Топ-5 способов контроля расхода топлива

Содержание

Как контролировать топливо в автомобилях

Топливо — значительная статья расходов для транспортной компании. Дело не только в том, что горючего требуется много, и стоимость его растет — в среднем одна тонна обойдется в 45-55 тыс. рублей. Есть несколько причин его нецелевого расходования:

  • Топливо часто похищается самими сотрудниками компании. Это настолько распространенная проблема, что большинство транспортно-логистических компаний уверены — хоть раз у них происходил слив топлива.
  • Расход топлива увеличивается, если сотрудники не соблюдают правила эксплуатации — например, если чрезмерно нагружают двигатели, отходят от заданного маршрута или используют транспорт в личных целях.
  • Неисправное оборудование потребляет больше топлива. Если компания не следит за состоянием техники, двигатели и прочие механизмы могут выйти из строя — а это приведет к дополнительным затратам.

Заметить и отследить нецелевой расход топлива можно, только присутствуя на месте «преступления». А доказать, почему именно произошло увеличение расхода топлива, невозможно — любые расхождения реальных и задокументированных показателей можно оправдать погрешностью.

В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.

Поэтому многие компании внедряют в свою работу автоматизированные системы контроля топлива — от сфер судоходства и кораблестроения до классической транспортной логистики.

Расскажем подробнее, какие элементы системы контроля топлива могут сократить расходы на логистику.

RB рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Датчики, фиксирующие топливные процессы

Нелегальный слив производится по принципу «экономии» — когда подтасовываются реальные и номинальные показатели расхода топлива. К примеру, на любом транспортном судне есть норма списания горючего в день. Механик может уменьшить скорость судна или отключить какое-то оборудование, чтобы сэкономить потребление топлива — и тогда за день израсходуется 8 тонн вместо 10.

Однако если в документах останется прежняя цифра, оставшиеся 2 тонны он продает на стороне. Так и происходит кража. Суммы могут достигать огромных размеров — как например, в деле на ледоколе «Иван Крузенштерн», где инженер слил 100 тонн топлива на сумму 4,5 млн рублей.

Подобное может происходить при заправке любого транспорта — водители автомобилей договариваются с АЗС о недоливе, и машинисты поездов сливают излишки топлива.

Многие компании понимают, что даже мелкие сливы создают огромные дыры в бюджете. Поэтому, чтобы предотвратить незаконное использование горючего, устанавливают оборудование, фиксирующее все манипуляции с топливом:

CAN-трекеры — данные со штатных датчиков собираются в единую систему, а расход определяется с учетом пройденного расстояния. Такой метод подходит для автомобилей с CAN-шиной, однако погрешность может достигать 15% из-за неточности установленных по умолчанию контроллеров.

Датчики уровня топлива (ДУТ) на определенных точках контроля — топливных баках, двигателях и паровых котлах. Оборудование не только определяет количество горючего внутри, но и его качество, температуру и плотность, что особенно важно для поддержки эксплуатации оборудования.

Датчик расхода топлива (ДРТ) на приемном манифольде или на топливной магистрали — он считает количество принятого топлива. Расходомер может быть как массового так и объемного типа. По возможности рекомендуется устанавливать расходомеры массового типа, ведь именно они позволяют снизить погрешность в измерении до 0,1%.

Это поможет предотвратить махинации при заправке и бункеровке (например, выдачи горючего порциями или загонки воздуха).

Счетчик устанавливается на потребители топлива для учета расхода горючего

ДУТ и ДРТ относятся к самому точному способу определить расход топлива — погрешность составляет 0,1-3%. Такое оборудование применяется для поездов, судов и другого транспорта, где любая неточность может обойтись компании в круглую сумму.

За счет выявления случаев кражи, оптимизации использования оборудования, подбора добросовестных поставщиков и улучшения качества горючего расходы компании сокращаются.

GPS-навигация

Отправляя транспорт на точку назначения, компания надеется, что путь пройдет без происшествий. Однако некоторые водители, пользуясь тем, что им верят на слово, используют автомобиль в личных целях — берут сторонние заказы, делают лишние остановки. Но нецелевое использование транспорта приводит к дополнительным расходам топлива и ускоренному износу автомобиля.

Для предотвращения таких действий на транспортное средство устанавливаются трекеры, которые отслеживают местоположение авто. Это позволит не только мониторить соответствие маршруту, но и контролировать стиль вождения — скорость водителя, остановки и соблюдение ПДД.

Мониторинг позволяет не только контролировать местонахождение транспорта, но и оптимизировать маршрут

Для морского и речного транспорта установка GPS- и ГЛОНАСС-трекеров законодательно необходимо. Помимо отслеживания местоположения и направления движения судна, система также контролирует длительность остановок и бункеровок — это помогает предотвратить простои судна и сливы топлива.

Такой мониторинг поможет не только следить за транспортом, но и анализировать маршрут, чтобы оптимизировать и сокращать дистанцию. К примеру, если авто ходит по дорожному покрытию плохого качества, увеличится нагрузка на него — что приведет и к большим тратам на бензин. Поэтому перевозчики могут отметить для себя проблемные моменты дороги и построить новый маршрут для вождения.

Контроль техобслуживания

Расходы на горючее могут вырасти не только по вине недобросовестных работников, но и из-за неисправного оборудования. Проверить расхождение между фактическим и номинальным расходом можно только определив, как работает каждый потребитель.

Например, в грузовом судне дизельный генератор на 1000 кВт при средней нагрузке тратит 117 кг/час. Если же расход больше этого показателя, нужно проверить цилиндро-поршневую группу. Так, замена неисправного оборудования позволит избежать капитального ремонта.

Контроллеры устанавливаются на все потребители транспорта — двигатели, генераторы и топливные котлы. И счетчик показывает отклонения от средних значений, это сигнал для компании провести внеплановое техническое обслуживание.

Система визуализации

Все полученные данные не просто содержатся в контроллерах до востребования. Компания должна регулярно проверять состояние транспортного средства — и удобнее всего это делать с помощью системы визуализации. Например, для судов необходим двойной мониторинг — для экипажа и для удаленных управленцев.

В системе визуализации на борту VMTS члены экипажа могут одновременно следить за состоянием всей техники — от главных двигателей до топливных котлов. Если показатели выходят за пределы нормы, работники мгновенно реагируют на изменения внешней среды.

Например, если судно идет против течения, необходимо увеличить скорость. Повышая мощность вслепую, можно лишь прийти к перерасходу топлива и износу оборудования.

Читать статью  Может ли пролитый на авто бензин повредить лакокрасочное покрытие?

К тому же в некоторых случаях нагрузка на двигатель и в 70%, и в 50% даст необходимую скорость в 15 узлов. Обладая точными показателями состояния судна, экипаж может настроить оптимальную мощность двигателя, чтобы добиться целевой скорости и не расходовать лишние ресурсы.

Выглядит это примерно так:

Система визуализации позволяет удаленно контролировать состояние потребителей топлива

Далее все полученные на борту данные отправляются в управляющую компанию. Некоторые сервисы предоставляют доступ в личный кабинет, где можно посмотреть статистику. В других предлагают установить дополнительную программу аналитики DOTS, где можно не только проконтролировать показатели датчиков, но и получить детальный прогноз расходов на будущее.

Менеджменту также доступны следующие показатели:

  • местонахождение транспорта;
  • сводные данные о маршруте за определенный период времени;
  • график движения и состояния транспорта с привязкой ко времени;
  • отчет всех данных в виде таблицы.

Такая система особенно полезна для крупных транспортных средств, за состоянием которых нужно следить регулярно. Ведь любой сбой механизма или отклонение от регламента может привести к крупным недостачам и расходам. Поэтому к многоуровневой системе мониторинга все чаще прибегают судостроительные и железнодорожные компании.

Анализируем выгоду

Внедрение цифровых систем в логистику и транспортировку поможет не только снизить кражи топлива, но и уменьшить погрешность при приемке горючего — полная установка позволит снизить погрешность в расчетах до 1%. К тому же у этой системы есть и другие полезные последствия:

  • процессы становятся прозрачнее — компания наглядно представляет местонахождение транспорта и его расход топлива в реальном времени, без ожиданий путевого листа или изучения бортового журнала;
  • коммуникация становится проще — руководители не находятся в состоянии постоянного недоверия к подчиненным, ведь могут достоверно определить, кто выполняет работу добросовестно.

Установка автоматической системы — это дополнительные траты для компании, однако они способны окупиться в течение 5-6 месяцев за счет сокращения расходов на содержание транспорта.

Фото на обложке: Shutterstock / Pavel Chagochkin
Иллюстрации предоставлены автором.

  • Кейсы
  • Доставка и логистика
  • Digital
  • Цифровая трансформация
  • Транспорт

Топ-5 способов контроля расхода топлива

Система контроля расхода топлива (СКРТ) — устройства, которые позволяют вести дистанционный контроль расхода ГСМ. Оборудование поможет перейти от прогнозируемого расхода топлива на основе статистических показателей к реальному. При этом учитывается выполненная работа и состояние транспортных средств.

СКРТ дает уменьшить затраты на горючее, ликвидировать махинации с ГСМ, облегчить процесс учета средств, разрабатывать нормы потребления для определенных маршрутов, подбирать оптимальные режимы работы техники и т. д.

Вопрос контроля расхода топлива для большинства предприятий наиболее остро стоит в связи с тем, что траты на горючее занимают 1/3, а то и половину сумм от всех издержек. А когда водители начинают приворовывать ГСМ или неправильно эксплуатировать транспортное средство, расход значительно увеличивается.

В помощь руководству 5 способов мониторинга за расходом топлива на автопарке предприятия.

Организация собственной АЗС

pic5.png

Самый продвинутый вариант контроля дизельного топлива, да и других видов горючего — создание собственной сети автозаправочных станций, на которых бы осуществлялась заправка автопарка вашего холдинга. Выручит и одна АСЗ, если предприятие расположено в одном населенном пункте.

В этом случае вы сможете контролировать качество ГСМ, всегда будете в курсе, сколько топлива потребляет ваш транспорт, в какое время заправляется и так далее. Эти все сведения плюс пломбировка бака исключают воровство и другие сопутствующие моменты, приводящие к высокому расходу.

Однако такой способ под силу реализовать лишь крупным холдингам и компаниям. Организация собственной АЗС и уж тем более целой сети — неподъемное дело для маленькой или средней фирмы. Окупить эти вложения реально только за счет большого объема потребления топлива.

Поэтому большинству предприятий и организаций приходится искать другие способы для выявления перерасхода потребляемого автотранспортом топлива.

Контроль расхода топлива при помощи штатного датчика через CAN-шину

pic6.png

Многие современные автомобили оснащены CAN-шиной, которая передает сведения о расходе топлива с бортового компьютера в систему мониторинга спутником. В свою очередь, борткомпьютеру данные приходят от штатного датчика (его устанавливают в бак при заводской сборке автомобиля).

Но в этой схеме не так все просто: чтобы информация с CAN-шины корректно отправлялась дальше, бортовой терминал должен быть подключен к CAN-интерфейсу. Такое подключение возможно за счет бесконтактных считывателей, то есть без вмешательства в контактную сеть ТС.

Плюс таких систем в том, что CAN-шина не только фиксирует уровень топлива, но и показывает количество оборотов двигателя, давление масла, температуру охлаждающей жидкости. Таким образом, можно сделать вывод об аккуратности вождения, например, давит ли водитель на педаль газа без особой необходимости. Всем известно, что любое необоснованное действие чревато увеличением расхода топлива.

При всех преимуществах такого контроля за топливом, у систем есть недостатки. Главный из них — неточность штатного датчика: погрешность достигает 15%. Такой контроль расходов топлива не дает объективную картину: как понять в этом случае, есть воровство топлива или нет.

Чтобы получить более точный результат, данные сравнивают с информацией, передающейся спутниковой навигацией. Стартовая цена CAN-модуля начинается с 2000 р. Но учитывайте тот факт, что без специального подключения не каждое транспортное средство поддержит такой способ считывания и передачи информации.

Контроль горючего с помощью проточного датчика расхода топлива (ДРТ)

pic7.png

Такой датчик называют еще расходомером. Его принцип работы схож с водяным счетчиком, который устанавливают в жилых многоэтажных домах и общежитиях. А в автомобиле его ставят на топливную магистраль — таким образом он измеряет объем протекающего по системе топлива.

ДРТ передает информацию бортовому контроллеру через интерфейсный блок. Погрешность небольшая — до 3%, но такой расходомер стоит дорого. Стартовая цена механизма — от 18 000 рублей (в зависимости от марки и модели транспортного средства).

Прибавьте к этой сумме установку и обслуживание, и общие затраты еще больше возрастут. К тому же с такой установкой нет гарантии, что водитель не будет сливать горючее. Можно сделать врезку в топливную магистраль перед ДРТ и спокойно сливать ГСМ. С хищением таким способом вы точно не сможете бороться.

Контроль расхода горючего при помощи GPS-систем

pic8.png

Систему спутникового мониторинга устанавливают на своих транспортных средствах многие предприятия. Она осуществляется через GPS/ГЛОНАСС-маячок на автомобиле. Приемник через спутниковую навигацию отслеживает передвижение ТС и фиксирует пробег.

С точными данными о пробеге вычисляется количество потребленного топлива: автоматически в системе километраж умножается на расход топлива по данным из производственного паспорта. Но в этом случае еще учитывают коэффициент эксплуатации (загрузка, износ расходников и прочие параметры).

ГЛОНАСС-учет расхода топлива — самый простой и недорогой способ, но он не учитывает все факторы. Как результат — вы получите лишь приблизительный расчет контроля расхода топлива. Да, грубые хищения заметны, «левые» рейсы тоже, сделать приписку километражу невозможно — и этот факт будет замечен.

В России в зависимости от условий (доступа в онлайн-систему мониторинга и прочих) GPS/ГЛОНАСС-оборудование обойдется примерно в 50$ на одну единицу ТС. Однако мы советуем отдать предпочтение более точным системам, осуществляющих контроль расхода топлива.

Читать статью  Учет ГСМ

Топливные карты как способ контроля расхода ГСМ

Для контроля топлива отлично подходит топливная карта. Во-первых, с ней можно проверить, что именно заливается в бак. Вы сами можете выбрать АЗС с хорошим топливом, потому что ни для кого не секрет, что не все заправки продают топливо высокого качества.

Во-вторых, вы видите количество литров. Тут списать водителю не получится ни грамма топлива — все операции фиксирует автоматическая система и транзакция отображается в личном кабинете и бухгалтерском учете.

Для контроля дизельного топлива и расходов других видов горючего приобретайте топливную карту «Вездеход». Мы представляем самую широкую сеть приема безнала в России и СНГ — это свыше 16 000 автозаправочных станций, принимающих платежи за топливо в онлайн-режиме по карте Вездеход Online.

Наши партнеры — известные поставщики топлива:

  • Лукойл;
  • Роснефть;
  • Газпромнефть;
  • Татнефть;
  • Сургутнефтегаз;
  • Башнефть;
  • Schell;
  • другие известные и малоизвестные поставщики топлива;
  • независимые операторы.

pic9.png

Свыше 3000 АЗС предоставляют по топливным картам Вездеход Online скидки от 2%. Кроме экономии, это еще и надежная система контроля топлива. Как это работает с картой «Вездеход Online»?

  • распоряжаться лимитом по литрам;
  • устанавливать конкретные дни для заправки;
  • менять вид топлива;
  • фиксировать, на каких АЗС возможна заправка;
  • отсрочить платеж;
  • получить кредит;
  • блокировать карту (при необходимости).

Онлайн-управление позволяет увидеть всю отчетность расхода топлива в любой момент. По карте Вездеход Online возможен гибкий выбор тарифов на любое топливо. Чтобы получить нашу топливную карту, проделайте следующие действия:

  1. Оставьте заявку на сайте.
  2. После того как менеджер предоставит договор, изучите его и подпишите документы.
  3. После получения карты пополните счет (можно не выходя из дома через Личный кабинет) и начинайте пользоваться.

pic10.png

Мы отправим вам карту Вездеход Online в день заказа. У нас осуществляется доставка по всей территории РФ. С картой Вездеход Online вы исключите несанкционированные заправки, будете заправлять транспортные средства качественным топливом, сэкономите, уменьшив тем самым расходы на ГСМ.

5 способов контроля расхода топлива
плюсы и минусы каждого способа

Экономический кризис и последствия эпидемии коронавируса болезненно бьют по транспортно-логистической отрасли и по всем компаниям, которые используют в своей работе легковые, грузовые, пассажирские автомобили и спецтехнику. В этой ситуации главные условия выживания: сокращение затрат на топливо и повышение эффективности при минимальных издержках. В этой статье мы подробно расскажем, какие решения способны в этом помочь.

автотранспорт для контроля расхода топлива на предприятии

Руководителям и сотрудникам автопарков, которые работают не первый год, наверняка знакома сегодняшняя ситуация. Подобное было и в 2014-2015 годах, и в 2008-2009 годах. Каждый очередной кризис доказывает, что в сфере транспорта невозможно преодолевать трудности без систем спутникового контроля за расходом топлива. В структуре затрат большинства автопарков на топливо приходится в среднем 30-35%. В транспортно-логистических и дорожно-строительных организациях эта цифра может доходить до 45-50%. Топливо – это параметр, который напрямую влияет на рентабельность бизнеса. Работать без лишних издержек и не в убыток позволяет грамотная учетная политика, опирающаяся на точные сведения о расходе ГСМ.

Средняя структура затрат автопарка

На практике далеко не во всех предприятиях организован профессиональный контроль и учёт топлива. Где-то существующие подходы устарели. Некоторые руководители вовсе не придают этому значения и даже закрывают глаза на махинации сотрудников. Бывают ситуации, когда в автопарках внедрены современные системы удалённого слежения за работой машин и сотрудников, однако ими либо не умеют, либо не хотят пользоваться. Нередко случается, что установленные решения неэффективны для определенных типов транспорта. Наш обзор поможет вам лучше разбираться в существующих способах контроля ГСМ. Материал будет полезен как владельцам и менеджерам автопарков, так и специалистам компаний по установке систем спутникового контроля.

1. Контроль расхода топлива без спутниковых систем

До сих пор многие автопарки обходятся без ГЛОНАСС/GPS мониторинга. Предположим, что учёт и списание топлива в компании происходят корректно, и вроде бы проблема перерасхода ГСМ не беспокоит. Но может ли руководство уверенно заявлять, что владеет всей информацией? Скорее всего, нет. Настоящий контроль – это когда есть возможность сравнивать максимум различных показаний и выявлять причины расхождений.

Контроль расхода топлива по пробегам и топливным картам

  • Преимущества: нет
  • Недостатки: отсутствие объективных сведений о работе транспорта
  • Эффективность контроля расхода топлива: низкая
  • Вероятность махинаций: высокая
  • Где может применяться: любой автопарк, где отношения с сотрудниками построены на доверии или нет заинтересованности экономить на топливе

2. Спутниковый мониторинг без датчиков топлива

Для базового спутникового контроля достаточно установить профессиональный ГЛОНАСС/GPS-трекер, которые передаёт в систему мониторинга информацию о перемещениях транспорта, включая координаты, скорость и пробег.

Пробег, зафиксированный трекерами, намного достовернее показаний штатного одометра автомобиля. Поэтому спутниковые данные помогают более точно рассчитывать расход топлива и производить объективные списания. Также, сравнив пробеги из системы мониторинга с путевыми листами, можно выяснить, не приписывают ли водители километраж.

система контроля расхода топлива на предприятии

Наряду с этим, базовый мониторинг позволяет анализировать факторы, напрямую влияющие на объемы потребления топлива. За счет информации о всех деталях работы транспорта (соблюдение маршрутов, посещение геозон, следование графику) можно оценивать, насколько эффективно выстроена деятельность автопарка, и определять причины перерасхода, в том числе: “левые” рейсы, непроизводственные простои, халатное выполнение обязанностей. Во многих современных системах спутникового мониторинга ещё есть возможность контролировать, соблюдают ли водители правила экономичного и безопасного вождения.

Но при помощи только одного трекера не получится узнавать о реальном расходе топлива в пути, о времени, местах и объемах заправок, о сливах из бака и других махинациях.

  • Преимущества: точная информация о базовых параметрах, в т.ч. о пробегах
  • Недостатки: невозможно выявлять манипуляции с топливом
  • Эффективность контроля расхода топлива: низкая
  • Вероятность воровства топлива: высокая
  • Где может применяться: любой транспорт, оснащенный трекерами и подключенный к системе спутникового мониторинга

3. Контроль расхода топлива с помощью штатного датчика через CAN-шину

Подключение GPS трекера к CAN шине

Что такое CAN-шина?

Это интерфейс, обеспечивающий обмен информацией между различным датчикам и электронным системам автомобиля, а также сторонними устройствами в рамках единой CAN-сети автомобиля (Controller Area Network). CAN-шина присутствует во всех современных автотранспортных средствах.

Суть такого способа контроля топлива заключается в подключении ГЛОНАСС/GPS-трекера напрямую к блоку управления автомобиля через CAN-интерфейс. Это делается путём проводного соединения с помощью бесконтактных считывателей. В результате трекер будет получать данные о расходе ГСМ от штатного датчика уровня топлива и передавать их в систему мониторинга. Также CAN-считывание позволяет дистанционно отслеживать параметры работы других систем и агрегатов автомобиля (моточасы, давление, температура и др.). Главное, чтобы в автомобилях поддерживался открытый протокол передачи данных.

Это самый легкий и бюджетный способ дистанционного контроля за топливом. Но сами по себе штатные датчики топлива несовершенны – погрешность в их показаниях может составлять 15% от объема бака. На точность в определении времени, мест и объема заправок здесь рассчитывать сложно. Автопарки, которые контролируют топливо по CAN-шине, могут сталкиваться с возникновением “мертвых” зон (5-10% верхнего и нижнего объема бака), “ложными” сливами и непонятными подъемами/падениями топливного графика в программе мониторинга. В итоге на автотранспорте с большим расходом ГСМ неконтролируемый объем может достигать 100 литров – в первую очередь, на большегрузах. И надо понимать, что такой способ не всегда помогает обнаруживать случаи прямого воровства ГСМ. На картинке ниже показан график уровня топлива, полученный со штатного датчика.

Читать статью  ТОП-5 самых экономичных автомобилей на российской вторичке

уровень топлива по штатному датчику

Для сравнения на графике ниже приведем результат контроля топлива на одном автомобиле с помощью двух разных способов одновременно. Красный цвет – это данные, поступившие в систему мониторинга от штатного датчика топлива. Синий цвет – это показания, полученные от ёмкостного датчика уровня топлива Эскорт (подробнее об этом способе в 5-м разделе статьи).

Графики уровня топлива по CAN-шине и ДУТ

Несмотря на очевидные минусы, контроль расходов топлива по CAN-шине – это приемлемый вариант в тех случаях, когда сложно установить более точное оборудование из-за конструктивных особенностей транспорта. Да и не всем нужна абсолютная точность. Так, в легковых автопарках бывает проще настроить поступление информации от штатных датчиков и сравнивать их с другими данными спутникового мониторинга, нежели тратить деньги на более дорогие и не столь простые в установке решения.

  • Преимущества: простота монтажа, возможность получать другие штатные показания
  • Недостатки: высокая погрешность в измерении уровня топлива, сложность в выявлении сливов
  • Эффективность контроля расхода топлива: средняя
  • Вероятность воровства топлива: высокая
  • Где может применяться: транспорт с баками, не приспособленными для монтажа сторонних датчиков

4. Контроль расхода топлива с помощью расходомера (ДРТ)

что такое датчик расхода топлива

Как работает расходомер?

Этот датчик устанавливается в двигательной системе автомобиля на топливную магистраль.

Принцип работы расходомера заключается в определении объемов поступающего топлива и учёте времени его потребления, поэтому датчики расхода топлива (ДРТ) ещё называют проточными.

Некоторые модели расходомеров могут определять время работы двигателя и температуру топлива.

Показания, зафиксированные расходомерами, передаются бортовому контроллеру (ГЛОНАСС/GPS трекеру) и поступают в систему мониторинга. Точность показаний очень высокая: погрешность варьируется всего на уровне 1-3%. Это позволяет верно вести фактический учет ГСМ и рассчитывать реальные нормы потребления топлива на конкретных автомобилях. Но есть несколько существенных минусов:

  • стоимость датчиков расхода топлива, затраты на их установку и обслуживание дороже каждого другого способа из этого обзора;
  • расходомеры подвержены загрязнениям и требуют периодической чистки, иначе они могут привести к поломке топливной системы;
  • для контроля сливов через “обратку” нужна установка второго расходомера, либо более дорогого дифференциального датчика, который контролирует топливо сразу в подающей и обратной магистралях;
  • проточные датчики не позволяют контролировать заправки и сливы топлива из бака.

Снова сравним показания от разных датчиков, параллельно контролировавших топливо на одном ТС. Синий график – это данные, поступившие от ДРТ, и здесь виден только расход. Красный график – это показания, зафиксированные емкостным датчиком уровня топлива, и здесь видно, когда были заправки и сливы. При этом разница в точности показаний расхода составляет всего 100 мл.

График расхода топлива по расходомеру и ДУТ

Несмотря на перечисленные недостатки, расходомеры часто являются оптимальным вариантом для контроля топлива на спецтехнике. Во-первых, форма бака многих дорожных, строительных и сельхозмашин не всегда приспособлена под установку врезных ДУТов (способ №5). Во-вторых, качественные расходомеры полезны тем, что передают в программу мониторинга информацию о моточасах и о состоянии топливной системы – то есть владельцам машин не нужно тратиться на установку других датчиков для контроля важных для спецтехники параметров.

  • Преимущества: высокая точность, контроль моточасов и доп.параметров
  • Недостатки: высокая стоимость оборудования, а также его установки и обслуживания; не отследить сливы топлива из бака
  • Эффективность контроля расхода топлива: средняя
  • Вероятность воровства топлива: средняя
  • Где может применяться: спецтехника с баками, не приспособленными для монтажа ДУТ

5. Контроль с помощью емкостного датчика уровня топлива

установка датчиков уровня топлива

Как работает датчик уровня топлива?

ДУТ устанавливается (врезается) в бак автомобиля и фиксирует изменение объема ГСМ. По принципу действия их ещё называют датчиками емкостного типа. Точность ДУТ не уступает по точности расходомеру (97-99%). Но для получения объективных данных важно правильно откалибровать датчик и произвести тарировку бака на этапе установки. Поэтому монтаж оборудования нужно доверять профессиональным установщикам.

Как и в случае с ДРТ, система мониторинга получает показания ДУТ от трекера, с которым датчик взаимодействует. В программе мониторинга каждое изменение уровня жидкости в баке отображается с четкой привязкой ко времени и месту. Существуют варианты датчиков, которым не требуется соединение с бортовым контроллером. У таких датчиков есть собственный модуль GPS/ГЛОНАСС и модем GPRS.

Вместе с получением высокоточных данных об уровне топлива в баке, ДУТы позволяют:

  • фиксировать заправки и сливы топлива
  • определять ложные и неполные заправки
  • распознавать микросливы
  • выявлять факты слива с “обратки”

Встречается мнение, что с помощью ДУТ не выявить слив топлива с обратной магистрали. Но по графикам и отчетам в программе мониторинга можно понять, что такое, скорее всего, происходило.

контроль уровня топлива ДУТ

Датчик уровня топлива – это универсальный инструмент для контроля дизельного топлива и бензина на всех автомобилях и спецтехнике. Но у этого способа контроля всё же есть свои ограничения:

  • Измерительная трубка датчика может быть обрезана под любую высоту топливного бака, но если высота меньше 10 см, то нормальной картины расхода топлива вы не получите. Следовательно, способ подойдет не для всех легковых автомобилей.
  • При установке ДУТ на спецтехнику могут возникнуть трудности, если баки на машинах нестандартной формы и с перегибами. Тогда потребуется установить два датчика, либо все же прибегнуть к другому способу контроля.
  • В баках вытянутой формы (трейлеры, автопоезда) велика вероятность погрешности из-за колебаний топлива под углом. Для получения усредненных показаний понадобится установить два ДУТ. Это повысит стоимость оснащения, но гарантирует стабильную точность измерений.
  • Преимущества: высокая точность, возможность отслеживать все манипуляции с топливом
  • Недостатки: сложная установка на нестандартные баки
  • Эффективность контроля расхода топлива: высокая
  • Вероятность воровства топлива: низкая
  • Где может применяться: любой тип автотранспорта

Выводы

Эффективно контролировать расход топлива не получится без систем мониторинга транспорта и дополнительного телематического оборудования. Среди решений, которые мы рассмотрели, лучше всего использовать ёмкостные ДУТ. Но в некоторых ситуациях не обойтись без установки ДРТ, либо удалённого считывания данных с CAN-шины автомобиля.

Способы контроля топлива на предприятии

В целом, оценивая перспективность различных способов, стоит добавить, что по своим функциям и возможностям ДУТ намного современнее других вариантов. Объясняется это просто: на них сфокусировано основное внимание разработчиков телематических решений для контроля топлива.

Например, тренд последнего времени: беспроводные датчики уровня топлива, работающие по технологии BLE (Bluetooth Low Energy). При их подключении не нужно прокладывать кабели для настройки соединения с трекером. Для настройки достаточно мобильного приложения на телефоне. Это сокращает затраты на установку и избавляет от риска потери контроля по причине обрыва, износа или умышленной поломки проводов. А благодаря низкому энергопотреблению такие датчики могут работать несколько лет всего от одной батарейки.

Об успешном опыте применения емкостных датчиков уровня топлива вы можете узнать в кейсах на нашем сайте. Хороший пример — кейс компании «Комос Групп». В нем мы рассказываем, как одному из крупнейших агрохолдингов России удалось сэкономить 5,6 млн рублей за полгода, контролируя расход топлива в автопарке с помощью датчиков Эскорт ТД-BLE.

Узнать лучше о “подводных камнях” контроля расхода топлива и услышать о конкретных примерах, подкрепленных цифрами, вы можете, посмотрев видеозапись выступления гендиректора ГК «Эскорт» Антона Туркина с презентацией:

“Реальные кейсы применения датчиков уровня топлива Эскорт”

Источник https://rb.ru/opinion/before-using-fuel-control-system/

Источник https://www.petrolplus.ru/article/kontrol-rashoda-topliva/

Источник https://www.fmeter.ru/infocenter/helpful/20200729-fuel-consumption-control-methods/