Основные сведения о водительских правах категории А

Основные сведения о водительских правах категории А

Что такое водительская категория А, чем она отличается от остальных, что в неё входит? Какими видами транспорта можно управлять её обладателю? Какие отметки делались в старых и делаются в новых правах? Сколько продолжается и стоит обучение? Кто допускается к управлению?

Ответы на все вопросы в предлагаемой статье.

Что такое категория А

Водительские удостоверения – документы, удостоверяющие право физического лица управлять автотранспортными средствами – подразделяются на несколько групп или категорий. В зависимости от величины, мощности, грузоподъёмности и пассажировместимости возрастают требования к водителю, его подготовке и квалификации, а в некоторых случаях – возрасту и стажу.

Среди всех типов транспорта выделяются мотоциклы. Они отличаются наличием двух колёс

Мотоцикл

(или трёх, при наличии бокового прицепа-коляски)

Мотоцикл с прицепом

и специфических особенностей посадки и рулевого управления.

Сидят на мотоциклах верхом, а руль имеет вид не круглой автомобильной «баранки», а горизонтальной перекладины. Он жёстко связан с управляемым (передним) колесом, углы поворота у них абсолютно идентичны. Никаких 2-3-4 автомобильных оборотов от упора до упора нет и в помине. На какой угол повернут руль, на такой же и колесо. Впрочем, выполнение манёвра, особенно на высокой скорости, обеспечивается не только вращением рулевой колонки, но и наклоном корпуса.

Эти характерные черты послужили основанием для выделения мотоциклов в отдельную транспортную группу, требующую особых навыков управления. Для их подтверждения и получения разрешения на управление нужны права категории А.

Отличия старого удостоверения от нового

Бланки водительских прав со временем меняли внешний вид и наполнение. До 2014 года в них присутствовала просто категория А, открывавшая доступ ко всему, что имело мотор, возможность двигаться и хоть как-то подходило под определение мотоцикла – от тинеджерского «тырчика» (велосипеда с моторчиком) до мощного гоночного байка (сокращение от английского bicycle – двухколёсный).

Права с категорией А до 2014 года

Для обеспечения безопасности на дорогах в 2014 году была введена дифференциация. В рамках категории прав А появилась подкатегория А1. Кроме неё была введена совершенно новая – М.

Права с категориями А, А1, М 2014 года

Тем, у кого на момент введения изменений был документ старого образца, срочно бежать в ГИБДД и обменивать его на новый не надо. Имеющийся остаётся действительным до окончания срока, обозначенного на тыльной стороне в столбце 11.

При оформлении в установленное время нового в него будет внесено разрешение в соответствии с данными медицинского заключения. Если нежелательно себя ограничивать, следует проследить (попросить, настоять), чтобы в нём было разрешение просто на получение категории А без дополнительных уточнений.

Каким транспортом разрешено управлять, имея права категории А

Чтобы получить развёрнутый и всесторонний ответ на вопрос, надо для начала детально познакомиться с содержанием одного из основных первоисточников – российским законом № 196, регламентирующем безопасность езды по дорогам, конкретнее к его 25 статье.
В ней интересующие категории подразделяются следующим образом:

Квадрицикл

  • А – мотоциклы (вообще, т. е. без конкретизации по типоразмерам)
  • А1 – тоже мотоциклы, но с ограничением технических параметров:
    • Объём мотора – до 125 кубиков
    • Мощность – до 11 киловатт (14,6 л. с.)
  • М — Лёгкие квадрициклы (мощность – до 4 кВт, объём – до 50 куб. см, масса – до 350 кг, скорость – до 45 км/ч) и мопеды. Максимальные характеристики приведены в соответствии с информацией, взятой из стандарта 51815
  • В1 – квадрициклы и трициклы

Далее, в пункте 7 25-й статьи говорится, что открытие категории А разрешает ездить за рулём автомототранспорта, относящегося к категориям А1 и В1. При этом делается оговорка, что трициклы и квадрициклы (В1) в отличие от ВС должны иметь мотоциклетную посадку или (!) руль, т. е. хотя бы что-то одно.

Примечание! К управлению лёгкими квадрициклами и мопедами (М) допускаются все имеющие российские права с любой открытой категорией. Специальной отметки АМ не требуется.

Кто может водить мотоцикл

Чтобы получить категорию А будущие водители должны соответствовать установленным возрастным и медицинским критериям.

Часть условий, которым необходимо соответствовать, чтобы иметь возможность получить категорию А, изложены в 26 статье 196 закона. При этом учитываются технические различия мототранспорта входящих подкатегорий.

Для сдачи на категорию А будущему водителю должно быть не меньше 18 лет. Чтобы оседлать менее мощный мотоцикл, относящийся к А1, достаточно преодолеть 16-летний рубеж.

Медицинские критерии для мотоциклистов установлены правительственным постановлением 1604. Ограничения по состоянию здоровья выделены в разделе I специального «Перечня». Они перечислены в 11 пунктах. Среди них наиболее часто встречаются и потому наиболее интересны следующие:

Медицинские ограничения

  • Показатель зрения по таблице: не меньше 0,6 у лучшего глаза и 0,2 у худшего.
  • Если один глаз совсем не видит, у другого зрение должно быть не хуже 0,8
  • Нет 2 фаланг пальцев на правой руке или 3 на левой или 2 на большом пальце любой руки
  • Нога укорочена на 6 см, при этом её длина не меньше 75 см
Читать статью  С какого возраста можно обучаться вождению мотоцикла

Прочие отклонения, перечисленные в разделе, встречаются реже, поэтому в этой статье они не перечисляются.

Приведённые критерии относятся к управлению транспортными средствами именно с мотоциклетными посадкой или рулём.

Необходимые документы

Для того чтобы сдать на категорию А необходимо представить в ГИБДД, а до этого в автошколу, предусмотренный законодательством комплект документов. В него входят:

  • Заявление
  • Паспорт или его равноценная замена
  • Медицинское заключение с отметкой об отсутствии запрета водить мототранспорт категории А
  • Свидетельство о прохождении предусмотренного обучения
  • Квитанции об оплате госпошлины
  • 2 фотографии 3*4, если фотографирование не производится при выдаче прав.

При поступлении на подготовительные курсы можно не предоставлять весь требуемый набор, но лучше запастись всем необходимым – особенно медсправкой, официально именуемой медицинским заключением – заранее. Это позволит не тратить понапрасну время и деньги, если найдутся серьёзные обстоятельства, препятствующие достижению желаемого результата. Лучше вместо подразделения ГИБДД обратиться к профильному врачу, привести себя в порядок, чтобы потом снова вернуться к отложенному вопросу.

Внимание! Категорически не рекомендуется решать вопрос с медицинским заключением договорным путём. Дорога не прощает незамеченных деталей или неспособности своевременно нажать нужный рычаг. Купленная справка может привести к потере здоровья, свободы и даже жизни. Не надо рисковать!

Обучение в автошколе

На основании 1-го пункта 26 статьи российского закона 196 для того, что бы быть допущенным к сдаче экзаменов на категорию А (как и на любую другую) необходимо предварительно пройти курс обучения в лицензированной автошколе.

Внимание! Сдача на права экстерном не разрешена.

Программа – объём и содержание – учебного процесса должна соответствовать «Примерному учебному плану», утверждённому Приказом Минобрнауки № 1408 в качестве основы подготовки водителей для сдачи на категорию А.

В рекомендуемую программу входит изучение:

  • Законодательных основ в области дорожного движения
  • Начал водительской психофизиологии – времени реакции, изменения дорожной ситуации и т. д.
  • Основных приёмов вождения транспорта применительно к двухколёсным экипажам
  • Основы медицинской помощи участникам дорожного движения
  • Устройство мототранспорта, основы технического обслуживания, устранения простейших неисправностей
  • Практические занятия

Ограниченность приёмов ремонта связана со сложностью современного транспорта и невозможностью проведения значительной части операций вне специализированных станций техобслуживания с квалифицированным персоналом, оснащённых необходимым оборудованием.

Примерный учебный план

Сроки и стоимость обучения

Продолжительность учебного процесса, обозначенная в «Примерном плане», показывает лишь непосредственное нахождение в лекционной аудитории и на автодроме. Сколько учиться на категорию А в реальности зависит от структуры и организации автошколы, количества одновременно принятых групп курсантов, наличия преподавательского состава, технической оснащённости и других факторов.

Некоторые школы предлагают особо привлекательные на первый взгляд условия. У них на видном месте лозунг «Быстро и дёшево!» Суммы ниже средних почти вдвое, а срок достигает 2 недель.

Важно! Полноценное обучение не может быть быстрым.

Кроме занятий с преподавателем нужно ещё и самостоятельное изучение и закрепление материала. Это требует изрядного времени – не просто зазубрить ответы на экзаменационные билеты, но выучиться понимать ситуацию на дороге, быстро и адекватно на неё реагировать. Не обладающие достаточными знаниями и навыками, когда требуется просто их официальное подтверждение, не должны клевать на такие «выгодные предложения». Эта экономия не оправдана и впоследствии обойдётся гораздо дороже.

Сколько стоит открыть категорию А?

Средняя стоимость прав категории А составляет 10000 рублей. Возможны небольшие колебания в большую и меньшую стороны. Отучиться индивидуально обойдётся существенно дороже.

Стоимость обучения

Внимание! 1. В некоторых автошколах в цену не входит специальное оборудование – шлем, наколенники и налокотники, так называемая «черепаха» — панцирь, защищающий корпус. Эти моменты требуется уточнять по месту учёбы. 2. В стоимость, как правило, не входит пошлина за получение прав категории А. Это надо иметь в виду, планируя свой бюджет.

Продолжительность учебного курса

Обычный срок обучения составляет от 2 до 4 месяцев. Конкретные цифры зависят от интенсивности процесса. Ежедневные занятия проходят быстрее. Учёба в режиме выходного дня, когда курсанты посещают уроки только в субботу и/или воскресенье, длится существенно дольше.

Продолжительность обучения

Регламент экзамена в ГИБДД по категории «А»

После окончания обучения курсанты, успешно овладевшие программой и справившиеся с внутренними испытаниями, допускаются к сдаче экзаменов в РЭО ГИБДД.

Экзаменационный процесс разделён на две части – теоретическую и практическую, причём ко второму этапу бывают допущены только успешно преодолевшие первый.

Теория

Теоретическая проверка знаний заключается в ответах на вопросы экзаменационных билетов. Каждому экзаменующемуся предлагается задание из 20 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых 1 верный. Тематика охватывает весь спектр учебной программы – от разбора дорожных ситуаций до приёмов оказания первой помощи.

На обдумывание даётся 20 минут. Разрешается допустить 2 ошибки. При таком результате теоретическая часть экзамена считается успешно сданной, и курсант переходит к практике.

Практический экзамен

Мотоцикл по сравнению с автомобилем имеет особенность – у него нет возможности установить дублирующие органы управления. В истории зафиксированы попытки создать подобную конструкцию. Были даже изготовлены отдельные образцы, но они так и остались мотоциклетной экзотикой.

Мотоцикл с двойным управлением

В связи с этим вся экзаменационная процедура проводится на автодроме без выезда на городские дороги.

В программу входит:

  • Упражнения на маневрирование:
    • Езда восьмёркой
    • Змейкой
    • В ограниченном коридоре

    При успешном выполнении всех элементов экзамен считается сданным.

    Получать права приглашают в этот же день или спустя некоторое время.

    Выводы

    1. Категория А позволяет управлять мотоциклами, мопедами, квадрициклами с мотоцикленой посадкой (верхом) или рулём.
    2. В старом удостоверении была общая отметка – А. В новом кроме неё введены подкатегории А1, В1, М.
    3. Для права управления категорией А водитель должен быть не моложе 18 лет, А1 – 16 лет.
    4. Для управления мототранспортом категории А водитель должен иметь зрение не хуже 0,6 одного глаза и 0,2 другого. Если видит только 1 глаз, острота зрения должна быть не хуже 0,8.
    5. Не допускается отсутствие больше 2 фаланг на пальцах правой руки и 3 на левой; укорочения ноги больше 6 см и длина меньше 75 см.
    6. Стоимость обучения в среднем составляет 10000 рублей, продолжительность 2-4 месяца.
    7. Экзамены состоят из 2 частей – теоретической и практической. Практическая часть сдаётся на автодроме без выезда в город.

    Категории водительских прав: виды, расшифровка

    Сколько теперь предусмотрено категорий и подкатегорий водительских прав в России, в чем их особенности, что нужно для их открытия и какие штрафы за езду на машине, которая не соответствует отметке в правах

    Фото: Shutterstock

    Фото: Shutterstock
    Читайте также

    Минпромторг опубликовал список облагаемых налогом на роскошь машин

    Еще до относительно недавнего времени в России было предусмотрено всего несколько основных категорий водительских прав. Однако в 2014 году случилась масштабная реформа закона «О безопасности дорожного движения», которая ввела множество дополнительных позиций — с тех пор на задней части удостоверения появилась сетка, состоящая из 16 пунктов. Всего на данный момент существует 10 главных категорий водительских прав, дополненных еще 6 подкатегориями.

    • М — мопеды и легкие квадроциклы;
    • А — мотоциклы;
    • В — легковые автомобили (полной массой до 3,5 т, пассажирских мест — не более 8);
    • ВЕ — легковые автомобили с прицепом массой более 750 кг;
    • С — грузовики (с полной массой более 7,5 т);
    • СЕ — грузовики с прицепом массой более 750 кг;
    • D — автобусы (пассажирских месте — более 8);
    • DE — автобусы с прицепом массой более 750 кг;
    • TM — трамваи;
    • TB — троллейбусы.

    Подкатегории водительских прав:

    • А1 — легкие мотоциклы (объем мотора до 125 куб. см);
    • В1 — трициклы и квадрициклы (объем мотора более 50 куб. см);
    • С1 — легкие грузовики (с полной массой от 3,5 до 7,5 т);
    • С1Е — легкие грузовики с прицепом массой более 750 кг;
    • D1 — малые автобусы (пассажирских мест — от 8 до 16);
    • D1E — малые автобусы с прицепом массой более 750 кг.

    Зачем нужны категории прав

    Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям по возрасту, здоровью, а также прошедшим соответствующую подготовку. Езда на машине, категория которой не соответствует открытому пункту в правах водителя, то его ждут серьезные санкции.

    К нарушителю применят статью 12.7 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством». Отсутствие нужной категории приравнивается к езде без прав и влечет за собой штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей. Автомобиль нарушителя будет эвакуирован на штрафстоянку. Разбираемся, что необходимо для открытия той или иной категории и подкатегории.

    Права категории «М»

    В начальную категорию «М» входят мопеды, скутеры и маленькие квадрициклы с объемом двигателя не более 50 куб. см с заявленной максимальной скоростью не более 50 км/ч. При этом для управления подобными транспортными средствами подойдут водительские права с любой другой отрытой «старшей» категорией. К примеру, пункт «М» автоматически открывается при получении прав на езду на легковых автомобилях (категория «В»).

    Если таковых не имеется, то любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, может получить права категории «М». Как и в остальных случаях, для этого необходимо иметь медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и пройти соответствующее обучение в специализированных учреждениях.

    Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям по возрасту, здоровью, а также прошедшим соответствующую подготовку.

    Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям по возрасту, здоровью, а также прошедшим соответствующую подготовку. (Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС )

    Права категории «А»

    Под категорию «А» попадают любые мотоциклы, в тои числе мотором с объемом больше 125 куб. см и мощностью свыше 11 кВт (15 л.с.). Для открытия такого пункта в правах необходимо пройти обучение в специальной мотошколе и сдать экзамен, состоящий из двух частей — теории и практики.

    • При этом категория «А» автоматически открывает подкатегорию «А1», введенную для мотоциклов с силовыми агрегатами объемом менее 125 куб. см и мощностью менее 11 кВт (15 л.с.). При этом, как и в случае с начальной категорией «М», получить права «А1» можно и отдельно с 16 лет, пройдя соответствующее обучение.

    Права категории «В»

    Категория «В» даёт право управления легковыми автомобилями, небольшими грузовиками (пикапами), внедорожниками и минивэнами. Пойти учиться в автошколу можно уже с 16 лет, однако к экзамену в ГИБДД будут допущены кандидаты в водители, достигшие 18-летнего возраста. Открытая категория «В» предусматривает право на управление:

    • автомобилями массой не более 3,5 т, в которых число пассажирских мест не превышает 8 (помимо водителя);
    • автомобилями с прицепом массой не более 750 кг;
    • автомобилями с прицепом более 750 кг, но при условии, что общая масса машины без нагрузки и прицепа не превышает 3,5 т.

    Кроме того, права с категориями «А» и «В» открывают подкатегорию «В1», дающую право на управление трициклами и квадрициклами — мототранспортом с тремя и четырьмя колесами соответственно. При этом есть важный нюанс. При отрытой категории «А» можно лишь водить транспортные средства с мотоциклетной посадкой (квадрОциклы, отметка MS) — то есть с мотоциклетным рулем и соответствующим сиденьем. Категория «В», напротив, допускает управление квадрИцклами с классическим рулевым колесом и автомобильными органами управления (AS).

    Права категории «ВЕ»

    Такая категория предусматривает управление легковым автомобилем («В») с тяжелым прицепом, масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки, при условия, что общая масса обоих транспортных средств составляет более 3,5 тонны. Получить такие права можно только с 19 лет — у водителя должна быть открыта категория «В» с опытом вождения не менее 12 месяцев.

    Права категории «С»

    Под категорию «С» попадают средние грузовики и тяжелые грузовики, разрешенная масса которых составляет от 3500 кг до 7500 кг и более 7500 кг соответственно. Кроме того, можно ездить с прицепом массой не более 750 кг. Получить такие права разрешено с 18 лет.

    • Одновременно с получением категории «C» автоматически открывается подкатегория «С1», дающая право управление машинами с разрешенной массой более 3,5 т, но не более 7,5 т (за исключением автомобилей категории «D»).

    Права категории «СЕ»

    При получении прав категории «СЕ» водитель может управлять грузовыми автомобилями с прицепами и полуприцепами с разрешенной массой более 750 кг. Для получения такого удостоверения необходим стаж управления транспортными средствами категории «С» сроком не менее 12 месяцев.

    Подкатегория «С1Е» разрешает эксплуатацию машин подкатегории «C1» с тяжелыми прицепами массой более 750 кг, но при условии, что общая масса состава не превысит 12 т.

    Категории водительских прав

    voditelskoe-udostoverenie

    Водительское удостоверение за последние несколько лет видоизменялось. Если ранее категории подразделялись просто на «мотоцикл», «легковой авто», «грузовик», «автобус» и управление прицепом, то теперь их спектр стал шире. Категории получили подразделение на подкатегории.

    В этой статье мы поможем новичкам и опытным водителям освоиться в водительских удостоверениях современного образца.

    Описание категорий водительских прав

    Двухколёсный транспорт делится на три категории:

    • М – мопеды;
    • А1 – легкие мотоциклы;
    • А – мотоциклы.

    Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.

    Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».

    Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.

    Категория прав для управления автомобилем

    Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.

    Перед заключением договора купли-продажи также советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

    upravlenie-triciklom

    К категории В добавилась В1 – управление трициклом и категория Е – прицеп, только вот в 2023 году эти две категории, если на них выучиться, «слипаются» вместе. Таким образом, водитель машины с прицепом должен иметь права категории ВЕ.

    Те, кто обладают водительским удостоверением и водят, знают, что таблица категорий водительских прав, расчерченная на обратной стороне карточки, куда более широкая.

    tablica-kategoriy

    Всего в 2023 году водительское удостоверение в России насчитывает 16 доступных категорий, часть из которых нельзя назвать вполне «гражданскими» и доступны только курсантам, обучающимся на управление общественным транспортом.

    В разряд «автомобилей», только потяжелее, также входят грузовики и автобусы. Если раньше для них существовало лишь две категории – С и D, то теперь их также «раздробили». Грузовики от 3,5 тонн попали в категории С, авто от 3,5 до 7,5 тонн оказались в С1 – средние грузовики, также отдельной категорией вынесли СЕ и С1Е – то же самое, только с прицепом.

    Важное замечание и отличие: открытая категория С не позволяет управлять небольшими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми машинами.

    Категория прав для общественного транспорта

    prava-dlya-obshchestvennogo-transporta

    Категория D обозначает право управления автобусом. В 2021 году появились новые категории, подразделяющие автобусы на подвиды, а также позволяющие управлять трамваем или троллейбусом:

    • D1 – небольшие автобусы;
    • DE – автобусы с прицепом;
    • D1E – небольшие автобусы с прицепом;
    • Tm – трамваи;
    • Tb – троллейбусы.

    В категорию «небольших автобусов» попадают транспортные средства, которые в народе принято называть «маршрутными такси». Это автомобили вроде «Газели» или «Хёндэ Богдан», которые вмещают 12-15 пассажиров.

    Трамвай и троллейбус лишь недавно вынесли в отдельную категорию, ранее информацию о праве управления данными видами транспортных средств указывали.

    Источник https://www.avtodispetcher.ru/avtopravo/kategoria-a/

    Источник https://www.autonews.ru/news/61f3c3239a79476bf805bf20

    Источник https://avtocod.ru/kategorii-voditelskich-prav