Кто такие в полисе ОСАГО страхователь и собственник – это разные лица или нет?
Статистика на сегодняшнем рынке страхования гражданской ответственности владельцев ТС показывает, что не всегда непосредственный владелец машины пользуется своим транспортом как реальный владелец.
Очень часто бывает так, что покупает автомобиль один человек, а пользуются данным транспортом другие (дети, внуки, родственник, сослуживцы и т.д.).
Именно такую ситуацию мы и разберем в статье представленной ниже.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !
Скрыть содержание
Разные ли это лица или всегда одно?
Очень часто наши автолюбители путают два понятия – собственник авто и страхователь. Многие также задаются вопросом, а возможно ли оформить сделку по страхованию гражданской ответственности без участия владельца авто. Принято считать, что такая сделка заключается страховой компанией лишь в присутствии хозяина машины.
Но данное мнение в корне неправильно. Собственником авто и человеком с кем страховая заключает договор, может быть одно и то же лицо, а могут быть и разные лица.
Для владельца авто и для лица, заключающего договор страхования с СК в бланке договора предусмотрены разные графы.
И это в свою очередь, значит, что оформить договор с СК может другое лицо, без присутствия владельца.
Кто может быть страхователем по ОСАГО?
Лицом, заключающим договор с СК, может стать абсолютной любой из водителей, который имеет право управлять данным автомобилем, т.е. вписан в страховку. Присутствие самого владельца автомобиля при оформлении договора вовсе не обязательно, но его имя нужно будет вписать в договор автогражданской ответственности.
Тот, кто вносит плату за заключение данного договора автогражданской ответственности, тот и становится страхователем.
ВАЖНО. Лицо, на которое оформляется данный договор, должно быть вписано в графу водитель.
На человека, заключившего со страховой договор также распространяется страховое покрытие в случае ДТП.
Для человека, который является владельцем транспортного средства, вписываться в полис автогражданской ответственности в качестве водителя необязательно.
Следует учитывать, что все последующие корректировки в полис автогражданки будет вносить лишь страхователь, владелец авто в этом случае сделать этого не сможет. Т.е. если понадобится вписать в страховку еще одного водителя, то в страховую компанию следует ехать не собственнику авто, а именно страхователю.
При оформлении страховки человек, не являющийся собственником авто, обязан иметь доверенность от собственника, такой документ понадобится и для внесения последующих изменений.
Вы можете оформить страховку не на владельца машины и в случае оформления полиса в электронном виде (об электронных полисах можно почитать тут).
Роль в оформлении полиса
Одной из сторон сделки, является страхователь, а второй стороной является СК.
Именно страхователь (либо лицо, которому была выдана доверенность от имени страхователя) имеет право вносить поправки в договор и расторгать его (о нюансах досрочного расторжения договора мы писали здесь).
Собственник авто, в отношении которого заключался договор между страхователем и СК, такими полномочиями не обладает, несмотря на тот факт, что авто находится в собственности у данного гражданина.
Да, данные владельца авто также указываются в бланке ОСАГО, но сама страховка принадлежит страхователю, так как он за нее заплатил (о том, для чего эта страховка нужна, мы рассказывали тут).
Какими правами обладают?
В компетенции владельца машины, находятся все действия, которые связаны с получением страховой выплаты в случае ДТП.
Внимание! При ДТП гражданин, который приобрел в СК страховку на машину, уже не может ничего решить если, конечно не имеет доверенности от владельца на предоставление его интересов.
Процесс по восстановлению поврежденного имущества основывается на действиях того, кому это имущество принадлежит на правах собственности.
Права этих двух лиц, можно поделить таким образом:
- Страхователь.
- Вправе вносить коррективы в состав допущенных к управлению данной машиной водителей.
- Вносить необходимые корректировки при замене владельца.
- Может осуществлять продление страхового договора в течение года.
- Может без согласования с собственником, расторгнуть договор страхования и получить неиспользованную часть оплаченной страховой премии.
- Человек заключивший договор может вносить в него изменения касающиеся технических параметров (замена VIN кода и т.д.).
- А также может вносить коррективы относительно заявленных условий эксплуатации.
- Собственник.
- Оформляет и подает заявление в СК о наступлении страхового случая.
- Принимает решение относительно вида и размера компенсации причиненного ущерба.
- Владелец имущества получает денежные средства, компенсирующие ущерб.
- Может предъявлять в СК претензии относительно суммы компенсации и по качеству проведенного ремонта.
- Должен быть ознакомлен со страховым актом и другими документами в СК.
Если владелец авто и лицо, заключившее сделку, это одно и то же лицо, то такого рода разделение становится, как вы понимаете, неактуальным.
Но если владелец машины и страхователь это разные люди, то данные позиции необходимо учитывать при заключении договора автогражданской ответственности.
Кто такой собственник?
В графе собственник в документе ОСАГО указывается то лицо, которое приобретало данное имущество. Собственником является человек, который приобрел данное имущество в собственность.
Основное отличие
Отличие собственника от страхователя заключается в следующем:
- Страхователь – человек, приобретающий в СК продукт страхования, оплачивает взнос по договору автогражданской ответственности, однако в случае ДТП, право на получение страховой выплаты получает владелец авто. А также данное лицо не имеет права распоряжаться данным имуществом (если у него нет нотариально заверенной доверенности от собственника).
- Собственник машины, является владельцем данного имущества, но при этом не имеет права вносить какие-либо корректировки в документ по страхованию или расторгать его.
Другими словами, человек, заключивший сделку с СК – это собственник страхового договора, а собственник – это владелец автомобиля. Собственником авто и человеком, заключившим сделку страхования, может выступать одно и то же лицо.
В заключение, хочется затронуть тему относительно несправедливых претензий в адрес СК. Очень часто встречаются ситуации, когда люди пытаются побудить страховщиков к неправомерным действиям. Иногда представлять интересы лица, которое осуществляло страхование, пытаются его родственники или третьи лица.
Даже при наличии полиса страхования у человека, вписать его в страховку в качестве водителя страховщик не имеет права без разрешения страхователя.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Вопросы по теме:
Страхование жизни при автокредите: как вернуть или получить свои деньги
Итоговая сумма автокредита складывается не только из стоимости авто и процентов. Менеджер любого автосалона подтвердит, что платное страхование жизни сейчас является обязательной услугой, стоимость которой добавляется к самому кредиту. Зачем заключать договор на страхование жизни при автокредите, можно ли обойтись без этого, и как действовать, если наступил страховой случай – об этом наша статья.
Преимущества и недостатки страхования жизни при автокредите
При оформлении автокредита вы столкнетесь с «необходимостью» заключить договор со страховой компанией. Предмет этого соглашения – страхование жизни. Такая услуга выгодна банку-кредитору, поскольку предохраняет от рисков непогашения задолженности, если с заемщиком что-то случится.
Погасить долг перед банком в случае заключения такого договора должна страховая компания, а не родственники заемщика (согласно закону).
Банку выгодно страхование жизни клиента по автокредиту по нескольким причинам:
- при оформлении полиса страховщик платит комиссию банку;
- стоимость страховки прибавляется к сумме автокредита, вследствие чего банк заработает еще и на процентах;
- гарантированный возврат кредита банку, если заемщик потеряет трудоспособность (если будет доказано, что ситуация является страховым случаем).
Страховая компания также имеет свою выгоду:
- каждый новый клиент приносит прибыль страховой;
- не нужно нанимать дополнительных сотрудников и платить им зарплату, ведь банковские служащие выполняют их роль и получают лишь процент с каждого оформленного полиса.
Партнерство банков и страховых компаний при оформлении полисов страхования жизни выгодно обеим организациям.
Взять автокредит без страхования жизни не запрещено, но это связано с некоторыми ограничениями. Покупая страховку, можно избежать:
- повышения процентной ставки;
- уменьшения максимальной суммы автокредита или увеличения первого взноса: банк может предпринять такие меры в случае отказа от страхования жизни;
- отказа в получении автокредита;
- предоставления дополнительного залога и/или привлечения поручителей.
Полезные материалы по финансам и шопингу
- Как зарабатывать на карте рассрочки
- Чек-лист подготовки к отпуску
- 24 идеи необычных подарков для близкого человека
- Как банки обманывают при выдаче кредитных кар
Основной плюс заключения договора страхования жизни и здоровья в том, что ни вам, ни вашим родственникам не придется выплачивать автокредит, если что-то случится. Главное – внимательно изучить и кредитный, и страховой договор. Проанализируйте предложения с включенной страховкой и без нее от разных автосалонов и банков, чтобы выбрать наилучший вариант.
Случается, что автокредит со страховкой даже выгоднее, чем без нее. При оформлении полиса заемщику дают скидку, которая и объясняет такую разницу. Чтобы не прогадать, внимательно проведите все расчеты.
Фото: Shutterstock
Может показаться, что выгоднее всего докупать полис страхования жизни и здоровья тем, кто и так тяжело болеет. В крайнем случае автомобиль перейдет по наследству, а остаток автокредита выплатит компания-страхователь. Однако не все так однозначно. Заемщик должен информировать страховую о своем состоянии здоровья. В оформлении полиса могут отказать или же увеличить страховой взнос.
При страховании жизни для автокредита есть и свои минусы:
- в таком договоре выгодоприобретатель – банк, а не застрахованный или его родные. В зависимости от условий полную стоимость машины или же остаток по займу получит именно банк;
- если вы попадаете в группу риска, то вынуждены будете заплатить за полис ощутимо больше;
- банки работают только со своими партнерами, то есть выбрать компанию для покупки полиса самостоятельно будет сложно.
Теоретически, указать в качестве выгодоприобретателя не банк, а других лиц, названных клиентом, возможно. Но кредитору такая схема не гарантирует возврата займа, поэтому в этом вопросе банки пытаются навязать жесткие правила.
Условия и нюансы страхования жизни при автокредите
Изучите перед тем, как поставить свою подпись, все пункты договора страхования жизни, включая даже мелкие нюансы.
Стандартные пункты для всех договоров:
Страховая сумма, рассчитанная по одной из трех возможных схем:
- процент от цены машины. Оплачивается единожды при закрытии сделки;
- процент от автокредита. Это самый популярный вариант, сумма рассчитывается один раз и на весь срок выплаты займа;
- процент от остатка по кредиту. Полис в этом случае переоформляется ежегодно.
Варианты страховых случаев:
- кончина застрахованного лица из-за болезни или же несчастного случая. Если такое происходит, то страховая компания выплачивает автокредит банку полностью;
- застрахованный становится полностью нетрудоспособным. Страховая компания выплачивает банку весь остаток задолженности;
- застрахованный становится временно нетрудоспособным. В этом случае страховщик берет на себя оплату ежемесячных платежей, пока проходит лечение. Однако устанавливаются максимальные лимиты таких выплат;
- застрахованный теряет работу по одной из причин: попадает под сокращение, компанию-работодателя застрахованного лица ликвидируют, из-за восстановления на работе по судебному решению предшественника застрахованного лица.
Ограничения. При страховании жизни есть ряд ограничений, в основном касающихся состояния здоровья заемщика. Вот основные из них:
- возрастные ограничения считаются на момент заключение договора на автокредит. Минимальный возраст страхователя – 18 лет, максимальный – 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно;
- инвалидность 1 или 2 группы;
- хронические заболевания;
- лечение зависимостей (алкогольной, наркотической), наличие сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии, психических расстройств, перенесенные инсульты, инфаркты, болезни печени, почек, легких, а также грыжи;
- ВИЧ-инфекция или СПИД.
Если страховой случай происходит по одной из выше обозначенных причин, то страховая обязательно проверит, есть ли в больничных записях застрахованного упоминания об этих заболеваниях. В выплате страховки будет отказано, если выяснится, что болезни имелись еще до взятия автокредита.
Есть и другие факторы, влияющие на оформление полиса для заемщика:
- на момент заключения договора заемщик работает по режиму полного рабочего дня;
- отсутствует регистрация в качестве ИП, не является сотрудником государственных служб, не зарегистрирован как адвокат или нотариус, не оформлен отпуск по беременности и родам и т.п.
Для тех, кто подпадает под те или иные ограничения, возможность купить полис остается, но по повышенному тарифу.
Чаще всего клиенты следуют рекомендации банка и не вникают в тонкости страхования жизни и здоровья самостоятельно. Если клиент пытается отказаться от страховки, то кредитная организация может предпринять одно из следующих действий:
- отказ в выдаче автокредита (или любого другого займа);
- повышение процентов по автокредиту в среднем на 3%, а также увеличение суммы первоначального взноса (примерно на 10%);
- сокращение срока кредита, что увеличивает ежемесячный платеж.
Несмотря на многие ограничения, у заемщика есть возможность выбрать другие важные условия. Начнем с того, что застраховать свою жизнь и здоровье можно или сразу в банке, или в сторонней страховой компании. В первом случае всю организационную часть берут на себя сотрудники банка: данные клиента передаются в страховую компанию, являющуюся партнером банка, а заемщику остается только подписать уже оформленный договор страхования жизни. Если же организационная сторона вопроса не пугает, то можно выбрать страховую компанию самостоятельно, а в банк предоставить заверенную копию уже заключенного договора.
Фото: Shutterstock
Конечно, вариант с самостоятельным выбором страховой компании более хлопотный, но и более выгодный. Банки подбирают страховую компанию-партнера исходя из соображений собственной процентной прибыли, а не плюсов для заемщика. Сравнить несколько предложений по цене и условиям полиса – это более взвешенное решение.
Основной вопрос, который встает на данном этапе – размер страховки. При самостоятельном подборе условий полиса, на размер страховки можно повлиять. Страхователь может вносить деньги или на счет страховой компании, или сразу в счет автокредита, если выбранная фирма – партнер банка-кредитора. Именно эти денежные средства используются, когда наступает страховой случай.
Условия могут быть таковы, что страховка покроет стоимость (полностью или частично) разбитой машины. Благодаря оформленному полису, можно не беспокоится о ежемесячных выплатах, даже в ситуации временной нетрудоспособности. Сумма страховки зависит от многих условий в случае автокредита:
- стоимость страховки равна рыночной цене покупаемой машины;
- стоимость страховки равна сумме автокредита (это наиболее распространенный вариант при оформлении полиса через банк);
- размер страховки равен остатку задолженности по автокредиту.
Важно также определиться со сроком страховки. Банки хотят иметь гарантии полной выплаты автокредита, поэтому настаивают на заключении страхового договора на весь срок займа. Но клиент волен выбирать. Пролонгированный способ может оказаться удобнее для заемщика. В этом случае договор страхования жизни заключается на год, а по окончании этого срока продлевается, при желании клиента.
При такой схеме достаточно легко сменить компанию-страхователя, если в этом возникла необходимость. Если заемщик решит отказаться от страхования, это можно будет сделать в конце срока договора и просто не пролонгировать его.
Примерная стоимость страхования жизни
Если заемщик принимает решение самостоятельно приобрести полис у выбранной компании, то стоимость страхования жизни при автокредите рассчитывается исходя из нескольких параметров:
- страховая сумма, то есть то количество денег, которое страховщик должен выплатить, когда наступает страховой случай;
- срок выплаты кредита — чем дольше по времени заемщик выплачивает банку долг, тем дороже для него выйдет страховой полис;
- профессия страхователя – если деятельность связана с опасностью для жизни, то стоимость полиса возрастет;
- возраст — клиенты, которым на момент покупки страховки уже исполнилось 40 лет причисляются к группе риска, что означает увеличение страховых взносов;
- список страховых случаев — чем больше ситуаций покрывает страховка, тем она дороже.
Наибольшее влияние на окончательную стоимость страхования жизни и здоровья при автокредите оказывает общая сумма кредита. Когда договор страхования оформляется в банке при получении займа, то цена полиса чаще всего рассчитывается в процентах от суммы кредита (1% – 1,5%)
Пример вычисления стоимости полиса:
Если кредит выдается в размере 500 тысяч рублей, то стоимость страхового взноса составит 7 тысяч 500 рублей (если в банке брали коэффициент 1,5%).
Банковские уловки при страховании жизни
При выборе кредита будущий заемщик старается сравнить предложения нескольких банков, чтобы выбрать самую низкую процентную ставку по автокредиту. Но стоит быть внимательнее, ведь здесь есть подводные камни.
Если банк предлагает низкий процент, то, скорее всего, договор страхования жизни при автокредите обойдется дороже, чем якобы выгодные условия. Клиент может заметить этот нюанс уже при подписании документов на кредит.
страховка должна быть оформлена на владельца автомобиля
Кто такие в полисе ОСАГО страхователь и собственник – это разные лица или нет?
Статистика на сегодняшнем рынке страхования гражданской ответственности владельцев ТС показывает, что не всегда непосредственный владелец машины пользуется своим транспортом как реальный владелец.
Очень часто бывает так, что покупает автомобиль один человек, а пользуются данным транспортом другие (дети, внуки, родственник, сослуживцы и т.д.).
Именно такую ситуацию мы и разберем в статье представленной ниже.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Разные ли это лица или всегда одно?
Очень часто наши автолюбители путают два понятия – собственник авто и страхователь. Многие также задаются вопросом, а возможно ли оформить сделку по страхованию гражданской ответственности без участия владельца авто. Принято считать, что такая сделка заключается страховой компанией лишь в присутствии хозяина машины.
Но данное мнение в корне неправильно. Собственником авто и человеком с кем страховая заключает договор, может быть одно и то же лицо, а могут быть и разные лица.
Для владельца авто и для лица, заключающего договор страхования с СК в бланке договора предусмотрены разные графы.
И это в свою очередь, значит, что оформить договор с СК может другое лицо, без присутствия владельца.
Кто может быть страхователем по ОСАГО?
Лицом, заключающим договор с СК, может стать абсолютной любой из водителей, который имеет право управлять данным автомобилем, т.е. вписан в страховку. Присутствие самого владельца автомобиля при оформлении договора вовсе не обязательно, но его имя нужно будет вписать в договор автогражданской ответственности.
Тот, кто вносит плату за заключение данного договора автогражданской ответственности, тот и становится страхователем.
На человека, заключившего со страховой договор также распространяется страховое покрытие в случае ДТП.
Для человека, который является владельцем транспортного средства, вписываться в полис автогражданской ответственности в качестве водителя необязательно.
Следует учитывать, что все последующие корректировки в полис автогражданки будет вносить лишь страхователь, владелец авто в этом случае сделать этого не сможет. Т.е. если понадобится вписать в страховку еще одного водителя, то в страховую компанию следует ехать не собственнику авто, а именно страхователю.
При оформлении страховки человек, не являющийся собственником авто, обязан иметь доверенность от собственника, такой документ понадобится и для внесения последующих изменений.
Вы можете оформить страховку не на владельца машины и в случае оформления полиса в электронном виде (об электронных полисах можно почитать тут).
Роль в оформлении полиса
Одной из сторон сделки, является страхователь, а второй стороной является СК.
Именно страхователь (либо лицо, которому была выдана доверенность от имени страхователя) имеет право вносить поправки в договор и расторгать его (о нюансах досрочного расторжения договора мы писали здесь).
Собственник авто, в отношении которого заключался договор между страхователем и СК, такими полномочиями не обладает, несмотря на тот факт, что авто находится в собственности у данного гражданина.
Да, данные владельца авто также указываются в бланке ОСАГО, но сама страховка принадлежит страхователю, так как он за нее заплатил (о том, для чего эта страховка нужна, мы рассказывали тут).
Какими правами обладают?
В компетенции владельца машины, находятся все действия, которые связаны с получением страховой выплаты в случае ДТП.
Процесс по восстановлению поврежденного имущества основывается на действиях того, кому это имущество принадлежит на правах собственности.
Права этих двух лиц, можно поделить таким образом:
Если владелец авто и лицо, заключившее сделку, это одно и то же лицо, то такого рода разделение становится, как вы понимаете, неактуальным.
Но если владелец машины и страхователь это разные люди, то данные позиции необходимо учитывать при заключении договора автогражданской ответственности.
Кто такой собственник?
В графе собственник в документе ОСАГО указывается то лицо, которое приобретало данное имущество. Собственником является человек, который приобрел данное имущество в собственность.
Основное отличие
Отличие собственника от страхователя заключается в следующем:
В заключение, хочется затронуть тему относительно несправедливых претензий в адрес СК. Очень часто встречаются ситуации, когда люди пытаются побудить страховщиков к неправомерным действиям. Иногда представлять интересы лица, которое осуществляло страхование, пытаются его родственники или третьи лица.
Даже при наличии полиса страхования у человека, вписать его в страховку в качестве водителя страховщик не имеет права без разрешения страхователя.
Может ли не собственник застраховать автомобиль по ОСАГО?
Что делать в ситуации, когда владелец авто не может сам оформить ОСАГО
Рассчитать стоимость ОСАГО
Оформите ОСАГО не на владельца автомобиля онлайн
Можно ли оформить ОСАГО не на собственника?
Сэкономить время и деньги можно воспользовавшись формой расчета и оформления онлайн ОСАГО на нашем сайте, где предусмотрены отдельные поля для владельца автомобиля и того, кто страхует авто (страхователя). При этом не потребуется доверенность и можно выбрать выгодный вариант из предложений нескольких страховых компаний.
В среде водителей все еще есть мнение, что полис автогражданки всегда оформляется только на формального владельца авто. Однако это мнение ошибочно. Присутствие собственника при оформлении ОСАГО обязательным совсем не является. Однако его имя вписывается в полис автогражданки. Страхователем же становится человек, который заключал договор ОСАГО и, соответственно, вносил оплату. Он автоматически становится водителем, вписанным в полис автогражданки, то есть на него распространяется страховое покрытие. Для владельца авто, при оформлении ОСАГО не на собственника, не обязательно вписываться в полис в качестве водителя.
Кроме того, при оформлении ОСАГО не на владельца машины все дальнейшие изменения в полис автогражданки вносит именно страхователь, а не собственник. То есть, когда страхователю надо, например, вписать еще нескольких водителей в автогражданку, то в страховую компанию нужно ехать именно ему, а не формальному владельцу авто. Но при этом обязательно иметь доверенность на внесение изменений в полис ОСАГО, выписанную собственником. Такой документ понадобится и при оформлении полиса.
Возможность оформления полиса не на собственника имеется и в случае приобретения ОСАГО в электронном виде.
Какие документы нужны для оформления ОСАГО не на собственника?
Сделать ОСАГО без владельца автомобиля может любой водитель, на которого выписана доверенность от собственника авто. Это не обязательно должна быть генеральная доверенность, написанная нотариусом, достаточно рукописного варианта. Кроме этого, для оформления ОСАГО по доверенности нужны следующие документы:
Кто получит страховую выплату при оформлении ОСАГО не на владельца?
Оформить ОСАГО может и не собственник автомобиля. А вот денежное возмещение в таком случае получает именно собственник машины. Есть возможность и в этом случае не беспокоить владельца при ОСАГО по доверенности. Но для этого нужно уже выписать нотариальную доверенность, причем не обязательно на страхователя, в которой обязательно должно быть прописано право получения страхового возмещения.
Оформите ОСАГО не на владельца автомобиля онлайн
Важный вопрос: можно ли оформить ОСАГО не на владельца авто? Как это делается?
Ситуации, когда страховой полис оформляется не на хозяина автомобиля, бывают разные. Собственником машины может быть одно лицо, а непосредственным пользователем – другое. При этом у хозяина автомобиля даже могут отсутствовать права на управления авто.
В таком случае возникает резонный вопрос: можно ли оформить страховку не на собственника? Как это сделать? Какие могут быть расходы и сроки? И какие необходимо собрать документы? Рассмотрим этот вопрос более подробно.
На кого оформляется: на владельца или водителя?
Часто бывает так, что владелец и водитель автомобиля – это разные лица. Возможна и такая ситуация, когда владелец машины даже не имеет прав на управление транспортным средством. На кого тогда нужно оформлять страховку?
Полис ОСАГО не обязательно оформлять на владельца авто. В самом документе предусмотрено 2 поля для заполнения: владелец автотранспортного средства и страхователь. Это говорит о возможности оформления договора со страховой компанией лицом, не являющемся собственником машины.
Главный нюанс, который необходимо учитывать при оформлении полиса не на хозяина автомобиля – страхователь должен иметь водительские права и быть вписан в страховку. При этом самого хозяина вписывать в страховку в качестве водителя не обязательно.
Кто может провести процедуру, кроме хозяина?
Помимо владельца автомобиля, полис осаго может оформить любое лицо. Это может быть родственник, друг, знакомый. Главное, чтоб страхователь имел права на управление автотранспортным средством.
Можно ли на доверенное лицо?
Оформить полис осаго может не только владелец, но и любой гражданин, имеющий водительское удостоверение. Однако если страховка будет оформляться без присутствия хозяина автомобиля, потребуется доверенность на имя страхователя.
В случае если в страховой полис нужно будет внести правки, например, вписать водителей, которые имеют право управлять данным автомобилем, или наоборот, внести ограничения на управление, хозяин не сможет сделать это без лица, на которого оформлен полис.
Еще один момент, на который следует обратить внимание: если произойдет дтп, деньги от страховой компании получит именно владелец авто, а не лицо, на которого оформлена страховка. Если же владелец машины не хочет, чтобы выплаты от страховой компании производились на его имя, он должен написать доверенность. Данный документ дает право на:
Если для оформления полиса доверенность не обязательно заверять у нотариуса, то для того, чтобы передать полномочия распоряжаться выплатами от страховой, необходим нотариально заверенный документ.
Необходимая документация
Для того чтобы оформить страховку не на собственника автомобиля, необходимо заранее подготовить следующий пакет документов:
Если полис ОСАГО будет оформляться в отсутствии владельца авто, то нужно будет предоставить доверенность от хозяина машины (подойдет даже рукописный вариант).
Подробная пошаговая инструкция, как происходит процедура, если вы не владелец авто
Для того чтобы застраховать машину, не являясь ее собственником, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:
Если договор будет заключаться в присутствии собственника, тогда доверенность предоставлять не нужно.
Полис осаго можно оформить и не выходя из дома. Для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте страховой и заполнить все необходимые поля. Данный документ также можно оформить не на хозяина автомобиля.
Как оформляется, если хозяин скончался?
После смерти владельца авто, ТС остается без хозяина. Новые собственники вступят в законные права наследования только по прошествии полугода, и оформлять страховку можно будет только с их разрешения.
Если хозяин машины или страхователь скончались, то договор автогражданки аннулируется и считается недействительным.
По закону в случае смерти собственника, необходимо сообщить об этом в ГАИ, однако, если этого не делать, то на свой страх и риск можно ездить на автомобиле по старой страховке. Но нужно учесть, что этот вариант не совсем законный, и в случае вскрытия факта смерти хозяина, на водителя будет наложен штраф, а машину могут забрать на штрафстоянку. При этом увезти ее можно будет только после вступления в права, ведь сотрудники стоянки не имеют права выдать авто, которое фактически не имеет собственника.
То есть, единственный законный способ оформить полис осаго после смерти хозяина – дождаться, пока наследники вступят в свои права и оформлять договор страхования только при их согласии. А предоставление недостоверных сведений и скрытие факта смерти владельца будет считаться нарушением закона.
Сроки и расходы
Оплата страхового вознаграждения будет зависеть от нескольких факторов:
В заключении нужно сказать, что оформить полис осаго не на собственника достаточно просто. Из дополнительных документов может понадобиться только доверенность, которую владелец может написать от руки. Можно оформить и бе нее, если собственник приедет оформлять документы вместе со страхователем.
Кто кроме владельца может застраховать машину по ОСАГО
На сегодня владельцы ТС не всегда являются их действительными хозяевами. Достаточно часто ТС покупает один человек, а пользуется им иное лицо. При получении ОСАГО нужно разобраться, можно ли страховать машину не на собственника. Это обосновано тем, что в народе бытует мнение, о том, что автогражданка даётся лишь на владельцу транспорта. Но это неверное утверждение.
Страхователь и автовладелец – это различные лица по страхованию автогражданки. Может ли застраховать машину и оформить полис не собственник – да, это разрешено.
Разница между автовладельцем и страхователем
Страхователь – это лицо, на которое оформляется ОСАГО, и непосредственно внёсшее оплату.
Хозяину ТС, при оформлении соглашения по страхованию не на собственника, допускается не вносить себя в полис как водителя.Напомним, что страхователь – это человек, заключивший соглашение об ОСАГО с определённой организацией. Это лицо обязано соблюдать все требования, указанные в условиях договора.
В число главных обязанностей страхователя входят:
Страхователь отвечает за сохранение полиса в удовлетворительном состоянии. Непосредственно он имеет возможность запросить в страховой дубликат полиса при его потере или деформации. Он также может расторгнуть договор со СК, если будет такая потребность.
По закону, собственником авто выступает гражданин, владеющий им на основании закона РФ. В действительности это человек, на которого зарегистрировано ТС и поставлено на учёт в ГИБДД.
Необходимо понимать, что если хозяин машины не собирается получать выплаты и выполнять ремонт, а передаёт собственные полномочия другому лицу, то такую передачу прав необходимо грамотно выполнить.
Страховка не собственнику ТС
Закон Российской Федерации разрешает автовладельцу передать управление авто иному лицу. Но тогда важно разобраться, может ли не владелец автомобиля застраховать автомобиль по ОСАГО и кого можно вписать в полис, как страхователя. Это человек, заключивший соглашение по ОСАГО с определённой компанией. Он оплачивает полис, имеет право на изменение периода страхования, может вписывать новых лиц в полис и т. д. Итак, рассмотрим может ли быть страхователем не собственник автомобиля.
Согласно законов РФ, сторонами договора автострахования выступают:
Поэтому может выступать не автовладелец. Одновременно с этим, гражданину не требуется доверенность на транспорт, заверенная у нотариуса. Страхователь обязан выполнять условия договора, а именно предоставлять достоверные данные, действующие документы или их копии.
Страхователем имеет право стать один гражданин, автовладельцем другой, а водить ТС может вообще третье лицо.
Как получить полис без хозяина ТС
Визит владельца в СК не требуется. Но его данные непременно записывают в документ.
Для приобретения полиса потребуются документы:
Для приобретения полиса предоставлять транспорт на осмотр не требуется. Необходимо помнить, что страхованию подлежит не ТС, а ответственность человека застрахованного транспорта перед иными участниками ДД.
У кого есть право получать выплаты
Документ ОСАГО гарантирует страхователю, что при ДТП траты на восстановление повреждённого авто возьмёт на себя СК.
Законодательно, страховая компенсация положена хозяину автомобиля. Деньги возможно получить наличкой в организации или по безналу, передав в банк данные получателя. Непосредственно хозяин автотранспорта является выгодоприобретателем.
В такой ситуации доверенность заверяется в нотариальной конторе. Доверителем может выступать и страхователь, и иной гражданин. При ДТП компенсацию может получить владелец или его доверитель.
Цена полиса зависит от таких факторов, как:
При расчёте учитываются сведения лишь тех людей, которые имеют право управлять ТС. От их числа зависит стоимость полиса. Из-за этого записывать лучше ФИО тех, кто будут эксплуатировать авто постоянно.
Если страховка оформляется не на автовладельца, а на иного гражданина, то хозяина возможно и не записывать, т. к. наличие документа даёт ему право эксплуатировать ТС. Оформление полиса не на владельца ТС на цену полиса абсолютно не влияет. По закону, если владелец и страхователь ТС один и тот же гражданин, то никаких перемен в цене полиса не будет.
Организация может заключить соглашение по ОСАГО с любым человеком, предоставившим документ о праве управления данным авто.
Как оформляется полис при покупке б/у ТС
Если человек купил б/у авто, то полис ему нужно оформить, даже если услуги были оформлены прошлым хозяином и период страхования ещё не закончился. При покупке машины с рук, оформление её должно проходить в течение десяти дней после сделки. При невыполнении этих требований предусмотрены штрафные санкции.
Оформляя документ на подержанный автотранспорт, потребуется диагностическая карта. Если срок действия её заканчивается, то необходимо пройти технический осмотр.
Затем требуется приготовить следующий комплект документов:
Потом можно посетить страховую фирму или соответствующий ресурс в интернете, где и купить полис ОСАГО.
Если вводить сведения по транспорту покупатель будет самостоятельно на интернет-сайте, то полис должен быть оформлен на него, это позволит пройти регистрацию в ГИБДД.
Полис при продаже
После продажи ТС часть цены страховки разрешено вернуть. Это предусмотрено ФЗ об ОСАГО в период расторжения договора. Случаи расторжения соглашения рассмотрены в п.1,13-1,16 правил автострахования.
В этой статье возврат части цены страхования возможен при:
Процедура возвращения денег чаще всего не вызывает каких-либо сложностей, споры возникают лишь по размеру суммы, подлежащей возврату.
Чтобы вернуть часть денежных средств, неиспользованных по страховке, человеку нужно обратиться в СК, где приобретался полис и подать заявление.
Полис на новое ТС
Законом предусмотрен десятидневный срок после приобретения нового ТС для процесса страхования.
Откладывать с оформлением не рекомендуется, т. к. при аварии без полиса компенсаций не будет, а только одни лишь убытки. В соответствии с законом, в частности, оформления новой машины, автовладелец, при получении регистрационного номера, обязан посетить СК и указать эти данные в договоре.
В определённых случаях потребуется перемещение авто без номерных знаков к месту регистрации владельца.
Водитель в такой ситуации:
Чтобы оформить все документы быстро и качественно, в чётко установленные законом сроки, лучше всего обращаться за помощью в проверенные организации по страхованию.
Согласно законам Российской Федерации, владельцем авто может быть одно лицо, страхователем – иное, а перечень водителей, имеющих право на управлять ТС вообще состоять из нескольких фамилий. Данные требования распространяются на покупку полиса в бумажном или электронном формате. Покупка полиса через интернет выгодна тем владельцам, которые не эксплуатируют машину постоянно, и тем более проживают далеко от её действительного пользователя.
Как устроено ОСАГО
И от чего нельзя застраховаться по такому полису
Я считаю, что лучший оберег для машины — полис ОСАГО.
Он не уберегает от ДТП, но экономит деньги. Теперь я точно знаю, что ущерб до 400 тысяч рублей из своего кармана оплачивать мне не придется.
Я расскажу, что такое ОСАГО и как оно позволяет сэкономить деньги, если вдруг вы окажетесь виновником ДТП. А еще поясню, как можно экономить на покупке полиса и не стать жертвой мошенников.
Что такое ОСАГО
ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, а по сути — страховой полис. Если случится ДТП, такой полис покроет нанесенный машинам ущерб и виновному не придется возмещать его из своего кармана. А пострадавшему не придется требовать с виновного средства на ремонт машины лично. Все это сделают за них страховые компании.
Стоимость полиса зависит от стажа вождения, мощности машины и региона, в котором зарегистрирован ее владелец. Например, в Москве владелец Лады Калины 2013 года выпуска заплатит около 4 тысяч рублей, а в Республике Тыва за такой же полис — 2 тысячи рублей.
Обязательно ли оформлять ОСАГО
Выбора, оформлять полис или не оформлять, в России не существует: эксплуатировать автомобили без действующего полиса ОСАГО запрещено. Полис обязательно должен быть у любого человека, кто управляет автомобилем.
Если водитель не пользуется машиной, а просто держит ее в гараже или на стоянке, оформлять полис необязательно. Еще можно не страховать выставочные экземпляры автомобилей и музейные экспонаты. То есть к ответственности привлекут, только если ездить на машине и не страховать ее.
Но штраф — это не худшее, что может ожидать водителя. Если он окажется виновным в ДТП, ему придется и штраф оплатить, и ущерб возместить из собственного кармана. Если откажется — пострадавший может взыскать ущерб через суд. И судебная практика в данном случае будет на его стороне. Пример из суда: с виновника ДТП взыскали не только стоимость ремонта, но и деньги за утрату товарной стоимости автомобиля, расходы за экспертизу и на представителя. В судебных решениях удалены сведения о взысканной сумме, но она явно выше, чем стоимость полиса.
Нужен ли ОСАГО, если есть каско. Полис ОСАГО нужен всегда. А вот страхование по каско — дело добровольное. Между собой они никак не связаны. Полис каско может застраховать все риски, за исключением одного — гражданской ответственности. А гражданская ответственность возникает за нарушение обязанностей, которые предусмотрены гражданским правом — например, за нарушение правил дорожного движения. Если такое нарушение приведет к ущербу — его можно компенсировать по полису ОСАГО.
Чем отличается ОСАГО от каско. Полис ОСАГО не страхует ни вас самого, ни ваш автомобиль. Он работает только в том случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество. В этом случае вам платить за ущерб из собственного кармана не придется — его возместит страховщик.
Разница между ОСАГО и каско
ОСАГО | Каско | |
---|---|---|
Что страхует полис | Только гражданскую ответственность | Автомобиль от ущерба и от других рисков |
Условия страхования | Указаны в законе. Страховая компания не может их менять по своему усмотрению | Страховая компания может предлагать свои условия |
Можно ли отказаться от страхования | Нельзя. Иначе — штраф от 500 Р | Полис не обязателен |
Стоимость полиса и размер выплат | Устанавливает государство | Зависит от страховой компании |
Кто получает выплаты | Только пострадавшие в ДТП. Владелец автомобиля по своему полису выплаты получить не может | Владелец автомобиля получает выплаты по своему полису |
Может ли страховая компания отказаться продать полис | Нет | Да |
Зачем нужен полис ОСАГО
Проще всего это объяснить на примере.
Например, водители неудачно запарковались на стоянке и один из автомобилей пострадал. Если оба участника имеют действующий полис ОСАГО, оба водителя получают преимущества.
Если ущерб не более 400 тысяч рублей, водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД при нескольких условиях: пострадало всего две машины, нет раненых или погибших, обстоятельств ДТП не вызывают разногласий у участников и зафиксированы в извещении о ДТП. А если вызывают, то зафиксированы в некорректируемом виде с привязкой по ГЛОНАСС. Тогда водителям достаточно заполнить извещение о ДТП и направить в страховую компанию.
Если сумма ущерба будет больше, 400 тысяч все равно компенсирует страховая компания. А вот все, что свыше этого лимита, — виновный оплачивает из собственного кармана.
При этом выигрывают оба участника ДТП. Невиновному в ДТП водителю не придется взыскивать ущерб в суде. Виновному не придется компенсировать нанесенный ущерб. Если в ДТП пострадают еще и пешеходы, они тоже имеют право на компенсацию. Если пострадает дорожный знак или ограждение — страховая оплатит и этот ущерб.
От чего страхует ОСАГО. Полис покрывает ущерб, если будет причинен вред жизни, здоровью или имуществу потерпевших в ДТП. Вместо владельца автомобиля ущерб возместит страховая компания.
От чего не страхует ОСАГО. По полису не возмещают моральный вред и вред, причиненный в ходе учебной езды или соревнований. Если из машины выпадет груз и повредит другую машину или сломает ногу случайному пешеходу — выплат тоже не будет.
За повреждение антиквариата или культурных ценностей страховая компания тоже платить не будет — так что рядом с музеями за рулем нужно быть особенно осторожным.
Полный перечень причин рисков, которые не страхуют по ОСАГО, есть в статье 6 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС». Это не значит, что в таких случаях вред возместить невозможно. Сделать это можно двумя способами:
Условия страхования по ОСАГО
По закону условия страхования по ОСАГО устанавливает Банк России.
Основные условия обязательного страхования такие:
Стороны договора страхования
В договоре страхования в данном случае всегда две стороны:
Страховщик — это организация, которая имеет право страховать гражданскую ответственность. У нее должна быть специальная лицензия Центрального банка РФ.
В договоре страхования в данном случае всегда две стороны:
Страхователь — человек, который заключил со страховщиком договор обязательного страхования. Договор обязательного страхования гражданской ответственности заключает владелец автомобиля или один из водителей, допущенных к управлению. Если автомобиль еще не поставлен на учет в ГИБДД, ему придется подтвердить право собственности на него — например, показать договор купли-продажи.
Как и когда оформлять ОСАГО
В какой срок необходимо застраховать купленный автомобиль. Закон устанавливает срок в 10 дней с момента покупки автомобиля, чтобы владелец мог оформить полис ОСАГО.
Пока 10 дней не истекли — на нем можно ездить без страхового полиса. К административной ответственности за это не привлекут. Но и ущерб, который может причинить автомобиль за эти 10 дней, владельцу придется возместить из собственного кармана.
Период использования и срок страхования. В правом верхнем углу полиса ОСАГО есть графа «Срок страхования». Этот срок — 1 год.
Период использования обозначен в следующей графе. В нем указаны месяцы в течение срока действия договора, когда автовладелец будет пользоваться своим автомобилем.
Работает это следующим образом: если водитель планирует пользоваться автомобилем весь год, период использования совпадает со сроком страхования.
Но бывает ситуация, когда водитель эксплуатирует машину летом, весной и осенью, а на зиму ставит на стоянку и на дорогу не выезжает. Или планирует уехать в середине года в отпуск на месяц. В этом случае он может сэкономить. При заключении договора ему нужно указать, в какие периоды он не планирует использовать автомобиль. Стоимость полиса в этом случае уменьшится.
Заключить договор по ОСАГО можно минимум на три месяца.
Документы для оформления полиса
Владелец обязан предоставить страховщику следующие документы:
Что такое диагностическая карта. Это бланк формата А4, на котором в виде таблицы изложены результаты проверки технического состояния автомобиля. Выдают его операторы технического осмотра. Это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые аккредитованы и могут проводить техосмотр.
В ней содержится следующая информация:
Составляют диагностическую карту на бумаге в двух экземплярах. Один выдают владельцу машины или его представителю. Второй — хранится у оператора технического осмотра в течение трех и более лет. Есть еще один экземпляр диагностической карты — электронный. Его направляют в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Он хранится в ней в течение пяти лет и больше.
Карта составляется не на владельца, а на автомобиль. Если владелец изменился — диагностическая карта действует, пока не закончится срок. Если ее потерять или испортить, а срок действия не вышел, проходить техосмотр снова не придется. Любой оператор технического осмотра может предоставить ее дубликат в день обращения. Это платная услуга — 10% от предельного размера платы за проведение технического осмотра.
Техосмотр нужен не всем. Новые автомобили в течение первых трех лет освобождаются от ТО — полис ОСАГО для них оформят без диагностической карты.
Машины в возрасте от трех до семи лет проходят техосмотр раз в два года. Автомобили старше семи лет — ежегодно. А легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозок пассажиров с числом мест для сидения более восьми, специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов — проходят ТО раз в шесть месяцев.
Правила оформления е-ОСАГО
Раньше ОСАГО оформляли только на бумажных бланках. Чтобы его оформить, нужно было самому идти в офис, стоять в очередях и тратить время.
С 1 января 2017 года все изменилось: теперь полис оформляют через интернет. Е-ОСАГО имеет такую же силу, как и полис на бланке строгой отчетности. Стоимость электронного полиса не отличается от полиса, который оформили на бумажном бланке.
Вся разница — в процедуре. Можно самостоятельно заполнить форму на сайте страховой компании и никуда не ходить.
Страховщик проверит правильность введенных данных, посчитает стоимость полиса и выставит счет. Оплатить его тоже можно без визита в офис с банковской карты. А после оплаты полис отправят на электронную почту.
Раньше распечатку этого полиса нужно было возить с собой и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД. С 29 октября 2019 года возить с собой распечатку необязательно — полис можно предъявить в электронном виде. Сотрудники полиции сами смогут проверить, действителен ли он. Но в правила дорожного движения еще не внесли соответствующие изменения — там по-прежнему сказано, что водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников предъявить им либо полис на бланке, либо его распечатку на бумаге. Поэтому не торопитесь выбрасывать бумажные версии полиса — иногда они помогут избежать конфликтов с сотрудниками ГИБДД.
Как не купить фальшивый полис ОСАГО
Фальшивые полисы бывают как на бумажных бланках, так и в электронном виде.
Раньше часто возле подразделения ГИБДД можно было встретить автомобили с логотипами известных страховых компаний. Водители оформляли там полисы, а потом выяснялось, что получить по ним возмещение невозможно — страховая компания бланки с такими номерами не оформляла.
Когда начались продажи электронных полисов, мошенники тоже начали продавать их в интернете. Они подделывали сайты, отправляли покупателю недействительный бланк на электронную почту, а деньги присваивали.
Многие водители узнают о том, что их полис недействителен, только после ДТП. В этом случае им приходится и ремонт из своего кармана оплачивать, а иногда еще штраф — за то, что не было полиса ОСАГО.
Чтобы этого избежать, нужно сделать следующее:
Если использовать заведомо поддельный полис ОСАГО и предъявить его сотрудникам ГИБДД, могут привлечь к уголовной ответственности за подделку или оборот документов. Санкция — ограничение свободы либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до года.
Если предъявить заведомо поддельный полис ОСАГО в страховую для получения страхового возмещения, могут привлечь к уголовной ответственности за мошенничество в сфере страхования. Санкция тут еще серьезнее — от штрафа до 120 000 Р до ограничения свободы на срок до двух лет.
А вот добросовестных водителей, которые, сами того не зная, приобрели поддельный полис, закон защищает. Если выяснится, что поддельный бланк был утрачен страховщиком, а потом его использовали, чтобы оформить поддельный полис, — отвечать придется не водителю, а страховщику.
Пример из суда. Два автомобиля попали в ДТП. В выплате страховая отказала — заявила, что полис с таким номером она человеку не продавала. И вообще, такой полис продали другому человеку и в другом городе. Пострадавший попытался взыскать ущерб через суд напрямую с виновника, но ничего не вышло. Суд решил, что раз у водителя был полис, значит, он был застрахован и все вопросы — к страховой компании.
Дело дошло до Верховного суда. Он решил: то, что бланки кто-то несанкционированно использовал, не освобождает компанию от исполнения условий заключенного договора. Если бы компания подала заявление в полицию по утере бланков — никаких вопросов бы не было. А нет заявления — значит, ущерб оплачивать придется страховой компании. В результате дело направили на новое рассмотрение.
Что делать с ОСАГО после покупки
Лучше всего распечатать бланк полиса и возить его с собой. По закону это необязательно, но может возникнуть ситуация, когда вы не сможете воспользоваться электронной версией полиса.
Можно сохранить электронную версию полиса в телефоне, и нарушением это не будет. Но если попадете в ДТП, а телефон забудете дома, он будет разряжен или разобьется — вспомнить все его реквизиты сложно. А без них невозможно заполнить извещение о ДТП.
Как формируется цена на ОСАГО
Стоимость полиса ОСАГО зависит от базовых ставок и коэффициентов.
Базовые ставки устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств.
Базовые ставки страховых тарифов
Минимальная базовая ставка | Максимальная базовая ставка | |
---|---|---|
Мотоциклы и мопеды | 694 Р | 1407 Р |
Легковые машины, принадлежащие юридическим лицам | 2058 Р | 2911 Р |
Легковые машины, принадлежащие физическим лицам и ИП (это 90% автопарка граждан России) | 2746 Р | 4942 Р |
Легковые такси | 4110 Р | 7399 Р |
Грузовики массой до 16 тонн | 2807 Р | 5053 Р |
Автобусы с числом мест до 16 | 2246 Р | 4044 Р |
Автобусы с числом мест более 16 | 2807 Р | 5053 Р |
Коэффициенты зависят от следующих условий:
Что такое КБМ. Это коэффициент, который корректирует стоимость полиса ОСАГО в зависимости от аварий по вине водителя. Если аварий не было, по КБМ дается скидка. Если аварии были, по КБМ устанавливается надбавка. Если хотя бы у одного из водителей, допущенного к управлению, были аварии по его вине — полис обойдется дороже.
Каждый год безаварийной езды дает скидку на приобретение полиса ОСАГО в следующем году. Максимальная скидка на полис, которую можно получить с учетом КБМ, — 50%.
КБМ нужен, чтобы водители стремились к аккуратному вождению.
С 1 апреля 2020 года поменяется порядок подсчёта года для КМБ. Это будет не год действия конкретного полиса, а период с 1 апреля одного года по 31 марта следующего.
Будет ли увеличение стоимости ОСАГО в 2019 году. В 2019 году стоимость ОСАГО уже менялась — базовые тарифы и коэффициенты увеличились с 9 января 2019 года. В текущем году изменения больше не планируются. Если они будут в следующем году — мы обязательно об этом расскажем.
Но это не значит, что для всех водителей стоимость полиса всегда будет неизменной. Для кого-то полис может стать дешевле — если, например, человек ездит без аварий.
А для кого-то дороже — если попал в ДТП по своей вине, приобрел более мощную машину или допустил к управлению автомобилем человека с маленьким стажем.
Как сэкономить на ОСАГО
Методика расчета стоимости полиса жесткая. Но все равно есть способы сэкономить деньги:
Отправляйте детей получать права как можно раньше
С 2019 года можно сэкономить на ОСАГО, учитывая коэффициент возраста, — стажа, или КВС. Работает это так. Чем старше водитель и чем больше у него водительский стаж — тем дешевле полис.
А еще подорожала открытая страховка с неограниченным количеством водителей. По ней отменили все скидки. ОСАГО на легковую машину в Санкт-Петербурге с неограниченным числом водителей теперь обойдется дороже 20 тысяч рублей.
Мой совет: если есть возможность, откажитесь от оформления открытых страховок, и вписывайте в полис только тех, кто реально пользуется машиной.
А еще отправляйте детей учиться в автошколу как можно раньше — водительский стаж считается не с того момента, когда человек сел за руль, а с даты выдачи первого водительского удостоверения. Например, если заранее отправить ребенка в автошколу, он может уже получить права с 18 лет. Когда он вырастет и сможет приобрести автомобиль — полис для него обойдется дешевле.
Что делать, если случилось ДТП
Если в результате ДТП пострадали люди, в происшествии участвовало больше двух машин, или ущерб, по мнению участников, может превышать 400 тысяч рублей, либо есть разногласия в обстоятельствах у участников ДТП — необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В этом случае они сами оформят все документы и определят виновного.
Что такое европротокол. В некоторых случаях, например, если пострадало только две машины, ущерб меньше 400 тысяч рублей, и люди не пострадали, — водители могут оформить все документы самостоятельно по европейскому протоколу.
На самом деле такого документа, как «европротокол» не существует. Участники ДТП заполняют извещение о ДТП, чтобы получить выплаты у страховых компаний, и самостоятельно в эти компании обращаются.
Если ДТП соответствует всем этим пунктам — сотрудников ГИБДД можно не вызывать.
Чтобы оформить ДТП по европротоколу, нужно заполнить только один документ — извещение о ДТП. Его можно бесплатно получить в страховой компании, когда покупаете полис. А еще извещение можно скачать с официального сайта РСА и распечатать на принтере.
Порядок возмещения по ОСАГО
Куда обращаться за возмещением по ОСАГО. Нужно будет обратиться в свою страховую компанию. А в некоторых случаях можно обратиться и в компанию виновника — например, если пострадал пешеход или причинен вред дорожному имуществу. Там вас попросят написать заявление об убытке по форме компании. А еще снимут копии документов на автомобиль или попросят их электронные копии.
Что такое «прямое возмещение убытка» по ОСАГО. Это означает, что обращаться за возмещением ущерба надо в свою страховую компанию, если соблюдаются следующие условия:
С 2007 года искать страховую компанию виновника и подавать туда документы не нужно.
Что относится к страховому случаю. Происшествие относится к страховому случаю, когда нанесен ущерб автомобилем, застрахованным по договору, и присутствуют как виновник, так и пострадавший. Это обязательное условие.
Сколько ущерба покрывает ОСАГО. Выплаты зависят от причиненного ущерба. Если в ДТП пострадали люди, выплаты могут быть до 500 000 Р каждому пострадавшему. В этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД. А если люди не пострадали — сумма выплат по европротоколу в 2019 году составляет 400 000 Р при фиксации данных о ДТП в электронном виде.
Как получить деньги по ОСАГО
С 2017 страховые компании имеют право направлять потерпевших в ДТП на ремонт вместо выплаты деньгами. Если автомобилю менее двух лет, страховая компания обязана отправить ее только к официальному дилеру.
В каких случаях выплачивают деньги. Денежная выплата будет положена в следующих случаях:
Максимальная сумма страховой выплаты. Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
Эта сумма не зависит от числа страховых случаев в течение срока действия договора обязательного страхования.
Ремонт автомобиля за счет страховой компании
Можно ли выбрать автосервис самому. Если есть письменное согласие страховщика, потерпевший может самостоятельно выбрать автосервис или организовать ремонт.
В этом случае потерпевшему в заявлении о возмещении убытков нужно указать полное наименование СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты. Страховщик при этом выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает его.
Что делать, если качество ремонта не устраивает. В этом случае ответственность за срок ремонта на СТО и его качество несет страховщик, выдавший направление на ремонт. Он не сможет сказать — вам слесарь ремонт плохо сделал, к нему и обращайтесь.
А если Банк России будет получать от граждан жалобы и по ним либо самостоятельно более двух раз в течение года выявит нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту — он может ограничить возмещение причиненного вреда в виде ремонта. Страховщику в этом случае придется возмещать вред только деньгами.
Отказ от компенсации по ОСАГО
Когда страховая компания может отказать. Страховщик может не платить в следующих случаях:
Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.
Куда жаловаться в случае проблем со страховой компанией. С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться финансовым уполномоченным. Иногда его называют финансовым омбудсменом.
На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения, но не спешите писать ему напрямую. Если есть разногласия — направьте страховщику письменное заявление. Страховщик его рассмотрит и сам передаст на рассмотрение в службу финансового уполномоченного.
Финансовый уполномоченный занимается досудебным урегулированием споров между финансовыми организациями и их клиентами. В этом случае можно избежать обращения в суд. Обращения потребителей финансовый уполномоченный рассматривает бесплатно.
Он может рассмотреть следующие вопросы:
По результатам рассмотрения финансовый уполномоченный принимает решение, и страховщик должен его обязательно исполнить. Но если страховщик или страхователь не согласны с решением — они могут оспорить его в суде.
Что делать, если страховая компания развалилась. В этом случае вы все равно получите страховые выплаты. Для этого нужно обратиться в РСА — Российский союз автостраховщиков. Он берет на себя ответственность по компенсационным выплатам пострадавшим в ДТП в счет возмещения жизни или здоровья в следующих случаях:
Выплаты в этих случаях сделают из специального резервного фонда, в который члены союза платят по 3% от собранных ими премий.
Обращаться за выплатой можно лично или по почте. Вот список адресов, по которым можно обратиться.
Продление ОСАГО
Чтобы продлить ОСАГО, обратитесь в свою страховую компанию. При необходимости не забудьте пройти технический осмотр и возьмите с собой водительское удостоверение и документы на машину.
Источник https://avtoguru.pro/strahovanie/osago/strahovatel.html
Источник https://media.halvacard.ru/auto/strakhovanie-zhizni-pri-avtokredite/
Источник https://wheelnews.ru/strahovka-dolzhna-byt-oformlena-na-vladeltsa-avtomobilya/