Вариатор: особенности, преимущества, технологии и принципы ремонта

Вариатор: особенности, преимущества, технологии и принципы ремонта

Современные авто комплектуются различными типами трансмиссий, узлов, передающих крутящий момент, создаваемый двигателем, на колеса. Механика, автоматы, роботизированные коробки – вариантов множество. В последнее время, однако, популярность набирает CVT, встречающийся как на седанах, так и на кроссоверах, даже некоторых внедорожниках. Вариатор-коробка: что это простыми словами? Почему она столь распространена? По какому принципу функционирует? Эти и другие вопросы требуют подробного разбора.

  1. Что такое вариатор?
  2. Принцип работы вариатора
  3. Сравнение с автоматом: чем лучше, чем хуже?
  4. Плюсы и минусы вариатора
  5. Как настроить вариатор?
  6. Советы по эксплуатации
  7. Когда менять масло в вариаторе?
  8. Как менять масло в вариаторе?

Вариатор: что такое?

Итак, что такое вариатор? Вариатор или CVT (Continuously Variable Transmission, то есть, «постоянно изменяющаяся передача») — это тип автоматической трансмиссии, обеспечивающий передачу крутящего момента от ДВС на колеса при сохранении стабильности его оборотов. В отличие от аналогов, CVT работает бесступенчато, переключение скоростей как таковое отсутствует, передаточное число корректируется предельно плавно, в зависимости от набора скорости или торможения транспортного средства.

Конструктивные особенности и принцип действия вариатора

Устройство вариатора

Понимание того, как работает вариатор, позволит исключить ошибки при его эксплуатации, продлить срок службы вне зависимости от интенсивности нагрузок.

Конструкция CVT сформирована следующими элементами:

  • Модуль для асинхронизации ДВС и трансмиссии, срабатывающий при начале движения.
  • Непосредственно CVT.
  • Редуктор, позволяющий задействовать режим заднего хода.
  • ЭБУ.
  • Гидравлический насос.

Первое время непросто понять, как отличить вариатор от автомата, ведь в салоне авто, рядом с водительским креслом, можно увидеть вполне привычный рычаг или селектор с буквами “R”, “D” и другими, характерными для классического гидротрансформатора. Под капотом, конечно, все устроено совершенно по-другому. CVT представлены тремя классами, клиноременными, тороидными, цепными. Понять, чем отличается коробка-вариатор, лучше всего на первом примере, именно клиноременной тип является наиболее распространенным, многие новые автомобили комплектуются такой трансмиссией.

Механизм сформирован тремя основными элементами, парой шкивов, один из которых является ведущим, а другой – ведомым, и ремнем, соединяющим их. Конструктивно шкивы – это конические диски, обращенные друг к другу вершинами. Конусы не статичны, а перемещаются в направлении друг друга, за счет чего происходит плавное изменение диаметра шкива и, следовательно, передаточного числа. Изменение диаметра происходит по команде электронного блока управления, следящего за работой мотора.

Понять, как пользоваться вариатором, сможет даже неопытный водитель, трансмиссия относится к числу наиболее простых в освоении. Владельцу, однако, нужно знать, как проверить коробку-вариатор, чтобы исключить чрезмерное снижение уровня масла и износ металлического ремня, соединяющего шкивы. Использовать CVT с изношенным, растянувшимся, деформировавшимся ремнем опасно, это не просто снижает динамические характеристики, но и может привести к более серьезным повреждениям механизмов.

Читать статью  Коробки передач ZF

Чем отличается вариатор от автомата?

Чем отличается вариатор от автомата?

Подытоживая сказанное, чем отличается вариатор от автомата, нужно отметить сам факт отсутствия переключения скоростей, с одного передаточного числа на другое. Никаких рывков, толчков, связанных с переходом между шестернями различного диаметра, нет, ремень по шкивам движется максимально плавно, что обеспечивает больший комфорт поездки.

Вариатор отличается от автомата плавностью работы – передач здесь нет, а крутящий момент передается через ремень, скользящий по конусам и меняющий соотношение их оборотов. Ресурс вариаторов сопоставим с ресурсом гидромеханических автоматов. Но вариаторы не любят бездорожья и пробуксовок, перегреваются и быстрее выходят из строя.

Такая схема, однако, не может удерживать автомобиль на месте, а также заставить колеса вращаться в обратном направлении, так что CVT модифицируют вспомогательными элементами, в частности, уже отмеченным редуктором.

Плюсы и минусы вариатора

Плюсы и минусы вариатора

Для лучшего понимания особенностей трансмиссии, необходимо изучить плюсы и минусы вариатора. В первую очередь, нужно отметить, чем хорош вариатор.

Плюсы вариатора:

  1. Плавный ход. Переключение скоростей отсутствует как таковое, так что машина идет максимально плавно, мягко разгоняется и останавливается, без рывков и толчков.
  2. Динамика разгона. Отсутствие переключений – залог не просто плавности, но и отсутствия просадок мощности в момент изменения положений элементов АКПП или роботизированной коробки. CVT обеспечивает лучшую динамику, позволяет в полной мере раскрыть потенциал мотора.
  3. Увеличенный КПД. Вариатор или робот – что лучше? Коэффициент полезного действия явно говорит в пользу первого варианта, он выше на 5, а то и 10 процентов.
  4. Экономичный топливный расход. Объясняется это указанным выше КПД. Минимальное механическое сопротивление, эффективное использование потенциала мотора – все это приводит к тому, что именно CVT является наиболее экономичной трансмиссией.
  5. Минимальная выраженность шумов и вибраций. В конструкции минимум подвижных элементов, так что шуметь там особо нечему. Опять же, дополнительный бонус к комфорту поездки.
  6. Конструктивная простота. Даже новичку довольно просто понять, как отрегулировать вариатор, разобраться в его конструкции. Простота также увеличивает общий уровень надежности трансмиссии.

Минусы вариатора следующие:

  1. Электронный контроль. ЭБУ вариатора ориентируется на показания двигателя, считываемые многочисленными электронными датчиками. Повреждение даже одного из них требует сложного восстановления. Вдобавок, возникает риск не только аппаратной, но и программной ошибки, устранить которую удастся только при обращении в специализированный сервис.
  2. Уязвимость для перегрева. Одно из главных правил, как правильно ездить на вариаторе – не ехать слишком долго в режиме “газ в пол”, не буксовать на одном месте, пытаясь выехать из сугроба или грязи. Все это приводит к перегреву, деформациям диска и ремня.
  3. Недешевое обслуживание. Масло для вариатора стоит дороже, чем для классических автоматов или механики, а интервалы замены – более частые. Вдобавок, каждые 100-120 тысяч километров нужно менять ремень.

Как отличить между собой автоматическую коробку, роботизированную и вариатор?

Как отличить типы коробок передач фото

Tcc_чанган

На автомобили устанавливают несколько видов автоматических коробок передач – это могут быть вариаторы, «роботы» и классические «автоматы». При покупке подержанной машины бывает непросто определить, какая же именно из этих коробок установлена на автомобиле. Особенно большую трудность эта задача вызывает у начинающих водителей. Попробуем разобраться в этом разнообразии трансмиссий.

Читать статью  Страховочные подставки NORDBERG в Москве

Роботизированная коробка

Начнём с роботизированной коробки передач. В техническом плане она очень похожа на обычную «механику», только в ней выжимают педаль сцепления и переключают передачи электромоторы (сервоприводы). Работой всех этих механизмов управляет отдельный компьютер, который контролирует скорость, обороты и силу нажатия на педаль газа. Не всем автомобилистам нравится этот тип коробки передач, так как она требует долгого привыкания к своему алгоритму работы. Некоторые коробки очень неохотно разгоняют машину и отличаются достаточно ощутимыми толчками при переключении.

Отличить её от остальных автоматических трансмиссий достаточно просто. Если вы видите, что селектор КПП имеет минимальное количество положений, а именно «A», «N», «R», то перед вами точно роботизированная коробка.

Как отличить типы коробок передач фото

Классический «автомат»

Самый распространённый тип автоматических коробок – это гидротрансформаторные трансмиссии. Они отличаются большой надёжностью и способностью проехать без ремонтов сотни тысяч километров. На старых машинах устанавливались в основном 4-ступенчатые коробки, и их нельзя было назвать экономичными. Также они не позволяли раскрыть все возможности и сильно его тормозили, при этом при обычной городской езде они показывали себя очень хорошо. В современные автомобили чаще всего устанавливают 5 или 6-ступенчатые «автоматы», они намного динамичнее предшественников, и машина с ними расходует меньше топлива.

Внешне отличить такую коробку можно по набору классических для «автомата» режимов – «P», «N», «D», «R». В некоторых моделях могут быть и положения для ручного управления обозначенные – «+» и «–». Есть и варианты с фиксированными передачами – «1», «2», «3».

Как отличить типы коробок передач фото

Вариаторные коробки передач

Не самый любимый водителями тип трансмиссии, но, тем не менее, его устанавливают во множество автомобилей. По внешнему виду селектора в салоне и алгоритму управления вариатор мало чем отличается от обычного автомата, у него точно такие же режимы, за исключением фиксированных передач. Главные различия внутри. Вариатор отличается необычайной плавностью хода, так как у него в принципе нет никаких передач, а значит нет и рывков при их переключении.

Но за эту плавность приходится расплачиваться не очень надёжной конструкцией, подверженной быстрому износу. Вариатор состоит их двух конусных шкивов, между которыми натянут металлический ремень. Быстрый износ этих четырёх конусов – главная проблема вариатора. С такой коробкой нужно избегать быстрых разгонов, буксований в грязи и таскания другой машины на лямке.

Фото с интернет-ресурсов

Автоматическая коробка передач и вариатор — в чём разница

Автоматическая коробка передач и вариатор — в чём разница

При выборе авто встает, в первую очередь, вопрос МКПП или АКПП и многие видя слово вариатор, ошибочно принимают это за автоматическую коробку передач в привычном представлении, однако это не совсем так.

Вариатор — это разновидность АКПП, так как управление авто с такой системой не требует ручного переключения передач, однако его конструкция и принцип действия сильно отличаются, следовательно, ощущение от управления авто тоже разниться. В чем же различия между «автоматом» и вариатором?

Что такое АКПП?

Для того, чтобы понять в чем разница вариатора и «автомата» для начала необходимо разобраться в том, что же такое автоматическая коробка передач.

Стандартная АКПП (гидромеханическая трансмиссия) — принцип ее работы основан на связи гидромеханических трансформаторов, которые связывают оси с мотором. Такая схема относится к менее экономичным и требует постоянной доработки, с целью снижения потребления ресурсов.

Читать статью  Устройство и принципы работы механизма сцепления МАЗ

Определенными плюсами данной системы является ее надежность, отработанное годами производство и легкость в управлении для любого водителя. Не очень радуют при этом такие вещи как, повышенный расход, невозможность буксировки авто, переключение передач, сопровождающееся рывками и неоднозначное поведение в морозную погоду.

А Вариатор?

Само понятие вариатор подразумевает под собой, так называемую бесступенчатую коробку. Отсутствие этих самых ступеней обеспечивает плавное переключение передач, без рывков. Конструкция коробки представляет собой два конусообразных шкива, которые соединены между собой ремнем или цепью.

Изменением передаточного числа между этими кивами происходит «переключение» передач в данном виде устройств. Контролируется работа вариатора двумя вариантами узлов управления гидромеханическим или электромеханическим. Второй тип по мнению большинства механиков, несмотря на свою современность, менее прочный и долговечный. Также вариаторные коробки более сложные в ремонте и обслуживании.

Главное отличие между автоматической коробкой передач и вариатором

Самым главным отличием является надежность систем, вариаторы более чувствительны к условиям эксплуатации и требуют более бережного отношения к себе. В то время как классическая автоматическая коробка более износостойкая и выдерживает более агрессивный стиль езды.

Также отличием являются выявляемые в процессе вождения динамические показатели, авто с автоматической коробкой передач разгоняется более эффективно, в то время как вариатор больше «следит» за комфортностью и плавным разгоном. Пытаясь резко разогнать автомобиль с коробкой-вариатор, можно достаточно быстро вывести устройство из строя.

Минусы вариатора

Если не брать во внимание более экономичный расход топлива на вариаторной коробке, что несомненно сильно зависит от стиля вождения, то данные системы имеют ряд веских недостатков, таких как:

  • сложное регулирование и ремонт системы;
  • отсутствие квалифицированных специалистов;
  • высокая стоимость запчастей;
  • необходимость специального оборудования для проведения ремонта или настройки;
  • не отработанное производство.

Интересной особенностью является то, что дилерские центры не берутся за ремонт вариаторов, они предлагают полную замену всей трансмиссии, что является не самой дешевой процедурой. Также, имеется закономерность, что гарантийный срок эксплуатации приравнивается к общему сроку использования вариатора, то есть необходимость его ремонта возникает тогда, когда гарантийный срок заканчивается.

Если не углубляться в рассуждения, то приобретение авто с вариатором, в большинстве случаев разумно, если по истечению срока гарантии от производителя вы готовы будете приобретать новый автомобиль или выполнять полную замену узла трансмиссии, и это не будет для вас накладным.

  • Водителю на заметку
  • Сандро 24 июня 2019, 11:07 Вариатор,этот любимчик «BMW»,действительно полное го*но! Новый,как правило не попадается,так-как 90%,авто вторичные,если не третичные,и т.д.! Вариатор напоминает мучительную попытку повторного изобретения велосипеда! Альтернативы классическому автомату НЕТ! Механика — однозначно вчерашний день, но имеет своих последователей вне больших населённых пунктах.
  • Виктор 24 июня 2019, 12:36 Автомат надежен и недорогой в ремонте. А ремонт вариатора обходится в разы дороже — на инфинити, например, в районе 250тр, а классический автомат — 50-100тр. Я недавно AL4 за 70т полностью перебрал себе на француза. Также на вариаторе нельзя буксовать и зажигать — только аккуратная езда. Ну а если берете вторичку — то только через полную диагностику вариатора, иначе к стоимости покупки сразу готовьте пару сотен тысяч рублей. за понты финика надо платить!

Источник https://avilon.ru/articles/vso-pro-variator/

Источник https://www.drivenn.ru/journal/novosti/kak-otlichit-mezhdu-soboy-avtomaticheskuyu-korobku-robotizirovannuyu-i-variator-id27595

Источник https://auto.vercity.ru/magazine/13306_avtomaticheskaya_korobka_peredach_i_variator__v_chyom_raznica/