Пожаротушение для станции технического обслуживания автомобилей

Содержание

Требования надзорных органов к автосервису

Если вы решили открыть автосервис, то вам обязательно необходимо понимать какие требования предъявляют к этому бизнесу надзорные органы. А требования достаточно существенные и их невыполнение может повлечь как штрафы, так и закрытие бизнес или даже уголовную ответственность (в случае если нарушения требований приведут к травме или гибели людей).

В этой статье мы рассмотрим наиболее важные требования Роспотребнадзора (и в частности санитарно-эпидемиологические и гигиенические), МЧС и Пожарной инспекции.

С кем согласовывается деятельность

Чаще всего собственникам и руководству сервисных мастерских придется сталкиваться с требованиями и проверками:

  • Санитарно-эпидемиологической службы (Роспотребнадзора и его местной структуры — СЭС).
  • Пожарной инспекцией и МЧС.

Кроме этого, деятельность должна быть согласована с управлением по архитектуре, экологами и ГИБДД.

Требования могут варьироваться в зависимости от вида мастерской:

  • Шиномонтаж.
  • Кузовные работы (включающие сварку, рихтовку и т. п. услуги). К этим организация требования МЧС и пожарных особо строги.
  • Предприятие, обслуживающие электрику автомобилей.
  • Специализированные организации (ремонтирующие автомобили от одного производителя или определенной марки).
  • Ремонтные сервисы общего назначения.

Однако общие требования ко всем мастерским будут стандартными. Изложены они в законах РФ, СНиПах, ГОСТах, приказах и постановлениях правительства, методических указаниях и некоторых других регламентирующих документах.

Санитарные и экологические требования

Согласовываются: территориальное расположение предприятия, его габариты, правила ухода за внутренними помещениями и территорий. Система вентиляции, качество воды и стоков строго контролируются Роспотребнадзором и СЭС. Так как от этих систем зависит здоровье и жизнь работников сервиса, его клиентов и жителей близлежащих домов.

Роспотребнадзор и экологи предъявляют требования и к другим системам:

  • системе канализации;
  • к материалу воздуховодов;
  • загазованности атмосферы в районе мастерской;
  • уровню шума;
  • освещенности в рабочей зоне и защитной арматуре светильников.

Эти службы строго относятся к наличию договоров на утилизацию всех видов мусора, который может образовываться в результате профессиональной деятельности мастеров по ремонту и их жизнедеятельности.

Документы, регламентирующие деятельность СТО в сфере санитарного и экологического благополучия населения

Санитарная служба опирается в своей работе на следующие основные документы:

  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 — о санитарно-защитных зонах;
  • СанПиН 2.1.6.1032-01 — о качестве воздуха в помещениях;
  • СНиП 41-01-2003 — о вентиляции, кондиционировании и отоплении;
  • СП 2.2.2.1327-03 — о требованиях к рабочему инструменту, оборудованию и организации технологического процесса;
  • ФЗ РФ №7 от 10.01.02 — охрана окружающей среды;
  • РД 152-001-94 — о требованиях к предприятиям дорожно-транспортного комплекса в части экологии
  • СНиП (ІІ-4-79, глава 4) — об освещении;
  • СНиП 23-05-95 — об освещении;
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 — об освещении;
  • СанПиН 2.1.5.980-00 — о водоотведении;

Требования к территории

Согласно требованиям санитарных и экологических служб данные предприятия не размещают в жилых домах и приспособленных для этого помещениям (цоколе, подвале) общественных и офисных зданий. Земля, отведенная под автосервис должна иметь промышленное назначение. Сооружение, используемое под сервисные работы для автомобилей должно располагаться не ближе, чем в 50 м от жилых кварталов, естественных водоемах и водохранилищ. Указанная зона называется — санитарно-защитной (СЗЗ). Ее размер оговорен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Территория, относящаяся к СТО, должна быть облагорожена и поддерживаться в чистоте.

Требования к помещению

Помещение должно соответствовать определенным стандартам:

  • по габаритам;
  • внутренней отделке.

Размеры/площадь помещения рассчитываются исходя из:

  • видов работ;
  • их объема;
  • размеров ТС, ремонтируемых на данном СТО.

Минимум рабочей площади составляет 5 квадратов на работника, без учета расположения оборудования. Кроме цеха по работе с ТС, предприятие должно иметь бытовые помещения, предназначенные для работников:

  • санузел;
  • душ для рабочих;
  • раздевалка с вешалкой для верхней одежды и шкафчиками для рабочих комбинезонов.

Внутренняя отделка помещений проводится спецматериалами:

  • устойчивыми к воздействию бензина, масел, дизтоплива и даже неагрессивным жидкостям (воде);
  • проводится окраска стен масляными красками на высоту 2/3 от пола;
  • пол выкладывается плиткой (метлахской);
  • наличие смотровых ям требует отделки их керамической плиткой.

Помещение должно быть подключено к водопроводу, иметь горячую и холодную воду, канализацию, отопление. Обязательно наличие искусственного и естественного освещения.

При обустройстве лакокрасочных помещений с использованием пульверизаторов, такие помещения оборудуются приспособлениями для улавливания аэрозоля красящих веществ и растворителя. Вне помещения красить с помощью пульверизатора не разрешается.

При наличии оборудования по обработке металла, такие помещения оборудуются пылеуловителями. Если СТО имеет участок для мойки узлов и агрегатов ТС, сливать стоки не очищенными запрещено в канализацию и тем более в открытые водоемы или почву. Такие мойки оборудуются очистными конструкциями с такой мощностью, которая позволяет выдержать параметры ПДК.

Если автосервис проводит смазочные работы, для этих целей выделяется помещение, которое оснащается емкостями для сбора, хранения отработанных фильтров, масел. Масла не должны попадать в почву либо в воду в зоне автосервиса или около него.

Требования к вентиляции

Данные требования обоснованы размерами предприятия и количеством обслуживаемой техники, они обоснованы СНиП 41-01-2003. Можно выделить 3 основных варианта организации вентиляции на СТО:

  • Для мастерских площадью менее 50 квадратов достаточно принудительной вытяжной системы с притоком, осуществляемым естественным путем.
  • Для СТО габаритами от 50 квадратов нужно обустраивать приточно-вытяжную вентиляцию.
  • Для цехов больших габаритов обязательно обустройство системы и подачи, и забора воздуха с механическим побуждением (приточно-вытяжной). Собственники таких предприятий установить система местного индивидуального забора выхлопных газов с возможностью присоединения их к трубе ТС.

В последнем случае объем воздуха который должна удалять местная отсосная установка зависит от объема двигателя автомобиля:

  • Сверх 175 кВт, 240 л.с. — объем должен составлять 800 кубометров/чес.
  • В промежутке 130-175 кВт, 180-240 л.с. — объем должен соответствовать 650 кубометрам/час.
  • В диапазоне 90-130 кВт (120-180 л.с.) — порядка 500 кубометров/час.
  • До 90 кВт, соответственно 120 л.с. потребуется удалять всего 350 кубометров/час.

Местная отсосная установка для отсоса воздуха в автосервисе

Что касается обменной вентиляции общего назначения ее параметры должны быть следующими:

  • Вытяжка организуется из смотровых ям (в объеме не меньше 120 кубометров/час) и потолочной зоны помещения.
  • Поступление свежего воздуха должно быть обеспечены в смотровые ямы и рабочую часть помещения. Температура воздуха не может быть менее 16оС и не должна превышать 25оС.
  • Воздухообмен должен быть 20-40 кратным.
Читать статью  Как увеличить безопасность автомобиля

Допустимым считается поступление в рабочее помещение выхлопных газов в объеме:

  • 10% при шланговом отборе отработанного газа;
  • 25% — при местном открытом их заборе.

В ряде случаев требуется оборудование дополнительной автономной вентиляции. При наличии в цехе отделений (боксов) или отдельных помещений для работы:

  • предполагающей регенерацию масел;
  • приготовление красок и собственно окраску и работу с лаками;
  • по вулканизации;
  • с примирением кузнечных, а также кузовных либо медницких работ.

При работе с генераторами на ацетилене выделяется отдельное помещение/бокс с обустройством механической приточной и естественной вытяжной вентиляции.

При проведении токарно-слесарных работ, то есть при наличии рабочих мест, оборудованных соответствующими станками, обустраивается местная вентиляция, пуск которой осуществляется одновременно с пуком оборудования. При отсутствии подобного оборудования соответствующая вентиляция не предусматривается.

При разработке плана вентиляции следует учесть, что точка забора воздуха для принудительной его подачи должна находиться на расстоянии 20 м от точки его сброса. При этом отверстия для забора и выведения загрязненного воздуха можно делать на одном уроне. Если такое расстояние выдержать не удается, отверстие для сброса грязного воздуха должно располагаться выше точки его забора. разница в высоте составляет 6 м. При естественной вентиляции и организации только вытяжки этот пункт не актуален.

В качестве оборудования можно использовать:

  • осевые;
  • канальные вентиляторы.

Обычно устанавливаются, как минимум, 2 приточных и 2 вытяжных вентилятора. Мощность системы вентиляции рассчитывается по нескольким параметрам, затем выбирается максимальный вариант. Проект на вентиляцию при условии ее работы в стандартном режиме рассчитывается согласно ОНТП 01-91, ВСН 01-89 и СНиП 41-01-2003.

Требования к отоплению

В любом автосервисе, независимо от размеров предприятия, должна быть предусмотрена система отопления, которая в холодный сезон обеспечит работникам нормальные рабочие условия. Рекомендуется дополнительное утепление входных ворот в зимнее время.

Отопление сервиса может быть централизованным либо необходимо устанавливать котлы. Они могут работать на отработанном масле, дровах, пропане, угле, природном газе. Независимо от вида топлива и от условий внешней среды, котел должен обеспечивать плюсовую температуру. Оптимумом считается 18оС в рабочей зоне. При обустройстве собственного отопления на твердом топливе, котлы должны быть оборудованы пылеуловителями.

Требование к воде

Вода для работы с узлами и агрегатами может использоваться техническая. Она должна быть безопасной для работников, как по содержащимся в ней химическим примесям, так и по наличию патогенной микрофлоры. При проведении моечных работ любого объема стоки не должны содержать нефтепродукты, моющие средства, механические элементы в количествах превышающих ПДК (ВК 167 и др).

Требования к атмосферному воздуху

СЭС и экологические службы следят за загрязнением воздушной среды на границе СЗЗ. Концентрация вредных веществ в месте забора не должна превышать предельные величины, допустимые по нормативам. При обнаружении отклонений даже небольших контролирующие органы будут проверять мощности предприятия, и установки, обеспечивающие очистку воздуха. Этот пункт особо актуален для крупных ремонтных мастерских. При организации мини-СТО проверка обычно проводится по жалобе населения.

Требования к освещению

Данные требования указаны в СНиП (ІІ-4-79, глава 4). Освещение автосервиса может быть:

  • искусственным;
  • комбинированным (естественное+искусственное).

Наличие искусственной подсветки считается обязательным требованием. Осветители (их количество, мощность) рассчитывается исходя из требований регламента, коэффициента рассеивания света покрытием пола, стен и потолка. Освещение в автомастерской должно быть:

  • общим;
  • локальным (боковым местным; нижним рабочим).

Нормируются мощности осветителей в зависимости от типа проводимых работ, лк:

  • при выполнении ремонтных работ и монтажа шин — 200;
  • в смотровых ямах — не менее 75;
  • при выполнении ТО и мелкого ремонта — 200;
  • для ежедневного обслуживания достаточно — 75;
  • в помещении, где проводится сварка и кузовные работы — 200;
  • в цехе по работе с электротехникой — 300;
  • при уборке и мойке — 150;
  • в помещении, где хранятся ТС и запасные части к ним — 20.
  • открытые площадки для ТС — 5.

Следует отметить, что отечественные требования отличаются от европейских. Кроме этого, производители ТС иногда разрабатывают собственные требования к освещению на сервисах, обслуживающих их автомобили.

Для обустройства освещения на СТО разрешено применять на основе:

  • светодиодов;
  • галогена.

Газоразрядные источники тоже применяют, но их утилизация требует заключения специального договора с соответствующими структурами. Требования к осветителям в мастерской по ремонту машин довольно высоки:

  • Влагозащита от IP53 и выше.
  • Взрывозащищенный корпус.
  • Устойчивость к агрессивным средам.
  • Высокая цветопередача.

Осветители должны иметь светорассеивающие колпаки из непрозрачного материала.

Требования к уровню шума

Регламент по уровню шума можно посмотреть СП 2.2.1.1312-03 и СП 2.2.2.1327-03. Замеры обычно проводятся по жалобе населения. Правила проверки гостируются (ГОСТ 23337- 78). Методика проведения замеров описывается ГОСТ 23337- 78.

Требования к сотрудникам

При приеме на работу все мастера проходя медицинский осмотр. Учитывая их постоянный контакт с производственными вредностями, они обязаны проходить регулярные осмотры комиссией врачей и иметь санитарные книжки с записью о прохождении такого осмотра. Апеллировать контролирующие органы будут к СНиПу 23-05-95 и СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1278-03.

При работе каждый работник должен использовать средства личной защиты – очки, сварочные маски, перчатки и т.д. Средства защиты предоставляет работодатель.

Требования к оборудованию

Оборудование подбирается на усмотрение хозяина СТО. НО все оно должно быть приобретено официально. Иметь сертификаты и гарантию на обслуживание. Желательно иметь договора на техобслуживание данного вида оборудования с соответствующими организациями.

Требования к обустройству уголка потребителя

Уголок потребителя является неотъемлемой частью документации, которая должна быть на любом автосервисе. Это может быть стендовое размещение информации или специальная папка, если место для стенда выбрать не удалось.

Он содержит в обязательном порядке следующую информацию:

  • сведения о предприятии (название, ООО/ИП, ИНН, адрес компании и ее телефон);
  • регистрационные данные (ксерокопии св-в о регистрации и о постановке на учет в налоговых органах);
  • копия Закона о защите прав потребителя;
  • книга жалоб, отзывов и предложений клиентов;
  • график работы;
  • цены на услуги (ценовое предложение заверяется первым руководителем СТО и печатью).

Требования пожарной службы и МЧС

Автомастерская считается пожаро- и взрывоопасным объектом. Уровень пожарной опасности рассчитывается индивидуально, в зависимости от объема работ и характеристик помещения. Но даже к самым маленьким СТО по части вентиляции и пожарной безопасности требования довольно строги.

Регламентирующие документы

  • ВСН 01-89
  • СП 7.13130.2009.
  • ФЗ РФ №123 от 22 июля 2008 года.
  • ФЗ РФ №69 от 21 декабря 1994..
  • СП 5.13130.2009.
  • ПП N 390 от 25.04.12.
  • НПБ 88-2001.
  • Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007г и НПБ по обучению мерам ППБ.

Требования к документации

Любое предприятие по обслуживанию ТС должно иметь инструкцию по пожарной безопасности (ПБ). Причем для административного комплекса (при его наличии), складской зоны, предназначенной для хранения запасных частей и материалов, а также рабочей зоны разрабатывается отдельная инструкция. Помимо этого автомастерская должна иметь:

  • Инструкцию по действиям при пожаре, распечатанною в цветном исполнении в формате А3.
  • График инструктажей по ППБ (противопожарной безопасности): вводного, текущего (первичного и повторных).
  • Правила пользования огнетушителями в формате А4 (размещаются у каждого средства тушения пожара).
  • Приказ о назначении ответственного лица по ППБ.
  • Номер вызова бригады для тушения пожара с мобильного и стационарного телефона.
  • Знаки, определяющие категорию опасности пожарных помещений в цветном исполнении в формате А4 и знак жесткой сцепки для эвакуации ТС.
  • Журналы: учета стандартных средств тушения пожара и инструктажа персонала.
Читать статью  Безопасность при ремонте автомобиля

Журналы регистрируются в соответствующих органах.

Требования к помещению

Основные требования к помещению указаны в разделе о требованиях санитарных служб. Дополнительно можно сказать, что помещение автосервиса обязательно должно иметь пожарный выход. На пути эвакуации персонала стены помещения нельзя отделывать материалом легко возгорающимся или плавящимся (деревом, обоями, пластиком, горящим с испусканием ядовитого дыма).

Требования к освещению и проводке

Электрика в пожароопасных зонах монтируется во взрывозащищенном исполнении. Осветители монтируются во взрывозащитной арматуре. Перед началом работы исправность электрооборудования должна быть проверена. работать с неисправным оборудованием запрещено.

Требования к вентиляции

Все вентиляционные ходы, рукава, кожухи, защитные короба должны быть выполнены из материала:

  • негорючего;
  • устойчивого к воздействию агрессивных факторов внешней среды (влаги, коррозирующих веществ и т.п.);
  • огнеупорного.

Все швы и стыки обрабатываются герметиком и не должны пропускать загрязненный воздух. По ТБ все элементы вентиляционной системы монтируются в защитном коробе. Однако доступ ремонтникам к ней не должен быть затруднен.

Помещения с высокой пожаро- взрывоопасностью (например, для работы с генератором на ацетилене) требуют монтажа вентиляции во взрывобезопасном исполнении.

Требования к пожарной сигнализации

Требования зависят от размеров помещения и количества обслуживаемых автомобилей.

Согласно СП 113.13330.2012 любое помещение, ориентированное на сервисное обслуживание ТС должно быть оснащено АУПС согласно СП 113.13330.2012 (п. 6.5.5). Если:

  • Здание более 50 квадратов устанавливают АУПС и СОУЭ 2(СО+ЗО) (при количестве машиномест до 100 шт)
  • При обслуживание более 3 автомобилей должна быть установлена система автоматического тушения пожара (АУПТ) согласно СП 113.13330.2012 (п. 6.5.3), СОУЭ 2.

Для крупных предприятий, обслуживающих от 100 машин рекомендуется установка СЛУЭ 1.Если автомастерская использует лакокрасочные изделия, то все оборудование монтируется через «искрозащиту». То есть в пожаро- и взрывобезопасном исполнении.

Основные компоненты системы ППБ для ремонтно-монтажных предприятий следующие:

  • Извещатели: дымовые, тепловые, ручные. Для предприятий, обслуживающие более 3 автомобилей одновременно рекомендуемы датчики пламени.
  • Оповещатели: световые (знак выход, с указанием пути эвакуации) и звуковые/сирены. Для крупных предприятий рекомендуются голосовые оповещатели.
  • КП (панель контроля, принимающая сигнал и транслирующая его пожарной службе).

Большое значение при пожаре имеет оперативность вывода людей из зоны возгорания. В этом помогает СОУЭ (система, управляющая эвакуацией).

Дополнительная информация

Если в аренду берется или покупается капитальное сооружение согласно ст. 36 Кодекса градостроителей РФ работа на этом участке должна подчиняться градостроительному регламенту. Все проводимые работы должны быть этим регламентом разрешены.

Пожаротушение для станции технического обслуживания автомобилей

Станции техобслуживания автомобилей (автосервисы) оказывают услуги по обслуживанию и ремонту автотранспорта. В зависимости от своей специализации, они нередко могут быть оснащены оборудованием с высокой стоимостью, кроме того, часть их полезной площади обычно отведена под хранение различных материальных ценностей (например, зимней резины, масел, краски и пр.). Автомобили клиентов на время ремонта также остаются на территории автосервиса.

 Станции техобслуживания автомобилей

Несложно понять, что пожар на СТО может привести к очень серьезным убыткам и вопросы обеспечения надежной пожарной безопасности здесь выходят на передний план.

Требования к пожарной безопасности в автосервисах

Действующие нормы российского законодательства требуют в центрах обслуживания автомобилей обязательного наличия как пассивной, так и активной систем защиты от возгораний. Таким образом, автосервис должен быть оснащен:

 Пожар в автосервисе

  • Системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре.
  • Автоматической пожарной сигнализацией.
  • Автоматической системой пожаротушения.
  • Системой пожарного освещения.
  • Системой принудительного дымоудаления.

Федеральный закон №123 (от 22.07.2008г.) предписывает оборудовать противопожарными системами все места диагностики автотранспорта, его технического обслуживания и ремонта. В этот перечень попадают следующие объекты:

  • Места хранения горюче-смазочных материалов (ГСМ).
  • Все подвальные помещения.
  • Все двух- и более этажные здания.
  • Одноэтажные здания с огнестойкостью 1 и 2.
  • Все здания с огнестойкостью 3 и 4 (со всеми подклассами).

Наибольшую опасность представляют места хранения ГСМ, автошин и т.п. складские помещения – их необходимо оснащать автоматическими средствами пожаротушения в обязательном порядке.

Персонал СТО необходимо обучить правилам пожарной безопасности, особенно при работе с горючими веществами. На территории автомобильного сервиса необходимо поддержание чистоты. Необходимо организовать проведение:

  • Своевременной и правильной уборки любых горючих отходов.
  • Уборку мусора с его вывозом в конце рабочей смены.
  • Очистку территории от снега в зимнее время.

На территории станции обслуживания и ремонта автомобилей запрещено:

  • Хранение пожароопасных материалов, кроме специально отведенных для этого зон.
  • Проведение любых видов работ с открытым огнем, искрами и т.п. кроме специально отведенных для этого мест.
  • Уборка помещений с использованием легковоспламеняемых жидкостей, растворителей и т.п.
  • Загромождение чем-либо путей эвакуации, аварийных и обычных выходов из помещений.
  • Монтаж на окнах глухих решеток.

Электрооборудование на территории СТО должно эксплуатироваться в строгом соответствии с прилагаемыми к нему инструкциями, с постоянным контролем технического состояния как самих электроустановок, так и их кабелей питания, розеток и т.п.

 Тушение огнетушителями

Такие первичные средства пожаротушения, как огнетушители должны быть размещены в автосервисе в строгом соответствии с правилами пожарной безопасности. На каждое здание СТО необходимо выделить не менее двух огнетушителей. Персонал должен пройти обучение пользованию ручными средствами пожаротушения и разбираться в их применимости в тех или иных случаях.

Системы АСПТ, применяемые на СТО

Системы автоматического пожаротушения принято разделять по типу действующего ОТВ (огнетушащего вещества) на следующие группы:

  • Аэрозольные.
  • Порошковые.
  • Водяные.
  • Газовые.
  • Пенные.

У каждого типа АСПТ есть свои преимущества, недостатки, различные ограничения по применимости в тех или иных случаях.

Системы водяного пожаротушения

Спринклерные водяные АСПТ — это широко распространенный и недорогой вариант, однако не лишенный ряда недостатков. Датчики и трубопроводы с головками распыления монтируются под потолком защищаемого от возгораний помещения. Система энергозависимая, поэтому для надежной работы требует резервный источник энергии.

При срабатывании, водяная АСПТ демонстрирует высокую эффективность тушения, однако существенно повреждает все неводостойкое содержимое помещения. Кроме того, при тушении ГСМ подобные системы недостаточно эффективны и на объектах хранения горюче-смазочных материалов не применяются.

Одним из самых существенных недостатков водяных систем пожаротушения является невозможность их применения для неотапливаемых помещений.

Аэрозольные и порошковые АСПТ

Интересный вариант для автосервиса – установка аэрозольных или порошковых комплексов тушения возгораний. К недостаткам таких систем в первую очередь стоит отнести вредность для людей и существенное ухудшение видимости при срабатывании, высокую стоимость их перезарядки.

 Аэрозольные и порошковые АСПТ

С другой стороны, такие комплексы автономны, эффективны в плане тушения огня, не наносят значительного экологического вреда, не сильно повреждают имущество (в первую очередь аэрозольные).

Газовые системы пожаротушения на СТО

Наиболее безопасный (хотя и не дешевый) вариант для сохранности имущества автосервиса – АСПТ на основе газов. При срабатывании подобных систем, газы эффективно тушат очаги возгорания, не нанося совершенно никакого ущерба любым материальным ценностям и оборудованию.

В качестве ОТВ в таких комплексах используются сжатые и сжиженные газы и их смеси (азот, углекислый газ, хладоны, аргон и др.). Газопровод с направляющими насадками, как правило, монтируется под потолком помещения (и под фальшполом). Кроме того, в систему входит набор датчиков, пожарная сигнализация, подключенные баллоны с огнетушащим газом, пульт управления.

 Газовые системы пожаротушения на СТО

При срабатывании газовой АСПТ, достигаются такие эффекты, как охлаждение зоны возгорания, снижение концентрации кислорода, изоляция очага горения (в зависимости от используемого газа, эти эффекты носят разную степень выраженности). Время работы системы также может быть разным – от нескольких секунд и до нескольких минут.

Читать статью  Какими бывают системы безопасности в автомобилях, и какие машины самые защищенные

Наиболее популярные газы в системах пожаротушения:

  • Углекислота. Отличается невысокой ценой, экологичностью и простотой перезаправки. Главный недостаток – опасность для людей, вследствие чего применение углекислого газа запрещено для АСПТ в помещениях с большим количеством людей или в случаях, когда нет гарантии, что люди успеют покинуть опасную зону до срабатывания пожаротушения.
  • Инерген. Это смесь газов – азота, аргона и углекислоты. Основной эффект при тушении с помощью инергена достигается за счет снижения уровня кислорода ниже необходимого для поддержания горения значения . При этом для людей и природы инерген не опасен.
  • Хладон 23 (фтороформ, трифторметан). Один из самых безопасных вариантов с точки зрения воздействия на людей. Однако, системы пожаротушения на этой основе сложны в устройстве и достаточно дороги.
  • Хладон 125 (пентафторэтан). Весьма эффективный и недорогой вариант ОТВ. К минусам относится его токсичность, а значит и необходимость обезопасить персонал от воздействия этого газа.
  • Хладон 227ЕА (гептафторпропан). Малотоксичный газ, может применяться в помещениях с большим количеством людей. Но при температурах выше 600 градусов начинает распадаться с образованием ряда токсичных продуктов.
  • Хладон 318C (октафторциклобутан). Малораспространенный вариант за счет легкости распада при нагреве на высокотоксичные продукты.
  • Хладон ФК-5-1-12 (Novec 1230, сухая вода). При срабатывании АСПТ, данное пожаротушащее вещество интенсивно поглощает тепло из зоны горения, а также химически подавляет реакции кислородного окисления. Безопасно для персонала и окружающей среды, но обладает высокой стоимостью.

Применение автоматических комплексов пожаротушения на основе газов и газовых смесей – надежный способ достижения высокой пожарной безопасности на объекте при отсутствии рисков повреждения имущества огнетушащим веществом в случае срабатывания АСПТ.

Установки пожаротушения на тонкораспыленной воде

Комплексы, использующие в качестве ОТВ мелкодисперсную воду (тонкораспыленную воду, водяной туман) значительно меньше повреждают имущество по сравнению с спринклерными системами (при сопоставимой эффективности), однако и стоят они дороже.

 Установки пожаротушения на тонкораспыленной воде

Применение водяного тумана (установок ТРВ) в системах пожаротушения позволяет воздействовать на очаг возгорания за счет его охлаждения, локального снижения концентрации кислорода, образования на поверхностях водяной пленки.

Основные недостатки установок ТРВ – их непригодность для тушения ГСМ и невозможность использования при отрицательных температурах.

Системы пенного пожаротушения

Главное преимущество АСПТ на основе пены – высокая эффективность тушения за счет обволакивания горящих предметов, их быстрого охлаждения и блокирования доступа кислорода. Пены прекрасно справляются и с тушением разного рода горящих жидкостей, таких как масла, бензин, и др. За этот счет, именно пенные системы огнетушения находят самое широкое применение на складах ГСМ.

К основным недостаткам стоит отнести губительное воздействие на содержимое помещений при срабатывании системы пожаротушения и невозможность использования таких систем в неотапливаемых помещениях.

Монтаж и обслуживание АСПТ в автосервисах

Быстрая ликвидация очага возгорания до того, как он превратится в полноценный пожар – основная причина установки автоматических систем пожаротушения на станциях технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Самостоятельное размещение таких систем недопустимо, для их расчета и монтажа необходимо обращаться в организации, имеющие соответствующий опыт и лицензию на проведение данных работ.

 Пожар на СТО

Кроме непосредственной установки автоматического противопожарного оборудования, необходимо провести и обучение ответственных лиц предприятия нормам противопожарной безопасности и работе с АСПТ.

 СТО АСПТ

Поддержание противопожарной системы в рабочем состоянии – не менее важно, чем ее первичный монтаж. Поэтому, через установленные промежутки времени необходимо проводить проверку и регулярное техническое обслуживание устройств, входящих в эту систему.

Ваше сообщение отправлено!

пожарная безопасность на сто легковых автомобилей

scooter 2792992 1920

Требования пожарной безопасности к автомастерским, СТО

Руководитель или другое должностное лицо, ответственное за пожарную безопасность, должны обеспечить в автомастерской весь комплекс мер направленных на предупреждение возникновения пожара
В автомастерской должна быть обеспечена безопасность людей при пожаре, а также разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожаропасного и пожароопасного участка.
Все работники автомастерской должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.
Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности автомастерской возлагается на руководителя.
Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
В автомастерской на видном месте должны быть вывешена табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
В автомастерской инструкцией должен быть установлен противопожарный режим, в том числе:
· определены и оборудованы места для курения;
· установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
· определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
· регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;
· определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Требования ПБ к автосервису: на что обратить внимание, когда горят колеса

Автосервис — место повышенной пожарной опасности. Бензин, промасленная ветошь, резиновые покрышки. Все это — не только привычная обстановка любой мастерской, но и возможная причина быстрого возгорания.

Как избежать ЧП и примерно соблюдать все правила пожарной безопасности в автосервисе? Об этом рассказывают сотрудники «ПожСистемСтрой».

Регламентирующие документы

pozharnaya bezopasnost v avtoservise 1

Прежде чем начать подготовку списка документов, следует уточнить, что универсальных регламентов не существует. Так, если вы раздобыли стандартную инструкцию по пожарной безопасности без указания характеристик объекта и особенностей производства, инспектор признает ее недействительной и будет совершенно прав: согласно новым нормативам противопожарного режима РФ от 2021 года документ должен составляться с учетом особенностей конкретного здания и профиля работы.

Деятельность автомастерской регламентируют следующие бумаги:

Какие документы должны быть у владельца автосервиса:

Как видите, пакет бумаг довольно объемный. Помимо перечисленного, на видном месте мастерской должен размещаться план эвакуации — одна из главных позиций, на которую смотрит любая проверка.

Класс пожарной опасности

pozharnaya opasnost avtoservisa

Степень пожарной безопасности в автосервисе определяется классом. Он присваивается в зависимости от назначения строения и по ряду других критериев. Так, выделяют несколько классов:

Каждый класс содержит в себе подклассы. Например, 5 класс делится на:

Автосервис имеет маркировку Ф5.2. Кроме класса, каждому помещению присваивается категория взрывоопасности (самая высокая А, наиболее безопасная Д). На этот показатель влияют следующие параметры:

Независимо от присвоенного класса и категории, в помещении автосервиса необходимо соблюдать некоторые правила:

Само собой, всегда должны быть доступны огнетушители и свободно открываться эвакуационный выход.

Основные требования пожарной безопасности

pravila pozharnoj bezopasnosti v avtoservise

Ответственность за безопасность помещения возлагается на руководителя. Вот что он должен обеспечить на территории автосервиса:

Помимо этого, существуют требования к помещению, электроприборам, вентиляции, пожарной сигнализации и плану эвакуации.

Требования к помещению

Необходимая площадь рассчитывается исходя из видов работ, их объема и размеров ТС, ремонтируемых на данном СТО. За минимум принято считать 5 кв. метров на одного работника без учета техники.

В автосервисе обязательно должны быть санузел, душ и раздевалка со шкафчиками, где сотрудники могут переодеть комбинезоны и оставить свою одежду.

Что касается отделки помещения, то материалы должны быть устойчивы к действию бензина, масел и воды. Окрашивание стен масляными красками допустимо не менее, чем на высоте ⅔ от пола, а пол должен быть облицован плиткой.

В помещении необходимы центральное отопление, канализация, холодная и горячая вода, искусственное и естественное освещение, вентиляция.

Требования к освещению и проводке

Требования к вентиляции

Швы и стыки обрабатываются герметиком, элементы вентиляции находятся в защитном коробе, который должен быть доступен для проведения осмотра и ремонта.

Подробнее о требованиях пожарной безопасности к вентиляции читайте в отдельной статье.

Требования к пожарной сигнализации и другим АПС

Стандартный набор оборудования ПБ для мастерской:

Все оборудование монтируется только работниками МЧС или сторонними организациями, имеющими соответствующую лицензию, например, «ПожСистемСтрой».

Чтобы убедиться, что ваш автосервис безопасен и инспектор не выпишет крупный штраф, закажите пожарный аудит! Наш сотрудник проверит все, на что может посмотреть официальная комиссия, и подготовит подробный отчет с рекомендациями по исправлению.

Добровольный аудит не только экономит на возможных штрафах, но и освобождает от плановых проверок МЧС на 3 года.

Источник https://biznesplan-primer.ru/trebovania/avtoservis

Источник https://pozhavt.ru/stati/pozharotushenie-sto

Источник https://wheelnews.ru/pozharnaya-bezopasnost-na-sto-legkovyh-avtomobiley/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *