Что будет с вариатором или «роботом», если ездить зимой без прогрева?

Содержание

Что будет с вариатором или «роботом», если ездить зимой без прогрева?

Из первой части серии про эксплуатацию автоматических коробок зимой мы выяснили, что прогрев АКП в минусовую температуру – необходимость, и делать это нужно правильно, а во второй разобрались в отличиях поведения более старых и более новых гидромеханических автоматов. Теперь рассмотрим ситуацию с вариаторами и роботизированными коробками. То, что греть необходимо и те, и другие – бесспорно. Но что с ними будет происходить, если игнорировать это правило?

Вариаторы​

Все вариаторы (continuously variable transmission, CVT) можно разделить на четыре группы по типу передачи момента между конусами – цепью или ремнем, и по типу сцепления – с гидротрансформатором (ГДТ) или фрикционными дисками.

Сочетание цепи с фрикционным сцеплением характерно в основном для вариаторов Audi, Subaru также ставят цепь, но уже с ГДТ, а вот массовые конструкции Jatco для японских машин сочетают гидротрансформатор с ремнем. В теории есть еще варианты со сцеплением и ремнём, но в основном на старых и неактуальных конструкциях.

У наиболее популярных вариаторов с ремнем и ГДТ имеется линейный клапан регулирования давления (про его решающую роль в адаптации коробки к маслу разной вязкости мы говорили во второй части, но сама простая конструкция гидравлики и механики делает вариатор мало зависящим от давления и вязкости масла за одним важным исключением.

Дело в том, что трение ремня о конусы – процесс достаточно сложный. Ремень неизбежно чуть-чуть проскальзывает в момент соприкосновения, хотя для его нормальной работы полного проскальзывания быть не должно: срыв ремня в пробуксовку – это ЧП с точки зрения конструкции. При проскальзывании конусы и ремень изнашиваются в тысячи раз более интенсивно, чем при нормальной работе. Масло вариатора учитывает этот момент: при большом контактном давлении присадки делают его «нескользким», чтобы ремень лишний раз не изнашивался.

Проблема в том, что если слой масла становится толще (что и происходит при повышении его вязкости в десятки раз на морозе), то ремень не «цепляется» нормально за конусы, зона контакта сокращается, и растёт риск пробуксовки. В этой ситуации ремень перекашивает, и он вибрирует, возникают зоны с трением пар металл-металл, где интенсивно изнашиваются контактные поверхности ремня и конусов. И чем больше нагрузка на ремень, тем выше вероятность «пробоя».

До момента достижения маслом в вариаторе температуры 60 градусов он не может работать с полным моментом мотора, а при температурах около нуля даже очень малая нагрузка приводит к проскальзыванию ремня.

Конечно, электроника старается предотвратить такого рода проблемы, блокируя до полного прогрева диапазон передаточных чисел CVT и не позволяя ремню переходить на малый радиус шкивов. Для этого блок управления максимально поджимает их, растягивая ремень с максимальной нагрузкой и задействует ГДТ для изменения передаточного числа. Но все эти меры полностью не спасают от повышенного износа самой главной рабочей пары конструкции.

В общем, для «здоровья» ремня и конусов вариатора прогрев масла до рабочей температуры и вязкости важен максимально.

Износ ремня и конусов приводит к появлению в масле повышенного количества металлического мусора и активному износу маслонасоса и гидравлики в целом. Так что непрогретый вариатор с ремнем буквально разрушает себя на ходу с каждым оборотом колеса.

Вариаторы с цепным приводом не так зависят от вязкости масла, поскольку в зоне контакта цепи и конусов у них давление намного выше, и пробуксовки из-за вязкого масла попросту не возникают. Конструкция действительно очень вынослива.

Правда, при работе на холодном масле у этого типа трансмиссий сильнее нагружены маслонасос, лопатки ГДТ и клапан регулирования линейного давления. Износ последнего тянет за собой массу проблем – мы говорили о них подробно во второй части серии.

Конструкции вариаторов с фрикционным сцеплением вместо гидтротрансформатора в целом по характеру проблем «на холодную» мало отличаются от вариаторов с ГДТ, но есть существенный в наших условиях фактор: они не прогреваются за счет работы ГДТ, зависят только от теплообмена с двигателем.

Роботы

Очень распространенные сейчас АКП с двумя фрикционными сцеплениями (DSG, S-Tronic, PowerShift и другие) тоже имеют целый ряд нюансов при эксплуатации в непрогретом состоянии. Тут речь пойдет о конкретных конструкциях самых ходовых моделей.

Варианты коробки DQ200 с электрогидравлическим блоком «мехатроники», полностью независимым блоком механики и сухими сцеплениями прогрева, по большому счёту, вообще не требуют. Проблемы с давлением гидроаккумулятора и системы не связаны с температурой и вязкостью масла – насос тут электрический. На морозе чуть выше нагрузка на электродвигатель, что в теории может привести к раннему выходу его из строя или перегоранию проводников, но на практике эти проблемы характерны только для утечек давления при трещинах корпуса блока или гидроаккумулятора.

В механической части коробки все работает точно так же, как в обычной МКП: «на холодную» чуть хуже работают синхронизаторы, но электроника это учитывает и проблем не возникает.

Коробки Getrag 6DCT250, более известные у нас как PowerShift на Ford, во многом схожи с DQ200: тут масло есть только в механической части коробки, а вместо мехатроника используется полностью под электрический TCM-модуль, в котором масло присутствует только для смазки, а не как рабочая жидкость.

Коробка от прогрева также практически не зависит, в ней и греться нечему. Правда, TCM-модуль при низких температурах чуть чаще выходит из строя, чем при умеренных, но вряд ли это можно считать проблемой недостаточного прогрева, ведь еще больше он не любит повышенных температур.

Вот преселективным коробкам со сцеплениями в масляной ванне и работающим с этим же маслом блоком мехатроника прогрев для оптимальной работы нужен. В данном случае мы говорим, например, о DQ250, DQ380/381,DQ500, DL501, DL800, ZF 7DT45HL, Getrag 6DCT450 и многих других. При этом ГДТ по понятным причинам здесь нет (принцип прогрева гидротрансформатором подробно описан в первой части), и прогрев идёт медленно.

Стоит признать, правда, что разрушительного влияния на состояние «мокрых роботов» холодное масло не оказывает. Масло хуже очищается, загрязнения из картера идут в обход фильтра (особенно на высоких оборотах), а повышенная нагрузка на маслонасос заставляет работать в большем диапазоне линейный соленоид регулировки давления, что ускоряет его износ. Передаваемый через основной фрикцион сцепления момент от двигателя до прогрева будет ниже максимального, а диапазон скольжения больше, но это компенсируется настройками, электроника просто не даст перегрузить этот узел.

Резюме

Если подвести краткий итог, то наиболее чувствительны к температуре масла ременные вариаторы. Их регулярная езда «на холодную» может попросту разрушить. Вариаторы с цепью и преселективные роботы с «мокрым» сцеплением греть тоже желательно, но работа без прогрева для них не критична. И хоть где-то хорошие новости для обладателей машин с «сухими» роботами: их греть вообще не нужно.

Как правильно прогревать вариатор зимой — советы бывалого

Зная, как прогревать вариатор зимой, удастся снизить нагрузки на коробку передач и тем самым продлить ее ресурс. Нагрев рекомендуется проводить сначала на стоянке, а потом в движении. Ошибки приводят к увеличению зазоров, повреждению резинок и иным неисправностям КПП.

Читать статью  Недорогой автомобиль автомат – выбираем из лучших бюджетных машин

Автовладельцы должны знать особенности нагрева коробки передач для ее защиты и увеличения срока службы.

Нужно ли прогревать вариатор в мороз и для чего

Конструктивно вариатор состоит из десятков пластиковых, резиновых и металлических деталей. Зимой при снижении температуры ниже 0 градусов Цельсия они «дубеют» и хуже справляются с задачей.

Если не прогреть АКПП машины перед поездкой и дать большую нагрузку, возможно повреждение внутренних элементов, нарушение зазоров металлических деталей и прочие неисправности. Во избежание проблем необходим правильный прогрев коробки передач зимой.

Устройство вариатора на Nissan Sentra Устройство вариатора Nissan Juke

Что происходит с вариатором при минусовой температуре

Зимой при снижении температуры ниже «нуля» в вариаторе происходят следующие процессы:

  1. Увеличение вязкости. На морозе смазка густеет, возрастает нагрузка на привод. Как результат, повышается давление, с которым не справляется даже редукционный клапан. Повреждаются уплотнители из резины и клапаны гидравлического блока. Параллельно ухудшается циркуляция смазывающей жидкости, которая не справляется с задачами.
  2. Уменьшение крутящего момента. Из-за густоты масла снижается момент, передаваемый от КПП к двигателю. Ухудшаются динамические характеристики, падает скорость, увеличивается «прожорливость» авто. Из-за неспособности передать крутящий момент, появляется проскальзывание и, как результат, задиры на ремне/конусах.
  3. Затвердевание резиновых элементов. Зимой при снижении температуры детали из резины на автомобиле, в том числе в вариаторе, «дубеют» и теряют свои свойства. Они не обеспечивают требуемой герметичности. При большом «минусе» высок риск выдавливания сальников.
  4. Сжатие металла. Под действием низких температур металлические элементы сужаются, а это ведет к увеличению зазоров между шестернями и подшипниками. Из-за этого появляются удары при их соприкосновении, что в условиях дефицита масла ведет к преждевременному износу.

Указанные последствия проявляются тем сильнее, чем ниже температура на улице зимой:

-10 °С — резкое повышение вязкости, снижение крутящего момента, повышение нагрузки на насос и гидравлический блок;

-20 °С — ухудшение эластичности элементов из резины/полимеров, отклонение зазоров от заводских параметров, риск появления задиров и иных проблем;

-30 °С — низкая эффективность нагрева, эксплуатация не рекомендуется.

Как правильно прогревать вариатор зимой — советы бывалого

Связаться со специалистами из «Центра по ремонту вариаторов №1» и получить бесплатную консультацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны. Профессионалы не только проведут диагностику и все необходимые работы, но и расскажут о правилах обслуживания вариатора на авто любых моделей, особенностях прогрева зимой и прочее.

Неправильный прогрев вариатора зимой

При эксплуатации автовладельцы часто допускают ошибки при нагреве, которые негативно влияют на состояние КПП и снижают ее ресурс. К распространенным стоит отнести:

Резкий набор скорости.
Движение по снегу/гололедице.
Увеличение оборотов более 3000 в минуту.
Резкое торможение мотором.
Активная езда с изменением полосы движения и обгонами.

При поездках в зимний период вариатор важно беречь от чрезмерных нагрузок. Если нужно преодолеть заснеженный/обледенелый участок, это делается на минимальной скорости и без пробуксовки.

Если температура опустилась ниже -30 градусов Цельсия, прогревать КПП почти бесполезно, поэтому от поездки лучше отказаться.

В комментариях расскажите о своем опыте прогрева вариатора зимой, поделитесь лучшими способами. Сохраните статью в закладки, чтобы при необходимости вернуться к инструкции и сохранить дорогостоящий узел.

Нужно ли греть вариатор в мороз. Как прогревать вариатор зимой? Что нужно знать перед прогреванием

Вмятинам – нет!

Вариатор — это популярный сегодня тип трансмиссии, который позволяет существенно повысить комфорт использования автомобиля. Специальная конструкция такой коробки передач позволяет обеспечить плавный разгон и оптимальную передачу тяги на колеса. Особенностью этой коробки передач является отсутствие физического ощущения водителем переключения передач. Достигается подобное за счет специальной конструкции вариатора, которая гарантирует плавное увеличение мощности двигателя. Поговорим поподробнее о том, как использовать автомобиль, чтобы не убить вариатор.

Как продлить жизнь вариатору?

Особенности конструкции вариатора

Впервые такой тип трансмиссии появился в конце прошлого века и сегодня благодаря своей универсальности и удобству использования пользуется популярностью у покупателей. По сути, конструкция вариатора чрезвычайно проста. В основе коробки передач лежат два раздвижных шкива, один из которых соединён с двигателем цепью или ремнем. Половинки шкива расходятся в разные стороны, что позволяет цепи, с которой осуществляется привод на двигатель, перемещаться по вариатору, обеспечивая плавную передачу мощности.

В качестве сцепления тут используется пакет дисков или гидротрансформатор. Используемые диски работают в масляной ванне, что позволяет обеспечить долговечность этого узла и его качественное охлаждение при активной эксплуатации автомобиля.

Отдельные модификации вариаторов оснащены полностью автоматическим управлением, что позволяет имитировать работу стандартной коробки автомат. В данном случае шкивы будут расходиться не плавно, а резко и ступенчато, что позволяет имитировать переход на высшую и низшую ступень. Такие полностью автоматические коробки вариатор широко используются на автомобилях японского авто]Subaru[/anchor].

Читайте также: МАСЛО В КОРОБКУ МКПП RENAULT DUSTER ВЕЗДЕХОД ЗАКРЫТЫЙ

Особенности конструкции вариатора



Как правильно эксплуатировать автомобиль с вариатором?

Вот небольшие советы, для тех, кто хочет, чтобы вариатор долго не знал ремонта. Обязательно следите за уровнем жидкости и вовремя производите ее замену. В зимнее время не очень нагружайте трансмиссию во время трогания с места, во время буксировки и при езде по бездорожью. Это необходимо, для того чтобы все детали трансмиссии прогрелись.

Что лучше вариатор или автомат

Наблюдайте за работой всех датчиков, осматривайте проводку и проверяйте разъемы на обрыв. Если вдруг, вы обнаружили какие-то посторонние звуки при движении – проведите осмотр двигателя, системы питания, свечей и всей электроники. Обязательно пройдите диагностику с применением кодов неисправности. Не стоит проводить ремонт коробки самостоятельно, лучше доверить это профессионалам. Надеемся, что наша статья помогла Вам ответить на вопрос вариатор или автомат. Желаем удачи на дорогах.

Надёжна ли такая конструкция

Отзывы владельцев о вариаторах неоднозначны. Кто-то хвалит эту трансмиссию, отмечая ее долговечность и удобство использования. А кто-то наоборот высказывает нарекания на показатели надежности техники. Можно сказать, что на надежность вариаторов влияют, как особенности конструкции этого узла у конкретного автопроизводителей, так и непосредственно стиль вождения автовладельца, который неправильным использованием техники может просто убить этот узел, и в итоге буквально через 50 000 километров после покупки нового автомобиля трансмиссия потребует дорогостоящего ремонта.

Надёжна ли такая конструкция

Уровень масла в система

Существуют определенные признаки, по которым можно диагностировать избыток или недостаток масла в вариаторной коробке переключения передач, установленной на Хонда Фит.

Симптомы недостатка масла в вариаторе

К основным симптомам, по которым можно определить недостаточный уровень масла в вариаторе Honda Fit, относятся следующие:

  1. Вибрации двигателя при работе на холостом ходу.
  2. Машина подергивается при начале движения вперед или назад.
  3. Авто разгоняется медленнее, чем изначально.
  4. Автомобиль не трогается с места.

Признаки избытка масла

Узнать о превышении уровня масла в вариаторе автомобиля можно по следующим симптомам:

  1. Затрудненное переключение передач вариатором.
  2. Когда переключатель находится в нейтральном положении, автомобиль медленно едет вперед.
  3. Иногда превышение уровня масла в вариаторе приводит к серьезным неполадкам в системе, диагностировать которые может только опытный автомеханик.

расскажу как отремонтировать вариатор

за 1.5_2.часа, устранение вибрации полностью, пинков, отключения и.

Калибровка вариатора

Honda
fit
,настройка стартового пакета сцепления.
Вариатор
swra.

Читайте также: Как дрифтовать на переднем приводе – видео урок. Как дрифтовать на авто с передним приводом, обучение дрифту на переднем приводе Зимний дрифт на переднем приводе

Проверка уровня масла

уровня масла
Поставьте машину на ровную площадку. Запустите мотор и дождитесь, пока сработает вентилятор системы охлаждения (двигатель полностью прогреется), а затем заглушите машину. Важно не допустить повторного включения вентилятора при прогреве, иначе при проверке вы обнаружите превышение уровня масла в вариаторе, по сравнению с реальными данными. Также если вы сразу не измерите уровень, а подождете 1-2 минуты, масло остынет и его реальный объем будет занижен. Извлеките щуп, по которому определяют уровень масла в вариаторе (он имеет желтую кольцеобразную рукоятку) и протрите его салфеткой, а затем вставьте на место. Снова вытащите щуп и посмотрите на уровень масла на нем

Граница должна находиться между двумя отметками минимального и максимального уровня. Если граница масла превышает отметку максимум, лишнюю жидкость следует слить, а если уровень будет ниже минимальной отметки, смазку нужно долить до необходимого уровня.

Читать статью  Устройство и принцип работы механической коробки переключения передач (МКПП)

Внедорожье и вариатор несовместимы

Сегодня многие европейские, корейские и японские кроссоверы оснащаются вариатором, что позволяет с максимальным удобством использовать эти автомобили в условиях города. А вот на бездорожье, где колёса могут буксовать или же на привод приходятся повышенные нагрузки, вариатор не столь эффективен, может отмечаться его перегрев и преждевременный выход из строя. Именно поэтому, если вы являетесь поклонником активного образа жизни и часто выезжаете на бездорожье, то приобретать машину с вариатором в данном случае не рекомендуется.

То же самое касается и активного использования автомобиля в зимнее время года. В снежной каше, когда колёса могут активно пробуксовывать, на трансмиссию приходится повышенная нагрузка, что неизменно приводит к ее преждевременному выходу из строя. Поэтому если предстоит эксплуатация автомобиля в зимнее время года, то необходимо позаботиться о наличии качественных шипованных покрышек, и выбирать соответственно такие дороги, где автомобили бы не буксовали, что может привести к серьезным поломкам.

Внедорожье и вариатор несовместимы

Что в итоге

Как видно, чтобы продлить срок службы КПП, нужно знать, как зимой прогреть вариатор правильно. При этом практически нет сложностей даже для начинающих автолюбителей.

Главное правило – не торопиться и не давать большую нагрузку на двигатель и КПП сразу после начала движения. Кроме того, важно помнить, что на каждые пять градусов мороза требуется дополнительных 2-5 минут прогрева трансмиссии.

Эксплуатация коробки вариатор CVT: особенности езды на машине с вариатором, обслуживание вариаторной коробки. Полезные советы и рекомендации.

Прогревать или не прогревать АКПП: для чего необходим прогрев автомата зимой в мороз и что нужно учитывать. Как правильно прогревать коробку- автомат.

Толчок в АКПП, появление рывков при переключении передач АКПП, толчки коробки автомат на месте: основные причины подобных неисправностей автоматической КПП.

Как определить, что коробка автомат перегревается: признаки, указывающие на перегрев АКПП. Как улучшить охлаждение АКПП и не допустить перегрева автомата.

Что такое аварийный режим АКПП. Почему коробка автомат переходит в аварийный режим: причины, по которым автомат «встает» в режим аварии, диагностика.

Особенности эксплуатации автоматических коробок передач: правильный выбор режимов, ограничения и рекомендации, как правильно ездить на машине с АКПП.

Японские CVT коробки передач компании Ниссан требуют правильной эксплуатации для нормального и продолжительного функционирования. Необходимо своевременно обслуживать, а также придерживаться правильных режимов работы. Рассмотрим, как правильно пользоваться вариатором Ниссан, а также обозначим возможные проблемы.

Читайте также: Что такое контрактные запасные части для авто?

На вариаторе вредно буксовать

Опытные автовладельцы и мастера на СТО, которые специализируются на ремонте коробок передач вариаторов, отмечают, что часто отмечается выход из строя трансмиссии при пробуксовке колес. Из-за конструктивных особенностей трансмиссии ремень или цепь могут перескакивать на зубьях шкива при подобных пробуксовках, что и приводит к серьезным поломкам этого узла. Поэтому водителю следует избегать пробуксовок на асфальте, и в особенности внимательно управлять автомобилем в зимнее время года, когда колёса могут застрять в снежном плену, что и приводит к пробуксовке ведущей оси.

На вариаторе вредно буксовать

Нужно ли прогревать?

Как известно, автоматические трансмиссионные системы, как и механические, уже прижились на постсоветском пространстве. Отечественные автомобилисты выбирают транспортные средства с такими КПП из-за комфорта, получаемого от езды, относительной простоты эксплуатации, а также неприхотливости таких КПП.

Агрегат CVT в разобранном виде

Что касается автоматической вариаторной КПП (далее — CVT), то она представляет собой бесступенчатую трансмиссию, которая обеспечивает взаимосвязь мотора авто и колес, одновременно плавно изменяя передаточное число. Но и нюансов в использовании такой КПП немало. Что касается того, как эксплуатировать вариатор зимой, то многих автомобилистов интересует вопрос — нужно ли прогревать КПП? Ответ на этот вопрос можно дать по-разному.

К примеру, если мороз на улице несильный (до -5 градусов) то, как показывает практика, перед началом движения можно и не прогревать машину. Разумеется, при этом нельзя резко ускоряться и давить педаль газа в пол. Педали следует нажимать как можно плавнее, а также рекомендуется избегать пробуксовки. Это пагубно влияет на работу системы трансмиссии и со временем из-за этого КПП может и вовсе выйти из строя. Также запомните: для торможения двигателем необходимо использовать ручной режим переключения скоростей, если автомобиль не прогрелся до рабочей температуры.

Рычаг переключения скоростей вариаторной коробки передач

Что касается более низких температур (от -5 градусов мороза и ниже), то правильно будет прогревать коробку передач. Более того, прогрев вариатора является приоритетной задачей для водителя, если он не хочет отдавать большие деньги за ремонт такой КПП. При регулярном прогреве коробки в период зимних холодов вы повышаете вероятность более длительной эксплуатации агрегата.

Откажитесь от резких стартов

Хорошо известно, что коробка вариатор не предназначена для использования на спортивных автомобилях. Резкие старты с места и экстремальные ускорения могут привести к быстрому выходу из строя этого агрегата. Также следует воздержаться от длительной езды на высокой скорости, что приводит к перегреву двигателя и трансмиссии, как результат отмечается повышенный износ вариатора.

Старайтесь правильно прогревать двигатель и коробку передач, в особенности в зимнее время года. Не лишним будет дать поработать автомобилю несколько минут на холостых оборотах, после чего можно начинать движение, будучи уверенным в качестве смазки в моторе и вариаторе.

Откажитесь от резких стартов

Автомат не вариатор. Как нельзя прогревать автоматические трансмиссии? | Практические советы | Авто

Автомобиль — это не только двигатель, но и трансмиссия, а так же другие важные узлы и агрегаты. Поэтому для правильной эксплуатации зимой недостаточно завести мотор и поехать. Важно соблюдать правила использования коробки передач, иначе поломок не избежать. Ведь порой алгоритмы прогревания одной трансмиссии противопоказаны для другой. Как же быть?

Надежность — заслуга времени

Механическая коробка передач известна давно. С тех пор, как Карл Бенц завел свой первый трехколесный драндулет в Мангейме, ручная трансмиссия идет бок о бок с автомобилем. За свою 120-летнюю историю механика настолько эволюционировала, что не боится ни жары, ни холода. Это самая надежная трансмиссия из всех, способная переваривать 55-градусные морозы и такую же жару. Масло туда заливается синтетическое для сложных или даже экстремальных условий эксплуатации, рассчитанное на весь период жизни. Оно мало густеет на морозе, хотя после -25 градусов и ощущается некоторая вязкость. Чтобы убедиться в этом, достаточно подергать рукоятку и почувствовать возросшие усилия. После запуска мотора производители рекомендуют не ждать полного прогрева и сразу отправляться в путь, без сильных перегазовок и дрифта. Пусть валы прокрутятся, немного раскидают масло, ну а затем можно и увеличивать темп. Коробка будет наливаться теплом.

Планетарная система

Гидромеханический автомат по надежности спорит с ручной коробкой. Этот сложный и дорогой агрегат с планетарными рядами и с гидротрансформатором появился усилиями General Motors в начале 40-х и получил широкое распространение в 50-е годы в США. Момент от мотора в гидротрансформаторе передается через лопастные колеса в масле. Трущихся частей там нет. Поэтому автоматы прогревают старым дедовским способом. После нескольких минут работы мотора водитель включает режим D и удерживает автомобиль тормозом. Загустевшее масло начинает гулять по маслопроводам коробки. Затем рычаг переводят в R, и механика разбрызгивает масло уже на другие шестерни планетарных колес. Таким образом несколько раз повторяют цикл «N-D-R-N».

Держать автомобиль на тормозе можно без опаски, так как это один из рабочих режимов, и для масляного гидротрансформатора он даже полезен. Правда, прогревать автомобиль на стоянке долго не стоит из-за экологических предписаний.

А вот что нельзя делать ни в коем случае, так это оставлять машину на «Драйв» при затянутом ручнике. Некоторые умудряются при такой комбинации выйти из автомобиля и смахивают снег с окон. В этот момент электроника решает, что машина наехала на препятствие, колеса уткнулись в камни, и повышает обороты мотора, чтобы дать большую нагрузку на гидротрансформатор. Блок управления всеми силами старается сдвинуть автомобиль с места. В итоге начинается повышенный износ технического узла.

Читать статью  Стоит ли пользоваться блокираторами рулевого вала? Обзор популярных моделей, особенности установки

Молодо — зелено

Роботизированная коробка одна из самых молодых и родилась вместе с эпохой дешевой электроники. Создается она на основе механической ручной трансмиссии путем добавления исполнительных механизмов активации кулис и блока управления. Такие устройства выпускает немецкая ZF, японский Aisin и другие. Один из электроприводов заменяет педаль сцепления. Ну а управляет всем хозяйством электроника. Конструкция получается относительно надежная, но в морозы за двадцать непрогретая коробка, бывает, сходит с ума. Замерзают тяги электроприводов и начинаются сбои. Как этого избежать? Только дополнительным прогреванием машины. На роботе лучше не отправляться в путь сразу, как на механике, а дать возможность датчикам и электроприводам немного оттаять. Нельзя стоять и в режиме «D». Иначе на приборной панели появятся ошибки, и трансмиссия перейдет в аварийный режим, то есть на нейтраль. А на ней далеко не уедешь. Кроме того, лучше запастись специальным чехлом на радиатор, чтобы избежать чрезмерного охлаждения. В общем, роботизированная трансмиссия — самая капризная из всех.

Робот-автомат

Преселективная коробка с двойным пакетом сцеплений это самый сложный и эффективный вариант среди всех автоматических коробок. Она требует высокой точности в производстве, дорога при покупке, но подарит массу удовольствия при использовании. Преселективные роботы в корне отличаются от обычных и разрабатывались для участия в трековых гонках. Существует два их вида: с масляным и с сухим сцеплением. Наибольшее распространение они получили в концерне Volkswagen под аббревиатурой DSG. Один имеет 7 ступеней, а другой 6, но прогреваются они по-разному.

«Сухую» «семиступку» можно эксплуатировать как механику. То есть дождаться первоначального прогрева мотора на нейтрали в течение нескольких минут. Двигатель сбросит обороты, и стрелка тахометра опустится на 800 об. После этого можно поставить коробку в режим D и сразу отправляться в путь. Сухое сцепление лучше не портить долгим стоянием на тормозе. Диски трутся и быстро изнашиваются, в особенности после холодного запуска. И если сразу при выезде утыкаешься в пробку, то надо первое время переключать коробку в «N».

Если в машине стоит робот с масляным сцеплением, то его надо прогревать дольше. Иначе при трогании почувствуются толчки из-за загустевшего при минус 25 градусах масла. «Мокрое» сцепление можно разогреть кратковременным стоянием на «D». Под нагрузкой масло в преселективном роботе циркулирует быстрее. Поэтому можно какое-то время ползти в пробке и в режиме гидромеханического автомата. Но усердствовать все-таки не стоит. Долго стоять на «Драйве» непрогретому роботу нельзя, так как у него нет гидротрансформатора.

Что противопоказано обеим коробкам в холода? Активная езда сразу после начала движения.

Бесступенчатый прогрев

Вариатор — это самая нежная из всех автоматических трансмиссий. Прогреть его без движения невозможно, но и быстро ехать тоже нельзя. Конструктивно он состоит из двух конусообразных шкивов, металлического ремня, накинутого между ними, и управляющей электроники. После прогрева мотора лучше поставить коробку на D и сразу отправляться в путь. Гидротрансформатор у вариатора есть, и бояться пробок не стоит. Наилучшим образом вариатор набирает тепло в медленном движении. При температуре ниже -25 гр. электроника не дает разгоняться машине быстро. Мотор раскручивается до 2,5 тыс. оборотов и зависает на них. Вариатор сильно гудит и старается не переходить к крайним положениям шкивов. Возникает ощущение, что автомобиль движется на третьей передаче. Так коробка тормошит себя около 5-7 минут, а затем, набравшись эмоций, переходит к обычному алгоритму работы. Обороты мотора падают, и гул исчезает. Обычно такой порядок свойственен трансмиссиям Nissan.

Ни в коем случае нельзя бороться с вариатором и стараться разогнать автомобиль быстрее, чем дозволяет электроника. Если на обычном автомате это допустимо, то для бесступенчатой трансмиссии это смерть. Начинается сильный износ ремня и появляются задиры на шкивах. После холодного запуска лучше повременить и, поездив на городских скоростях, подождать повышения температуры в трансмиссии до рабочих значений.

Читайте также: Вторичный рынок авто: каких «автоматов» надо опасаться

Выполняем регулярный сервис трансмиссии

Обслуживание коробок передач типа вариатор подразумевает не только частую смену масла, но и своевременную очистку радиатора. Такой радиатор отвечает за охлаждение масла, температура которой в процессе эксплуатации автомобиля может существенно увеличивается. Если же соты радиатора забиты тополиным пухом, на нём имеется существенный слой грязи, масла и копоти, то эффективность охлаждения и смазки существенно снижается, трансмиссия постоянно работает в условиях перегрева, что приводит к быстрому износу.

В зависимости от конкретной конструкции автомобиля очистку радиатора можно выполнять как без его демонтажа с подкапотного пространства, так и с необходимостью раскручивать всю систему и сливать масло с коробки передач. В последнем случае существенно усложняется сервис, а выполнить его самостоятельно зачастую не представляется возможным.

Сегодня не редкость ситуации, когда производители автомобилей заявляют о необслуживаемости своих коробок передач, соответственно масло в таких трансмиссиях менять не требуется. Однако в действительности все без исключения вариаторы потребуют использования качественной смазки, менять которую следует каждые 50 тысяч километров пробега. При этом необходимо использовать специальное дорогостоящее трансмиссионное масло, которое способно справляться с значительными нагрузками и не теряет своих свойств даже в условиях высоких температур.

Выполняем регулярный сервис трансмиссии

Как пользоваться роботом

Управление автомобилем с роботизированной коробкой передач осуществляется аналогично управлению авто с классическим автоматом или вариатором. Даже внешний вид рычага может быть похожим, например, как у Audi и Infiniti. Но чаще разработчики избавляются от режима «Р» (парковка), например, как это сделали инженеры Toyota и Citroen. При этом, стоянка автомобиля осуществляется на нейтралке (N) или, если в автомобиле предусмотрен мануальный режим, — на первой передаче. В последнем случае позиция “D” может заменяться на “A/M” для переключения между автоматическим и ручным режимами управления авто. Прогревать автомобиль с роботом перед началом движения можно на нейтральной передаче, температура коробки даже при этом условии поднимется до необходимого уровня. Однако, лучше догревать и прогревать автомобиль уже в процессе движения. Для этого достаточно проехать спокойно, без резких рывков примерно 1 км после трогания, используя только треть, максимум половину хода педали газа. На роботе, в отличие от классического автомата, можно буксовать, это не приведет к поломке. Также, при определенных навыках, можно использовать прием выезда из сугробов и ям «в раскачку», поочередно понемногу двигаясь вперед-назад. Многие знают о неприятной особенности роботов «дергаться» при каждом переключении передач (это не относится к роботу DSG с двумя сцеплениями). Естественно каждый такой рывок не вызывает особо приятных ощущений у водителя и, тем более, пассажиров. Также очевидно, что такое поведение робота может быть особо опасно при движении по снегу или по скользкой поверхности. Для того, чтобы уменьшить неприятные ощущения и риск застрять в снегу или уйти в занос, водителю во время переключений нужно ослабить нажим на педаль газа или вообще убирать с нее ногу. Тогда переключения будут происходить гораздо более плавно. Правда научиться подгадывать момент переключения передач осуществляемый электроникой бывает довольно сложно, но с наработкой опыта этот навык обязательно придет. Следует помнить, что устройство коробки передач робота практически аналогично устройству обычной МКПП, с тем различием, что сцепление здесь «выжимает» электроника, а не водитель, давя на соответствующую педаль. Поэтому при медленном движении в пробках следует переводить РВД в нейтральное положение. Ведь если автомобиль стоит, а передача включена, то сцепление находится в выжатом включенном состоянии, при этом изнашиваются корзина сцепления, выжимной подшипник и сам ведомый диск. Перед тем, как заглушить двигатель и поставить автомобиль на длительную стоянку, передачу, как и на механике, лучше оставить включенной.

Обязательным правилом эксплуатации автомобиля с роботизированной механикой является включение ручного тормоза при постановке авто на стоянку.

Смотрите видео о том, как правильно использовать роботизированную коробку передач: Последнее, что можно добавить о роботизированной и вариаторной КПП – это ручной режим управления или, так называемый, типтроник. Реализуется он переводом рычага выбора передач в специальный дополнительный паз, обозначенный знаками «+» и «-» для повышения и понижения передачи соответственно, а узнать больше об этом варианте кпп можно в нашем материале. В целом же можно сказать, что, даже несмотря на разнообразие нюансов в управлении вариатором и роботом, при определенном опыте вождения вырабатываются привычки и навыки, которые здорово помогают в процессе управления автомобилем. Соблюдение же наших советов и вышеперечисленных правил помогут значительно продлить жизнь коробке передач и всему автомобилю.

Источник https://www.kolesa.ru/article/chto-budet-s-variatorom-ili-robotom-esli-ezdit-zimoy-bez-progreva

Источник https://variator.expert/ustrojstvo/kak-progrevat-variator-zimoj

Источник https://vmyatynnet.ru/korobka-peredach/kak-polzovatsya-variatorom-tojota.html