Ручник на машине с автоматом — ответы на все волнующие вопросы

Содержание

Ручник на машине с автоматом — ответы на все волнующие вопросы

Автоматическая коробка передач максимально упрощает управление автомобилем: не нужно использовать педаль сцепления, скорости переключаются автоматически, есть режим парковки для блокировки колес. Стояночную тормозную систему в машинах с АКПП водители практически не используют, а зря. Ручник на автомате имеет большое значение, так как его эксплуатация предохраняет коробку передач от поломок.

Зачем ручник на автоматической коробке переключения передач

Коробка автомат отличается от механической более сложным устройством, но при этом она удобнее при эксплуатации как на трассе, так и в городе. Одним из главных преимуществ автомата стал режим парковки. При установке режима Р рычаг внутри узла стопорит зубчатую шестеренку, колеса блокируются, машина остается на месте.

Но эта функция имеет существенный минус при стоянке авто на уклоне. Даже небольшой склон из-за естественных физических законов создает ситуацию, при которой рычаг зажимается шестеренкой. Чем круче уклон – тем сильнее давление на рычаг. На склоне опустить ручник проще, чем передвигать селектор автомата.

При попытке переключить передачу автомата селектор «сопротивляется» и не сдвигается с места. Перемещать рукоять рычага переключения передач водителю приходится с усилием. Возникает риск обрыва тросика или поломки АКПП.

Зачем нужен на машинах с коробкой автомат ручник:

  • стоянка на склоне – для предотвращения заклинивания внутреннего устройства узла;
  • блокировка 4 колес при неблагоприятных погодных условиях и скользком покрытии парковки;
  • для аварийного торможения.

На скользком покрытии блокировка 2 колес в режиме парковки не может полностью обеспечить устойчивость машины. Возникает риск скольжения, а поднятый ручник снижает риск срыва машины с тормоза.

Интересный факт! Название «ручник» народное. Его располагали под рукой, чтобы в случае аварийной ситуации быстро дернуть вверх. Но сегодня ручную тормозную систему на машинах активируют не только привычные рычаги, но и ножные педали или клавиши на панели управления.

Ручной тормоз

Устройство и принцип работы стояночного тормоза

Основная функция ручника – аварийное торможение. Его используют в тех случаях, когда основные тормозные системы отказывают, либо не могут остановить транспортное средство. Устройство стояночного тормоза состоит из тросика, подведенного рычагу или педали, и 2 тросов, ведущих к тормозному механизму колес. При подъеме ручника происходит натяжение тросиков. Концы, соединенные с тормозным механизмом колес, приходят в движение, блокируя вращение колес.

Различают 3 основных устройства механизма ручника:

  1. Механический – простой и надежный. Натяжные тросики приводит в движение рукоять или педаль.
  2. Гидравлический – система приводится в действие при помощи передачи давления через тормозную жидкость.
  3. Электронный – за его работу отвечает электродвигатель, редуктор с ременной передачей и сам тормоз.

Стояночный тормоз

Современные машины с коробкой автомат все чаще отказываются от механического ручника в пользу более современных и многофункциональных устройств – гидравлического или электронного. Они имеют более сложную конструкцию и менее надежны в случае возникновения аварийной ситуации. Но более удобны как устройства дополнительного торможения на склонах, скользких участках или во время движения.

Факт: любители дрифта на автомате выбирают гидравлическую систему для ручника из-за возможности контролировать резкость торможения.

Гидравлический ручник Электроручник

Эксплуатация ручного тормоза автомобиля

По статистике, многие водители машин с коробкой автомат практически не используют ручник, что в корне неверно. Каждый механик скажет – если механизм не работает, то постепенно начинает ржаветь и в конце концов разрушится. По этой причине ручником на автомате пользоваться необходимо.

Эксплуатация стояночной тормозной системы на автоматах имеет свои особенности, выполнение которых упрощает управление. Ручник играет важную роль для правильной парковки на уклоне, а также для безопасного спуска или подъема.

Ставить ли на ручник автомат на ровной поверхности

На ровной поверхности ставить машину на ручник не обязательно. Достаточно перевести селектор в режим парковки и заглушить машину. Но есть один нюанс – если местность ровная и при эксплуатации автомобиля владельцу не приходится сталкиваться со склонами, то механизм стояночного тормоза практически бездействует.

Для поддержания его работоспособности следует время от времени использовать ручник для парковки машины, не смотря на уровень уклона поверхности.

Селектор АКПП

Пошаговая парковка на склоне с использованием ручника:

  1. Остановить машину.
  2. Нажать на педаль тормоза.
  3. Активировать ручник.
  4. Поставить селектор в положение паркинг.
Читать статью  Как поставить коробку передач | Установка автоматической коробки передач

Для того чтобы тронуться, шаги повторяют в обратном порядке.

Акселератор и тормоз Кнопка стояночного тормоза

Если же электронная система не подает сигнал из-за обрыва проводов, то ручной тормоз задействовать не получится.

Предупредить столкновение или опасную ситуацию можно прокачав систему, для подключения второго контура или для того, чтобы машина начала тормозить двигателем.

Можно ли дергать ручник зимой на АКПП

Вопрос о том, можно ли ставить машину на ручник зимой актуален из-за возможного обледенения колодок. При езде по воде или слякоти колодки покрываются влагой и после постановки на ручник примерзают. Исключить подобную ситуацию можно, поработав тормозами перед остановкой.

Как снять машину с ручника

Периодическая езда на ручнике приводит к поломкам трансмиссии, а ремонт коробки автомат стоит не дешево. Перед поездкой не стоит забывать снять стояночный тормоз. Делают это следующим образом:

  • нажать на педаль тормоза;
  • снять ручник;
  • перевести селектор в режим движения.

Удерживая педаль тормоза, водитель не дает машине скатиться с уклона или начать движение.

Как правильно трогаться на АКПП с ручником

После остановки машины с использованием ручного тормоза, перед началом движения нужно убрать ручник, удерживая педаль тормоза, затем включить положение Drive или задний ход. Если на авто установлен стандартный рычаг, то его опускают, зажав кнопку фиксатора.

Достоинства и недостатки ручного тормоза на коробке автомат приведены в таблице.

Достоинства Недостатки
Использование различные видов механизмов Сложный алгоритм включения для парковки
Надежность стоянки машины на уклонах и скользком покрытии Непривычный способ управления
Возможность установки системы автозапуск для коробки автомат

Как проверить ручник

Работающий ручник – залог безопасности. Для проверки есть простой способ – активировать стояночный тормоз на небольшой скорости на ровной площадке. Для испытания лучше выбрать бетонную или асфальтированную площадку, трасса для этой цели не подойдет.

Нажатие на педаль или кнопку тормоза должно спровоцировать немедленную остановку машины. Если тормозной путь длинный, то необходимо найти причину неисправности. Вовремя проведенный ремонт и обслуживание обеспечат безотказную работу механизма.

Совет: резкое выдергивание ручника на высокой скорости приводит к заносу машины и потере управления.

Когда ручник может не сработать

Механизм ручника может не сработать из-за поломок механизма или из-за наледи зимой. Наиболее частые причины отказа работы:

изношенность колодок (явный показатель – скрежет и звук трущегося металла во время остановки);

обрыв тросиков, пробоины в гидравлических трубках, обрыв в электрической цепи, выход из строя других элементов механизма;

проржавевшие детали механизма;
неправильная регулировка винта натяжения;
налипание наледи, грязи, масла на колодки.

При возникновении любой из перечисленных причин может возникнуть ситуация, когда на скорости машина не остановится.

Общие последствия езды на ручнике автомобиля оборудованного АКПП

Хоть раз в жизни на ручнике ездил каждый водитель машины с автоматом. По собственному опыту, забыв снять машину со стояночного тормоза чувствуется затруднение движения, авто не тянет, ощущение будто что-то держит. В такой ситуации важно сразу проверить опущен ли тормоз. Новички не всегда замечают проблему или не обращают на нее внимания, не учитывая, что будет, если продолжать движение на активированном ручнике.

Езда на машине с включенным стояночным тормозом имеет такие неприятные последствия:

перегрев колодок, дисков и суппортов;
поломки мотора и коробки;
износ покрышек;
износ подшипников.

В итоге, если ехать на ручнике постоянно, то это приведет к серьезным тратам на ремонт и замене деталей ходовой части, тормозной системы, двигателя и коробки автомат.

Ручник на машине с коробкой автомат выполняет те же задачи, что и на механике. Режим парковки не является надежным способом остановки и стоянки на склонах и скользких покрытиях. По этим причинам важно периодически проверять работу ручного тормоза и чаще использовать для предотвращения поломок. Исправный ручник обязательно поможет в случае отказа основной тормозной системы при аварийной ситуации.

Наверное, больше мифов, чем о коробке автомат, было создано только о вариаторе. Ручник неожиданно вызвал множество невероятных историй от его полной бесполезности, до невозможности использования на скорости, что не может не вызвать сомнения – может есть в них зерно истины? Как вы считаете? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Парковка машины с «автоматом» на уклоне: нужно ли ставить на «ручник»

Когда в коробке есть режим, не дающий машине произвольно катиться, то стоит ли пользоваться «ручником», совершая лишние движения, если можно просто включить селектор на «Р»? К тому же «ручник» может замерзнуть и не отключиться, не дав вращаться колесам, да и просто не работать, механически выйдя из строя. В общем, вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.

Читать статью  Каталог автомобилей с пробегом автоматическая коробка передач, в Уфе

Как показал наш мониторинг сетевых автофорумов, по поводу того, чтоб ставить или не ставить «автомат» на ручной тормоз при парковке на уклоне, интернет-сообщество практически единодушно, предпочитая пользоваться не только «паркингом» но и «ручником». Как, кстати, рекомендуют и руководства по эксплуатации автомобилей.

Хотя немало и весьма лихих мнений вроде: «Про «ручник» я давно забыл и на любой горке оставляю свой «Гелик» на «паркинге». Этот механизм очень надежен, и никакой «ручник» тут не нужен».

Что блокирует «паркинг»?

Впрочем, давайте вспомним, что собой представляет механизм «паркинга» на автоматических коробках передач. Основными его элементами являются крупнозубая шестерня и коромысло (также называемое мастерами «собачка», «крючок» и т. п.), на котором имеется шип, входящий между зубьями шестерни и не дающий ей вращаться.

shesternya.png

Таким образом механизм блокирует выходной вал коробки и, соответственно, не позволяет крутиться колесам. Приводится блокиратор в действие либо непосредственно механической тягой от селектора, либо через электрический сервопривод.

Именно на шип с шестерней и ложится вся нагрузка от массы автомобиля, стоящего на склоне. Способен ли данный узел долго выдерживать ее? Обратимся за консультацией в профильный сервис, где ремонтируют коробки-«автоматы».

Depositphotos_60416633_original (1).jpg

Что будет, если все время ставить машину на «паркинг» на уклоне?

Как утверждает мастер по ремонту АКПП компании Trans Gear Леонид Хенталов, система «паркинга» в АКПП любого типа достаточно проста и надежна, однако вечного ничего нет. В условиях постоянной нагрузки, которая возникает при установке машины в режиме «паркинкг» без стояночного тормоза, детали механизма постепенно подвергаются деформации.

Это и шип, и шестерня, и механический привод блокиратора. Отсюда возникают такие проблемы, как трудность включения и отключения режима «паркинга» даже на ровной поверхности. Многие могли замечать, что если машина стоит на уклоне и отпустить тормоз раньше, чем выключен режим «паркинга», то он выключается с характерным щелчком, а если механизм изношен, то и вообще с заметным усилием.

Depositphotos_52272667_original.jpg

Как правильно парковать автомобиль с АКПП на уклоне?

Ставя машину на горку, лучше всего применять такой порядок действий: держим ножной тормоз — затягиваем «ручник» — переводим селектор в режим «паркинга». При отъезде: выжимаем ножной тормоз — выключаем «паркинг» — держим ножной тормоз — снимаем «ручник».

И, кстати, «ручник» нужен еще и потому, что при установке селектора на «паркинг», при отпускании ножного тормоза, машина может еще немного катиться (мастера говорят, что бывают случаи отката до полутора метров). Это нормально и происходит потому, что шестерня успевает повернуться на небольшой угол, прежде чем ее заблокирует шип. И этот момент важно учитывать при плотной парковке, чтоб случайно не въехать в соседа или ограждение.

Если же уклона нет и место ровное, то на ручной тормоз ставить необязательно. Поэтому, когда при остановке и отпускании ножного тормоза автомобиль никуда не едет и остается на месте, «ручник» можно не затягивать и ограничиться «паркингом». Единственный момент, если в этом случае кто-нибудь въедет на скорости в ваш автомобиль и сдвинет его с места, то механизм паркинга, скорее всего, выйдет из строя и коробку придется ремонтировать.

treugolnik2.png

Хотя, в принципе, со сломанным механизмом «паркинга» ездить все-таки можно — на работоспособность коробки и переключение передач он никак не влияет.

И еще предостережение специально для любителей поремонтировать автомобиль самому: надо иметь в виду, что «паркинг» блокирует только коробку, но шестерни межколесного дифференциала продолжают вращаться.

Немало случаев, когда просто ставят машину на «паркинг» и затем, подняв на домкрате, начинают «шевелить» колесо, желая определить там какую-либо неисправность, узнать причину стука и так далее. Крутанул посильней, и — вуаля! — второе колесо тоже закрутилось в обратную сторону, машина с домкрата упала. И хорошо, если никого в это время под ней не было.

Что в итоге?

Только в крайних случаях ставим на «паркинг» без «ручника» — например, когда очень велик риск «мертвого» замерзания суппортов и тросов. А так соблюдаем предписания заводов-изготовителей, бережем коробку, слушаем советы мастеров-практиков. И почаще пользуемся «ручником», даже при парковке на ровной местности — чтоб не «закисал». Зимняя мойка машины — только с тщательной просушкой. Ну и надеемся на погоду, чтоб в ночь не ударяли морозы после оттепели.

Нужно ли ставить на ручник автомобиль с коробкой-автомат?

Автоматическая коробка – один из наиболее популярных типов трансмиссии. Она избавляет водителя от постоянных манипуляций с педалью сцепления и рычагом переключения, позволяет раскрыть потенциал двигателя. Для исключения поломки, однако, нужно соблюдать некоторые инструкции. Например, нужно знать, как правильно использовать ручник на автомате, чтобы эксплуатация не была сопряжена с чрезмерными нагрузками. Какие рекомендации дают опытные водители? Какие ошибки следует исключить?

  1. Нужно ли ставить ручник на автомате?
  2. Чем отличается режим “P” от ручного тормоза?
  3. Чем опасно не ставить автомобиль на ручник?
  4. Как правильно ставить авто с АКПП на ручник?
  5. Полезные советы и рекомендации
Читать статью  Механическая защита автомобиля

Нужно ли ставить ручник на автомате?

Нужно ли ставить ручник на автомате?

Ответ на вопрос, нужно ли ставить машину автомат на ручник, может быть только положительным. Даже если автомобиль паркуется на ровном асфальте, без уклона, следует активировать стояночный тормоз. Только так можно исключить его дальнейшие смещения под внешней нагрузкой, соблюсти все правила, требования безопасности.

На некоторых моделях даже предусмотрена своеобразная защита от забывчивости. Невозможно выставить АКПП в режим “P”, если предварительно не задействован стояночный тормоз. Более того, дополнительно может заблокироваться и замок зажигания, владелец просто не сможет извлечь из него ключ.

Продайте свой автомобиль в Avilon
Вы отправляете заявку online
С вами согласовывается предварительная стоимость и дата визита
Оценка и оформление сделки

Чем отличается режим “P” от ручного тормоза?

Чем отличается режим “P” от ручного тормоза?

На машине автомат ставить на ручник необходимо для того, чтобы исключить даже минимальные смещения авто, принцип действия механизмов различен. Если активировать режим “P” без тормоза, выйти наружу и толкнуть транспортное средство, удастся заметить ощутимые смещения. Да, далеко оно не уедет, за исключением ситуаций парковки на горке. С ручником, однако, выраженность таких смещений окажется минимальной.

Функция режима “P” – блокировка шестеренок трансмиссии, что исключает их вращение, благодаря чему техника остается на месте. Ручной тормоз же задействует колодки, прижимает их к дискам, что делает невозможным вращение колес. Это куда более эффективно, надежно и безопасно.

Чем опасно не ставить автомобиль на ручник?

Чем опасно не ставить автомобиль на ручник?

Из-за того, что и только в режиме “P” транспортное средство оказывается надежно зафиксированным на месте, у некоторых водителей складывается впечатление, что не нужно ставить автомат на ручник. Это серьезная ошибка, сопряженная со множеством негативных явлений:

  • Увеличение нагрузки на компоненты АКПП. Как уже было сказано, принцип действия режима “P” заключается в блокировке вращения трансмиссионных шестеренок. Если техника припаркована даже на небольшой горке, то вся ее масса начинает давить на элементы, ведь вращение колес не заблокировано. Конечно, шестерни выполнены из прочного металла, так что сразу поломка не случится, но регулярное пренебрежение стояночным тормозом приведет к необходимости ремонта. С учетом того, что трансмиссия – один из самых дорогих компонентов транспортного средства, обойдется он в огромную сумму.
  • Риск повреждения АКПП во время ДТП. Столкновения с припаркованными у обочины машинами – не редкость. При отсутствии активации ручника, значительная часть ударной нагрузки придется на трансмиссию, шестерни деформирует или даже вырвет, а такие повреждения не удастся решить даже ремонтом, потребуется полная замена коробки. С учетом таких последствий, вопрос, нужен ли ручник на автомате выглядит странным, механизм реально выручит в критической ситуации.
  • Повышенный риск угона. Ручной тормоз блокирует колеса, прижатые колодки не дают им вращаться, так что угон буксировкой становится, по сути, невозможен, без крана-манипулятора, эвакуатора не обойтись. Далеко не каждые злоумышленники решатся на такое.

В общем, неудивительно, что производители обозначают в эксплуатационных инструкциях, как пользоваться ручником на автомате. Это крайне важный и полезный элемент конструкции транспортного средства.

Как правильно ставить авто с АКПП на ручник?

Как правильно ставить авто с АКПП на ручник?

Чтобы в полной мере ощутить преимущества механизма, необходимо знать, как правильно ставить ручник на автомате. Официальные инструкции, советы опытных автомобилистов говорят, что лучше всего придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Остановка транспортного средства, дальнейшее удерживание тормозной педали.
  2. Активация ручника.
  3. Активация режима “P” на трансмиссии, снятие ноги с тормозной педали.

Подобная последовательность оптимальна, исключены посторонние нагрузки на шестерни и другие компоненты трансмиссии. Следовать инструкции нужно и при снятии блокировки:

  • Полный выжим педали тормоза.
  • Снятие блокировки с ручника.
  • Активация необходимого в конкретный момент режима движения, будь то обычный “D” или задний ход.

Полезные советы и рекомендации

Полезные советы

Из всего сказанного выше вполне понятно, зачем нужен ручник на автомате. Да, его включение требует некоторых дополнительных действий, многие водители банально ленятся выполнять их, но нужно выработать соответствующую привычку, каждый раз активировать механизм. Постепенно все будет выполняться рефлекторно, все движения окажутся столь же естественными, как переключение передач или нажатия на педаль тормоза. Главный совет тут – не лениться.

Отдельно нужно сказать о том, ставят ли автомат на ручник в зимнее время. Основная причина – изменение погодных условий, снижение температуры воздуха. Если автомобиль будет оставлен надолго, имеет место температурный перепад, днем была оттепель, а вечером – мороз, то существует вероятность примерзания колодок к дискам. Вполне вероятно, что рациональнее отказаться от ручного тормоза, однако, прежде нужно убедиться, что транспортное средство находится в полной безопасности, припарковано на ровной поверхности, в идеале – на оборудованной площадке или специальном комплексе.

Если автомобиль пришлось оставить на обочине, то стоит найти место, где есть бордюр, выставить колеса так, чтобы при случайном движении автомобиль проехал несколько сантиметров и уперся в него, остановился. Самый крайний случай – использование специальных башмаков, как на железной дороге, подпоров для колес.

Подписывайтесь на наши соц. сети:

Источник https://akpp.guru/ustrojstvo/ruchnik-na-avtomate

Источник https://www.kolesa.ru/article/parkovka-mashiny-s-avtomatom-na-uklone-nuzhno-li-stavit-na-ruchnik-2015-02-04

Источник https://avilon.ru/articles/ruchnik-na-korobke-avtomat/