Сборные диски — что это? Как устроены? Особенности. Как подобрать?

Содержание

Сборные диски — что это? Как устроены? Особенности. Как подобрать?

Многие согласятся, что внешний вид автомобиля не может быть состоявшимся без красивых колёс. Спорткары и машины премиум класса, нередко оснащаются сборными дисками. Такие обода достаточно дорогие и эксклюзивные, что повышает интерес к автомобилю. Помимо красоты, у комбинированных дисков крепкая конструкция. Благодаря этому, колёса обретают многофункциональность и применяются на спецтранспорте. Что такое сборные диски и какими характеристиками они наделены? Об этом читайте далее.

Сборной колесный диски — особенности

Сборный диск – это конструкция из нескольких деталей. Если говорить о легковом транспорте, это более эксклюзивная версия кованных и литых аналогов. Здесь сочетаются прочность и дизайнерские идеи. Возможность комбинаций, позволяет по-разному тюнинговать автомобиль. Например, можно устанавливать различные сердцевины.

фото составного диска

Но, стоит сказать, что эта технология не нова. Потому что, множество спецтехники давно имеют многосоставные колёса. Например, конструкция того же «КамАЗа» оснащается сборными дисками, состоящими из: обода, замочного и бортовых колец. Зачем грузовикам и спецтехнике разборные диски? Это облегчает бортировку шин, а не служит элементом эстетики.

Конструкция сборных дисков

Комбинированные диски для легковых машин, могут состоять из 2-х или 3-х элементов. В первом случае, в комплект входит обод (бочка или иннер) и сердцевина. Во втором варианте: обод, сердцевина и планка (полка). Все детали крепятся между собой высокопрочными болтами.

Ещё, к категории сборных дисков относятся обода с бедлоками (beadlock). Бедлоки — это противоразбортировочные кольца, своего рода замки. В основном, такие колеса используются для передвижения по пересечённой местности на низком давлении, например, в джиппинге. А также применяются на экстремальных гонках, таких как дрэг-рейсинг. Beadlock не позволяет сорвать покрышку с диска на высоких оборотах.

Преимущества и недостатки сборных дисков

Сборные диски могут быть различной конструкции и структуры, от этого зависит качество колеса. Кроме того, на свойства диска влияет качество сборки. От того, насколько добросовестно производитель отнёсся к изготовлению диска, будут проявляться его положительные и отрицательные качества.

  • высокий уровень ремонтопригодности. Это один из самых основных положительных качеств комбинированных дисков;
  • замена элементов на новые. Восстановление одной повреждённой детали намного проще, чем кантовать колесо целиком. А при невозможности отремонтировать, повреждённый элемент можно заменить на новый;
  • богатый дизайн. Применение различных материалов и необычная форма конструкции, поневоле привлекают внимание людей;
  • возможно менять эксплуатационные характеристики. Например, если сильно греется тормозная система, можно заменить сердцевины на более открытые.
  • альтернатива окраски или полировки каждого элемента по отдельности, после разборки.
  • крепкая конструкция. Комбинированные диски эластичные и обладают хорошими противоударными свойствами.

  • сложная конструкция. Это заставляет автовладельца усиленно заботиться и ухаживать за дисками;
  • дорогая стоимость. Независимо от материала изготовления, стоимость на такие колёса намного больше, чем на стоковые аналоги;
  • тяжёлый вес. Комбинированные диски могут иметь большую массу, чем кованые аналоги. Это способствуют: большое количество болтов и различные дополнительные элементы декора;
  • небольшой выбор. Иногда, комплект дисков выпускаются в единственном экземпляре, что делает его поистине эксклюзивным.

Некоторые владельцы, полируют части дисков до зеркального состояния, применяя специальные пасты. Иногда, это приходится делать после каждой мойки.

Из чего изготавливаются

Комбинированный колёсный диск, может быть изготовлен из стали и алюминия. В первом случае, колеса предназначены для спецтехники и грузовиков. Элементы легкосплавных сборных дисков, изготавливаются из алюминия, но по разным технологиям. Как правило, обод (бочка или иннер) и планка — кованые. То есть, производятся на формовочных прессовальных станках. Это самые прочные элементы колеса.

Сердцевина отливается в матрице. Как правило, после сильного удара центр диска может расколоться, а обод останется невредимым. Повреждённую часть возможно поменять на новую и продолжить эксплуатацию колеса.

Некоторые конструкции сборных дисков, состоят из комбинации: стальных, титановых или карбоновых деталей. Каждый элемент подбирается путём заводских испытаний, поэтому самостоятельно менять конструкцию нельзя.

По каким параметрам подбирать

Чтобы приобрести сборный диск, необходимо руководствоваться правилами подбора по параметрам. Размеры для стальных и легкосплавных дисков одинаковые. Помимо диаметра обода и его ширины, следует учитывать такие технические сведения, как:

  • DIA – центральное отверстие диска (ЦО). Если оно меньше необходимого, диск нельзя одеть на ступичный цилиндр. В том случае, если ЦО больше, то его возможно отрегулировать центровальными кольцами (втулками).
  • ET – вылет диска. Этот параметр отвечает за положение колеса, относительно центра давления подвески. Вылет делится на три вида: отрицательный, нулевой и положительный. Как правило, все стоковые машины оснащаются колёсами с положительным вылетом.
  • Разболтовка – этот параметр обозначает, каким количеством болтов/гаек крепится колесо к ступице и какой диаметр всех крепёжных отверстий. Например, 4х98 (ВАЗ-2110) или 5х112 (AUDI V8 1994 г.в.).

Если игнорировать правила подбора, диск может изменить эксплуатационные характеристики автомобиля в худшую сторону. А, в некоторых случаях, колесо вообще не подойдёт к ступице.

Сборные диски на легковую машину, для красоты, могут себе позволить немногие. Средняя стоимость комплекта около 100 тыс. рублей. Но, если вы хотите установить на автомобиль комбинированные колёса, то предстоит настроиться на частый уход и техническое обслуживание ободов.

Что такое разборные диски

Многие согласятся, что внешний вид автомобиля не может быть состоявшимся без красивых колёс. Спорткары и машины премиум класса, нередко оснащаются сборными дисками. Такие обода достаточно дорогие и эксклюзивные, что повышает интерес к автомобилю. Помимо красоты, у комбинированных дисков крепкая конструкция. Благодаря этому, колёса обретают многофункциональность и применяются на спецтранспорте. Что такое сборные диски и какими характеристиками они наделены? Об этом читайте далее.

Сборной колесный диски — особенности

Сборный диск – это конструкция из нескольких деталей. Если говорить о легковом транспорте, это более эксклюзивная версия кованных и литых аналогов. Здесь сочетаются прочность и дизайнерские идеи. Возможность комбинаций, позволяет по-разному тюнинговать автомобиль. Например, можно устанавливать различные сердцевины.

фото составного диска

Конструкция сборных дисков

Комбинированные диски для легковых машин, могут состоять из 2-х или 3-х элементов. В первом случае, в комплект входит обод (бочка или иннер) и сердцевина. Во втором варианте: обод, сердцевина и планка (полка). Все детали крепятся между собой высокопрочными болтами.

Ещё, к категории сборных дисков относятся обода с бедлоками (beadlock). Бедлоки — это противоразбортировочные кольца, своего рода замки. В основном, такие колеса используются для передвижения по пересечённой местности на низком давлении, например, в джиппинге. А также применяются на экстремальных гонках, таких как дрэг-рейсинг. Beadlock не позволяет сорвать покрышку с диска на высоких оборотах.

Преимущества и недостатки сборных дисков

Сборные диски могут быть различной конструкции и структуры, от этого зависит качество колеса. Кроме того, на свойства диска влияет качество сборки. От того, насколько добросовестно производитель отнёсся к изготовлению диска, будут проявляться его положительные и отрицательные качества.

  • высокий уровень ремонтопригодности. Это один из самых основных положительных качеств комбинированных дисков;
  • замена элементов на новые. Восстановление одной повреждённой детали намного проще, чем кантовать колесо целиком. А при невозможности отремонтировать, повреждённый элемент можно заменить на новый;
  • богатый дизайн. Применение различных материалов и необычная форма конструкции, поневоле привлекают внимание людей;
  • возможно менять эксплуатационные характеристики. Например, если сильно греется тормозная система, можно заменить сердцевины на более открытые.
  • альтернатива окраски или полировки каждого элемента по отдельности, после разборки.
  • крепкая конструкция. Комбинированные диски эластичные и обладают хорошими противоударными свойствами.

  • сложная конструкция. Это заставляет автовладельца усиленно заботиться и ухаживать за дисками;
  • дорогая стоимость. Независимо от материала изготовления, стоимость на такие колёса намного больше, чем на стоковые аналоги;
  • тяжёлый вес. Комбинированные диски могут иметь большую массу, чем кованые аналоги. Это способствуют: большое количество болтов и различные дополнительные элементы декора;
  • небольшой выбор. Иногда, комплект дисков выпускаются в единственном экземпляре, что делает его поистине эксклюзивным.
Читать статью  Как подобрать цвета для покраски дисков

Некоторые владельцы, полируют части дисков до зеркального состояния, применяя специальные пасты. Иногда, это приходится делать после каждой мойки.

Из чего изготавливаются

Комбинированный колёсный диск, может быть изготовлен из стали и алюминия. В первом случае, колеса предназначены для спецтехники и грузовиков. Элементы легкосплавных сборных дисков, изготавливаются из алюминия, но по разным технологиям. Как правило, обод (бочка или иннер) и планка — кованые. То есть, производятся на формовочных прессовальных станках. Это самые прочные элементы колеса.

Сердцевина отливается в матрице. Как правило, после сильного удара центр диска может расколоться, а обод останется невредимым. Повреждённую часть возможно поменять на новую и продолжить эксплуатацию колеса.

Некоторые конструкции сборных дисков, состоят из комбинации: стальных, титановых или карбоновых деталей. Каждый элемент подбирается путём заводских испытаний, поэтому самостоятельно менять конструкцию нельзя.

По каким параметрам подбирать

Чтобы приобрести сборный диск, необходимо руководствоваться правилами подбора по параметрам. Размеры для стальных и легкосплавных дисков одинаковые. Помимо диаметра обода и его ширины, следует учитывать такие технические сведения, как:

  • DIA – центральное отверстие диска (ЦО). Если оно меньше необходимого, диск нельзя одеть на ступичный цилиндр. В том случае, если ЦО больше, то его возможно отрегулировать центровальными кольцами (втулками).
  • ET – вылет диска. Этот параметр отвечает за положение колеса, относительно центра давления подвески. Вылет делится на три вида: отрицательный, нулевой и положительный. Как правило, все стоковые машины оснащаются колёсами с положительным вылетом.
  • Разболтовка – этот параметр обозначает, каким количеством болтов/гаек крепится колесо к ступице и какой диаметр всех крепёжных отверстий. Например, 4х98 (ВАЗ-2110) или 5х112 (AUDI V8 1994 г.в.).

Если игнорировать правила подбора, диск может изменить эксплуатационные характеристики автомобиля в худшую сторону. А, в некоторых случаях, колесо вообще не подойдёт к ступице.

Сборные диски на легковую машину, для красоты, могут себе позволить немногие. Средняя стоимость комплекта около 100 тыс. рублей. Но, если вы хотите установить на автомобиль комбинированные колёса, то предстоит настроиться на частый уход и техническое обслуживание ободов.

Чем привлекателен автомобиль внешне? Ответ очевиден, колёсами. Помимо главной конструкционной функции, диски и шины характеризуют потенциал транспортного средства и вкусовые предпочтения владельца. С первого взгляда можно понять, насколько ухожен автомобиль и для какой эксплуатации он предназначен: шоссе или бездорожье. Возможно подчеркнуть интересный облик ТС, используя различные виды дисков.

Вместе с эффектным внешним видом, обода могут:

  • улучшить или ухудшить динамические характеристики машины;
  • стать отличным инструментом экономии или наоборот — опустошать кошелёк.

Колесный диск – что это, какую функцию выполняет

Колёсный диск – это обод, являющийся основным элементом конструкции колеса. Функция обода заключается в следующем, он передаёт крутящую передачу от приводного вала на дорожное полотно.

Для обеспечения амортизационных качеств, конструкция диска предусматривает установку пневматической шины. Покрышка фиксируется на ободе в специальных кольцевых выступах, согласно посадочному диаметру. Обод крепится к ступице автомобиля. В качестве крепёжного элемента используются болты или гайки.

Виды дисков по материалу изготовления

Стремительно шагающее технологическое развитие и новые идеи инженеров, расширили рынок колёсных дисков за несколько десятков лет. В данный момент, прилавки автомагазинов имеют в ассортименте следующие виды колёсных дисков: стальные, литые, кованые и сборные для любой техники. Две первые позиции наиболее широко распространены. Третий тип менее популярен из-за повышенной стоимости. Четвёртый – это эксклюзивная модель, имеющая спрос в определённых кругах.

Виды конструкций автомобильных дисков

Конструкция всех колёсных дисков состоит из сердцевины, опирающейся на обод. Между собой, два элемента крепятся сваркой или болтами. Исключение — литые диски. Сердцевина оснащена крепёжными отверстиями для фиксации к колёсной ступице.

Классификация колёс состоит из двух типов: для камерных и бескамерных шин. На колёса для бескамерных шин, допускается монтировать камерные покрышки. Ещё, классификация имеет подвиды:

  • по способу крепления к ступице (в основном для грузовых машин и спецтехники)
  • по количеству колёс на одну ступицу (одинарные, сдвоенные);
  • по конструкции разъёмного обода (1-компонентный, 2-компонентный, 3-компонентный);
  • по структуре материала, сплавы из: стали, алюминия, магния, титана;
  • по типу вылета: положительный, нулевой, отрицательный.

На большинство внедорожников, таких как: Mitsubishi Рajero, Nissan Navara, Тoyota Land Cruiser – устанавливаются диски с отрицательным вылетом 10 мм. Это повышает устойчивость и управляемость.

Виды по типу транспорта

Перед выбором дисков, обязательно учитывайте эксплуатационные условия и технические характеристики ТС. Таким образом вы узнаете, какие параметры предусмотрел изготовитель машины. Не стоит считать, что привлекательный внешний вид, это основная функция колёс.

Все диски рассчитаны на определённые эксплуатационные условия и для различного транспорта:

  • легковой – в этом сегменте представлены колёса для автомобилей всех классов, от А до J. Также сюда входят микроавтобусы. Для этой группы машин производители выпускают стальные, легкосплавные, кованые и комбинированные диски;
  • грузовой – для этого класса техники, в основном, выпускаются стандартные стальные неразборные диски, для бескамерных шин. Ещё производят разборные диски, с посадочным диаметром 20 -24, для камерных шин. Основной потребитель — старая российская и китайская техника. Есть алюминиевые и кованые диски, только в РФ они не пользуются спросом.

В Европе, алюминиевые обода пользуются спросом у водителей автопоездов, так как идёт борьба за каждый дополнительный килограмм перевозимого груза.

  • спецтехника — в этом сегменте широкий выбор дисков, от мини-погрузчика до карьерного самосвала. Обода различных диаметров. Есть многосоставные из 3-5 частей (карьерные самосвалы). Основной материал для изготовления – сталь.

Выбирая облегчённые колёса для легковушки, можно повысить динамику машины и снизить расход топлива. А, устанавливая тяжёлые стальные штамповки, характеристики будут противоположными. Обязательно изучите основные параметры, такие как: ширина, посадочный диаметр и количество отверстий для болтов. Дело в том, что одинаковые по размеру диски, могут иметь 4, 5 или 6 отверстий для крепления.

Перед покупкой колёсных дисков, стоит учитывать характер эксплуатации. Например, необходимо взять во внимание качество дорог и климатические условия региона. В северных областях страны, автовладельцы эксплуатируют зимой штамповки, а летом – литьё. Так удаётся продлить срок службы легкосплавных дисков. Своевременных уход: мытьё от соли и грязи, удаление ржавчины и покраска — существенно продлят ресурс и привлекательность ваших колёс.

Никто не станет оспаривать факт, что колеса играют значительную роль в конструкции автомобиля. В зависимости от типа транспортного средства выбирается определенный вариант. Например: для грузовиков, автобусов, троллейбусов и тракторов часто используют бездисковые колеса.

Что такое бездисковые колеса – их особенность

Изделия без дисков включают плоские разборные ободья, которые крепятся непосредственно к ступице на конусные торцы специальными прижимами.

бездисковое колесо

Особенность бездисковых моделей заключается в конструкции обода. Он изготовлен из трех секторов, которые образуют общее кольцо. Этому способствуют выемки в торцевой части. Для изготовления обода применяется метод профилирования из горячекатаных заготовок.

Грузовые шины обладают значительными габаритами и жесткостью, что сильно затрудняет процесс монтажа в случае неразборных ободьев.

Конструкция бездискового колеса

Устройство состоит из следующих элементов:

  • обод колеса;
  • цельнолитая ступица, выполненная из стали, ковкого чугуна;
  • прижимы;
  • шпильки;
  • гайки.

Различают 2 вида конструкций: с продольно- и поперечно-разборным ободом. Первому варианту присущ ряд недостатков:

  • низкая точность;
  • сложность установки;
  • меньшая надежность;
  • необходимость строго соблюдения стандартов при изготовлении.

Лучшие характеристики показывают колеса второго вида, однако и они не лишены слабых сторон.

  • Увеличение доли металла примерно на 18 %.
  • Сложности при соблюдении герметичности в случае бескамерных шин.
  • Затруднение вызывает обработка поверхности секторов в местах посадки и стыковки.

К ступице крепятся элементы тормозной системы: диски и барабаны. Сама ступица устанавливается на подшипники. Их задача передавать осевые и радиальные усилия. Сохранять устойчивость при повышении температуры помогает специальная смазка, а ее вытеканию препятствуют уплотняющие сальники. Они также защищают подшипники от попадания грязи.

Преимущества и недостатки

К достоинствам колес без дисков относится:

  • уменьшение веса на 10—15 %, если сравнивать с дисковыми аналогами;
  • больший срок эксплуатации;
  • простота конструкции;
  • удобный процесс монтажа и демонтажа;
  • меньшая стоимость;
  • более качественное охлаждение элементов тормозных механизмов и шин.

Еще один плюс состоит в возможности установки ободьев разной ширины на одну и ту же ступицу.

Область применения бездисковых колес охватывает транспортные средства большой грузоподъемности, автобусы, троллейбусы, а также трактора общего назначения, прицепы.

Благодаря особой конструкции допускается сдваивание колес для машин, рассчитанных на значительную нагрузку. Для регулировки зазора используется промежуточная вставка. Оно способствует равномерному обдуву, отводу тепла, препятствует преждевременному разрушению.

Читать статью  Какую резину можно поставить на 14, 15 и 16 диск: советы профессионалов

История появления

Появление бездисковых колес относится к началу XX века, а широкое использование началось примерно в 1940 году. Сфера применения охватывала грузовые автомобили, рассчитанные на перевозку от 6 до 8 тонн. Вес таких транспортных средств составляла более 10 тонн. Такие модели также устанавливали на автобусы и троллейбусы. В 50-ых годах колеса без дисков начали широко применяться в Америке, многих странах Европы.

В Советском Союзе ими впервые оснастили грузовик марки МАЗ-500, машины для армии ЯАЗ-214, МАЗ-502.Чуть позже модели без дисков были установлены на грузовики КамАЗ и КрАЗ, автобусы (ЛАЗ-699, ЛиАЗ-677, Ikarus) и троллейбус (ЗиУ-5).

Но уже в 80-ых годах прошлого столетия бездисковые колеса несколько утратили популярность, уступив место дисковым аналогам.

Бездисковые колеса легко обслуживать, они поддаются восстановлению в случае повреждения. При выборе обязательно следует учитывать класс грузоподъемности.

Вне зависимости от вида материала и способа изготовления, все колесные диски можно разделить да две большие категории – монолитные и разборные. Вот о последних и пойдет речь в этой статье.

Отметим сразу, что речь идет о колесах для легковых авто, ведь для тяжелых машин с большой грузоподъемностью необходима значительно более жесткая, большая резина и более высокие закраины на ободе, поэтому возможность разбортировать (забортировать) с помощью разборки мы не будем причислять к их достоинствам, разве, что в случае деформации диска.

Что это?

Для получения подобного эффекта разработчики и производители комбинируют с формами и даже добавляют в конструкцию совсем не нужные элементы крепежа. Подобные болты с гайками не более чем декоративный элемент и могут даже снижать качества диска.

В полной мере это касается и дополнительных накладок – сними такую и диск абсолютно не потеряет в технических характеристиках. Даже выиграет, ведь он станет легче и, возможно, обтекаемей.

Собственно разборный диск должен разбираться как минимум на две составляющих, любая из которых является обязательной в конструкции. Отделяться может центральный фланец, фланец и спицы, обод или отдельные части обода, стопорное кольцо и так далее. Но самое главное, все отделяемые части должны также легко устанавливаться на место и собранное колесо должно соответствовать предусмотренным техническим характеристикам прочности.

Для крепежа отдельных элементов обычно используется резьбовое соединение и качество такого соединения – одно из основных требований к диску, потому что даже самые надежные элементы в сборе могут ничего не стоить из-за одного-единственного плохого болта.

На первых двух фото изображены похожие друг на друга псевдоразборный диск Dotz Brands Hatch и разборный фирмы BBS. Если присмотреться, то различия очевидны.

Бедлоки и таерлоки.

Далее… чуть выше мы говорили о том, что диск, имеющий дополнительные накладки, без которых он не потеряет своей функциональности, к разборным не относится. Но существуют колеса, которые без специальной накладки будут неполноценными – это монолиты, которые в своей конструкции содержат такие дополнительные элементы, как, так называемые, бедлоки. Также, пожалуй, к ним можно отнести и таерлоки. Оба этих элемента предназначены для улучшения фиксации шины на диске, особенно при значительном снижении давления в шине.

Бедлок представляет из себя плоское кольцо с отверстиями под болты для фиксации на диске. Своей плоскостью бедлок препятствует разбортированию колеса при понижении давления (например, при проколах).

Это в случае, если бедлок служит дополнительной накладкой. Если же он является частью конструкции сборного колеса, то фиксация покрышки без него вообще невозможна.

Таерлок – это, в своем роде, камера с ниппелем, накачиваемая воздухом, только меньших размеров. Но если в обычной камере давление воздуха “работает” наружу (расправляет покрышку), то в таерлоке эта “работа” воздуха “нацелена” в противоположном направлении, т. е, он сильно давит на сам диск, плотно прижимая к нему покрышку, а точнее ее края к ободу и закраинам (бортам) диска. Таким образом, выполняется функция бедлока, причем с обоих сторон.

Кроме того, таерлок в случае падения давления в шине, может уберечь ее от разрыва (зажевывания).


Материал.

Здесь ограничений практически нет, разборные диски делают практически из всех видов материалов, использующихся в изготовлении колес. Более того, очень часто сборный диск может состоять из разных материалов – сталь-алюминий, алюминий-титан, карбон-сталь и так далее, причем способ изготовления (ковка, литье) тоже может быть разным, и тоже может комбинироваться.

Все это позволяет соединить в одном изделии сразу несколько характеристик, подбирая наиболее выгодные сочетания для упрочнения колеса, удешевления его производства, придания большей привлекательности или с другими целями.

Естественно, что подобные комбинации являются результатом многолетних испытаний, теоретических просчетов и практических опытов. Поэтому не стоит самостоятельно подбирать комбинации из нескольких разных дисков – результат может оказаться неожиданным, и даже нежеланным.

Достоинства и недостатки.

Все будет зависеть от того, из чего сделаны составляющие диска, насколько качественно выполнена сборка и насколько правильно подобрано сочетание материалов для конкретных условий. Если все эти параметры были соблюдены, то используемый разборный колесный диск будет обладать большинством положительных качеств того материала (материалов) которые были использованы.


Достоинства:

Недостатки:

В отношении же минусов, кроме специфических, присущих конкретному материалу и способу изготовления, можно выделить:

  1. Большую сложность конструкции, которая неизбежно приводит к большим заботам по уходу за дисками и некоторым особенностям в их эксплуатации.
  2. Также стоит помнить, что сборные диски, даже однородной структуры, всегда будут стоить больше, чем монолиты.

Впрочем, разница там не слишком большая, а возможность ремонта может перевесить все прочие недостатки. В любом случае к выбору колес нужно подходить, в первую очередь, учитывая особенности эксплуатации автомобиля, и только так можно подобрать оптимальный вариант именно для вас.

Сборные диски – особенности моделей

Виды конструкций разборных дисков

Разборные диски выпускаются в 2-х вариантах конструкции. Одни модели состоят из 2-х элементов: сердцевина и обечайка (бочка / иннер). Другие сгруппированы из 3-х деталей:

  • сердцевина;
  • обечайка;
  • планка (полка).

Все перечисленные элементы соединяются между собой высокопрочными болтами и гайками. Сердцевина предназначена для контакта со ступицей. Обечайка служит для установки шины. Полочка позволяет играть с вылетом диска: выдвигать его из колёсной арки или наоборот, утапливать в нишу крыла.

Преимущества и недостатки сборных дисков

Сборный диск для автомобиля приобрёл большую армию поклонников, и не менее крупную армию противников. Интернет-дискуссии на тему особенностей такого типа колёс достаточно развёрнутые и продолжительные. Красивый и брутальный внешний вид устраивает почти всех. А вот высокая цена и непрактичность, заставляет большинство российских автовладельцев отказаться от эксплуатации разборных дисков.

И ещё немного о минусах. Проблемы могут возникнуть, при заказе отдельных деталей, включая болты и гайки. Кроме этого, для планки трёхсоставных дисков требуется специальный герметик, который трудно найти в свободной продаже.

Материалы изготовления

Сборные легковые диски изготавливаются из алюминия. Есть и стальные аналоги, но они применяются на специальной технике и грузовиках. Чтобы обеспечить комбинированным колёсам повышенную лёгкость, детали могут быть изготовлены из разных сплавов по различной технологии.

Например, обечайку (иннер) и планку стараются сделать методом ковки. А сердцевину часто отливают в матрице. Благодаря такой комбинации, после сильного удара о дорожную выбоину обод останется целым, а расколовшуюся сердцевину легко заменить на новую. В производстве некоторых моделей применяют детали из стали, титана или карбона.

Правила выбора сборных дисков

Как и любой колёсный диск, разборный аналог имеет определенные параметры, среди которых главные: ширина и внешний диаметр. При выборе они требуют особое внимание. Но ещё более скрупулёзно рекомендуется вникнуть в не менее важные: DIA, ET и PSD.

  • DIA – центральное отверстие (ЦО), которое позволяет установить диск на ступичный цилиндр. Измеряется в мм, например DIA68,1.
  • ET – вылет диска, отвечает за положение колеса на автомобиле. Может быть положительным, нулевым и отрицательным. Измеряется в мм. Например, ЕТ35. Чем меньше число, тем колесо сильнее выпирает из арки.
  • PSD – разболтовка. Например, 4 Х 100, означает, что диск крепится на 4 болта (гайки), диаметр которых по центрам составляет 100 мм.

Если центральное отверстие больше, чем необходимо, то можно устранить избыток свободного пространства центровочными (проставочными) кольцами.

Сборные диски – практичные и дизайнерские колёса. Обладают высокой ремонтопригодностью и повышенной устойчивостью к ударным нагрузкам. Однако, найти деталь для замены на комбинированном диске очень сложно, а иногда – невозможно.

Читайте также:

  • Как гибдд проверяет водительское удостоверение
  • Сколько ходят двигатели ниссан
  • Как подключить генератор ваз напрямую
  • Не выключается блокировка на мазе
  • Как поставить шубу в покрышку
Читать статью  Как выбрать колодки и не остаться в дураках? СТАТЬИ

Виды колесных дисков

Сегодня доступны несколько вариантов колесных дисков, которые принято делить как по способу их изготовления, так и по материалу, из которого они изготовлены.

Основные типы колесных дисков бывают:

  • Штампованными (штамповка/стальные);
  • Литыми (легкосплавные/литье);
  • Коваными (ковка);
  • Составными (разборные/сборные);
  • Другие виды.

Штампованные диски являются самыми доступными по цене, а также самыми тяжелыми по весу. Остальные варианты относятся к категории легкосплавных дисков, которые весят меньше и стоят дороже.

По дизайну самый широкий выбор имеют литые диски , в то время как самыми прочными являются кованые. Среди литых дисков наиболее дорогими являются составные диски.

Давайте разбираться, какие плюсы и минусы имеет каждый вариант.

Штампованные диски

штампованные диски

Такие диски являются наиболее простым и дешевым вариантом, который обычно ставится автопроизводителем на бюджетные автомобили в целях снижения конечной стоимости.

Изготовление

Штампованные колеса производят из стали, для изготовления используется метод штампования.

Плюсы

Среди основных преимуществ стальных дисков можно выделить низкую стоимость, достаточную прочность, а также высокую ремонтопригодность (что достаточно важно при активной эксплуатации ТС на дорогах с плохим покрытием).

Минусы

  • Большой вес по сравнению с аналогами, практически полное отсутствие выбора в плане дизайна, а также низкую антикоррозионную стойкость.
  • Увеличенная масса штампованных дисков является причиной повышенного расхода топлива, снижения динамики, ухудшения управляемости, а также преждевременного выхода из строя отдельных элементов ходовой части. Также в ряде случаев страдает комфорт водителя и пассажиров.
  • На практике владельцам приходится осуществлять регулярную покраску штампованных дисков, а также использовать пластмассовые колпаки для улучшения внешнего вида колес и автомобиля в целом.

Конечно, исключения бывают (например, фирменные 5-спицевые «штампы» на моделях Opel или дорогостоящие оригинальные колпаки, весьма удачно имитирующие литые диски), однако в большинстве случаев штампованный диск выглядит стандартно.

Литые диски

литые диски легкосплавные

Эти колесные диски обозначаются cast, являются наиболее распространенным вариантом и часто ассоциируются с таким понятием, как «кастомизация».

Сегодня можно приобрести дешевые литые диски неизвестных производителей (по стоимости такие колеса не дороже качественной штамповки), средние по цене «массовые» решения известных брендов или дорогостоящие оригинальные заводские диски для автомобилей из среднего и премиального сегмента. Отдельного внимания также заслуживают эксклюзивные решения и тюнинг-колеса.

Изготовление

Основным материалом изготовления для таких дисков служат различные алюминиевые сплавы. Реже используется титановый или магниевый сплав (актуально для дорогостоящих версий). Литой диск изготавливается методом заливки сплава в специальную форму. Далее материал остывает, после чего извлекается из формы и проходит несколько этапов механической обработки.

Еще добавим, что сегодня в арсенале у производителей имеются и более совершенные технологии изготовления литых дисков. Например, литье под давлением. При таком изготовлении расславленный алюминий, который залит в форму, также дополнительно подвергают определенному давлению. Результат — уменьшение пористости материала. Благодаря давлению образуется более цельная мелкозернистая структура, что делает материал заметно прочнее.

Еще одним способом является технология «flow forming». В основе лежит способ механической раскатки обода прямо на горячей заготовке. Метод раскатки позволяет добиться высокой прочности одновременно со снижением общей массы. Кстати, способ напоминает технологию производства кованых дисков. Единственным минусом можно считать то, что литье, которое изготавливается описанными выше способами, стоит намного дороже обычных литых колес.

Плюсы

  • Среди основных преимуществ качественных литых дисков можно выделить небольшой вес и достаточную прочность, что позволяет снизить расход топлива, улучшить разгон автомобиля и его управляемость, повысить комфорт и уменьшить нагрузку на подвеску.
  • Также можно выделить широчайший выбор литых дисков в плане дизайна и размеров, что позволяет подобрать подходящий вариант практически на любой автомобиль. Более того, подбор дисков на авто можно осуществить с учетом целого ряда требований, пожеланий и индивидуальных предпочтений самого заказчика.

Минусы

  • Ремонт литых дисков не отличается хорошей ремонтопригодностью;
  • Высокая вероятность потери внешнего вида в результате мелких механических повреждений, после нахождения колес в агрессивной среде и т.д.
  • Прежде всего, литые диски не мнутся (в отличие от штамповки), а попросту раскалываются. Например, литье в результате попадания в яму может как сразу расколоться, так и постепенно накапливать микротрещины. Именно во втором случае есть опасность последующего раскола диска даже после незначительного удара.
  • Также литые колеса отличают средние показатели и характеристики по ряду основных параметров. Еще на практике автолюбители отмечают, что использование литых колес по сравнению со штампованными дисками в определенных ситуациях может стать причиной выхода из строя деталей подвески, а также повреждения шин.

Например, если штампованное колесо попадает в яму, оно сминается, но не лопается. При этом часть энергии удара приходится именно на диск, а не на подвеску. В случае с литым диском энергия передается на ходовую часть автомобиля. Если же диск от удара раскололся, часто острые края в буквальном смысле слова разрывают и саму шину.

Кованые диски

кованые диски

Указанный тип колес обозначается forged, является самым прочным и легким по сравнению с аналогами. Обычно устанавливаются на мощные серийные авто и спорткары, а также активно используются в профессиональном автоспорте. Еще ковка весьма востребована в качестве решения в рамках всевозможных эксклюзивных проектов и гражданского тюнинга.

Изготовление

Технология производства кованых дисков фактически является штампованием разогретой цельной заготовки (болванки), после чего выполняется последующая механическая обработка.

Как правило, материалом является алюминий, реже могут быть использованы другие сплавы.

Еще отметим, что кованые диски также могут быть произведены по технологии, которая предполагает вырезание диска из болванки на специальном станке. Данный тип ковки менее прочный, чем кованые диски, изготовленные традиционным способом, однако их прочность все равно намного выше, чем у литых колес.

Как правило, данный способ позволяет изготовить эксклюзивные решения по индивидуальному заказу, уникальные «дизайнерские» кованые диски, лимитированные серии колес и т.д. При этом настоящие спортивные кованые диски изготавливаются исключительно штампованием под высоким давлением. Дело в том, что только традиционный способ штамповки под прессом позволяет придать алюминиевому сплаву самую высокую прочность.

Плюсы

Среди основных плюсов кованых дисков можно выделить высочайшую прочность и низкий вес. При этом производители даже с учетом высокой сложности изготовления и ограничений все равно имеют возможность создавать стильные кованые колеса, которые не уступают литым по внешнему виду. Единственным нюансом является более узкий выбор моделей.

Минусы

  • С учетом того, что процесс изготовления кованых колес сложный, дизайн ковки не имеет такого количества различных вариантов, как литье.
  • К серьезным недостаткам относят высокую стоимость и низкую ремонтопригодность. На практике, кованые диски в одном случае могут треснуть (по аналогии с литыми колесами), а в другом всего лишь погнуться подобно штамповке. Так или иначе, но нагрузки, которые выдерживают кованые колеса, намного выше по сравнению даже с самым качественным литьем.

Разборные диски

разборные диски

Разборные колесные диски (аналогичные термины — составные/комбинированные/сборные диски) обычно имеют обозначение 2-piece или же 3-piece. Указанные диски являются не цельными, а представляют собой сборную конструкцию из 2 или 3 составных частей. Такие колеса зачастую используются в качестве решений для тюнинга автомобиля.

Изготовление

Как правило, центральная часть диска, которая включает в себя спицы и ступицу, изготовлена методом отливки. Это значит, что в плане дизайна, как и в случае с любым другим литьем, нет никаких ограничений. Также для придания большей прочности может быть применена ковка, однако такое решение используется заметно реже.

Плюсы

  • Обод составного диска зачастую кованый, что делает его очень прочным. Крепление центральной части к ободу реализовано при помощи болтов из титана. В результате общая конструкция получается стильной по дизайну, легкой и прочной.
  • Ремонтопригодность комбинированных дисков выше, чем у других легкосплавных аналогов. Часто удается заменить только поврежденную часть, а не весь диск целиком.

Минусы

К минусам таких колес можно отнести их высокую стоимость, которая зачастую может быть на одной отметке или даже выше, чем качественная ковка. Обратите внимание, составные диски, особенно с учетом особенностей их производства, не могут стоить дешево. Если на рынке встречаются бюджетные варианты таких колес, то обычно это низкосортная подделка.

Особенности

Еще добавим, что сборные диски могут состоять как из двух частей, так и из трех. В трехсоставном варианте обод имеет как внутреннюю часть, так внешнюю. Это дает возможность производителю гибко менять определенные параметры диска: ширина обода, вылет, глубина полки.

Также автолюбители в разных странах практикуют замену одних составных частей дисков на другие, что позволяет собрать колеса с учетом не только целевого назначения, но и ряда индивидуальных предпочтений.

Другие виды дисков

Напоследок отметим, что выше были рассмотрены основные виды и типы колесных дисков. Однако и это еще не все. Также следует отметить спицованные колеса, которые устанавливаются на различные варианты ретро-автомобилей и другой колесной техники.

Еще существуют композитные диски, которые ставятся на суперкары (среди других материалов используется пластик и карбон), а также кастом-диски в рамках различных индивидуальных проектов.

Так или иначе, в рамках данной статьи их мы рассматривать не будем, так как основное внимание было уделено исключительно массовым продуктам.

Источник https://tires1.ru/sbornye-diski/

Источник https://avto-moto8.ru/faq/chto-takoe-razbornye-diski.html

Источник https://remdisk.com/novosti/vidy-kolesnyh-diskov.html