

    Хендай Туксон

    Очень доволен качеством и сервисом(как упакован товар)покупкой, до этого использовал масло 5w40 проехав 8000 тысяч километров при заводе двигателя появился посторонний шум,после консультации с мотористом приобрёл 5w30, вот практически месяц отъездил шума нет,очень доволен вашей продукцией,советую всем своим друзьям ваш сайт.

    Все отзывы товара Супротек Атомиум 5W30 >>

    При этом эффективность вентиляции снижается, увеличивается концентрация паров масла и, соответственно, увеличивается количество уносимого масла через маслоотбойник. Кроме того, растет давление в картере, что приводит к выдавливанию масла через не плотности. Это следующая причина большого расхода масла, но уже не связанная с угаром. Чаще всего не плотности образуются в сальниках по причинам: их низкого качества, изнашивания (грязное масло), неправильной установки и перегрева. Возможны так же протечки масла через прокладки при потере ими свойств и неправильной затяжке, при ударе картера, при нарушении герметичности мест установки датчиков и другие причины. Но все не плотности в основном проявляются при увеличении давления в картере, за исключением нарушения герметичности ГБЦ на блоке.

    Главный параметр моторного масла, по которому его необходимо подбирать к конкретному мотору – вязкость! О ней говорят цифры классификации по SAE (Society of Automotive Engineers). Наличие двух цифр, разделенных буквой W (например, 10W-40, 5W-30), говорит о том, что масло всесезонное, позволяет двигателю работать и зимой, и летом. При этом первая цифра определяет минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно будет провернуть. Так, например, масло 0W-40 должно прокачиваться при -35 С и выше, 15W-40 – при -20 С.

    Выброс масла в выхлопную трубу через турбину происходит, если в турбокомпрессоре выйдет из строя масляное уплотнение (сальник). Тогда масло, которое подается в этот турбокомпрессор под давлением для смазки подшипника, начнет поступать в выхлопную трубу и, естественно, там гореть, или просто вылетать из трубы. Ресурс этого сальника так же зависит от его первоначального качества, режимов работы (температуры) и качества масла. Выброс масла в систему охлаждения может произойти, если пробита та часть прокладки, которая находится между рабочими цилиндрами и отверстиями системы охлаждения. Причинами этого могут быть некачественная прокладка, неправильная затяжка или несоответствие плоскостей ГБЦ и блока.

    Что делать при большом расходе масла?

    Для удобства причину, следствие и диагноз большого расхода масла сведем в таблицу.

    Причина

    Следствие

    Диагностика

    Что делать

    1.Некачественное масло

    Повышенный угар масла;
    Высокое нагарообразование;
    Значительное загрязнение двигателя;
    Повышенный износ деталей трения;
    Снижение компрессии и качества сгорания топлива;
    Снижение ресурса масла;
    Потеря эластичности сальников;
    Выход из строя двигателя.

    Нагар на крышке горловины;
    Быстрое загрязнение масла;
    Метод «капельной пробы»;
    Экспресс-метод определения воды, вязкости, мех.примесей;
    Анализ в лаборатории масел.

    Заменить на масло, соответствующее двигателю и режиму эксплуатации;
    Обеспечить защиту ДВС по технологии СУПРОТЕК.

    2.Повышенный износ ЦПГ

    «Перекачка» масла маслосъемными кольцами;
    Повышенный угар масла;
    Высокое нагарообразование;
    «Закоксовывание» колец.

    Сизый дым на ходу с увеличением нагрузки или постоянно (кроме дизелей);
    Снижение компрессии.

    Восстановить техническое состояние по технологии СУПРОТЕК;
    Замена поршневой группы.

    3.Потеря подвижности маслосъемных колец
    («залегание», «закоксовывание»)

    «Перекачка» масла маслосъемными кольцами;
    Повышенный угар масла;
    Высокое нагарообразование;
    Со временем снижение мощности и приемистости;
    Увеличение расхода топлива.

    Сизый дым на ходу с увеличением нагрузки или постоянно (кроме дизелей);
    Снижение мощности и приемистости;
    Увеличение расхода топлива.
    При большом нагаре возможно повышение компрессии выше номинала.

    4.Неработоспособные маслосъемные колпачки

    Повышенный угар масла;
    Возможен прогар клапанов.

    Сизый дым на «перегазовках», затем на 5-ой – 10-ой «перегазовке» исчезает совсем (кроме дизелей);
    Удельный расход масла на трассе меньше, чем в городе.

    Заменить маслосъемные колпачки;
    Заменить направляющие и клапана.

    5.Неисправна система вентиляции картера

    Повышенный угар масла;
    Высокое нагарообразование;
    Повышенный износ деталей трения;
    Снижение компрессии и качества сгорания топлива;
    Снижение ресурса масла.

    Нагар на крышке горловины;
    Быстрое загрязнение масла;

    Произвести промывку системы вентиляции картера.

    6.Протечки масла через не плотности

    Повышенный расход масла;
    Замасливание машинного отсека и окружающей среды.

    Тест на бумаге — 20 минут – ни одной капли;
    Подтеки масла (кроме течи заднего сальника).

    При повышенном давлении газов в картере выяснить причину. Дале: пункт 2 или 5;
    Устранить не плотности.

    7.Выброс масла в выхлопную трубу через турбину

    Повышенный расход масла;
    Выход из строя турбины;
    Выход из строя катализатора.

    Выброс капель масла из выхлопной трубы на холодном двигателе (тест на бумагу на срезе трубы);
    Сизый дым из трубы на прогретом двигателе;
    Следы масла по стыкам (фланцам) выпускного тракта.

    Произвести замену сальника; Произвести ремонт или замену турбокомпрессора.

    8.Выброс масла в систему охлаждения

    Повышенный расход масла;
    Ухудшение качества охлаждающей жидкости;
    Ухудшение теплообмена;
    Попадание охлаждающей жидкости в систему смазки и потеря свойств масла;
    Гидроудар.

    Замасливание охлаждающей жидкости (помутнение, изменение цвета);
    Обводнение смазочного масла (пенится масло).

    Большой расход масла. Как поможет СУПРОТЕК?

    Очень большой расход масла бывает, когда прогорит поршень или пробит картер, но эти происшествия в комментариях не нуждаются. Ремонт двигателей, обработанных по технологии СУПРОТЕК при таких происшествиях обойдется «малой кровью», так как цилиндры (гильзы) и подшипники не пострадают. У дизельных двигателей сизый дым из трубы с запахом масла и топлива бывает при неработающем цилиндре. Тогда расход масла тоже большой. Причиной чаще всего бывает неисправная топливная аппаратура. Лечатся такие неисправности так же по технологии СУПРОТЕК как в смазочное масло для восстановления компрессии, так и дизельное топливо для восстановления топливных насосов.

    Присадка в моторное масло «Супротек Актив Плюс»

    Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.

    «. Составы «Супротек» — это новый класс композитных материалов, сложная комбинация ультрадисперсных минеральных порошков кристаллической структуры, обладающей «памятью». Попадая в зоны узлов трения деталей двигателя, под действием высоких давлений и температур составы «Супротек» формируют уникальный защитный слой и частично ( в некоторых случаях — полностью) восстанавливают геометрию поверхностей трущихся деталей. Таким образом, вместо дорогостоящего и занимающего несколько дней капитального ремонта вы можете восстановить основные узлы, затратив несколько часов!»

    img-8d7e12fb62990104d8fd24f87c076ce9.jpg

    img-058706db78ac0fb1bb7bb6c3124486ec.jpg

    img-b782d35ce0e30513f147a2ab20936abd.jpg

    супротек чье производство

    Дата публикации: 02-06-2016 Дата обновления: 03-05-2023

    Сергей Соловьев

    Сергей Соловьев (Технический специалист) Старший технический консультант отдела научного развития ООО «НПТК Супротек». Автослесарь со стажем. С детства разбирается в конструкции автомобилей, мастер самодельного транспорта. Свой первый мопед собрал в третьем классе.

    Источник https://matador.tech/articles/maslozor-dvigatela-5-osnovnyh-pricin

    Источник https://journal.tinkoff.ru/guide/maslojor/

    Источник https://suprotec.ru/suprotek-stati/bolshoj-rashod-masla/