Буквально слово «квадроцикл» расшифровывается как «четырёхколёсный». Но это не автомобили – так принято именовать технику, имеющую четыре колеса, но управляющуюся как мотоцикл и обычно не имеющую кабины.
СодержаниеПоказать
- ✅ Что собой представляет квадроцикл
- ❗ Какие права нужны на квадроцикл
- Законодательные нормы
- Категории прав и требования для управления квадроциклом
- На что влияет объём двигателя
- ✋ Получение прав для управления квадроциклом
- Курсы вождения и сдача экзаменов
- Требования и ограничения в разных странах
- Необходимые документы для получения прав
- ✨ Особенности управления квадроциклом
- Основные навыки и правила безопасности
- Типы квадроциклов и их особенности
- ❌ Последствия нарушения правил управления квадроциклом
- Штрафы и наказания
- Нужна ли страховка
✅ Что собой представляет квадроцикл
Первые квадроциклы появились в 70-х годах и быстро завоевали популярность: благодаря колёсам с мощными грунтозацепами, но низким давлением на грунт они могли спокойно передвигаться по песку и рыхлой земле. Сейчас эти устройства применяются как любителями экстремального спорта или туристами, так и в утилитарных целях (например, лесниками – квадроцикл дешевле и экономичнее по топливу автомобиля-вездехода, но часто проедет там, где вездеход застрянет).
Квадроциклы многим кажутся несерьёзной игрушкой (особенно с появлением упрощённых лёгких моделей с электродвигателем для катания по городу). Но надо помнить: этот аппарат способен двигаться с большой скоростью и считается транспортным средством. Поэтому для управления им часто нужны водительские права.
❗ Какие права нужны на квадроцикл
Вначале коротко о терминологии. В российском законодательстве, касающемся транспортных средств, понятий «квадроцикл» или «квадрицикл» (этот термин объединяет квадроциклы и мотоколяски с кузовом, кабиной и управлением автомобильного типа) отсутствует. Все эти механизмы относятся к категории самоходных машин. От этого надо отталкиваться, рассматривая в дальнейшем их классификацию и требования к водителю.
Законодательные нормы
Основным актом, регламентирующим вопрос водительских прав, является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Его ст. 25 устанавливает категории транспортных средств, на которые нужны специальные права, а ст. 26 регламентирует условия, на которых права выдаются.
Также необходимо учитывать нормы:
- ГОСТ Р 52008-2003, по нормам которого большинство квадроциклов классифицируются как мотовездеходы;
- Постановление Правительства РФ от 12.07.1999 №796 (действующее до 1 сентября 2028 года), которое в п. 4 ч. 1 устанавливает категории самоходных машин, для управления которыми нужны права тракториста-машиниста (да, как ни странно, с точки зрения закона водитель квадроцикла и других самоходных машин считается трактористом!).
Категории прав и требования для управления квадроциклом
Для управления квадроциклом необходимо:
- иметь возраст не ниже 16 лет;
- пройти медицинское освидетельствование;
- пройти профессиональное обучение на управление самоходной машиной соответствующей категории.
Категории квадроциклов установлены следующие:
- A I – внедорожные мототранспортные средства. К этой категории относится большинство квадроциклов;
- А II – внедорожные средства, максимальная масса которых ниже 3,5 т, а число пассажиров менее 8 (не включая водителя).
Категории A III и A IV обычно к этому типу техники не применяются, поскольку рассчитаны либо на машины массой свыше 3,5 т (а это больше, чем у абсолютного большинства автомобилей), либо на перевозку пассажиров числом более 8 человек.
На что влияет объём двигателя
Дополнительно для квадроциклов могут использоваться права:
- категории M – для лёгких машин с объёмом двигателя до 50 куб. см;
- категорий A I – для квадроциклов с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) объёмом от 50 до 125 куб. см;
- категории A I I – для механизмов с объёмом ДВС от 125 до 150 куб. см;
- категории В1 – если объём ДВС от 150 до 250 куб. см и выше.
Различие в требованиях зависит от класса квадроцикла: тяжёлые – это практически трактор или ТС, лёгкие – это мопед или даже спортивный самоходный снаряд.
Список классов квадроциклов выглядит так:
- Тяжёлые – объём ДВС до 500 куб. см.
- Средние – до 250 куб. см.
- Лёгкие – до 150 куб. см.
Вы пользуетесь квадроциклами?ДаНетНе пользуюсь пока, но мне это интересно
✋ Получение прав для управления квадроциклом
Получение прав на квадроцикл зависит от того, к какой категории он отнесён производителем. Дело в том, что продающиеся в России машины этого типа могут при продаже иметь:
- ПТС (паспорт технического средства) – и для получения прав тут нужно сдавать экзамен в ГИБДД. Зато на таких аппаратах можно ездить по дорогам общего пользования – даже там, где висит знак «Движение тракторов запрещено». Обычно с ПТС продаются не квадро-, а квадрициклы – то есть оборудованные кузовом, кабиной и штурвалом вместо мотоциклетного руля.
- ПСМ (паспорт самоходной машины) – в этом случае права надо получать в Ростехнадзоре.
- Вообще ничего – в этом случае обычно аппараты рассматриваются как самоходный спортивный инвентарь. Права на такие машины не нужны – но и ездить на них можно только, как выражаются инспекторы ГИБДД, «у себя на огороде» – то есть за пределами любых дорог общего пользования: на пляжах, по лесным тропинкам, на спортивных треках и т. д.
При этом нужно иметь в виду следующее:
- процедура получения прав в ГИБДД и Ростехнадзоре одинакова: всё равно придётся сдавать экзамен на знание ПДД (правил дорожного движения) и проходить медосмотр в районной поликлинике или частной медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;
- проходить обучение нужно обязательно.
Курсы вождения и сдача экзаменов
Вне зависимости от того, где происходит обучение, будущий водитель должен:
- сдать экзамен на знание ПДД;
- сдать практическую часть, показав свои навыки управления квадроциклом.
Требования и ограничения в разных странах
Различия в требованиях к управлению квадроциклом в разных странах заключаются в следующем:
- В странах ЕС он может числиться как внедорожное средство – и тогда от водителя требуется только ношение шлема. Если он относится к категории L – допустимо движение по некоторым дорогам, от водителя нужны права. Тяжёлые мощные модели – категория T, требуются права как на трактор. При этом надо учитывать и действие конвенций о допуске или недопуске водителей с национальными удостоверениями в разных странах.
- В Японии – только права, полученные в самой стране. Никакие международные права не действуют.
- В Китае – российские права действуют, если срок пребывания в КНР не более 30 дней.
В остальном надо изучать местное законодательство и сравнивать его с российским, учитывая также действие международных конвенций (Китай в них не участвует, но поддерживает отношения с Россией, Япония не участвует вообще и признаёт только свои права).
Необходимые документы для получения прав
Чтобы получить права, понадобятся:
- Паспорт РФ.
- Уже имеющиеся права, если они есть.
- Медсправка, подтверждающая доступ к управлению ТС или трактором.
- Фотография 3х4 см.
- Квитанция об оплате обучения.
- Квитанции о прохождении теоретического и практического обучения.
Могут ли изъять машину за пьяное вождение и другие нарушения. Изменения в УК РФ и судебная практикаЧитатьЧто такое ЭПТС. Как и кто может получить электронный паспорт на автомобильПодробнееНелегальный техосмотр. Ответственность по новому законуСмотреть
✨ Особенности управления квадроциклом
Основные навыки и правила безопасности
Управляя квадроциклом, надо помнить следующее:
- Хотя он и более устойчив, чем мотоцикл, но всё равно менее, чем автомобиль – особенно на дорогах сложного рельефа. Так что, управляя этим видом техники, не забывайте о правилах безопасности – и, как минимум, носите шлем и защитные очки.
- Квадроцикл легче автомобиля, так что в столкновении неизбежно пострадает именно его водитель. Управляя этим типом транспорта, для собственной безопасности уступайте дорогу и избегайте столкновений с любыми другими машинами.
- По управлению квадроцикл ближе к мотоциклу, чем к автомобилю. Так что крайне не рекомендуется при вождении снимать руки с руля, а ноги – с подножек.
- Категорически не рекомендуется ездить с распущенными длинными волосами, в свободной одежде, с висящими ожерельями или бусами, не завязанными шнурками и т. д. Всё свободно висящее может или зацепиться за детали машины – или за ветки и прочие препятствия на маршруте.
- Квадроциклы (даже тяжёлые) не стоит заводить на крутом склоне, пытаясь ехать вверх по нему.
Типы квадроциклов и их особенности
В зависимости от объёма и типа двигателей квадроциклы делятся на следующие типы:
- Электрические. Обычно предназначены для спортивной и развлекательной езды, но могут использоваться и в утилитарных целях.
- Лёгкие. Используются для развлечения, как спортивные снаряды – или для езды за пределами дорог.
- Средние. Могут использоваться для передвижения по дорогам общего пользования (где нет ограничений на езду только автомобилей).
- Тяжёлые – могут ездить везде, где нет запрета на передвижение тракторов.
❌ Последствия нарушения правил управления квадроциклом
Штрафы и наказания
Если вы едете без прав, когда они обязательны, где-нибудь по лесной тропинке – остановить вас и оштрафовать имеют право только сотрудники Ростехнадзора. Их крайне мало, и обычно они дороги не патрулируют.
Но вот если вы выехали на дорогу общего пользования, и вас остановил инспектор ГИБДД – то за езду без прав вас ждёт наказание по ст. 12.7 КоАП РФ. Там за езду без прав наказание составит от 5 до 15 тыс. рублей, а если прав уже лишили – то до 30 тыс. рублей. Если лишённого прав повторно поймали за рулём – штраф может составлять от 50 до 100 тыс. рублей.
Кроме того, при езде на квадроцикле по дорогам общего пользования без полиса ОСАГО ждёт штраф ещё и за это. Его размер, согласно ст. 12.37 КоАП РФ, составит до 800 рублей.
Наконец, водителя квадроцикла могут ждать штрафы в тех случаях, когда он нарушает требования ПДД. Поскольку тут слишком много возможных нарушений, подробнее на этом останавливаться не будем.
Нужна ли страховка
Если квадроцикл используется для поездок за пределами дорог, то страховка ему не нужна – но и страховое возмещение получить не удастся. Если же он относится к категории ТС, то это означает:
- придётся оформлять ОСАГО;
- если нет полиса – инспектор ГИБДД вправе вас оштрафовать;
- если произойдёт авария, то при наличии полиса ОСАГО удастся хотя бы частично компенсировать расходы по возмещению ущерба пострадавшим.