Надежны ли коробки-вариаторы?

Содержание

8 заблуждений о вариаторах и один весомый недостаток

Вариаторные трансмиссии стали активно использоваться в автомобилях лишь в последние десять лет. А потому даже опытные механики не всегда могут четко ответить, что это за агрегат. Некорректных толкований, слухов и откровенных заблуждений по поводу вариаторов в интернете огромное множество. Поэтому мы решили рассмотреть самые откровенные мифы, опираясь на мнение специалистов и экспертов.

Масло в вариатор заливают только раз

Согласно мнению профессионалов, жидкость, используемая в вариаторной трансмиссии, не является машинным маслом. Отвечая на вопрос о том, какое масло заливать в вариатор, отметим тот факт, что в тут используется состав с уникальным набором свойств. Подобные жидкости применяют в коробках «автомат», куда вливают состав ATF.

Смазка в техжидкости для вариатора представлена, но её характеристики не влияют на основное предназначение данного вещества. Если в обычных АКПП наблюдается усиленный износ неметаллических накладок фрикционов, то в случае с вариаторами наибольшие нагрузки приходятся на ремень, а также конусы из стали.

коробка вариатор

При износе конструктивных элементов образуется стальная пыль, которая сильно мешает функционированию клапанов. Менять смазку следует через каждые 60 тысяч километров, одновременно меняя фильтр и очищая магниты-уловители.

В вариаторах применяют только ремни

Большинство производителей рассматриваемых трансмиссий используют ремни, сформированные из металлических пластин, которые размещены и зафиксированы на специальной ленте. Однако это не обязательное правило, поскольку некоторые бренды отдают предпочтение цепям.

Цепь вариатора напоминает аналог для ГРМ силовой установки. Используют цепные вариаторы такие именитые производители, как Audi и Subaru. Их авто укомплектованы коробками, рассчитанными на такой крутящий момент, который не может выдержать обычный ремень. Преимуществом же ремня перед цепью вариатора является простота замены этого элемента.

У вариатора нет гидротрансформатора

Каждая современная машина с вариаторной трансмиссией, реализуемая в Российской Федерации, оснащена гидротрансформатором, который всегда принимает крутящий момент от ДВС первым, по аналогии с АКПП.

гидротрансформатор от вариатора в ремонте

Гидротрансформатор вариатора, не имеющий неисправностей, «проскальзывает», когда авто находится в пробке, а селектор КПП расположен в позиции «D». Попытки использовать «мокрое» сцепление в качестве альтернативы рассматриваемому узлу предпринимались японскими производителям. Но подобные транспортные средства были ориентированы исключительно на внутренний рынок Страны Восходящего Солнца.

На круиз-контроле вариатор функционирует с постоянным передаточным отношением

Еще одно заблуждение, поскольку в таких условиях вариаторная трансмиссия сменяет передаточное отношение даже при незначительных подъемах, провоцируя увеличение оборотов силового агрегата.

В подобной ситуации гидромеханический автомат «на круизе» открывает дроссельную заслонку, прибавляя газу и оставляя обороты мотора без изменений.

Разгон на вариаторе медленный

Наличие в автомобиле вариатора гарантирует эффективное и стремительное ускорение, которое способен поддерживать мотор. Для достижения максимального эффекта достаточно полностью выжать педаль газа.

В режиме kick-down силовой агрегат максимально оперативно достигает оборотов, обеспечивающих предельную мощность ДВС. Дальнейшее ускорение осуществляется посредством изменяемого передаточного отношения в трансмиссии.

вариатор Mitsubishi Outlander

Такой вариант разгона является самым эффективным. И в этом плане все прочие КПП проигрывают вариатору, а ощущение долгого разгона обеспечивает монотонный вой силовой установки.

Раскачка вариатора невозможна

Выбраться из снежного или грязевого плена на авто с вариатором проще, чем на других транспортных средствах. Дело в том, что такая коробка передач обеспечивает более быстрое переключение между задним и передним ходом. К тому же, последние модели вариаторов имеют еще и механическую первую передачу, которая значительно упрощает «раскачку» автомобиля, поскольку исключается привлечение бесступенчатой трансмиссии.

Такие «продвинутые» коробки сегодня устанавливают на Toyota RAV4.

У вариатора нет ступеней

Одновременно это и правда, и заблуждение. Поэтому ответить на вопрос о том, сколько ступеней в вариаторе, весьма затруднительно. Наличие ступеней наблюдается в агрегатах, имеющих 2-ступенчатый редуктор и ремённый вариатор как, к примеру, на автомобиле Juke концерна Nissan. Установлено подобное оборудование и на отечественной Весте.

кпп Nisan Juke

В рассматриваемых автомобилях вариаторная трансмиссия отвечает за половину скоростного диапазона при движении на первой передаче, полностью реализуя имеющийся диапазон после перехода на повышенную передачу. И тут можно констатировать наличие двух передач у вариатора.

Все прочие вариаторы лишь имитируют наличие 5 или 6 передач посредством электронной начинки. Но это не реальные, а виртуальные ступени

Вариатор ненадежен и не пригоден к ремонту

Это самый распространенный миф о вариаторных трансмиссиях, который повторяется на всех форумах и пабликах интернета. На самом деле надежность вариатора доказана множеством тестов, годами эксплуатации и километрами пробега.

Большинство машин с подобным оснащением обычно не имеют проблем с трансмиссией при пробеге в 150 тысяч километров. Поломки чаще всего наблюдаются в авто стритрейсеров, ведь вариатор работает в оптимальном режиме при спокойной и равномерной езде.

По надежности рассматриваемый агрегат ничем не уступает гидромеханическими АКПП, при условии своевременной смены масла и использования качественной техжидкости.

В холодное время года вариатор следует прогревать. В противном случае возможно проскальзывание, способное спровоцировать повреждение ремня или образование задиров на конусах.

Неремонтопригодность вариаторов тоже миф. Однако решать проблемы рекомендуется при появлении первых симптомов неполадки. Ремонт вариаторной трансмиссии стоит дорого и требует привлечения высококлассных специалистов. Но он вполне возможен. И точно дешевле полной замены узла.

Читать статью  АКПП: виды, устройство и принцип действия коробки автомата

гоночная машина

Заключение

Достоинств у вариаторов немало, но есть и один значительный недостаток. При агрессивной манере вождения, на поверхностях контактных элементов конструкции агрегата образуются задиры. В таком случае ресурса вариатора хватает всего на 20 тысяч километров пробега.

Приобретая автомобиль с вариаторной трансмиссией, необходимо отдавать себе отчет, что ездить нужно без экстремальных ускорений и дрифта, а также всегда прогревать вариатор. В противном случае от скорого визита в сервисный центр вас не спасет ни одна брендированная супержидкость.

Желаете погонять на авто, разгоняя адреналин по венам? Арендуйте гоночный автомобиль и утолите свой «голод» на специальной трассе. Насиловать вариатор дорогого седана для этого не обязательно.

Специалисты уверяют, что в ближайшей перспективе половина новых транспортных средств будет агрегатироваться вариаторными трансмиссиями. Поэтому обучаться использовать столь сложный и дорогой агрегат можно уже начинать. Но даже если у вас классический автомат или механика, не забывайте своевременно менять масло. Это нехитрое мероприятие существенно продлевает ресурс коробки переключения передач.

Популярные тэги в статьях

Надежны ли коробки-вариаторы?

Технология передачи крутящего момента в транспортных средствах развивается очень быстро, предоставляя автолюбителям все больше вариантов. Казалось бы, еще недавно механическая трансмиссия была самой популярной во всем мире. Но за короткое время механика потеряла свои позиции, уступив дорогу автоматическим коробкам, роботизированным трансмиссиям и вариаторам (CVT). Например, вариаторы в настоящий момент используют многие автопроизводители. Но надежны ли они по сравнению с механическими и автоматическими коробками передач?

Смотрите также: 6 причин почему коробки передач с большим количеством скоростей бессмысленны

Для начала давайте узнаем, что же представляет собой вариатор в автомобиле?

Вариатор, или сокращенно CVT, в отличие от традиционной классической коробки-автомат, использующей шестерни передач, задействует два шкива, которые соединены между собой ременной передачей (износостойкая металлическая лента).

В некоторых вариаторах вместо металлического ремня производители используют цепь. Главный шкив соединен с коленвалом. Второй шкив (ведомый) соединен с приводными валами, которые передают крутящий момент на колеса автомобиля.

Главный, или, как его еще называют, ведущий, шкив постоянно при изменении оборотов двигателя меняет свой диаметр. Это необходимо, чтобы поддерживать обороты мотора на самом эффективном для конкретной ситуации уровне во время движения машины.

За счет изменения диаметра главного шкива вариатора ремень, используемый в коробке, натягивается или ослабляется, в результате чего изменяются передаточные числа.

Кстати, ведомый шкив также меняет свой диаметр, но только за счет инерции. Благодаря такой конструкции коробки передач автомобиль фактически получает бесконечное количество передач. То есть фактически вариатор избавляет автомобиль от фиксированного набора передач, которые есть в механической и автоматической трансмиссии. Благодаря этому уходит ощущение переключения передач. Иначе говоря, при разгоне машины с вариатором вам будет казаться, что она разгоняется постоянно на одной передаче.

Вот видеоролик от компании Тойота, который рассказывает, как работают их коробки-вариаторы (CVT), а также демонстрирует нам различные преимущества перед классическими «автоматами».

Оснащать преимущественно вариаторами свои автомобили в последние годы стала не только компания Тойота. Например, такие компании, как Ниссан, Хонда и Субару, также стали массово использовать на своих авто в качестве стандарта коробки-вариаторы.

Не переживайте, механические и классические автоматические трансмиссии также по-прежнему устанавливаются этими автопроизводителями. Правда, к сожалению, на многих моделях обычный автомат теперь идет либо в качестве опции, либо устанавливается в более дорогих комплектациях.

Также вариаторы устанавливаются и на европейские автомобили, такие как VW, Audi.

Есть ли недостаток в этих коробках передач?

Конечно, есть, как, в принципе, в любой коробке передач, которая имеет как плюсы, так и, естественно, минусы. Сами понимаете, что чудес не бывает, также как и не существует в мире идеального безупречного универсального товара / изделия.

Давайте на этом остановимся подробнее, не вдаваясь в сложные технические детали, как это любят делать на различных автофорумах.

Во-первых, стоит отметить, что многие автолюбители, купившие автомобиль с коробкой-вариатором, в процессе эксплуатации машины часто жалуются на необычную работу трансмиссии.

Дело в том, что поскольку вариаторы, как правило, управляются электроникой и специальной программой, то часто они запрограммированы так, что сбивают с толку водителей, которые ошибочно считают, что вариатор вышел из строя. Но в большинстве случаев это не так.

Почему же вариаторы дают такое ощущение во время движения? Дело как раз в бесступенчатости коробки передач и в отсутствии ощущения переключения передач. В итоге многих водителей это начинает смущать. Ведь, например, за рулем автомобиля с обычной АКПП переключения передач четко ощущаются, когда как за рулем авто с вариатором нет такого ощущения. В результате часто водители могут ошибочно судить о своих ощущениях, принимая подобную работу вариатора за недостаток.

Кстати, автопроизводители знают об этой проблеме и в настоящий момент работают над тем, чтобы как-то улучшить ощущения владельцев автомобилей, оснащаемых вариатором.

Естественно, каждый автопроизводитель по-своему программирует работу бесступенчатой трансмиссии. В результате у всех производителей вариаторы работают по-разному. Безусловно, любой автопроизводитель в рекламе своей продукции обязательно подчеркивает уникальность своей коробки-вариатора. Хотя в целом конструкция большинства вариаторов примерно одинакова и, в принципе, работа трансмиссии больше зависит от технических характеристик двигателя и программы, которая управляет вариатором.

Во-вторых, многие владельцы автомобилей с бесступенчатыми коробками передач CTV недовольны частым ревом моторов, работающих в паре с вариаторами, на довольно-таки высоких оборотах двигателя. Причем это, как правило, не связано со скоростью авто, что, согласитесь, не очень приятно. Ведь на автомобилях с классическими трансмиссиями мы обычно связываем увеличение оборотов двигателя с разгоном автомобиля. То есть при разгоне обороты двигателя начинают расти до тех пор, пока коробка автоматически не переключит повышенную передачу (обычно, например, на автомобилях с классическим «автоматом» обороты двигателя постоянно колеблются, чтобы соответствовать изменяющимся условиям движения при переключении передач).

Читать статью  Автомобильная лебедка: обзор основных видов

Вариатор же, увы, работает немного по-иному. Так, например, если вы умеренно нажмете педаль газа и начнете набирать скорость, скорее, вариатор заставит двигатель набрать высокие обороты и удерживать их на этом уровне (на максимально возможном пике) до тех пор, пока вы не достигнете желаемой скорости. Естественно, часто подобная работа вариатора очень раздражает, так как приводит к излишнему и порой неуместному шуму двигателя.

В принципе, подобная настройка коробки, работающей в паре с двигателем, необходима для максимальной эффективности автомобиля (экономичность), независимо от его динамики и режима движения. Но именно из-за специфичной работы вариатора многие водители испытывают за рулем смешанные чувства.

Особенно раздражает, как работает двигатель в паре с вариатором на скользкой заснеженной поверхности. Ведь на автомобиле с обычной АКПП или МКПП мы сразу чувствуем и слышим, когда колеса авто начинают пробуксовывать. В машине с вариатором вы сразу не поймете, буксует ваш автомобиль или просто двигатель работает на повышенных оборотах, в связи с тем что вариатор работает в определенном режиме передачи крутящего момента.

К счастью, постепенно вариаторы в современных авто становятся все лучше. Например, ряд автопроизводителей усовершенствовали свои коробки CVT, сделав их работу в паре с двигателем более приятной и комфортной.

Тем не мене это не все минусы коробки-вариатора. Давайте теперь взвесим как плюсы, так и минусы этой трансмиссии:

Плюсы

Минусы

— Нет переключений передач

— Нет потери времени при разгоне / более плавный разгон

-Дешевле гидромеханической коробки-автомата

— Плавный ход автомобиля

— Более быстрый разгон с места

— Ремень, используемый в вариаторе,

как правило, изнашивается к 150 тыс. км.*

— Нельзя долго ехать на максимальных оборотах двигателя на максимуме мощности

— Частое обслуживание КПП (фильтры + масло)**

— Дороговизна трансмиссионной жидкости для сохранения ремня в вариаторе

— Не терпит грубого стиля вождения (рывки, экстренные торможения и т. п.). Вариатор может быстро выйти из строя

— Сложная электронная система управления вариатором, работающая на основе показаний многочисленных датчиков, которые, к сожалению, часто изнашиваются

  • * Но это в идеале и зависит от условий эксплуатации и стиля вождения.
  • На практике ремень в коробке изнашивается гораздо раньше.
  • Хотя нередко, когда владельцы автомобилей сообщают о ресурсе ремня в вариаторе в 200 тыс. км и даже более.
  • ** По сравнению с МКПП и классическим «автоматом».

Надежен ли вариатор в сравнении с обычной механической или автоматической коробкой передач?

Однозначно, конечно, ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от марки, модели автомобиля, от объема двигателя, от производителя трансмиссии, от стиля вождения владельца авто и условий эксплуатации.

Но в целом можно с уверенностью ответить, что, несмотря на то что вариатор имеет более простую конструкцию, чем МКПП или классическая АКПП, управление вариатором основано на сложной электронике, которая контролирует работу бесступенчатой коробки передач с помощью многочисленных датчиков. И если один из датчиков выходит из строя, то весь вариатор может дестабилизироваться.

Кроме того, вариатор – более прихотливая трансмиссия, которая любит за собой уход. Речь идет о регулярном плановом техническом обслуживании, при котором требуется менять трансмиссионную жидкость и фильтры вариатора. Это необходимо, чтобы предотвратить снижение срока службы ременного привода коробки передач. В противном случае замена ремня обойдется владельцу авто в круглую сумму. Однако не стоит ожидать от вариатора каких-то невероятных пробегов, которые обычно показывают механические трансмиссии и некоторые старые АКПП. Тем не менее если вы не будете использовать агрессивный стиль вождения, станете регулярно и своевременно проводить техническое обслуживание вариатора, то ваша бесступенчатая коробка проживет не одну сотню тысяч километров.

С другой стороны, это же касается и обычных трансмиссий: МКПП и АКПП, которые также необходимо обслуживать. Причем даже если по техническому регламенту автопроизводителя масло в коробке не меняется. Помните, что чудес на свете не бывает и законы физики, а также химии никто не отменял. Дело в том, что любое трансмиссионное масло рано или поздно теряет свои физические свойства. В результате со временем масло в коробке передач перестает выполнять роль защиты от нагрева и трения, что может привести к повреждению любой КПП.

Так что, в принципе, коробки-вариаторы в целом также надежны, как и традиционные автомобильные трансмиссии. Остальное дело за вами. Какую машину покупать – решать вам. Ведь это касается ваших потребительских предпочтений.

И, разумеется, обратите внимание на главные минусы вариаторов, которые мы указали выше.

В том числе не забудьте, что стиль езды, к которому вы привыкли за рулем автомобиля, оснащенного механической или традиционной автоматической коробкой передач, может не подойти вам на авто с вариатором. Особенно если вы любите стартовать со всех светофоров, вжимая педаль в пол, и тормозить перед самой стоп-линией. Учтите, что подобный стиль управления автомобилем вариатор не любит. В противном случае вариатор может быстро выйти из строя, что чревато огромными расходами, которые будут куда больше, чем при ремонте классического «автомата».

Автомат, механика, робот или вариатор. Какая коробка передач лучше? Версия для печати

https://a-ekb.ru/

При выборе транспортного средства перед покупателем всегда встает важный вопрос: какая коробка передач лучше? Брать классическую механику? Или один из типов автоматической КПП (робот, вариатор или обычный автомат-гидротрансформатор)? недостатки.

У каждого из вариантов есть как свои преимущества, так и недостатки.

Читать статью  Как обезопасить автомобиль от угона⁠⁠

Механика

Механическая КПП – это настоящая классика, которой автомобили комплектуются уже более века. С тех пор агрегат не претерпел значительных изменений.

В автомобиле с МКПП водитель выбирает и переключает передачи вручную, выжимая педаль сцепления и используя специальный селектор. Иными словами, можно включить любую передачу, ориентируясь на условия движения. Это основной плюс механической коробки, особенно для опытного водителя.

Преимуществами механической коробки передач также можно назвать простоту и дешевизну в обслуживании. Многие водители считают МКПП самыми надежными из всех видов трансмиссий. Действительно, механика может безотказно проработать свыше миллиона километров, – это лучший показатель по сравнению с другими коробками.

Вместе с тем у механики есть и очевидные недостатки. Во-первых, сомнительный уровень комфорта. В условиях плотного трафика и частых светофоров правая рука водителя должна постоянно находиться на ручке КПП, а нога выжимать сцепление. Во-вторых, водители-новички могут неправильно работать МКПП. Это приведет к сожженному сцеплению, сломанной трансмиссии или перегретому двигателю.

Автомат или гидротрансформатор

АКПП, какими мы их знаем, начали ставить на автомобили в 40-х годах прошлого века. Ну а массово этот тип коробки используют с 60-х годов.

Классический автомат работает на основе гидротрансформатора. Данный узел переключает скорость, играя роль сцепления. Он заменяет необходимость выжимать данную педаль и переключать передачи вручную, как это происходит на механике.

Это довольно сложная система, которая, однако, обеспечивает для водителя значительный комфорт. Ему остается только нажимать газ и тормоз. Кроме того, электронная система переключает передачи в самый оптимальный момент, тем самым учитывая нагрузку на мотор и условия движения автомобиля. Благодаря автомату двигатель будет работать в самом эффективном диапазоне мощности.

Коробки автомат можно назвать лучшим вариантом езды в городе, особенно в условиях пробок. Для управления автомобилем, оснащенным АКПП, не требуется особых навыков по сравнению с механикой. Так что это хороший вариант для начинающих водителей.

Есть у автоматической коробки передач и свои недостатки. Например, высокий расход топлива и дорогостоящее обслуживание. При этом автомобили с двигателем небольшой мощности и на автомате будут разгоняться довольно медленно.

Что касается надежности, то современные АКПП служат довольно долго, но требуют внимания. Например, в агрегате через каждые несколько десятков тысяч километров обязательно должна производиться замена масла.

Робот

Автомобили с РКПП появились на рынке с середины пошлого века, но их массовое использование производителями началось в 1980-х.

Роботизированная коробка передач представляет собой обычную механику, которая дополнена специальным узлом переключения. Данный агрегат управляет сцеплением и выбирает передачи в автоматическом режиме.

Роботы обладают высокой топливной экономичностью, так как компьютер со специальной программой четко выбирает оптимальный момент переключения передач. Также такой агрегат недорог в производстве по сравнению с обычным автоматом.

Однако и у роботов есть свои недостатки. Такие коробки требуют существенных расходов на обслуживание и ремонт. Например, чтобы они не выходили из строя из-за износа диска сцепления, необходимо производить перекалибровку (перенастройку) коробки каждые 15 тысяч километров. Также нужно учитывать, что нормой для роботизированных КПП являются рывки и толчки при переключении передач, то есть максимального комфорта для водителя и пассажиров они обеспечить не могут.

Интересно, что роботизированными коробками зачастую комплектуются спортивные машины. РКПП предпочтительнее из-за быстрого переключения, что обеспечивает динамичный разгон. С другой стороны, если постоянно «давить в пол», коробка-робот быстро выходит из строя.

Вариатор

Интересно, что вариаторы начали использовать в промышленности еще в XIX веке. Этими механизмами оснащались швейные машинки и другое оборудование. С 1920-х годов их начали ставить на двухколесные транспортные средства – мотоциклы, мотороллеры, скутеры. С середины ХХ века вариаторы устанавливаются и на серийные автомобили.

Вариатор – это бесступенчатая коробка, в которой полностью отсутствует переключение передач. Электронная система самостоятельно подбирает оптимальное передаточное число.

Преимуществом этой КПП можно назвать плавность хода, благодаря чему водителю и пассажирам будет комфортно. Также вариатор лучше разгоняет автомобиль, при этом обеспечивает небольшой расход топлива. Робот или вариатор — это более современные и технологичные типы коробок передач по сравнению с классическими автоматами.

К недостаткам этих коробок можно отнести высокий уровень шума и меньший срок службы. Причем опытные автослесари даже советуют отказаться от приобретения авто с вариатором, которая уже была в употреблении. С другой стороны, сами разработчики отмечают, что ресурс работы таких коробок – до 400 тысяч километров. Но для этого машина должна правильно и своевременно обслуживаться

Кроме того, вариаторы не предназначены для моторов большой мощности. Машины, созданные для перевозки грузов, также такими коробками не оснащаются, — практика показала, что вариаторы не выдерживают больших нагрузок.

Распространенность в мире и специфика

Транспортные средства, оснащенные механикой, распространены в странах с низким уровнем доходов населения. Они довольно популярны на территории СНГ, в Южной Америке, Африке, Азии.

В США механическая коробка передач практически полностью вытеснена различными вариантами автоматов. Там АКПП, вариаторами и роботами оснащаются до 90% легковых и грузовых автомобилей.

При этом недорогие автомобили со спортивным уклоном довольно часто все еще оснащаются механической коробкой. МКПП обеспечивает быстрый разгон для таких машин. Кроме того, механическую коробку передач часто устанавливают на внедорожники.

Грузовые автомобили сегодня в большинстве случаев имеют механические коробки передач, в особенности это касается большегрузных тягачей. Впрочем, в настоящее время и для них выпускаются автоматические коробки. АКПП довольно надежны, но дороги, поэтому им еще не удается вытеснить классическую механику в сфере большегрузов.

Итак, необходимо подвести итог и ответить на вопрос: какую коробку передач выбрать? Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Как показывает практика, все существующие автоматические коробки передач не способны обеспечить такой же уровень долговечности, как механика. С другой стороны, МКПП существенно уступает по уровню комфорта роботам, вариаторам и классическим автоматам, тем самым вынуждая водителя много внимания уделять сцеплению и ручке КПП. Так что каждый водитель должен сделать свой выбор, ориентируясь на собственные потребности и приоритеты.

Источник https://service-vao.ru/articles/8-zabluzhdenij-o-variatorax-i-odin-vesomyj-nedostatok/

Источник https://1gai.ru/publ/520002-nadezhny-li-korobki-variatory.html

Источник https://zen.ati.su/article/2021/06/22/avtomat-mehanika-robot-ili-variator-kakaja-korobka-peredach-luchshe-531046/